Немецкие подводные асы: рождение традиций. Самые зубастые "Акулы" (наиболее результативные подводные лодки Первой и Второй Мировых войн) Самые результативные подводники второй мировой войны

Гидрозатвор  29.03.2024
Гидрозатвор 

Командиры подводных лодок, потопившие за время военных действий кораблей противника общим водоизмещением более 50 тыс. т. Ниже приводится список офицеров-подводников, потопивших больше всего кораблей противника.

Асы подводной войны Эрих Топп и Энгельберт Эндрасс

"АСЫ ПОДВОДНОЙ ВОЙНЫ" в книгах

VIII КРАХ ПОДВОДНОЙ ВОЙНЫ КРИГСМАРИНЕ

Из книги Стальные гробы рейха автора Курушин Михаил Юрьевич

VIII КРАХ ПОДВОДНОЙ ВОЙНЫ КРИГСМАРИНЕ

Кульминационный пункт подводной войны

автора Маршалль Вильгельм

Кульминационный пункт подводной войны В первой половине 1942 года новое поле деятельности немецких подводных лодок - атлантическое побережье США к Карибское море - оказалось свидетелем больших успехов, достигнутых немцами. Дело в том, что к этому времени американцы еще

Итоги подводной войны

Из книги Война на море. Внимание рейдеры! автора Маршалль Вильгельм

Глава 1 НАЧАЛО ПОДВОДНОЙ ВОЙНЫ

Из книги «Волчьи стаи» во Второй мировой. Легендарные субмарины Третьего рейха автора Громов Алекс

Глава 1 НАЧАЛО ПОДВОДНОЙ ВОЙНЫ Создание подводного флота Германии Как появилось само понятие подводной войны?..В начале Первой мировой войны немецкий адмирал Гуго фон Поль выступил в поддержку идеи подорвать английскую экономику, применяя подводные лодки против

Новые виды оружия подводной войны

Из книги Война на море. 1939-1945 автора Руге Фридрих

Новые виды оружия подводной войны Во второй половине 1942 г. умножились тревожные признаки изменения обстановки в подводной войне. Потери при проходе к району операций и возвращении из него через свободный от судов Бискайский залив, где до этого времени подводники имели

Организатор неограниченной подводной войны

Из книги автора

Организатор неограниченной подводной войны Несмотря на ускоренное строительство военных судов к началу войны германский военно-морской флот по своему общему водоизмещению уступал британскому в 7 раз и в 3 раза – французскому. В то же время развитие подводного флота в

Подготовка к пятой фазе подводной войны

Из книги Такой была подводная война автора Буш Харальд

Подготовка к пятой фазе подводной войны В этом разделе будет уместным напомнить о некоторых достижениях в области техники, которые, в случае если бы общая военная обстановка 1945 года сложилась иначе, могли бы создать в последующей, пятой, фазе подводной войны широкие

Глава XX. Кульминационная точка подводной войны

Из книги Корсары глубин автора Ловелль Томас

Глава XX. Кульминационная точка подводной войны Первая неограниченная подводная война была прервана, главным образом, по причине протестов Соединенных Штатов Америки, но теперь в начале 1917 года Германия решила бросить вызов всему миру и снова ее начать, надеясь выиграть

Начало подводной войны

Из книги Великая Гражданская война 1939-1945 автора Буровский Андрей Михайлович

Начало подводной войны Еще до войны нацисты направили в Атлантику 2 броненосца и 18 подводных лодок. Если Британия вступит в войну, пусть они нападают на торговые суда Великобритании и союзных ей стран. Уже в день объявления войны, 3 сентября, германская подводная лодка U-30

4. Объявление беспощадной подводной войны. Предшествующая история подводной войны и противодействие Соединенных Штатов. Решение германского правительства. Выступление Вильсона. Разрыв дипломатических сношений между Соединенными Штатами и Германией

Из книги Европа в эпоху империализма 1871-1919 гг. автора Тарле Евгений Викторович

4. Объявление беспощадной подводной войны. Предшествующая история подводной войны и противодействие Соединенных Штатов. Решение германского правительства. Выступление Вильсона. Разрыв дипломатических сношений между Соединенными Штатами и Германией В настоящее время,

Итоги подводной войны

Из книги Затянувшийся блицкриг. Почему Германия проиграла войну автора Вестфаль Зигфрид

Итоги подводной войны Как и другие проблемы войны на море, этот вопрос нами уже почти исчерпан. Остается только добавить, что в разбираемый период времени добиться каких-либо новых существенных боевых успехов было уже невозможно. До 8 мая 1945 года немецкие подводные лодки

Из книги История Второй мировой войны автора Типпельскирх Курт фон

Тайна германской подводной войны

Из книги 100 великих тайн Первой мировой автора Соколов Борис Вадимович

Тайна германской подводной войны 22 сентября 1914 года немецкая подводная лодка У-9 потопила в базе британского флота Скапа Флоу броненосцы «Абукир», «Кресси» и «Хог». Помощник капитана У-9 Отто Веддигена лейтенант И. Шписс так описывал гибель «Кресси»: «У борта

11. Провал планов подводной войны

Из книги История Второй мировой войны. Блицкриг автора Типпельскирх Курт фон

11. Провал планов подводной войны После того как весной 1943 г. подводная война в Северной Атлантике в результате тщательного прикрытия этого района с воздуха и применения новых английских радиолокационных установок потерпела полную неудачу, оставалось еще несколько

ГЛАВА III. ПОД ЗНАКОМ ПОДВОДНОЙ ВОЙНЫ

Из книги С английским флотом в мировую войну автора Шульц Густав Константинович

ГЛАВА III. ПОД ЗНАКОМ ПОДВОДНОЙ ВОЙНЫ Поездка в Лондон. Ютландский бой и общественное мнение. Тотчас после нашего возвращения в Скапа-Флоу я был снова вызван телеграммой в Лондон. Убедившись, что в ближайшее время нельзя ожидать боевого выступления флота, я по прошествии

Подводные лодки диктуют правила в морской войне и заставляют всех безропотно соблюдать заведенный порядок.


Тех упрямцев, что рискнут пренебречь правилами игры, ожидает скорая и мучительная смерть в стылой воде, посреди плавающих обломков и пятен нефти. Лодки, вне зависимости от флага, остаются опаснейшими боевыми машинами, способными сокрушить любого противника.

Предлагаю вашему вниманию небольшой рассказ о семи наиболее удачных проектах субмарин военных лет.

Лодки типа Т (Triton-class), Великобритания
Количество построенных субмарин - 53.
Водоизмещение надводное - 1290 тонн; подводное - 1560 тонн.
Экипаж - 59…61 чел.
Рабочая глубина погружения - 90 м (клепаный корпус), 106 м (сварной корпус).
Скорость полная в надводном положении - 15,5 узлов; в подводном - 9 узлов.
Запаса топлива 131 тонн обеспечивал дальность плавания в надводном положении 8000 миль.
Вооружение:
- 11 торпедных аппаратов калибра 533 мм (на лодках подсерий II и III), боекомплект - 17 торпед;
- 1 х 102 мм универсальное орудие, 1 х 20 мм зенитный «Эрликон».


HMS Traveller


Британский подводный Терминатор, способный «выбить дурь» из головы любого врага с помощью носового 8-торпедного залпа. Лодкам типа «Т» не было равных по разрушительной мощи среди всех субмарин периода ВМВ - этим объясняется их свирепый облик с причудливой носовой надстройкой, где разместились дополнительные торпедные аппараты.

Пресловутый британский консерватизм остался в прошлом - британцы одними из первых оснастили свои лодки гидролокаторами ASDIC. Увы, несмотря на свое мощное вооружение и современные средства обнаружения, лодки открытого моря типа «Т» не стали самыми эффективным среди британских субмарин Второй мировой. Тем не менее, они прошли захватывающий боевой путь и добились ряда замечательных побед. «Тритоны» активно использовались в Атлантике, в Средиземном море, громили японские коммуникации на Тихом океане, несколько раз отметились в стылых водах Арктики.

В августе 1941 года в Мурманск прибыли субмарины «Тайгрис» и «Трайдент». Британские подводники продемонстрировали мастер-класс своим советским коллегам: за два похода было потоплено 4 вражеских парохода, в т.ч. «Байя Лаура» и «Донау II» с тысячами солдат 6-ой горнострелковой дивизии. Тем самым моряки предотвратили третье немецкое наступление на Мурманск.

Среди других знаменитых трофеев лодок типа «Т» числятся немецкий легкий крейсер «Карлсруэ» и японский тяжелый крейсер «Асигара». Самураям «посчастливилось» познакомиться с полным 8-торпедным залпом подлодки «Тренчент» - получив 4 торпеды в борт (+ еще одну из кормового ТА), крейсер быстро опрокинулся и затонул.

После войны мощные и совершенные «Тритоны» еще четверть века стояли на вооружении Королевских ВМС.
Примечательно, что три лодки этого типа в конце 1960-х приобрел Израиль - одна из них, INS Dakar (бывш. HMS Totem) погибла в 1968 году в Средиземном море при невыясненных обстоятельствах.

Лодки типа «Крейсерская» серии XIV, Советский Союз
Количество построенных субмарин - 11.
Водоизмещение надводное - 1500 тонн; подводное - 2100 тонн.
Экипаж - 62…65 чел.

Скорость полная в надводном положении - 22,5 уз.; в подводном - 10 уз.
Дальность плавания в надводном положении 16500 миль (9 уз.)
Дальность плавания в подводном положении - 175 миль (3 уз.)
Вооружение:

- 2 х 100 мм универсальных орудий, 2 х 45 мм зенитных полуавтоматов;
- до 20 мин заграждения.

