Пирамиды верхней нубии мероэ. Тайная цивилизация Мероэ Suenee Universe Объединение двух религий

Материалы 26.03.2024


Греки их обожали. Египтяне и римляне им завидовали. Сейчас благодаря археологам сокровища этой сказочной цивилизации, которая, увы, исчезла навсегда, наконец «возродились» из песка, сохранив при этом свою тайну. К югу от Египта, на территории современного Судана, в пустыне находятся странные пирамиды.


Путешественники обычно думают, что они являются творением умелых рук античных египтян. Однако это не так. Если повнимательнее присмотреться к этим сооружениям, то они ни по стилю, ни по фактуре не похожи на места захоронения фараонов, хотя и находятся рядом с Нилом. Пирамиды сооружены из песчаника и достигают высоты 15 метров. Они так же, как и египетские сооружения такого рода, являются усыпальницами. Но усыпальницами для придворных загадочного королевства Мерое.


Всё, что находится в этих могилах, - чудесные фрески, ослепительные украшения, предметы гончарного искусства, оригинальные вазы с изображениями животных, наполовину засыпанные песком и известняком, - говорит о загадочной и блестящей цивилизации Мерое.


Когда-то эта территория принадлежала Египту, включившему в свой состав королевство Кусх, в котором жили нубийцы в VI веке до нашей эры. Нубийцы и египтяне постоянно конфликтовали между собой, вооружённые стычки были не редкостью. И в 591 году до нашей эры египтяне, уставшие от неспокойной жизни, ушли с этих земель чуть выше Нила, в свой город Напату. Правивший в ту эпоху король кусхитов Аспалта также ушёл со своим народом в противоположную сторону - к шестому порогу Нила в степи, немного южнее... Новое место было хорошо защищено как самим Нилом, так и его последним притоком - Алтабарой.


Здесь и был основан город Мерое, в котором кусхиты стали хоронить и своих королей. Третий век до нашей эры был временем создания нового королевства, которое познало в течение последующих веков невероятное процветание. Мерое оказалось поистине сказочным для жизни людей местом. Сюда словно сам Бог посылал такие желанные дожди. Этот «подарок судьбы» дал возможность меройцам жить независимо от влаги Нила. К тому же в этом месте переселенцы обнаружили около 800 водоёмов под открытым небом! Благодаря воде местные жители, к которым «подселились» кусхиты, лишь выращивали сорго, разводили быков и слонов. Меройцы же стали разрабатывать золотые прииски, выращивать плодовые деревья, делать статуэтки из слоновой кости... Свои товары они отправляли караванами в Египет, к Красному морю и в Центральную Африку.


А изделия меройцев действительно впечатляли! Чего стоят только украшения царицы Аманисхакето,
украденные из её могилы итальянским проходимцем Ферлини. Там были десятки браслетов, колец, декоративных золотых нашивок...


Кое-что сохранилось до наших дней. Или скульптурная голова мужчины с удивительно тонкими чертами лица, выполненная в I-III веках до нашей эры и обнаруженная испанскими археологами в 1963 году! Или бронзовый король кусхитов (II век до нашей эры), положение рук которого свидетельствовало о том, что когда-то он держал лук! Или статуя бога Себиумекхара, которая украшала вход в один из храмов Мерое! Или чаша из голубого стекла, украшенная золотом, которую нашли разбитой на сорок кусочков, согласно погребальному ритуалу, в местечке Седеинга!..


Люди «с горящим лицом», как их называли греки, восхищали гениев античности. Так, Геродот, к примеру, упоминал о «Большом городе» в пустыне и описал гуляющих верблюдов в нём как животных «с четырехпалыми задними конечностями. Мираж, может быть...». Греческий географ и путешественник Страбон так отозвался о королеве меройцев Кандаси - «кривая, одноглазая и смелая». Её портрет был обнаружен на стенах храма Льва, расположенного в Наге, к югу от Мерое. Это был один из многочисленных следов искусства меройцев, свидетельствующих о них как о первой африканской цивилизации.


