Царь правды - мельхиседек. Царь Салима Мелхиседек, кто он? Что значит по чину Мелхиседека? Последний православный царь в чину мелхиседека

Проекты 17.04.2024

Согласно Быт. 14 гл. - это царь города Салима - Иерусалима, и священник. Он встретил Авраама, возвращающегося после разгрома Кедорлаомера, благословил его. А Авраам отдал ему десятую часть добычи. Обычный человек. Но в Новом Завете, в Евреям 7 гл. есть стих, озадачивающий нас. Вот он: «Без отца, без матери, без родословия не имеющий ни начата дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда» (3 стих). К этому прибавились тексты из Кумрана, где он изображён небожителем, имеющим ангельскую сущность» (Брокгауз стр. 565). Но небожители никогда не были на земле царями и священниками, не нуждались в десятине. Да если бы Мелхиседек был больше, чем человек, разве б Библия не пролила бы больше света на эту личность?

Думаю, что Апостол Павел увидел в нём замечательный образ Первосвященника Христа, потому и написал 7-ю главу.

Мелхиседек : неизвестно когда и откуда появился, неизвесту рождения и смерти, неизвестны родители, не велась родословие Но Бог нашёл нужным поставить его священником. И Авраам признал это священство. Да и значение имени его на иврите «Царь Правды», «Царь Справедли- вости». А должность царя Салима добавила ещё одно значение - «Царь Мира». (Салим - Шалаим - Мир)

Христос: «Но род Его кто изъяснит?» (Ис. 53:8). Нет родословной по линии Левия. Он из колена Иудина, и не должен быть Первосвященником.

«Ибо, Тот, о Ком говорится сие, принадлежал к иному колену, из ко-
торого никто не приступал к жертвеннику, о котором Моисей ничего
не сказал относительно священства», «…по подобию Мелхиседека вос-
стает священник иной» (Евр. 7:13-17).

Мария - земная мать Иисуса. Но он известен был небожителям уже очень давно, с тех пор, как Отец Небесный «вводит Первородного во Вселенную, говорит: «и да поклонятся ему все Ангелы Божии» (Евр. 1:6). А Иосиф вообще не отец Его. Кажется, по-человечески, по закону Моисея, Иисус - не подходящая фигура на роль Первосвященника.

Но Господь взял и провозгласил Его таковым: «Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека» (21 стих). По принципу Мелхиседека, вопреки привычному для той поры правилу избрания. И тоже «Царь Царей», «Князь Мира». Ограниченные сведения не позволяют нам узнать большее о Мелхи- седеке. Но, достигнув «века будущего», узнаем несравненно больше.

Сегодняшнее апостольское чтение касается очень важной темы: Христос как Первосвященник Нового Завета.

Апостол Павел строит свои рассуждения на двух эпизодах из ветхозаветных Книг Библии. В Книге Бытия, в рассказе о возвращении Авраама после победы над четырьмя царями, встречаются загадочные строки: «Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, – он был священник Бога Всевышнего, – и благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. Аврам дал ему десятую часть из всего» (Быт. 14:18–20).

Этот странный отрывок не имеет ни предыстории, ни продолжения. Непонятно, почему Авраам отдал десятую часть добычи и по какому праву Мелхиседек благословил его как больший меньшего – Авраама, кого Писание называет «другом Божиим» (2 Пар. 20:7)! Не менее таинствен образ самого Мелхиседека, неизвестно откуда взявшегося и тут же пропавшего из поля зрения автора Книги Бытия. Более того, нигде в Ветхом Завете Мелхиседек уже не упоминается, кроме одного места. В 109-м псалме, который Церковь называет «мессианским», потому что он представляет собой пророчество о Мессии, говорится: «Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека» (Пс. 109:4). Это и есть второй ветхозаветный эпизод. Он нужен Павлу для рассуждений. А рассуждение необходимо, ибо ничего не понятно. Что значит «по чину Мелхиседека» и почему Господь клянется?

Непонятность подобных мест Ветхого Завета, как и вообще неправильные подходы к толкованию его, апостол Павел метко назвал «покрывалом», которое «снимается Христом» (2 Кор. 13:14). Значение личности Мелхиседека могло раскрыться только в Новом Завете. И здесь уже пора дать слово апостолу Павлу. Пройдем по страницам Послания к евреям и посмотрим, что еще Павел говорит о Мелхиседеке.

«Мелхиседек… – во-первых, по знаменованию имени царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира, без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда» (Евр. 7:2–3).