…3 декабря 1941 года немецкие охотники UJ-1708, UJ-1416 и UJ-1403 забросали бомбами советскую лодку, попытавшуюся атаковать конвой у Бустад-сунд.

Ганс, ты слышишь эту тварь?
- Найн. После серии взрывов русские залегли на дно - я засек три удара о грунт…
- Сможешь определить, где они сейчас?
- Доннерветтер! Они продуваются. Наверняка решили всплыть и сдаться в плен.

Немецкие моряки ошиблись. Из морских глубин на поверхность поднялся МОНСТР - крейсерская субмарина К-3 серии XIV, обрушившая на противникашквал артиллерийского огня. С пятого залпа советским морякам удалось потопить U-1708. Второй охотник, получив два прямых попадания, задымил и отвернул в сторону - его 20 мм зенитки не могли конкурировать с «сотками» светского подводного крейсера. Раскидав немцев, как щенков, К-3 быстро скрылась за горизонтом на 20-узловом ходу.

Советская «Катюша» была феноменальной лодкой для своего времени. Сварной корпус, могучее артиллерийское и минно-торпедное вооружение, мощные дизели (2 х 4200 л.с.!), высокая надводная скорость 22-23 узла. Огромная автономность по запасам топлива. Дистанционное управление клапанами балластных цистерн. Радиостанция, способная передавать сигналы с Балтики на Дальний восток. Исключительный уровень комфорта: душевые кабины, рефрижераторные цистерны, два опреснителя забортной воды, электрокамбуз… Две лодки (К-3 и К-22) были оснащены ленд-лизовскими гидролокаторами ASDIC.

Но, как ни странно, ни высокие характеристики, ни мощнейшее вооружение не сделали «Катюши» эффективным - помимо тёмной с атакой К-21 на «Тирпиц», за годы войны на лодки XIV серии приходится всего 5 успешных торпедных атак и 27 тысяч бр. рег. тонн потопленного тоннажа. Большая часть побед была одержана с помощью выставленных мин. Притом, собственные потери составили пять крейсерских лодок.


К-21, Североморск, наши дни


Причины неудач лежат в тактике применения «Катюш» - могучим подводным крейсерам, созданным для просторов Тихого океана, пришлось «топтаться» в мелководной Балтийской «луже». При действиях на глубинах 30-40 метров огромная 97-метровая лодка могла удариться носом о грунт, в то время как её корма все еще торчала на поверхности. Немногим легче приходилось морякам-североморцам - как показала практика, эффективность боевого применения «Катюш» осложнялась слабой подготовкой личного состава и безынициативностью командования.

А жаль. Эти лодки рассчитывались на большее.

«Малютки», Советский Союз
Серия VI и VI-бис - построено 50.
Серия XII - построено 46.
Серия XV - построено 57 (в боевых действиях приняли участие 4).

ТТХ лодки типа М серии XII:
Водоизмещение надводное - 206 тонн; подводное - 258 тонн.
Автономность - 10 суток.
Рабочая глубина погружения - 50 м, предельная - 60 м.
Скорость полная в надводном положении - 14 уз.; в подводном - 8 уз.
Дальность плавания в надводном положении - 3380 миль (8,6 узлов).
Дальность плавания в подводном положении - 108 миль (3 узла).
Вооружение:
- 2 торпедных аппарата калибра 533 мм, боекомплект - 2 торпеды;
- 1 х 45 мм зенитный полуавтомат.


Малютка!


Проект мини-субмарин для быстрого усиления Тихоокеанского флота - главной особенностью лодок типа М стала возможность транспортировки по ж/д в полностью собранном виде.

В погоне за компактностью пришлось пожертвовать многим - служба на «Малютке» превратилась изнурительное и опасное мероприятие. Тяжелые бытовые условия, сильная «болтанка» - волны безжалостно швыряли 200-тонный «поплавок», рискуя разломать его на части. Малая глубина погружения и слабое оружие. Но главной заботой моряков была надежность подлодки - один вал, один дизель, один электродвигатель - крохотная «Малютка» не оставляла шансов беспечному экипажу, малейшая неисправность на борту грозила гибелью для субмарины.

Малыши быстро эволюционировали - ТТХ каждой новой серии в разы отличались от предыдущего проекта: улучшались обводы, обновлялось электрооборудование и средства обнаружения, уменьшалось время погружения, росла автономность. «Малютки» серии XV уже ничем не напоминали своих предшественников VI и XII серии: полуторакорпусная конструкция - цистерны балласта были вынесены за пределы прочного корпуса; ГЭУ получила стандартную двухвальную компоновку с двумя дизелями и электромоторами подводного хода. Количество торпедных аппаратов увеличилось до четырех. Увы, серия XV появилась слишком поздно - основную тяжесть войны вынесли на себе «Малютки» VI и XII серий.

Несмотря на свои скромные размеры и всего 2 торпеды на борту, крохотные рыбки отличались просто ужасающей «прожорливостью»: всего за годы Второй мировой советские субмарины типа М потопили 61 судно противника суммарным тоннажем 135,5 тысяч брт, уничтожили 10 военных кораблей, а также повредили 8 транспортов.

Малышки, изначально предназначенные только для действий в прибрежной зоне, научились эффективно воевать в открытых морских районах. Они наравне с более крупными лодками резали вражеские коммуникации, патрулировали у выходов из вражеских баз и фьордов, ловко преодолевали противолодочные заграждения и подрывали транспорты прямо у пирсов внутри защищенных вражеских гаваней. Просто удивительно, как краснофлотцы смогли воевать на этих хлипких корабликах! Но они воевали. И победили!

Лодки типа «Средняя» серии IX-бис, Советский Союз
Количество построенных субмарин - 41.
Водоизмещение надводное - 840 тонн; подводное - 1070 тонн.
Экипаж - 36…46 чел.
Рабочая глубина погружения - 80 м, предельная - 100 м.
Скорость полная в надводном положении - 19,5 узлов; в подводном положении - 8,8 узлов.
Дальность плавания в надводном положении 8000 миль (10 узлов).
Дальность плавания в подводном положении 148 миль (3 узла).

«Шесть торпедных аппаратов и столько же запасных торпед на удобных для перезарядки стеллажах. Две пушки с большим боекомплектом, пулеметы, подрывное имущество… Одним словом, драться есть чем. А 20-узловая надводная скорость! Она позволяет обогнать практически любой конвой и атаковать его повторно. Техника хороша...»
- мнение командира С-56, Героя Советского Союза Г.И. Щедрина



«Эски» отличались рациональной компоновкой и сбалансированной конструкцией, мощным вооружением, отличными ходовыми и мореходными качествами. Изначально немецкий проект фирмы «Дешимаг», доработанный под советские требования. Но не спешите хлопать в ладоши и вспоминать «Мистраль». После начала серийного строительства серии IX на советских верфях, немецкий проект был пересмотрен с целью полного перехода на советское оборудование: дизели 1Д, оружие, радиостанции, шумопеленгатор, гирокомпас… - в лодках, получивших обозначение «серия IX-бис», не было ни одного болта зарубежного производства!

Проблемы боевого применения лодок типа «Средняя», в целом, были аналогичны крейсерским лодкам типа К - запертые на кишащем минами мелководье, они так и не смогли реализовать свои высокие боевые качества. Гораздо лучше обстояли дела на Северном флоте - в годы войны лодка С-56 под командованием Г.И. Щедрина совершила переход через Тихий и Атлантический океаны, перейдя из Владивостока в Полярный, став впоследствии самой результативной лодкой ВМФ СССР.

Не менее фантастическая история связана с «бомбоулавливателем» С-101 - за годы войны на лодку немцами и союзниками было сброшено свыше 1000 глубинных бомб, но всякий раз С-101 благополучно возвращалась в Полярный.

Наконец, именно на С-13 добился своих знаменитых побед Александр Маринеско.


Торпедный отсек С-56


«Жестокие переделки, в которые попадал корабль, бомбежки и взрывы, глубины, далеко превышающие официальный предел. От всего защитила нас лодка…»


- из воспоминаний Г.И. Щедрина

Лодки типа Gato, США
Количество построенных субмарин - 77.
Водоизмещение надводное - 1525 тонн; подводное - 2420 тонн.
Экипаж - 60 чел.
Рабочая глубина погружения - 90 м.
Скорость полная в надводном положении - 21 уз.; в подводном положении - 9 уз.
Дальность плавания в надводном положении 11 000 миль (10 уз.).
Дальность плавания в подводном положении 96 миль (2 уз.).
Вооружение:
- 10 торпедных аппаратов калибра 533 мм, боекомплект - 24 торпеды;
- 1 х 76 мм универсальное орудие, 1 х 40 мм зенитный автомат «Бофорс», 1 х 20 мм «Эрликон»;
- одна из лодок - USS Barb была оснащена реактивной системой залпового огня для обстрела побережья.

Океанские подводные крейсеры типа «Гэтоу» появились в самый разгар войны на Тихом океане и стали одним из наиболее действенных инструментов ВМС США. Они намертво перекрыли все стратегические проливы и подходы к атоллам, перерезали все линии снабжения, оставив японские гарнизоны без подкреплений, а японскую промышленность - без сырья и нефти. В схватках с «Гэтоу» Императорский флот лишился двух тяжелых авианосцев, потерял четыре крейсера и чертову дюжину эсминцев.

Высокая скорость хода, убойное торпедное оружие, самые современные радиотехнические средства обнаружения противника - радар, пеленгатор, гидролокатор. Дальность плавания, обеспечивающая боевое патрулирование у берегов Японии при действии с базы на Гавайях. Повышенный комфорт на борту. Но главное - отличная подготовка экипажей и слабость японских противолодочных средств. В результате «Гэтоу» безжалостно крушили все подряд - именно они принесли из синих морских глубин победу на Тихом океане.