Мнение археолога Френсиса Геси: «Мерое полностью отличается от Египта. Оттолкнувшись от чужеземного, здесь сумели зародить оригинальную цивилизацию. Невозможно спутать, например, здания, построенные меройцами, с египетскими или греко-римскими сооружениями. Меройцы создали своё искусство, не похожее ни на какое другое. Они расстались с греческим пантеоном, чтобы поклоняться новому богу - Апедемаку, уникальному богу с головой льва».


Новый бог меройцев Апедемак считался покровителем воинов-нубийцев. Специалист по меройской культуре директор археологической миссии в Судане Катрин Бергер считает, что «бог с головой льва властвует над империей вместе с бараном Амоном, но Амон сохраняет египетский вид, а Апедемак - суданский. Бог-лев руководит битвами, являясь символом победы». Кстати, у меройцев довольно странное слияние религий: они поклонялись двум богам - и Апедемаку, и Амону - одновременно. Возможно, это влияние египтян, которые долгие годы правили кусхитами - потомками меройцев.


Что касается женских фигур, нарисованных на деревянных дощечках и укреплённых на фасадах храмов, то они ничуть не похожи на стройных египетских красавиц. Меройские женщины отличались пышными формами.


Город-королевство Мерое был обнаружен археологами в начале XIX века. С того времени раскопки участились. Благодаря египетским документам, свидетельствующим о загадочных нубийцах, проживавших в нём, археологи начали познавать историю Мерое. Между тем до сих пор никто ничего не знает, как и почему королевство Мерое угасло в первой половине IV века нашей эры. В 330 году первый христианский царь королевства Аксоум (Эфиопия) нашёл во время одного из своих походов руины города Мерое.


О том, что произошло с загадочной цивилизацией, можно было бы узнать из текстов меройцев, собранных археологами почти за двести лет. Но увы! Они до сих пор не расшифрованы - не найден «ключ» к разгадке языка меройцев. Эта пустынная Атлантида, как иногда называют Мерое, кажется, поглотила свои секреты в глубине песков. Археолог Френсис Геси полагает, что в III веке до нашей эры правители Мерое стали уделять слишком много внимания своим регионам - соседним территориям, распылив таким образом свои силы, что привело к ослаблению, а затем и гибели этого королевства.


Египтологи продолжают ломать голову над языком меройцев. Англичанин Гриффит первым начал восстанавливать их алфавит ещё в 1909 году благодаря надписям на стелах, сделанным на двух языках - меройском и языке древних египтян. Затем другие исследователи дополнили алфавит. Жан Леклан, исследователь из Франции, считает, что алфавит этого народа состоит из 23 букв. Однако реально применить этот алфавит оказалось делом очень трудным. Расшифрованные слова не имели смысла. Удалось разве что приблизительно расшифровать имена королей и богов... Даже с помощью компьютера Жан Леклан и его коллеги, собрав тысячи текстов меройцев, использовав все возможности современнейшей техники по составлению различных комбинаций букв, не достигли результата.


Тайна языка этой цивилизации до сих пор не открыта, а значит, и само королевство Мерое, его суть и законы пока не подвластны человеческому разуму...

Греки обожали их, за них завидовали египтяне и римляне. Благодаря археологам сокровища этой таинственной цивилизации, которые, к сожалению, исчезли навсегда, наконец возродились от песка, но сохраняли свои секреты.

К югу от Египта в пустыне современного Судана есть странная пирамида. Путешественники обычно думают, что это работа рук древних египтян. Однако это не так.

Если вы более подробно рассмотрите эти здания, то вы обнаружите, что ни стиль, ни способ исполнения не похожи на концепцию более известных пирамид с квадратным основанием, хотя он стоит рядом с Нилом. Пирамиды построены из песчаника и достигают высоты пятнадцати метров. Как и в египетских зданиях, археологи пытаются интерпретировать свою главную цель как гробницы.