Действительно, имя Мелхиседек в переводе значит «царь правды», «салим» – значит «мир». Кого еще можно назвать Царем правды и мира, как не Иисуса, примирившего небесное и земное? «Отрасль правды… Господь праведен наш», – так говорит о Христе пророк Иеремия (Иер. 33:15–16). «Солнце правды», – подтверждает Малахия (Мал. 4:2). «Князь мира», – пророчествует о Христе Исаия (Ис. 9:6). «Ибо Он есть мир наш», – свидетельствует и сам Павел (Еф. 2:14).

Далее, Мелхиседек есть царь Салима. Библейские археологи говорят, что Салим – древнее название Иерусалима. А кого еще можно назвать царем Иерусалима, как не Христа? «Иисус Назорей, Царь Иудейский» (Ин. 19:19) – было написано на Кресте Господнем. Царь Иудейский значит царь Иерусалима, ибо Иерусалим есть столица Иудеи. И об этом тоже можно найти пророческое свидетельство. Одно из них мы вспоминаем в праздник Входа Господнего в Иерусалим: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах. 9:9).

Продолжаем исследовать учение апостола Павла. «Без отца и без матери» Мелхиседек не потому, что у него не было земных родителей, но из-за того, что о таковых ничего не сказано в Писании (весьма необычная деталь для библейского текста, изобилующего родословиями). И это тоже о Христе! Ибо и Он «без отца» по человечеству, а «без матери» – по божеству. «Не имеющий ни начала дней, ни конца жизни» – о Мелхиседеке это говорится из-за полного отсутствия в Писании сведений о его рождении и смерти. Мы видим намек на вечность Того, Кто стоит за этим образом – на Сына Божия. Ибо «Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее» (Евр. 7:24). Ему сказано: «Ты священник вовек».

Сын Божий «пребывает священником навсегда» не только по причине Своего приснобытия, но и потому, что Его Жертва принесена однажды и на все времена. Она неиссякаема и покрывает все и всех, так как выше всего.

Также Павел отмечает, что в лице Авраама весь народ израильский дал десятину Христу в образе Мелхиседека. В том числе и Левий, по закону не дающий, но принимающий десятину от остальных одиннадцати израильских колен. Мелхиседек, благословляющий Авраама, – это Христос, дающий благословение Своему народу – всем верующим в Него.

Еще интересная деталь. Мелхиседек был царем и не происходил из священнического колена. Ничего не сказано о том, кто из людей избрал его на священническое служение. Также происходил из царского рода (из колена Иуды) и не был избираем в священство от людей и Христос, но был поставлен на священство Самим Отцом: «Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека» (Пс. 109:4). Поэтому Христос и не имел законного помазания на священство. Он был помазан на служение Самим Богом Отцом, причем с клятвой.

Интересно, что слово «священник» употребляется в Библии впервые именно в отношении Мелхиседека. Возможно, это намек на то, что он является образом Священника Единственного, Первого и Последнего – Иисуса Христа. Мелхиседек принес хлеб и вино, Христос в сионской горнице также подает ученикам хлеб и вино, но под их видом скрываются Его Плоть и Кровь.

Таким образом, братья и сестры, еще в Ветхом Завете, задолго до установления закона о ветхозаветном священстве, мы видим пророчество о новом и истинном Первосвященнике и о будущем новозаветном благодатном священстве во Имя этого Первосвященника – Иисуса.

Это такой Первосвященник, который познал все немощи наши, кроме греха, и сострадает нам в них (слово «сострадать», слышанное нами в сегодняшнем апостольском чтении, с греческого переводится как «участвовать в страдании» (συμπαθῆσαι)). Он Сам есть Приносимый, Приносящий и Принимающий, Раздающий и Раздаваемый (литургическая молитва «Никтоже достоин»). Заметьте, наш Первосвященник не стоит перед Отцом, а Сам сидит на Божественном престоле.

Ветхозаветные первосвященники входили в святая святых Храма один раз в год, принося за грехи свои и всего народа кровь жертвенных животных. Христос же вошел в святая святых скинии истинной, «которую воздвиг Бог, а не человек» (Евр. 8:1–2); той скинии, что служила образом для земного святилища. Вошел со Своей Кровью, принеся жертву умилостивления за беззакония всех людей, сделавшись «для всех послушных Ему виновником спасения вечного» (Евр. 5:9), и «приобрел вечное искупление» (Евр. 9:12).

В прощении грехов и заключается суть Нового Завета, как и сказал пророк Иеремия: «Вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их, и грехов их не воспомяну более» (Иер. 31:33). Бог, со Своей стороны, прощает грехи. Мы, со стороны своей, должны в сердце и мыслях (а это касается самой сокровенной области человеческой жизни) носить закон Его, т. е. заповеди. В этом и состоит Новый Завет: в прощении грехов и жизни по заповедям.