…Одним из главных достижений лодок «Гэтоу», изменившим весь мир, считается событие 2 сентября 1944 г. В тот день субмарина «Финбэк» засекла сигнал бедствия с падающего самолета и, после многочасовых поисков, обнаружила в океане испуганного, и уже было отчаявшегося пилота. Спасенным оказался некто Джордж Герберт Буш.


Рубка подлодки «Флэшер», мемориал в г. Гротон.


Список трофеев «Флэшер» звучит, как флотский анекдот: 9 танкеров, 10 транспортов, 2 сторожевых корабля суммарным тоннажем 100 231 брт! А на закуску лодка прихватила японский крейсер и эсминец. Удачливая, чертовка!

Электроботы типа XXI, Германия

К апрелю 1945 г. немцы успели спустить на воду 118 субмарин серии XXI. Однако, лишь две из них смогли достигнуть оперативной готовности и выйти в море в последние дни войны.

Водоизмещение надводное - 1620 тонн; подводное - 1820 тонн.
Экипаж - 57 чел.
Рабочая глубина погружения - 135 м, предельная - 200+ метров.
Скорость полная в надводном положении - 15,6 уз., в подводном положении - 17 уз.
Дальность плавания в надводном положении 15 500 миль (10 уз.).
Дальность плавания в подводном положении 340 миль (5 уз.).
Вооружение:
- 6 торпедных аппаратов калибра 533 мм, боекомплект - 17 торпед;
- 2 зенитных автомата «Флак» калибра 20 мм.


U-2540 "Вильгельм Бауэр" на вечной стоянке в Бремерхафене, наши дни


Нашим союзникам крепко повезло, что все силы Германии были брошены на Восточный фронт - фрицам не хватило ресурсов, чтобы выпустить в море стаю фантастических «Электролодок». Появись они на год раньше - и все, капут! Очередной перелом в битве за Атлантику.

Немцы догадались первыми: все, чем гордятся кораблестроители других стран - большой боекомплект, мощная артиллерия, высокая надводная скорость 20+ узлов - имеет мало значения. Ключевые параметры, определяющие боевую эффективность субмарины, - её скорость и запас хода в подводном положении.

В отличие от своих сверстников, «Элетробот» был ориентирован на постоянное нахождение под водой: максимально обтекаемый корпус без тяжелой артиллерии, ограждений и платформ - все, ради минимизации подводного сопротивления. Шноркель, шесть групп аккумуляторных батарей (в 3 раза больше, чем на обычных лодках!), мощные эл. двигатели полного хода, тихие и экономичные эл. двигатели «подкрадывания».


Кормовая часть U-2511, затопленной на глубине 68 метров


Немцы просчитали все - весь поход «Электробот» двигался на перископной глубине под РДП, оставаясь труднообнаружимым для противолодочных средств противника. На большой глубине его преимущество становились еще более шокирующим: в 2-3 раза больший запас хода, при вдвое большей скорости, чем у любой из субмарин военных лет! Высокая скрытность и впечатляющие подводные навыки, самонаводящиеся торпеды, комплекс самых совершенных средств обнаружения… «Электроботы» открыли новую веху в истории подводного флота, определив вектор развития субмарин в послевоенные годы.

Союзники не были готовы к встрече с подобной угрозой - как показали послевоенные испытания, «Электроботы» в несколько раз превосходили по дальности взаимного гидроакустического обнаружения американские и британские эсминцы, охранявшие конвои.

Лодки типа VII, Германия
Количество построенных субмарин - 703.
Водоизмещение надводное - 769 тонн; подводное - 871 тонна.
Экипаж - 45 чел.
Рабочая глубина погружения - 100 м, предельная - 220 метров
Скорость полная в надводном положении - 17,7 уз.; в подводном положении - 7,6 уз.
Дальность плавания в надводном положении 8 500 миль (10 уз.).
Дальность плавания в подводном положении 80 миль (4 уз.).
Вооружение:
- 5 торпедных аппаратов калибра 533 мм, боекомплект - 14 торпед;
- 1 х 88 мм универсальное орудие (до 1942 года), восемь вариантов надстроек с 20 и 37 мм зенитными установками.

* приведенные ТТХ соответствуют лодкам подсерии VIIC

Самые эффективные боевые корабли из всех, когда-либо бороздивших Мировой океан.
Относительно простое, дешевое, массовое, но при этом отлично вооруженное и смертоносное средство для тотального подводного террора.

703 подводные лодки. 10 МИЛЛИОНОВ тонн потопленного тоннажа! Линкоры, крейсеры, авианосцы, эсминцы, корветы и субмарины противника, нефтеналивные танкеры, транспорты с самолетами, танками, автомобилями, каучуком, рудой, станками, боеприпасами, обмундированием и продовольствием... Ущерб от действий немецких подводников превышал все разумные пределы - если бы не неисчерпаемый промышленный потенциал США, способный компенсировать любые потери союзников, немецкие U-боты имели все шансы «задушить» Великобританию и изменить ход мировой истории.


U-995. Грациозный подводный убийца


Зачастую успехи «семерок» связывают с «зажиточным временем» 1939-41 гг. - якобы при появлении у союзников конвойной системы и гидролокаторов Асдик, успехи немецких подводников закончились. Совершенно популистское утверждение, основанное на неверной интерпретации «зажиточных времен».

Расклад был прост: вначале войны, когда на каждую немецкую лодку приходилось по одному противолодочному кораблю союзников, «семерки» чувствовали себя неуязвимыми хозяевами Атлантики. Именно тогда появились легендарные асы, потопившие по 40 судов противника. Немцы уже держали победу в руках, когда союзники внезапно выставили по 10 противолодочных кораблей и 10 самолетов из расчета на каждую действующую лодку Кригсмарине!

Начиная с весны 1943 г., янки и британцы начали методично заваливать Кригсмарине противолодочной техникой и вскоре добились великолепного соотношения потерь - 1:1. Так и воевали до конца войны. У немцев корабли закончились быстрее, чем у их противников.

Вся история немецких «семерок» - грозное предупреждение из прошлого: какую угрозу представляет субмарина и насколько велики затраты на создание эффективной системы противодействия подводной угрозе.


Стёбный американский плакат тех лет. "Бейте по болевым точкам! Приходите служить на подводный флот - на нашем счету 77% потопленного тоннажа!" Комментарии, как говорится, излишни

В статье использованы материалы из книги "Советское подводное кораблестроение", В. И. Дмитриев, Воениздат, 1990 год.

Германский город Киль издавна известен как крупный порт и центр судостроения, в котором создано много боевых кораблей для флота Кайзера и Фюрера. Первые германские подводные лодки создавались именно там, и не случайно со стапелей кильской верфи "Германия" сошли две субмарины, показавшие абсолютно рекордную результативность в мировых войнах.

В Первую Мировую войну особенно отличилась подводная лодка 11-35, а во Вторую - U-48. Обе эти лодки относились к классу средних, создавались по предвоенным программам из более качественных материалов, чем корабли военной постройки, что, возможно, помогло им в боевой деятельности.

То, что лидерами по результатам двух мировых войн стали именно немецкие лодки, вполне понятно - никакой другой флот не имел противников, обладающих столь большим количеством транспортных судов.

"Чемпион" Первой Мировой войны -■ U-35 - относится к типу U-31, в 1912-1915 гг. построено 11 таких лодок (U-31 - U-41). Основные характеристики лодки следующие: водоизмещение 685/878 т. Длина 64 м, ширина 7 м, осадка 3,5 м. Скорость 16,4/9,7 узла, дальность плавания 4400 миль / 8 узлов, под водой 80 миль / 5 узловГ

Главная энергетическая установка 2 дизеля х 925 л.с., 2 эл. двигателя х 550 л.с.

Вооружение - 2 носовых и 2 кормовых торпедных аппарата, 9 торпед.

С началом войны в октябре 1914 г. поставлено артиллерийское орудие 75 мм (300 снарядов), замененное на 88 мм (200 снарядов).

Субмарина вошла в строй в декабре"1914 г. Первым командиром стал один из опытнейших подводников Германии капитан-лейтенант Вальдемар Копхамель. Он был подводником с большим стажем, еще в 1908-1910 гг. командовал подводными лодками U-2 и U-9, не случайно он потом назначен командующим подводной флотилии на Средиземном море.

Два первых похода U-35 в январе 1915 г. не принесли результатов. Они скорее были подготовительными и длились всего по 3 дня. Лодка выходила к Гельголанду и Доггербанке. Следующие два похода в район Английского канала так же не были слишком удачными, потоплено 3 и поврежден один пароход. Зато следующий поход (29 мая - 23 июня) в район английского побережья (Бристоль-Канал Святого Георга) принес значительную “добычу" - 14 побед, общее водоизмещение "трофеев" 23520 брт.

Как одна из наиболее отличившихся лодок, U-35 получила назначение на Средиземное море. Выйдя 4 августа из Гельголанда, субмарина 23-го числа пришла в Катарро, по пути увеличив боевой счет на 3 единицы. Уже через три дня после длительного перехода U-35 снова вышла в море, что говорит об очень хорошей подготовке экипажа.

В Эгейском море субмарина находилась до 29 сентября, хотя смогла потопить только 3 парохода, но они оказались достаточно крупными в целом 10596 брт.

12 октября капитан-лейтенант Копхамель вышел в свой последний, восьмой боевой поход на лодке. Он оказался самым удачным. Субмарина прошла вдоль побережья Малой Азии, Северной Африки, крейсировала в районе Салоник. На Средиземном море судоходство шло очень интенсивно, конвойных кораблей не хватало, многие пароходы и парусники не имели радиостанций и не могли дать сигнал бедствия, т.е. условия для деятельности подводных лодок и применения ими, кроме торпед, и артиллерии были весьма благоприятными.