Все в них, красиво фрески, ослепительные украшения, керамика, оригинальные вазы с фотографиями животных, все наполовину покрытые песком и известняком, рассказывают о таинственной и захватывающей цивилизации Мероэ.


Однажды эта территория принадлежала Египту и включала Королевство Куш, в котором 6. Núbijci жил в веке до нашей эры. Египтяне и нубийцы постоянно конкурировали друг с другом, а вооруженная борьба между ними была недостаточной. В 591 до н.э. египтяне уже так устали от такого беспокойного образа жизни, что покинули эту территорию и направились на север в город Напа.

В то время царство Аспалты управляло Кузетами, которые со всем своим народом пошли на противоположную сторону, направляясь на юг, к шестой катаральной ветви Нила. Новый сайт был защищен самой живой природой и ее последним притоком Алтабары. Именно здесь был основан город Мероэ, в котором куситы начали хоронить своих царей.

Новое королевство возникло в 3. ул. До н.э. и в последующие столетия был невероятный расцвет. Мероэ стала сказкой для жизни людей. Здесь буквально сам Бог послал столь ожидаемый дождь. это дар судьбы дал жителям возможность жить независимо от вод Нила.

Кроме того, местные жители нашли около восьмисот резервуаров для воды под открытым небом! Благодаря воде, местные жители, которым иммигрировали китезиты, могли предложить сорго, быков и слонов. Жители Мероэ начали собирать золото, выращивать фруктовые деревья, делать статуэтки из слоновой кости...



Их товары были отправлены в Египет, Красное море и Центральную Африку караванами. И их продукция была действительно потрясающей! Сколько украшений королевы Аманишачето украли из ее могилы итальянский мошенник Ферлиним! Были десятки браслетов, колец, декоративных золотых пятен...

Немного сохранилось. Является ли это скульптурной головкой, показывающей мужчин с замечательно прекрасными чертами лица, созданными в 3. - 1. ул. До н.э., найденные испанскими археологами в 1963 или бронзовым королем куситов (от 2, до н.э.), чье положение в руке свидетельствовало о том, что он когда-то держал лук! Или статуя Божья Севия, которая украшала вход в один из храмов Мероэ, или стакан голубого стекла, украшенный золотом, найденным в Седанце. В соответствии с ритуалом погребения он был разбит на сорок штук...


Люди с пылающие лица , как они называли их греками, очаровали античных гениев. Например, Херодотос упомянул Великий Город в пустыне и описал верблюдов, проходящих через него, как животных, у которых было четыре пальца на задних лапах. Возможно, это было вундеркиндом...

Греческий географ и путешественник Страбон говорил о королеве Кандаке из Мероэ как проницательный, монотонный и смелый. Ее портрет был найден на стенах Львиного Храма в городе Нака, который находится к югу от столицы. Это один из многих следов мерожского искусства, которые предлагают его это была первая африканская цивилизация.

Фрэнсис Геси считает, что Мероэ полностью отличается от Египта. Они пришли из чужих земель и создали здесь оригинальную цивилизацию. Например, невозможно путать построенные ими здания с египетскими или греческими или римскими зданиями. Его жители создали свои собственные искусства, которые, казалось, не имели никакого смысла.

Они покинули греческий пантеон, чтобы поклоняться новому Бог лежит с головой Апедемака , Он считался покровителем нубийских солдат.

Специалист по культуре Мерилло, директор археологической миссии в Судане Кэтрин Бергер считает, что бог с львиной головой управлял империей вместе с баром Амон (баран был священным животным Амона) , но он сохраняет египетскую внешность и суданскую Апедемак. Бог в форме льва ведет сражения и символизирует победу.