Почему же Церковь вспоминает о Первосвященстве Христа в Крестопоклонную Неделю? Дело в том, что священство тесно связано с жертвой и жертвенником. В Ветхом Завете жертвенник почитался великой святыней. Господь, подробно объяснив Моисею, как устроить жертвенник и богослужебные предметы, сказал: «И освяти их, и будет святыня великая: все, прикасающееся к ним, освятится» (Исх. 30:29). Таков ветхозаветный жертвенник, на который полагались жертвы, не дающие прощения грехов. А новозаветный жертвенник – это Крест. На нем была принесена новая Жертва, тело Богочеловека. Благодаря этой Жертве мы получаем прощение наших преступлений, освящение, оправдание, избавление от власти дьявола и примирение с Богом. Поклоняясь Кресту, мы должны иметь в уме Великого Первосвященника, устроившего наше спасение Своею Кровью. Вот для чего Церковь прилагает к евангельскому чтению о Кресте и слова Апостола о Мелхиседеке как о прообразе новозаветного Первосвященника Иисуса Христа.

В Крестопоклонную Неделю все православные христиане стараются причаститься Тела и Крови Господа Иисуса Христа. Литургия – это тоже плод Христова подвига, продолжение Его священнодействия, в котором участвуем все мы. Давайте постараемся причаститься хотя бы с частичным осознанием того, какой ценой устроено спасение наших душ и какое неслыханное дело сотворил Господь на земле ради нас. Для того, чтобы вот так просто выносились перед нами эти дары Божии, нужна была непостижимая уму смерть Бога и таинственное священнодействие Христово в невидимой, духовной реальности. Да умолкнет же перед Чашей всякая плоть человеческая и да стоит со страхом и трепетом! И пусть в этой тишине души тихо звучат лишь одни возможные здесь слова, слова благодарения: «Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? Чашу спасения прииму и имя Господне призову» (Пс. 115:3).

царь правды; Быт 14:18, Пс 109:4, Евр 5:6 и др.) - царь Салимский, священник Бога Всевышнего. Он, по возвращении Авраама с отбитыми у четырех восточных царей людьми и имуществом, вышел к нему на встречу с хлебом и вином, благословил его и принял от него десятую часть всей отнятой у врага добычи. Пребыванием его по всей вероятности было место, на котором впоследствии был построен Иерусалим. Впрочем относительно сего существуют различные мнения (см. Салим) Его священство признавалось не только Авраамом, но также и теми лицами, из имущества которых была дана ему десятина. По всему видно, что Мелхиседек пользовался большою известностью (Евр 7:1); но нам совершенно неизвестно о времени его рождения, летах, жизни и об его предках (Евр 7:3). Он так таинствен как по отношению к своему лицу, так и к своему служению, что существовало и существует много разнообразных мнений, из которых некоторые представляются очень странными и неосновательными. По позднейшему Иудейскому преданию, это был Сим, который мог жить еще 150 лет одновременно с Авраамом. По другому преданию, он принадлежал к семейству Хама или Иафета. Но ни то, ни другое предание не существовало в апостольский век. Некоторые утверждали, что под лицом Мелхиседека разумеется воплощенный ангел или другое сверхъестественное существо, которое жило некоторое время между людьми. Наконец, находились еще люди, которые видели в лице Мелхиседека ветхозаветное явление Сына Божия. Одна секта, под названием Мелхиседеян, утверждала, что он был воплощение некой Божественной силы или даже Св. Духа. Несомненно одно, что Мелхиседек был простой потомок Адама по естественному происхождению от него; но нам ничего неизвестно о нем, кроме разве того что он был лицо особенно великое и значительное. Впрочем самое умолчание Свящ. Писания о нем уже само по себе знаменательно и прообразовательно. Псалмопевец пророчествовал о Мессии, что Он священник во век по чипу Мелхиседекову (Пс 109:4), и писатель послания к Евреям неоднократно указывает на то, что это пророчество вполне осуществилось на Иисусе Христе (Евр 5:5-10, 6:20, 7:21). Как и Мелхиседек, Господь Иисус Христос есть Царь и Первосвященник (Зах 6:12-13); подобно Мелхиседеку, Он несравненно и выше Авраама или его потомков. Он вечен точно также, как и Мелхиседек представляется без отца, без матери, без родословия, не имеющим ни начала дней, ни конца жизни (Евр 7:3). “Уподобляясь Сыну Божию, замечает наконец о нем ап. Павел, он пребывает священником навсегда” (ст. 3).