В восьмом походе U-35 уничтожила 12 пароходов, т.е. больше чем весь торпедный запас лодки. Вообще этот поход получился примечательным во многих отношениях. 15 октября у Салоник торпедирован воинский транспорт "Margoette" (7057 брт), погибло 167 человек. Затем лодка доставила из Будрума в Бардию 10 человек немецких и турецких офицеров, на буксире вела еще и две парусные шхуны с оружием для арабских племен сенусси, которые в северной Африке восстали против английского владычества. Передав груз и пассажиров, Копхамель напоследок потопил английский вспомогательный крейсер "Тага", взяв в плен 70 человек, отбуксировал шлюпки в Бардию и сдал турецкому коменданту.

Вернулся Копхамель в базу 12 ноября, уже в чине корветтен- капитана, который получил 17 октября, находясь в море. Через 5 дней после возвращения, новоиспеченный корветтен-капитан сдал свой корабль новому командиру и занял пост командующего флотилией подводных лодок "Pola", т.е. стал главой германских подводных лодок на Средиземном море. Его личный боевой счет за 8 походов - 35 побед (89192 брт). Копхамель оставался на этой должности до июня 1917 г. 29 декабря 1917 г. он удостоен ордена “За заслуги" - "Pour de Merite" - это высшее военное отличие Пруссии, ставшее высшей военной наградой Германской империи.

Вторым командиром U-35 стал будущий "первый подводник мира", чемпион по результативности в обоих Мировых войнах капитан-лейтенант Лотар фон Арно ля Перьер, немец французского происхождения, которое правда не мешало ему пускать ко дну любые корабли, в том числе, и под французским флагом.

Ля Перьер встретил войну в должности адьютанта начальника морского Генерального Штаба адмирала Поля. В октябре 1915 г. после того, как не удалось перейти в воздухоплавательные части, он закончил школу подводного плавания в Эккернфьорде и 17 ноября получил назначение на U-35.

Смена командира повлекла кратковременный перерыв в действиях лодки. Только в новом, 1916 г. капитан-лейтенант начал свою громкую карьеру. Первый короткий выход на две недели (11.01 - 21.01) в район Мальта-Крит принес определенный успех, потоплено 3 крупных парохода общим тоннажем - 14 183 брт.

20 февраля Ля Перьер повел лодку в море снова. Потопление первого же транспорта имело громкий резонанс на Средиземноморье,

Около острова Матапан 26 февраля U-35 встретила французский вспомогательный крейсер "La Provence" (1906 г. постройки, 13735 брт). Бывший трансатлантик компании "General Tra nsatla ntique" теперь нес на палубе батарею из 11 орудий (5x5,5 дюймов, 2x3 дюймовые и 4x2 дюймовые) и использовался как войсковой транспорт. В тот день на борту бывшего лайнера находилось 1800 солдат. В бурном море следов торпед не заметили, повреждения от взрывов торпед, попавших в машинное отделение, усугубились взрывом нескольких котлов. Корабли охранения смогли спасти только 800 человек, а более 1000 погибли.

Перьер стал 6-м немецким подводником, сумевшим потопить океанский лайнер водоизмещением более 10 000 т.

Последним призом похода стал английский шлюп "Primula". Этот корабль показал свой характер. Около Порт Саида 1 марта точная торпеда оторвала нос шлюпу, но корабль пошел на таран кормой вперед, уклонился от 2-х торпед еще и только четвертая поставила точку на его карьере.

Следующий 12-й боевой поход лодки и 4-й под командованием Перьера, ознаменовался потоплением всего одного судна, но зато это опять был громадный трансатлантический лайнер. Построенный в 1906 г. “Minneapolis", принадлежавший компании “Atlantic Transport", совершал рейс на Мальту. 23 марта в 195 милях к востоку от острова громадное судно водоизмещением 13543 брт попало под торпеды U-35.

В отличие от “La Provence" английский лайнер остался на плаву, но по пути на Мальту, куда его вели буксиры, он затонул. К счастью этот рейс был порожний, и из 189 человек команды на борту погибло только 12.

По своей основной специальности капитан-лейтенант был торпедистом, но он хорошо разбирался в артиллерии, так как в 1905 г. после окончания училища обучался на специальных торпедно-артиллерийских курсах оружия. Видя, что условия Средиземного моря дают большие шансы на применение артиллерии и, видимо, используя свои связи, фон Арно добился установки на лодке вне очереди пушки 105 мм калибра и откомандирования в экипаж лодки призового артиллерийского наводчика из состава Флота Открытого Моря. Такое перемещение являлось в то время необычным, так как линкоры продолжали считаться главной силой флота, зато результаты такого перемещения оказались ошеломляющими для союзников.

Приняв усиленный боекомплект, капитан-лейтенант вывел 6 июня свою лодку в море и вернулся только 3 июля. Попутно командир лодки 21 июня зашел в Картахену и доставил испанскому королю Альфонсу XIII личное послание от Кайзера. В этом походе призовой наводчик не подвел, орудие стреляло без промаха и теперь не надо было решать проблему, стоит встречное судно торпеды или нет. Расстреливалось все, что держалось на воде, от пароходов океанского класса до миниатюрных парусников, так одной из жертв U-35 стала итальянская шхуна "Giosue", водоизмещением в... 20 брт.

Общий итог похода - 40 побед. Водоизмещение потопленных судов - 56818 брт, т.е. почти в 1,5 раза больше “Minneapolis". Ободренный успехом, фон Арно предпринял вскоре новый поход, который стал самым успешным в истории военных действий на море. U-35 за период с 26 июля по 20 августа 1916 г. совершила поход вдоль восточного побережья Средиземноморья. Перьер перестал практически обращать внимание на флаг судна. Если до этого похода на его счету было 48 потопленных судов и из них только одно нейтральное (18.6 - норвежский пароход “Aquila"), то теперь перечень национальностей “утопленников" стал чрезвычайно пестрым. В этом походе U-35 потопила 54 судна 9 национальностей: 31 итальянское, 11 английских, по 2 французских, испанских, датских, греческих и норвежских, по одному тунисское и японское. За поход лодка истратила всего 4(!) торпеды, а общее водоизмещение потопленного - 90 350 брт. Для сравнения можно отметить, что подводным “Асом" во Второй Мировой войне считался подводник, потопивший суда общим водоизмещением 100000 брт.

15-и поход U-35 совершила опять в восточное Средиземноморье (14 сентября - 9 октября) и результат снова значителен - 21 победа плюс французский шлюп “Rigef". В список стран, пострадавших от Перьера попала и Швеция, но в этот раз сильнее всего пострадала страна его предков. 4 октября недалеко" от о.Сардиния на траверзе Спартивенто LJ-35 в упор с расстояния 5 кабельтовых торпедировала громадный войсковой транспорт “Gallia”, новый лайнер (1913 г. постройки) водоизмещением 14966 брт, принадлежащий компании “Со- mpagnie de Navigation SudAtlantic”,который вез на борту в Салоники 2700 сербских и французских солдат. Сильнейший взрыв, усиленный взрывом котлов или боеприпасов внутри корпуса, нанес такие повреждения, что капитан даже не успел подать сигнал бедствия. Вспыхнула страшная паника на борту тонущего лайнера, спасение проходило хаотично. На другой день крейсер “Clemanso" принял со шлюпок и плотов 1362 человека. По некоторым данным “Gallia" тоже числилась вспомогательным крейсером. Вместе с двумя такими кораблями на дно пошло более 2300 солдат - усиленный пехотный полк. Перьер стал вторым немецким подводником, имеющим на своем счету 3 лайнера водоизмещением более 10000 брт. (первый - это победитель “Луизи- тании" капитан-лейтенант Швигер).

11 октября 1916 г., меньше чем за год своего “подводного стажа” Ля Перьер получил “Орден За Заслуги" как и предыдущий командир лодки. Для Первой Мировой войны этот случай уникален. За два года войны всего 3-й подводник удостоен такой награды. В 1916 г. на Средиземном море немецкие лодки потопили 415 судов и кораблей, на этом фоне еще рельефнее выглядит результат U-35 - 122 победы.

Первый поход нового рыцаря (награжденный возводится в рыцарское достоинство) “Ордена за Заслуги" в январе 1917 г. принес "средний” результат - 6 судов, причем одно из них с очень любопытным названием - “Lesbian".

Оставаясь в прежнем звании и должности несмотря на все свои успехи, до марта 1918 г., капитан-лейтенант совершил 15 боевых походов и потопил 189 пароходов и парусников тоннажем 446708 брт и 2 военных корабля-шлюпа.

В марте 1918 г. лодку принял капитан-лейтенант Эрих фон Войт, он сходил в море два раза и потопил 5 судов, в июле 1918 г. на мостик корабля поднялся ее последний командир, опытнейший подводник, так же “рыцарь" капитан-лейтенант Хейно фон Хеймбург. Он не пожал новых лавров, лодка уже была сильно изношена и много проигрывала по сравнению с новыми кораблями. В конце октября немецкие лодки получили приказ перейти с Адриатики в Германию. Затем по условиям мирного договора U-35 перешла 26 ноября 1918 г. в Англию, где и разобрана на металл в Блайте в 1919-1920 гг.

Общий итог действий лодки за 25 боевых походов просто фантастический - 224 торговых судна водоизмещением 535900 брт и 2 шлюпа (2500 т). К такому результату во Вторую Мировую ни одна лодка даже приблизиться не могла. Изменились условия использования под- лодок и уже не мог помочь самый талантливый артиллерист. Авиация и радиолокация стали главными врагами субмарин* заставив их несравнимо больше времени* чем в Первую Мировую войну, проводить под водой.