Кстати, у жителей Мероэ была довольно странная смесь религии. Они одновременно поклонялись Апедемаку и Аммону. Возможно, это влияние египтян, правивших куситами на протяжении многих лет, и они были потомками жителей Мероэ. Что касается женских фигур, нарисованных на деревянных пластинах и закрепленных на фасадах храмов, они совсем не похожи на красивых египетских красавиц. Напротив, женщины-мерои были охарактеризованы пышными формами.

Королевский город Мероэ был найден археологами в начале 19. века. С тех пор раскопки расширились. Благодаря египетским документам, свидетельствующим о таинственных нубийцах, археологи стали узнавать его историю.

Никто еще не знает, как и почему царство в первой половине 4. столетие нашей эры прекратил свое существование. В 330 он нашел первого христианского короля Аксу (Эфиопия) на одной из руин Мероэ. О том, что случилось с таинственной цивилизацией, мы могли бы узнать из текстов Мерояна, собравшихся археологов почти двести лет. Однако они еще не зашифрованы, так как ключ к расшифровке языка Мериби не найден.

Похоже, что эта пустынная Атлантида, как ее иногда называют Мероэ, зарывала в глубине песка свои тайны. Археолог Фрэнсис Гези предполагает, что в 3. ул. nl, ее правители стали уделять слишком много внимания соседним районам, тем самым рассеивая свои силы, и это привело сначала к празднованию и, в конечном счете, к его уничтожению.

Египтологи все еще ломают голову над ее языком. Гриффит начал первую реконструкцию 1909 своего алфавита, благодаря двуязычным надписям на конюшне. Второй язык рядом с Мероем был языком древних египтян. Другие ученые добавили алфавит. Французский исследователь Жан Леклант считает, что он состоит из двадцати трех писем. Используйте его реально, но это было очень сложно. Разъясненные слова не имели смысла. Только имена королей и богов могли быть расшифрованы... Даже с помощью компьютера Жан Леклант и его коллеги, собравшие тысячи текстов и использовавших все возможности современных методов для создания разных комбинаций слов, не смогли добиться результатов.

Тайна языка этой цивилизации еще не раскрыта, что подразумевает, что само Царство Мерое, его сущность и законы еще не подвержены человеческому разуму...

Древние цивилизации Бонгард-Левин Григорий Максимович

ЦИВИЛИЗАЦИЯ МЕРОЭ

ЦИВИЛИЗАЦИЯ МЕРОЭ

«Словно водяным ураганом был захвачен Мемфис, множество людей там убито, и приведены пленные к тому месту, где находился его величество… Нет больше нома, закрытого для его величества среди номов Юга и Севера, Запада и Востока».

Так повествует о воцарении кушитов в Египте в 729 г. до н. э. неизвестный автор стелы Пианхи.

Почти столетие именовали себя фараонами Египта пришельцы из Напаты, возникшие, словно из небытия, на исторической сцене после полуторавекового молчания эпиграфических и археологических источников южнее первого нильского порога. Впрочем, и предшествующий длительный период господства египтян внешне, казалось бы, нивелировал многие стороны местных культурных традиций. Поиск происхождения новоявленных «владык Обеих Земель» уводит нас в глубокую древность.

Судьба двух народов, египтян и кушитов, тесно переплеталась на протяжении веков. По мнению академика Б. Б. Пиотровского, археологические материалы IV тыс. до н. э. отчетливо показывают, что одинаковая культура охватывала в то время Верхний Египет и Северную Нубию. Позднее в силу особенностей географического фактора развитие культур шло двумя различными путями.

Куш контролировал территории главным образом между третьим и пятым нильскими порогами, однако иногда кушитским царям удавалось распространять свою власть на севере до Асуана и на юге до Хартума - столицы современного Судана. Неодинаковым было название страны, а также ее отдельных частей. Населяли Куш земледельческо-скотоводческие объединения.