В Ветхом Завете

В Ветхом Завете Мелхиседек упоминается в Быт. 14:18, Пс. 109:4 и др.

В Новом Завете

Согласно Новому Завету, Мелхиседек пользовался большой известностью (Евр. 7:1). У него не было ни земного отца, ни матери, ни предков, у жизни его нет ни начала, ни конца; уподобляясь Сыну Божию , он остается священником навсегда (Евр. 7:3).

О личности Мелхиседека

Мелхиседека так таинственен, как по отношению к своему лицу, так и к своему служению, что на этот счёт существует множество разнообразных мнений, часть из которых необоснована.

По позднейшему еврейскому преданию, это был Сим , который мог жить еще 150 лет одновременно с Авраамом . По другому преданию, он принадлежит к семейству Хама и Иафета .

Упоминания в литературе

См. также

Примечания

Внешние ссылки

  • Мелхиседек - царь мира: знамение для нашего времени . Библия-центр
При написании этой статьи использовался материал из Библейской энциклопедии архимандрита Никифора (1891-92).

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Мельхиседек, в древнерусской письменности
  • Мельхиот Марио

Смотреть что такое "Мельхиседек" в других словарях:

    МЕЛЬХИСЕДЕК - Малкицедек (евр. malkizedeq, «царь мой праведность», теофорное имя, включающее название общесемитского божества zedek; греч. Μελχισεδέχ), в преданиях иудаизма и раннего христианства современник Авраама, царь Салима (Шалема, будущего Иерусалима),… … Энциклопедия мифологии

    Мельхиседек - Малкицёдек (евр. malkisedeq, «царь мой праведность», теофорное имя, включающее название общесемитского божества zedek; греч. МеА.%1СТе5ек), в преданиях иудаизма и раннего христианства современник Авраама, царь Салима (Шалема, будущего Иерусалима) … Энциклопедия культурологии

    Мельхиседек I - 34 й архим. Высоцкого серпуховского мон. с 6 июня 1802 г., † 5 окт. 1813 г. Дополнение: Мельхиседек, до 1802 г. строит. Екатерининской пустыни, оттуда перев. архим. в Серпухов. Высоцкий мон. {Половцов} …

    Мельхиседек II - 44 й архим. Высоцкого серпуховского мон., переведен из московского Сретенского мон. 23 ноября 1843 г., † 16 марта 1850 г. Дополнение: Мельхиседек (Хламов?), архим. серпуховского Высоцкого и московск. Сретенского; магистр (1822 г.) Моск. дух. акад … Большая биографическая энциклопедия

    Мельхиседек - архимандр. Ал. Нев. лавры, † 2 авг. 1862. {Венгеров} … Большая биографическая энциклопедия

    Мельхиседек Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Мельхиседек - Малкицедек в преданиях иудаизма и раннего христианства современник Авраама, царь Салима (Шалема, будущего Иерусалима), священнослужитель предмонотеистич. культа Эльона (в русском переводе «бога всевышнего»), отожд. библейской традицией с … Древний мир. Энциклопедический словарь

    Мельхиседек - (иуд.) – «царь мой – праведность» – современник Авраама, царь Салима (будущего Иерусалима), первосвященник культа Яхве. По книге Еноха, М. чудесным образом зачала без мужа престарелая и бесплодная Нира, жена брата Ноя. Когда ее обвинили в блуде,… … Мифологический словарь

    Мельхиседек - Мел(ь)хисед’ек (царь правды) (Быт.14:18 ; Пс.109:4 ; Евр.5:6 ,10; Евр.6:20 ; Евр.7:1 ,10,11,15,17,21) царь Салима и священник Бога Всевышнего. Таинственная фигура, неожиданно появившаяся перед Авраамом, возвращавшимся с освобожденным Лотом. Он… … Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии

    Мельхиседек, 1755-59 г. - Мельхиседек, 1755 59 г.архим. Корнилиева Комельского мон. близ Грязовца.Русский биографический словарь в 25 ти т. Изд. под наблюдением председателя Императорского Русского Исторического Общества А. А. Половцева. Санкт Петербург: Тип. И. Н.… … Большая биографическая энциклопедия

Книги

  • Купить за 1546 руб
  • Краткое историческое описание Рыхловской пустыни или Пустынно-Рыхловского Николаевского общежительного мужского монастыря... , Мельхиседек, архимандрит. Книга представляет собой репринтное издание 1844 года. Несмотря на то, что была проведена серьезная работа по восстановлению первоначального качества издания, на некоторых страницах могут…

Рекомендуем почитать

Наверх