Изменившиеся условия видны на примере действий рекордсмена Второй Мировой войны - лодки U-48, Эта лодка строилась в Киле, заказана 21 ноября 1936 г., вошла в строй 22 апреля 1939 г. Принадлежала к типу VII В (серия из 11 единиц - U-45 - U-55). Серия оказалась удачной: как в Первую Мировую наиболее удачно действовали средиземноморские "тридцатки" как раз одной серии с 13-35, то здесь случилось что-то подобное. Командиры U-43, 46, 47 и 48 заслужили "Рыцарские кресты", перешагнув 100 000-тонный рубеж потопленного тоннажа.

Основные характеристики лодки:

водоизмещение 753/847 т, длина 66 м, ширина 6,2 м, осадка

4,4 м. Скорость 17,9/8 узлов, дальность плавания 3850 миль/

17,2 узла, под водой 90 миль/4 узла.

Главная энергетическая установка 2 дизеля 1400 л.с., 2 эл. двигателя х 375 л,с.

Вооружение - 4 носовых, 1 кормовой торпедный аппарат, 14 торпед, 1 орудие 88 мм (200 снарядов), 1x20 мм (1500),

Лодка зачислена в 7-ю флотилию подводных лодок и под командой капитан-лейтенанта Херберта Шульце с началом войны вышла в море. Уже 5 сентября она пустила ко дну свой первый транспорт с символическим названием - "Королевский скипетр" ("Royal Sceptre", 4853 брт). Общий итог первого похода - 14 777 брт (3 транспорта). Следующий поход начался с заметного успеха. 12 октября лодка встретила конвой, шедший из Америки в Гавр, Его прикрывала подводная лодка "Surcouf", а в составе отряда находился самый большой танкер мира - французский "Emilia Miguet" (постройка 1937 г., 14 115 брт). Он то и стал жертвой торпед U-48, после взрыва танкер долго горел и пошел на дно только на следующий день. За шестидневный период, до 17 октября лодка пустила на дно 5 транспортных судов (36 926 брт). В третьем походе в ноябре- декабре 1939 г. добычей лодки стали еще 4 транспорта в том числе два нейтральных: шведский "Gustave Revter" и греческий "Germania" - не спасло даже название. В феврале 1940 г. субмарина снова вышла на охоту, среди 4 потопленных ею судов было два голландских и одно финское, т.е. нейтралы и союзники. Немецкие подводники хорошо усвоили уроки Ля Перьера - "топи все, что плывет". Единственной "законной", да и то в кавычках (так как официально немецкие лодки действовали по призовому праву, а, конечно, никакого предупреждения Щульце никому не делал), добычей стал океанский лайнер «Sultan Star" (1930 г. постройки, 12 306 брт). Он шел в Англию, выполняя роль плавучего продовольственного склада, без пассажиров, только одного мороженого мяса на борту было 8000 т. Экипаж успел сойти в шлюпки и погиб всего один человек. Лодка контратакована эсминцем охранения и, как считали англичане, потоплена. А "покойник" Щульце, потопив 16 судов, стал первым среди немецких"подводников, превысившим 17 февраля 1940 г. 100-тысячетонный рубеж (110974 брт). За свои заслуги 1 марта награжден "Рыцарским крестом".

В мае 1940 г. на борт лодки поднялся новый командир, корветтен капитан Ханс Ресинг. Он прослужил всего до августа, но успел совершить два похода с очень высоким результатом 12 побед - 60 702 брт. Высшее командование пристально смотрело за подводниками, через 4 дня после 12-й победы юбиляр прочел свое имя в списке новых кавалеров "Рыцарского креста", это произошло 29 августа, правда, и новый кавалер был не полностью безгрешен, среди судов, пущенных им ко дну, оказался один шведский теплоход "Hedrun" 16 августа 1940 г.

Также два похода успел совершить третий командир лодки капитан-лейтенант Хайнрих Блейчродт. Он оказался еще удачливей Ресинга и потопил 13(!) судов (79243 брт) и военный корабль. Среди его жертв можно особо выделить одну - океанский лайнер компании "Ellerman Lines" - "City of Benazes", 1936 г. постройки, водоизмещением 11 476 брт, шел из Англии в Канаду. На борту, кроме экипажа, более сотни детей, эвакуируемых от военных опасностей. Торпедированный 17 сентября лайнер быстро затонул. Сильная волна и ветер затруднили спасение и разбросали шлюпки и плоты. Только через 10 дней самолет обнаружил единственную уцелевшую шлюпку, а подошедший корабль снял 46 человек из 305, находившихся на борту, почти все дети погибли. Капитан-лейтенант Блейчродт вошел в историю U-48 еще и тем, что он одержал победу над единственным военным кораблем, который стал целью ее торпед. 15 сентября в Северной Атлантике затонул английский шлюп "Dundeё" (постройка 1932 г., 1060 т, 2x4 дюймовых орудия и 12 стволов ПВО). Им командовал опытный командир капитан 1 ранга О.F.М.Stokes, награжденный третьим по значимости военным орденом Великобритании "За выдающиеся заслуги". Победа над таким противником говорит о хорошей подготовке командира и экипажа.

Естественно, за такие успехи капитан-лейтенант получил как и два остальных капитана, "Рыцарский крест", 24 октября. Это - абсолютно уникальный случай в истории германского подводного флота, когда в течение года три командира одного и того же корабля получили "Рыцарские кресты". Впоследствии капитан-лейтенант командовал лодками U-109 и U-67, добавил "дубовые листья" к своему кресту и погиб 16 июля 1943 г., вместе с U-67, По результативности он занял 14 место в финальном списке немецких подводников.

Не обошли наградами и других офицеров лодки, первый вахтен ный офицер, т.е. старший помощник, обер-лейтенант Рейнхард Зу- рен получил так же "Рыцарский крест" 3 ноября 1940 г., такой награды до конца войны удостоен еще только один вахтенный офицер, В конце 1940 г. на лодку вернулся первый командир, капитан-лейтенант Херберт Щульце. Он опять повел свой "челн" в море в феврале 1941 г. ив 11 походе прибавил к ее боевому счету 42-ю и 43-ю победы, 12 поход довел этот счет до 47„ В Атлантике пока подводные лодки делали, что хотели, U-48 удерживала к этому времени первое место в Кригсмарине и могла так успешно и интенсивно использоваться только за счет хорошего технического обслуживания. 23 апреля 1941 г. инженер-механик субмарины обер-лейтенант Эрих Цурн удостоен "Рыцарского креста", это пятый офицер корабля, получивший такую награду.

В мае 1941 г. "Рыцари" повели субмарину в последний, 13-й боевой поход. За 8 дней Щульце потопил 4 судна, установив окончательный счет лодки - 51 победа (310407 брт). Личный счет Щульце - 26 побед, позволил ем^ занять 6-ю строку в списке результатов немецких подводников. В этом последнем походе Щульце потопил свое третье крупное судно. 8 июня 1941 г. в 400 милях от Азорских островов от торпед U-48 взорвался и затонул голландский танкер "Pendre- cht" (1939 г. постройки, 10746 брт). Он шел порожним в Нью-Йорк, весь экипаж успел спастись. Последним "трофеем" U-48 стал 12 июня британский теплоход "Empire Dew", в тот же день Щульце получил личный "трофей" - "Дубовые листья" к "Рыцарскому кресту".

За время с сентября 1939 г. по июнь 1941 г. лодка провела в море 291 день. После такого интенсивного использования субмарину перевели из 7-й флотилии, базирующейся на Сент Назер, в 26-ю флотилию - Пиллау.

Удачливый капитан Щульце пошел на повышение и сменил в должности командира 3-й флотилии подводных лодок, ни кого-нибудь, а тоже прежнего командира U-48, корветтен-капитана Ресинга.

В дальнейшем лодка перечислена в 21-ю флотилию, так же базирующуюся на Пиллау, и использовалась как учебная. Возможно, субмарину с большим черным котом, нарисованным на рубке, берегли как "живую реликвию". Затем лодку включили в состав 3-й учебной флотилии. В самом конце войны последний командир корабля обер-лейтенант Дитер Тоденхеген затопил U-48 в Нойштадте 3 мая 1945 г.

Во время Второй Мировой войны только американские подводники имели перед собой большой японский торговый и военный флот, поэтому небезынтересно, на наш взгляд, привести для сравнения результаты лучших американской и японской подводных лодок.

Во флоте США самый большой счет побед у субмарины "Totog", за период 1942-1944 гг. она одержала 26 побед, 19 торговых судов и 7 военных кораблей, в том числе - 2 подводные лодки, а по потопленному тоннажу первое место в американском флоте за субмариной "Fiesher" - 100231 брт (для немцев это 33-й результат), на ее счету 21 победа - 16 торговых судов и 5 кораблей,

У флота императорской Японии "чемпионом" считается 1-10. За период 1941 - июль 1944 г. лодка потопила 15 транспортов (81425 брт), причем больше половины - 8 побед (39236 брт) - за один поход в июне-июле 1942 г. в Индийском океане.

Два абсолюных чемпиона Первой и Второй Мировых войн в общей сложности имеют на своем счету 275 торговых судов (846 307 брт) и три военных корабля. Лидер Первой Мировой войны обогнал рекордсмена Второй, по числу побед в 4,5 раза, а по объему потопленного только в 1,6 раза. Соответственно среднее водоизмещение потопленного судна у U-35 - 2400 брт, у U-48 - 6000 брт. Обе лодки за время активной службы плавали под командой трех офицеров. Активный период действий от первой победы до последней у "тридцать пятой" 36 месяцев (9 марта 1915 г. - 9 марта 1918 г.), а у "сорок восьмой" такой показатель - 22 месяца (5 сентября 1939 г. - 12 июня 1941 г.).