Уже в III тыс. до н. э. территории к югу от первого порога Нила становятся объектом военных набегов, а затем и прямого завоевания со стороны египетских фараонов. Развитие ранней археологической культуры, известной под названием «группа А», было прервано в самом расцвете набегами с севера. Сменившее и частично поглотившее ее остатки население культуры «группы С» имело уже значительную примесь негроидных элементов. Последние археологические раскопки показали, что носители культур «группы С» Керма тесно связаны по происхождению с районами Южного и Восточного Судана, а также Сахары, что они появляются в долине Нила в середине последней четверти III тыс. до н. э. Судя по археологическим материалам, носители культуры «группы С» в основном занимали территорию собственно Северной Нубии, носители «культуры Керма» - территорию Куша.

Раскопки городища и некрополя Кермы рисуют картину развитого общества: мощный градостроительный комплекс, многоплановые архитектурные сооружения религиозного центра, жилые кварталы, возведенные из обожженного кирпича, имевшие большие зернохранилища, ограда, которая проходила вокруг центра города. Городище Кермы с полным основанием можно считать уникальным для всей Нубии.

Общество Кермы имело уже значительную классовую дифференциацию. Правители владели большими стадами быков и коз. Среди различных типов керамики наряду с египетской выделяются вещи, отделанные перламутром с Красного моря, и предметы из слоновой кости, доставленной из Центрального Судана, что свидетельствует о широких связях и значительном уровне развития общества. Декор керамики свидетельствует о сильном влиянии Черной Африки. Население Кермы поддерживало тесные контакты с Египтом, населением Восточной Сахары, областями Хартума и пограничными районами Эфиопии. Некоторые гробницы метрополии и территории, на которую распространялась власть Кермы, достигали 100 м в диаметре, что дает еще одно доказательство мощи ее владык.

В эпоху своего расцвета, совпадающего с периодом Среднего царства и II Переходного периода, Керма контролировала территорию от второго до четвертого нильского порога. Даже в период египетской колонизации, как это показывают самые последние раскопки французского археолога III. Бонне, Керма, очевидно, сохраняла свой статус региональной метрополии. Наиболее устойчивым оставался местный обряд захоронения. В более поздний период конструкции новых центров кушитской цивилизации Кавы, Напаты и Мероэ показывают сходство с сооружениями Кермы, что доказывает местные (кермийские) корни этой цивилизации.

Большое количество природных ресурсов, среди которых важнейшее место занимали месторождения золота, располагавшиеся, в частности, в Вади Аллаки (здесь в 1961 -1962 гг. вела раскопки советская археологическая экспедиция во главе с академиком Б. Б. Пиотровским), а также возможность разведения скота, ценных пород деревьев, угона пленных определили политику Египта в отношении этой страны. Эпоха господства египтян в Куше существенным образом сказалась на его развитии и надолго определила его судьбу. Уже к концу II Переходного периода египтизация кушитского общества доходит до такой степени, что практически трудно отделить местные черты от египетских. И с уходом египтян тень великой державы навсегда сохраняется здесь даже в тех районах, где они никогда не воцарялись.

Процесс культурного взаимодействия в самом широком смысле слова при доминирующей роли Египта на первом этапе (от начального периода завоевания до XXV династии) проходил не только путем насильственного внедрения отдельных элементов культуры (типы храмов, египетские культы, атрибутика, стиль изображения, язык, социальная терминология и отчасти институты государственной власти, жречество), но и избирательно - сохранялись и вживались лишь те черты, которые соответствовали местным традициям и взглядам.

Однако египетская основа, трансформируясь на местной почве, обретала иной колорит, а порой и вовсе не свойственные ей в Египте черты. В период XXV династии результат длительного воздействия египтян на развитие кушитского общества бумерангом возвратился в Египет, завоеванный правителями Куша, обладавшими теми же титулами фараона (сын Ра, «властелин Обеих Земель», находящийся под покровительством Хора и богинь коршуна и змеи), проповедовавшими те же формулы религиозной борьбы по повелению Амона, которые в свое время оправдывали египетские завоевательные походы.