Еще одно различие в том, что U-48 выполнила одну минную постановку 2 февраля 1940 г. - 8 мин на подходах к Портленду. Лодки Первой Мировой войны, кроме специальных минзагов, такой возможности не имели.

По результатам действий "подводных чемпионов" видно, как усложнились условия действий субмарин от войны к войне и как интенсифицировался сам процесс военных действий. Лодка Первой Мировой войны, войдя в строй в самом ее начале, оставалась в боевом строю все 4 года, а во Вторую войну уже через два с небольшим года своего существования (апрель 1939 г. - июнь 1941 г.) так износилась, что практически выведена на заслуженный отдых и больше в состав кораблей "первой линии" так и не вводилась

В 1936 году была заложена подлодка С-56 – самая результативная советская подлодка во время Великой Отечественной войны. Также эта лодка знаменита тем, что первой из советских подводных кораблей совершила кругосветное плавание.


«Шесть торпедных аппаратов и столько же запасных торпед на удобных для перезарядки стеллажах. Две пушки с большим боекомплектом, пулеметы, подрывное имущество… Одним словом, драться есть чем. А 20-узловая надводная скорость! Она позволяет обогнать практически любой конвой и атаковать его повторно. Техника хороша...» - так отзывался о своей лодке С-56 капитан Георгий Иванович Щедрин, Герой Советского Союза.

«С» в названии означает «Средняя». Это советская дизель-электрическая торпедная подводная лодка – переделанный немецкий проект фирмы DeSchiMAG («Немецкая корабле- и машиностроительная компания»), который советские конструкторы основательно переработали под советскую производственную базу. Поменяли дизели, оружие, радиостанции, шумопеленгатор, гирокомпас… Соловом, в советских «эсках» не было ни одного болта зарубежного производства. В итоге получился маневренный и быстрый корабль, отличавшийся рациональной компоновкой и сбалансированной конструкцией, мощным вооружением, отличными ходовыми и мореходными качествами.

Но, как ни странно, ни высокие характеристики, ни мощнейшее вооружение не сделали «Эски» эффективным оружием - большая часть побед была одержана с помощью выставленных мин.

Причины неудач лежат в тактике применения «Эсок» - подводным крейсерам, созданным для океанских просторов, пришлось «топтаться» в мелководной Балтийской «луже». При действиях на глубинах 20 - 30 метров 77-метровая лодка могла удариться носом о грунт, в то время как её корма все еще торчала бы на поверхности.

Гораздо лучше обстояли дела на Северном флоте, где и прославилась лодка С-56 под командованием Г.И. Щедрина.


С-56 и сторожевой корабль типа «Ураган».

Итак, С_56 была заложена в 1936 году на судостроительном заводе имени Андре Марти (ныне это «Адмиралтейские верфи») в Ленинграде. Затем ее разобрали на части и по железной дороге секциями доставили через всю страну - во Владивосток, на завод № 202 («Дальзавод» имени К. Ворошилова), где вновь сварили в единое целое. И спустили на воду в декабре 1939 года.


Командир подводной лодки C-56 капитан 2-го ранга Григорий Иванович Щедрин.

Капитан Щедрин позже вспоминал: «Члены приёмочной комиссии одновременно пускают секундомеры. Моё же дело - управление кораблём… Продуваем цистерну быстрого погружения, задерживаемся на заданной глубине… Заданный конструкторами норматив выдержан и перекрыт… Нам предстоит погрузиться на предельную глубину. Погружаемся «этажеркой», то есть задерживаемся на глубинах вначале через каждые двадцать, а затем десять метров. Всё идёт как нельзя лучше - герметичность лодки полная, лишь изредка приходится поджимать тот или иной сальник, чтобы устранить капельное просачивание воды. Люди ведут себя прекрасно. Большинство из них на такой глубине впервые, и всё же ни на одном лице я не видел следов волнения - такова сила уверенности в своей технике. На грунт легли на глубине, на пять метров превышающей официальный предел. Испытали помпы, забортную арматуру - всё работает нормально. Прочный корпус, его набор, листы обшивки - эти стальные мускулы корабля, как их часто называют, не издали ни единого «стона». Хорошую сталь сварили рабочие!»


Рулевые-сигнальщики Д.С. Подковырин и В.И Легченков на рубке подводной лодки С-56.

Уже в октябре 1942 года С-56 под командованием капитана Щедрина вышла в трансокеанский переход по маршруту: Владивосток - Сан-Франциско (США) - Панамский канал - Галифакс (Канада) - Розайт (Шотландия) - Полярный (СССР). Поход занял 67 суток. За время которой подволники пережилди одну атаку японской подлодки и две атаки немецких кригсмарине, дважды попадала в аварии по собственной неосторожности. В итоге подводники, пройдя 16632 морских миль (в том числе 113 морских миль под водой), вошли в состав 2-го дивизиона бригады подводных лодок Северного флота. То есть, подводники по сути совершили кругосветное путешествие – и все для того, что бы лодка, сделанная в Ленинграде, добралась бы до базы под Мурманском.


Встреча экипажа подводной лодки С-56 в Полярном.

В годы Великой Отечественной войны С-56 самой результативной советской подводной лодкой. Подводники С-56 совершили 8 боевых походов, произвела 13 атак с выпуском 30 торпед, потопив 4 корабля (2 боевых корабля и 2 транспорта) и повредив один. В 1944 году за боевые заслуги лодка С-56 награждена орденом Красного Знамени. 23 февраля 1945 года субмарина удостоена Гвардейского звания. За время Великой Отечественной войны С-56 19 раз объявлялась погибшей.

Для сравнения: Отто Кречмер из Кригсмарине, командир U-23, самый результативный подводник Второй мировой войны, потопил 44 корабля, в том числе 1 эсминец. ВпрочемЮ это сравнение говорит не столько о слабой подготовке советских моряков, сколько о томЮ что им противостояла самые профессиональные армия и флот мира.

Но советские моряки выстояли благодаря своей живучести: за время Великой Отечественной войны С-56 19 раз объявлялась погибшей.


Капитан 2 ранга И.Ф. Кучеренко вручает командиру «С-56» капитану 3 ранга Г.И. Щедрину медаль «За оборону Заполярья». Также за успешное командование подводной лодкой и проявленные при этом личное мужество и героизм, капитану 2-го ранга Щедрину Г. И. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1944 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Подводная лодка С-56 31 марта 1944 года была награждена орденом Красного Знамени, а 23 февраля 1945 года удостоена гвардейского звания.

После Второй мировой войны С-56 продолжила службу на Северном флоте. В 1954 году лодка совершила еще один трансокеанский переход - по Северному морскому, из Мурманска во Владивосток.

В 1955 году лодку вывели из боевого состава, разоружили и переделали в плавучую зарядовую станцию – для зарядки аккумуляторов других лодок.

Лишь через 20 лет, в 1975 году, вспомнили о героической лодке. В честь 30-летия Победы лодку вытащили на берег и снова разрезали на части. Затем части лодки установили на фундамент на Корабельной набережной, рядом со зданием штаба Тихоокеанского флота на берегу бухты Золотой Рог.

Части состыковали и соединили – уже в качестве корабля-музея.

25 июля 1982 года в День Военно-морского флота подводная лодка С-56 вошла в общий ансамбль Мемориала славы Тихоокеанского флота.


Кают-компания С-56. Сегодня единственная в мире уцелевшая подлодка-"эска" входит в мемориальный комплекс «Боевая слава Тихоокеанского флота».


Внутренние помещения переоборудованы в музей.


Пост управления.


Рубка акустика.


Каюта капитана


Каюта моряков.


Торпедные аппараты.


Торпеды и койки для моряков.

Английский адмирал сэр Эндрю Каннингхэм говорил: «Флоту нужно три года, чтобы построить корабль. Потребуется триста лет, чтобы создать традицию». Немецкий флот, противник англичан на море в годы обеих мировых войн, был очень молод и не имел такого количества времени, однако немецкие моряки старались создавать свои традиции в ускоренном варианте - например, используя преемственность поколений. Ярким примером подобной династии является семья генерал-адмирала Отто Шульце.

Отто Шульце (Otto Schultze) родился 11 мая 1884 года в Ольденбурге (Нижняя Саксония). Его карьера на флоте началась в 1900 году, когда в возрасте 16 лет Шульце был зачислен в списки кайзерлихмарине кадетом. Завершив обучение и пройдя практику, Шульце в сентябре 1903 года получил чин лейтенанта цур зее – в это время он служил на броненосном крейсере «Принц Генрих» (SMS Prinz Heinrich). Первую мировую войну Шульце встретил уже на борту дредноута «Кёниг» (SMS König) в звании капитан-лейтенанта. В мае 1915 года, соблазнившись перспективой службы на подводных лодках, Шульце перевёлся с линейного флота на подплав, прошёл курсы в школе подводников в Киле и получил под своё командование учебную субмарину U 4. Уже в конце того же года он был назначен командиром на строящуюся океанскую лодку U 63, которая вступила в строй немецкого флота 11 марта 1916 года.

Отто Шульце (1884–1966) и его средний сын Хайнц-Отто Шульце (1915–1943) - видно, что, кроме любви к морю, отец передал сыновьям и характерную внешность. Прозвище отца «Нос» досталось по наследству старшему сыну Вольфгангу Шульце

Решение стать подводником стало для Шульце судьбоносным, так как служба на подлодках дала ему куда больше в плане карьеры и известности, чем он мог бы достичь на надводных кораблях. За время командования U 63 (11.03.1916 – 27.08.1917 и 15.10.1917 – 24.12.1917) Шульце добился впечатляющих успехов, потопив британский крейсер «Фалмут» (HMS Falmouth) и 53 судна суммарным тоннажем 132 567 тонн, и заслуженно украсил свой мундир самой престижной наградой Германии – прусским орденом «За заслуги» (Pour le Mérite).

Среди побед Шульце значится потопление экс-лайнера «Трансильвания» (Transylvania, 14348 тонн), который использовался британским Адмиралтейством во время войны как войсковой транспорт. Утром 4 мая 1917 года «Трансильвания», совершавшая переход из Марселя в Александрию в охранении двух японских эсминцев, была торпедирована U 63. Первая торпеда попала в середину судна, а спустя десять минут Шульце добил его второй торпедой. Потопление лайнера сопровождалось большим количеством жертв – «Трансильвания» была переполнена людьми. В тот день на её борту, помимо экипажа, находилось 2860 солдат, 200 офицеров и 60 человек медицинского персонала. На следующий день итальянский берег усеяли тела погибших – торпеды U 63 стали причиной смерти 412 человек.


Британский крейсер «Фалмут» был потоплен лодкой U 63 под командованием Отто Шульце 20 августа 1916 года. Перед этим корабль был повреждён другой немецкой лодкой U 66 и был взят на буксир. Этим объясняется небольшое количество жертв при потоплении - погибло всего 11 моряков

Покинув мостик U 63, Шульце до мая 1918 года возглавлял 1-ю флотилию лодок, базировавшуюся на Пола (Австро-Венгрия), совмещая эту должность со службой в штабе командующего всеми подводными силами на Средиземноморье. Конец войны подводный ас встретил в чине корветтен-капитана, став кавалером многих наград Германии, Австро-Венгрии и Турции.

В период между войнами он занимал различные штабные и командные должности, продолжая двигаться вверх по карьерной лестнице: в апреле 1925 года – фрегаттен-капитан, в январе 1928 года – капитан цур зее, в апреле 1931 года – контр-адмирал. На момент прихода Гитлера к власти Шульце был командующим Военно-морской станции Северного моря. Приход нацистов никак не отразился на его карьере – в октябре 1934 года Шульце стал вице-адмиралом, а спустя два года получил чин полного адмирала флота. В октябре 1937 года Шульце вышел в отставку, но с началом Второй мировой войны вновь вернулся на флот, и уже окончательно оставил службу 30 сентября 1942 года в звании генерал-адмирала. Войну ветеран благополучно пережил и скончался 22 января 1966 года в Гамбурге в возрасте 81 года.


Потопленный Отто Шульце океанский лайнер «Трансильвания» был новейшим судном, спущенным на воду в 1914 году

Подводный ас имел большую семью. В 1909 году он женился на Магде Рабен, в браке с которой родилось шестеро детей – три девочки и три мальчика. Из дочерей двухлетний возраст смогла преодолеть только младшая дочь Розмари, две её сестры скончались ещё в младенчестве. К сыновьям Шульце судьба была более благосклонна: Вольфганг, Хайнц-Отто и Рудольф, достигнув совершеннолетия, пошли по стопам отца, поступив на службу в ВМС и став подводниками. Вопреки русским сказкам, в которых традиционно «старший умный был детина, средний был и так и сяк, младший вовсе был дурак», способности сыновей адмирала Шульце распределились совсем по-другому.

Вольфганг Шульце

2 октября 1942 года американский противолодочный самолёт B-18 в 15 милях от побережья Французской Гвианы заметил в надводном положении подводную лодку. Первая же атака оказалось успешной, и лодка, которой оказалась U 512 (тип IXC), после взрыва сброшенных с самолёта бомб скрылась под водой, оставив на поверхности нефтяное пятно. Место, где субмарина легла на дно, оказалось неглубоким, что давало оставшимся в живых подводникам шанс на спасение – носовой глубиномер показывал 42 метра. Около 15 человек оказалось в носовом торпедном отсеке, который в таких ситуациях мог служить убежищем.


К началу Второй мировой войны основной американский бомбардировщик Дуглас B-18 «Боло» устарел и был вытеснен из бомбардировочных частей четырёхмоторным B-17. Однако для B-18 тоже нашлось занятие - более 100 машин оснастили поисковыми радарами и магнитно-аномальными детекторами и перевели на противолодочную службу. В этом качестве их служба была тоже недолгой, и потопленная U 512 стала одним из немногочисленных успехов «Боло».

Было принято решение выходить наружу через торпедные аппараты, но дыхательных аппаратов оказалось в два раза меньше, чем находившихся в отсеке людей. Кроме того, помещение стало заполняться хлором, который выделяли аккумуляторные батареи электрических торпед. В итоге на поверхность удалось подняться лишь одному подводнику – 24-летнему матросу Францу Махену (Franz Machen).

Экипаж кружившего над местом гибели лодки B-18 заметил спасшегося подводника и сбросил спасательный плот. Прежде чем его подобрал корабль ВМС США, Махен провёл на плоту десять суток. Во время своего «одиночного плавания» матрос подвергался нападению птиц, которые нанесли ему клювами существенные раны, но Махен дал отпор агрессорам, и два крылатых хищника были им пойманы. Разорвав тушки на части и высушив их на солнце, подводник питался птичьим мясом, несмотря на его противный вкус. 12 октября его обнаружил американский эсминец «Эллис». Впоследствии, находясь на допросе в отделе разведки флота США, Махен дал характеристику своему погибшему командиру.

«Согласно показаниям единственного спасшегося, команда подводного крейсера U 512 насчитывала 49 матросов и офицеров. Его командир капитан-лейтенант Вольфганг Шульце, сын адмирала и член семьи «Носа» Шульце, оставившей заметный след в германской военно-морской истории. Однако Вольфганг Шульце мало соответствовал своим знаменитым предкам. Он не пользовался любовью и уважением своего экипажа, который считал его самовлюблённым, несдержанным, некомпетентным человеком. Шульце пил запоем на борту и очень строго наказывал своих людей даже за самые незначительные нарушения дисциплины. Однако, помимо падения боевого духа у команды из-за постоянного и чрезмерного закручивания «гаек» командиром лодки, экипаж Шульце был недоволен его профессиональными навыками командира субмарины. Веря в то, что судьба уготовила ему стать вторым Прином, Шульце командовал лодкой с чрезвычайным безрассудством. Спасённый подводник заявил, что во время прохождения U 512 испытаний и учений Шульце был всегда склонен оставаться на поверхности во время учебных атак с воздуха, отражая нападения самолётов зенитным огнём, при этом он мог отдать приказ о погружении, не предупреждая своих артиллеристов, которые после ухода лодки под воду оставались в воде до тех пор пока Шульце не всплывал и не подбирал их».

Конечно, мнение одного человека может носить и слишком субъективный характер, но если Вольфганг Шульце (Wolfgang Schultze)соответствовал данной ему характеристике, то он очень сильно отличался от своего отца и брата Хайнца-Отто. Особо стоит отметить, что для Вольфганга это был первый боевой поход в качестве командира лодки, в котором он сумел потопить три судна суммарным тоннажем 20 619 тонн. Любопытно, что Вольфганг унаследовал прозвище своего отца, данное тому во время службы на флоте – «Нос» (нем. Nase). Происхождение прозвища становится очевидным при взгляде на фото – старый подводный ас имел большой и выразительный нос.

Хайнц-Отто Шульце

Если кем по-настоящему и мог гордиться отец семейства Шульце – так это своим средним сыном Хайнцем-Отто (Heinz-Otto Schultze). Тот пришёл на флот на четыре года позже старшего Вольфганга, но сумел добиться гораздо больших успехов, сравнимых с достижениями отца.

Одной из причин, почему так случилось, является история службы братьев до момента назначения командирами боевых субмарин. Вольфганг после получения звания лейтенанта в 1934 году служил на берегу и надводных кораблях – перед тем, как попасть на подплав в апреле 1940 года, он два года был офицером линейного крейсера «Гнейзенау» (Gneisenau). После восьми месяцев обучения и практики старший из братьев Шульце был назначен командиром на учебную лодку U 17, которой и командовал десять месяцев, после чего получил ту же должность на U 512. Исходя из того, что Вольфганг Шульце практически не обладал боевым опытом и презирал осторожность, его гибель в первом же походе вполне закономерна.


Хайнц-Отто Шульце вернулся из похода. Правее него командир флотилии и подводный ас Роберт-Рихард Цапп (Robert-Richard Zapp ), 1942 год

В отличие от своего старшего брата, Хайнц-Отто Шульце сознательно пошёл по стопам отца и, став лейтенантом флота в апреле 1937 года, сразу выбрал службу на подводных лодках. После окончания обучения в марте 1938 года он был назначен вахтенным офицером на лодку U 31 (тип VIIA), на которой и встретил начало Второй мировой войны. Лодкой командовал капитан-лейтенант Йоханнес Хабекост (Johannes Habekost), с которым Шульце совершил четыре боевых похода. В результате одного из них на минах, установленных U 31, подорвался и получил повреждения британский линкор «Нельсон» .

В январе 1940 года Хайнц-Отто Шульце был направлен на курсы командиров подлодок, после окончания которых командовал учебной U 4, затем стал первым командиром U 141, а в апреле 1941 года принял у верфи новенькую «семёрку» U 432 (тип VIIC). Получив под свою руку собственную лодку, Шульце в первом же походе показал прекрасный результат, потопив четыре судна на 10 778 тонн во время сражения группы лодок «Маркграф» с конвоем SC-42 9–14 сентября 1941 года. Командующий подводными силами Карл Дениц дал следующую характеристику действиям молодого командира U 432: «Командир добился успеха в своём первом походе, проявив настойчивость в атаке конвоя».