Пребывание на египетском престоле, казалось бы, усилило влияние Египта, но это был лишь внешний момент - стремление к подражанию и копированию величия бывшего властелина. Так, над могилой Пианхи была сооружена пирамида, хотя в самом Египте их не строили уже примерно за тысячу лет до этого. Не исключено, что тело Пианхи мумифицировали, ибо в гробнице были обнаружены канопы. Однако тело покоилось не в саркофаге, а на ложе, как это характерно для могильников Кермы.

Преемник Пианхи Шабака оставил добрую память о своем владычестве в Египте. По его приказу был переписан древнейший богословский трактат Мемфиса. Старания оказались ненапрасными. Еще долго после смерти Шабаки, вплоть до птолемеевского времени, одна из улиц Мемфиса носила его имя. Апогея своего величия династия достигла при Тахарке. Его коронационная стела была установлена не только в достроенном и отделанном им великолепном храме Гемпатон (у третьего порога), но и в северной части Дельты, в Танисе. Последнему представителю XXV династии, Танутамону, несмотря на предсказание воцариться в Египте, полученное во сне, недолго пришлось наслаждаться славой. Мощь и натиск ассирийских войск развеяли в прах амбиции фараонов из Куша.

Видимо, в связи с угрозой вторжения иноземцев с севера или по каким-то иным причинам главные центры кушитской цивилизации отодвинулись значительно южнее, в Напату и Мероэ, к четвертому и пятому нильским порогам. Резиденция царской семьи с VI-V вв. до н. э. находилась в Мероэ, но Напата оставалась главным религиозным центром. Здесь происходил основной обряд коронации властелина, после чего он совершал поездки по другим крупным святилищам Куша.

Наиболее выдающимся памятником местной архитектуры и искусства является религиозный комплекс в Мусавварат-эс-Суфра, где почитался местный львиноголовый бог Апедемак. Рельефы этого храма по стилю исполнения внешне еще очень напоминают египетские, хотя при внимательном изучении уже здесь наблюдается отход от принципов египетского канона. Гимн Апедемаку, начертанный, правда, египетскими иероглифами, по своему содержанию является чисто мероитским. В многочисленных изображениях льва на рельефах религиозного комплекса Мусавварат-эс-Суфра отразилась типично африканская символика царя-льва, связанная с представлениями о мощи и физической силе правителя, носителя плодородия, обеспечивающего благополучие своих подданных.

На рубеже нашей эры в честь бога Апедемака был построен другой храм, в Нага. Архитектура его была выдержана в местном стиле. На рельефах Апедемак представлен в виде трехглавого и четырехрукого львиноголового бога, а также в облике львиноголовой змеи с телом человека и головой льва. Эти образы целиком явились продуктом творчества местных мастеров и отражали функции львиноголового бога войны и вместе с тем бога плодородия.

Греческая традиция сохранила воспоминание о мероитском царе Эргамене (Аркамани), жившем во времена Птолемея II, который получил греческое воспитание и философское образование. Он осмелился уничтожить старые обычаи, согласно которым стареющий властелин по повелению жрецов должен был умереть. «Возымев образ мыслей, достойный царя,- писал Диодор,- он… перебил всех жрецов и, уничтожив этот обычай, переделал все по своему усмотрению». В современной науке с именем этого правителя иногда связывают и происхождение мероитской письменности.

Первые надписи, составленные мероитским письмом, дошли до нас от II в. до н. э., хотя язык, безусловно, существовал много ранее. Это древнейшее на Африканском континенте алфавитное письмо возникло под непосредственным воздействием египетского, как иероглифического, так и демотического его варианта.

Вся история развития мероитской культуры проходила во взаимодействии с крупнейшими державами древности. В Куше были восприняты многие из их традиций и достижений. Синкретизм в культуре Куша является, таким образом, исторически обусловленным. Среди внешних факторов ведущая роль в становлении культурной традиции, безусловно, принадлежит Египту, целый ряд черт которого укоренился в Куше без изменений. Это относится к отдельным образам египетских богов, к стилю изображения рельефных и статуарных композиций, к атрибутике царей и богов - форме короны, скипетрам, приставному бычьему хвосту, к жертвенным формулам и ряду других элементов заупокойного культа, к некоторым храмовым ритуалам, к титулатуре царей.