В дальнейшем Хайнц-Отто совершил ещё шесть боевых походов на U 432 и только один раз вернулся из моря без треугольных вымпелов на перископе, которыми немецкие подводники отмечали свои успехи. В июле 1942 года Дениц наградил Шульце Рыцарским крестом, посчитав, что он достиг отметки в 100 000 тонн. Это было не совсем верно: личный счёт командира U 432 составил 20 потопленных судов на 67 991 тонну, ещё два судна на 15 666 тонн были повреждены (по данным сайта http://uboat.net). Однако Хайц-Отто был на хорошем счету у командования, был смелым и решительным, при этом действовал расчётливо и хладнокровно, за что был прозван своими коллегами «Маска» (нем. Maske).


Последние мгновения U 849 под бомбами американского «Либерейтора» из морской эскадрильи VB-107

Определённо, при его награждении Деницем также был учтён и четвёртый поход U 432 в феврале 1942 года, которым Шульце подтвердил надежду командующего подводными силами, что лодки VII серии могут успешно действовать у восточного побережья США вместе с подводными крейсерами IX серии без дозаправки топливом. В том походе Шульце провёл в море 55 суток, потопив за это время пять судов на 25 107 тонн.

Однако, несмотря на явный талант подводника, второго сына адмирала Шульце постигла та же судьба, что и его старшего брата Вольфганга. Получив под командование новый подводный крейсер U 849 типа IXD2, Отто-Хайнц Шульце погиб вместе с лодкой в первом же походе. 25 ноября 1943 года точку в судьбе лодки и всего её экипажа у восточного побережья Африки своими бомбами поставил американский «Либерейтор».

Рудольф Шульце

Младший сын адмирала Шульце начал службу на флоте уже после начала войны, в декабре 1939 года, и о деталях его карьеры в кригсмарине известно не очень много. В феврале 1942 года Рудольф Шульце (Rudolf Schultze) был назначен на должность вахтенного офицера подлодки U 608 под командованием обер-лейтенанта цур зее Рольфа Штрукмайера (Rolf Struckmeier). На ней он совершил четыре боевых похода в Атлантику с результатом в четыре потопленных судна на 35 539 тонн.


Бывшая лодка Рудольфа Шульце U 2540 в экспозиции военно-морского музея в Бремерхафене, Бремен, Германия

В августе 1943 года Рудольф был направлен на курсы подготовки командиров подлодок и спустя месяц стал командиром учебной субмарины U 61. В конце 1944 года Рудольф был назначен командиром на новый «электробот» XXI серии U 2540, которым командовал до конца войны. Любопытно, что данная лодка была затоплена 4 мая 1945 года, но в 1957 году поднята, восстановлена и в 1960 году включена в состав ВМС ФРГ под названием «Вильгельм Бауэр». В 1984 году она была передана Немецкому морскому музею в Бремерхафене, где используется до сих пор как корабль-музей.

Рудольф Шульце единственный из братьев пережил войну и скончался в 2000 году в возрасте 78 лет.

Другие «подводные» династии

Стоит отметить, что семья Шульце не является исключением для немецкого флота и его подплава – истории известны и другие династии, когда сыновья шли по стопам отцов, сменяя их на мостиках подводных лодок.

Семейство Альбрехт (Albrecht) дало двух командиров подлодок в Первую мировую. Обер-лейтенант цур зее Вернер Альбрехт (Werner Albrecht) вёл подводный минный заградитель UC 10 в свой первый поход, который оказался для него и последним, когда 21 августа 1916 года минзаг был торпедирован британской лодкой E54. Выживших не было. Курт Альбрехт (Kurt Albrecht) последовательно командовал четырьмя лодками и повторил судьбу брата – погиб на U 32 вместе с экипажем северо-западнее Мальты 8 мая 1918 года от глубинных бомб британского шлюпа «Уоллфлауэр» (HMS Wallflower).


Уцелевшие моряки с потопленных британским фрегатом «Спрей» подводных лодок U 386 и U 406 сходят с борта корабля в Ливерпуле - для них война закончилась.

Во Второй мировой участвовали два командира подлодок из младшего поколения Альбрехтов. Рольф-Генрих-Фриц Альбрехт (Rolf Heinrich Fritz Albrecht), командир U 386 (тип VIIC), не добился никаких успехов, однако сумел пережить войну. 19 февраля 1944 года его лодка была потоплена в Северной Атлантике глубинными бомбами британского фрегата «Спрей» (HMS Spey). Часть экипажа лодки, включая командира, попала в плен. Командиру торпедовоза U 1062 (тип VIIF) Карлу Альбрехту (Karl Albrecht) повезло гораздо меньше – он погиб 30 сентября 1944 года в Атлантике вместе с лодкой во время перехода из малайского Пенанга во Францию. Возле Кабо-Верде лодку атаковал глубинными бомбами и потопил американский эсминец «Фессенден» (USS Fessenden).

Семейство Франц (Franz) отметилось одним командиром подлодки в Первую мировую: капитан-лейтенант Адольф Франц (Adolf Franz) командовал лодками U 47 и U 152, благополучно дожив до окончания войны. Во Второй мировой участвовали ещё два командира лодок – обер-лейтенанты цур зее Йоханнес Франц (Johannes Franz), командир U 27 (тип VIIA), и Людвиг Франц (Ludwig Franz), командир U 362 (тип VIIC).

Первый из них за считанные дни после начала войны успел зарекомендовать себя агрессивным командиром со всеми задатками подводного аса, но удача быстро отвернулась от Йоханнеса Франца. Его лодка стала второй по счёту немецкой субмариной, потопленной во Второй мировой войне. Неудачно атаковав британские эсминцы «Форестер» (HMS Forester) и «Форчун» (HMS Fortune) к западу от Шотландии 20 сентября 1939 года, она из охотника сама стала добычей. Командир лодки вместе с экипажем провёл всю войну в плену.

Людвиг Франц интересен прежде всего тем, что был командиром одной из немецких лодок, ставших подтверждённой жертвой ВМФ СССР в Великую Отечественную войну. Субмарина была потоплена глубинными бомбами советского тральщика Т-116 5 сентября 1944 года в Карском море вместе со всем экипажем, не успев добиться каких-либо успехов.


Броненосный крейсер «Дюпети-Туар» был торпедирован лодкой U 62 под командованием Эрнста Хасхагена вечером 7 августа 1918 года в районе Бреста. Корабль тонул медленно, что дало возможность экипажу организованно его покинуть - погибло лишь 13 моряков

Фамилия Хасхаген (Hashagen) в Первую мировую была представлена двумя удачливыми командирами подлодок. Хинрих Хасхаген (Hinrich Hermann Hashagen), командовавший U 48 и U 22, пережил войну, потопив 28 судов на 24 822 тонны. Эрнст Хасхаген (Ernst Hashagen), командир UB 21 и U 62, добился поистине выдающихся успехов – 53 уничтоженных судна на 124 535 тонн и два военных корабля (французский броненосный крейсер «Дюпети-Туар» (Dupetit-Thouars) и британский шлюп «Тьюлип» (HMS Tulip)) и заслуженный «Голубой Макс», как называли Pour le Mérite, на шею. Оставил после себя книгу мемуаров под названием «U-Boote Westwarts!»

Во Вторую мировую войну обер-лейтенант цур зее Бертольд Хасхаген (Berthold Hashagen), командир подводного крейсера U 846 (тип IXC/40), был менее удачлив. Он погиб вместе с лодкой и экипажем в Бискайском заливе 4 мая 1944 года от бомб, сброшенных канадским «Веллингтоном».

Семейство Вальтер (Walther) дало флоту двух командиров подлодок в Первую мировую. Капитан-лейтенант Ганс Вальтер (Hans Walther), командир U 17 и U 52, потопил 39 судов на 84 791 тонну и три военных корабля – британский лёгкий крейсер «Ноттингем» (HMS Nottingham), французский броненосец «Сюффрен» (Suffren) и британскую субмарину C34. С 1917 года Ганс Вальтер командовал знаменитой Фландрской флотилией подводных лодок, в которой воевало множество немецких подводных асов Первой мировой, а закончил свою флотскую карьеру уже в кригсмарине в чине контр-адмирала.


Броненосец «Сюффрен» - жертва атаки подводной атаки лодки U 52 под командованием Ганса Вальтера 26 ноября 1916 года у побережья Португалии. После взрыва боезапаса корабль затонул за секунды, погибли все 648 человек экипажа.

Обер-лейтенант цур зее Франц Вальтер (Franz Walther), командир UB 21 и UB 75, потопил 20 судов (29 918 тонн). Погиб вместе со всей командой лодки UB 75 10 декабря 1917 года на минном заграждении у Скарборо (западное побережье Великобритании). Командовавший в конце Второй мировой лодкой U 59 лейтенант цур зее Герберт Вальтер (Herbert Walther) успехов не добился, но сумел дожить до капитуляции Германии.

Завершая рассказ о семейных династиях в немецком подводном флоте, хотелось бы еще раз отметить, что флот – прежде всего не корабли, а люди. Это касается не только немецкого флота, но будет справедливо звучать и в отношении военных моряков других стран.

Список источников и литературы

  1. Гибсон Р., Прендергаст М. Германская подводная война 1914–1918 гг. Пер.с нем. – Минск.: «Харвест», 2002
  2. Wynn K. U-Boat Operations of the Second World War. Vol.1–2 – Annopolis: Naval Institute Press, 1998
  3. Busch R., Roll H.-J. German U-boat Commanders of World War II – Annopolis: Naval Institute Press, 1999
  4. Ritschel H. Kurzfassung Kriegstagesbuecher Deutscher U-Boote 1939–1945. Band 8. Norderstedt
  5. Blair С. Hitler"s U-boat War. The Hunters, 1939–1942 – Random House, 1996
  6. Blair С. Hitler"s U-boat War. The Hunted, 1942–1945 – Random House, 1998
  7. http://www.uboat.net
  8. http://www.uboatarchive.net
  9. http://historisches-marinearchiv.de

Рекомендуем почитать

Наверх