Определенную роль в поддержании традиции играла постоянная прослойка египетского населения в Куше - непосредственного носителя культуры. Особенностью процесса была адаптация черт египетской культуры до такой степени, что они уже механически воспринимались населением и осознавались уже не как пришлый, а как местный элемент.

В греко-римский период процесс культурного влияния проходил опосредованно - через эллинистический и римский Египет, а также непосредственно - через греческое и римское население, находившееся в Мероэ. Наиболее яркими проявлениями этого влияния считаются так называемый римский киоск в Нага, остатки римских бань в Мероэ, фигуры богов анфас, по стилю сходные с греческими изображениями. Сюда же следует отнести поэтические произведения в честь местного бога Мандулиса, составленные по различным формам греческого литературного канона.

Уже со времен Александра Македонского Куш занимал вполне определенное место в эллинистической, а позднее и в римской литературе. Куш связывался с путешествиями, мнимыми или реальными географическими открытиями, считался местом убежища для теснимых и гонимых из Египта правителей. Перед читателем предстает сказочно богатая золотом страна, место средоточия богов, почитаемых в греко-римском мире. Так в синтезе различных элементов, но при устойчивом сохранении местной основы на протяжении веков складывалась и развивалась качественно новая культура - цивилизация Куша, оказывавшая влияние на те страны, с которыми непосредственно соприкасалась.

Традиции глубокой древности сохранялись веками в народной памяти. Даже в современном фольклоре Судана имеется предание о царе Напа из Нафты, этимологически явно восходящее к мероитскому топониму, о древних обычаях умерщвления царей и отмене их царем Акафом, о змеях- хранительницах храма и многие другие. В сказаниях присутствуют воспоминания о сокровищах Кермы, а местное население до сих пор окружает легендами и почитает руины - остатки древнего городища Кермы. Самобытная и оригинальная культура Куша внесла свой вклад в общее культурное наследие стран древнего Востока, явилась истоком современной культуры народов Судана.

Из книги 7 и 37 чудес автора Можейко Игорь

Мероэ. Шлак плавильных печей Громкая слава страны фараонов, богатство искусства и величие памятников Египта затмили память о странах, лежавших южнее, занимавших территорию нынешнего Судана. И в первую очередь о стране Куш…Пепи II, фараон шестой династии, живший почти за

автора

Из книги 100 великих городов мира автора Ионина Надежда

Мероэ Историческую область в среднем течении Нила – от Асуана на севере до суданского города Дабба на юге – принято называть Нубией. Название это скорее всего происходит от древнеегипетского слова «нубу», что означает «золото». Примыкающие к Нилу невысокие скалистые

Из книги Тысячелетие вокруг Каспия [Л/Ф] автора Гумилев Лев Николаевич

33. Цивилизация II–IV вв Древние историки охотно и подробно описывали события им известные, причем их осведомленность была довольно велика. Но если событий не было, то они и не писали. Так, о появлении хуннов в Прикаспийских степях упомянули два видных географа, а потом -

автора

§ 5. Китайская цивилизация Самой многонаселенной и одной из самых древних стран является Китай. Китайская цивилизация возникла в долине реки Хуанхэ. Здесь, на «великой китайской равнине» около 5-го тысячелетия до н. э. появились земледельческие общины культуры Яншао.

Из книги История мировых цивилизаций автора Фортунатов Владимир Валентинович

§ 6. Иудейская цивилизация Существенное место в истории Древнего мира и мировой цивилизации в целом занимают евреи и созданная ими иудейская цивилизация. Евреи – семитский народ, состоявший из 12 кланов (родов, колен) потомков двенадцати сыновей Иакова, внука Авраама,

Из книги История мировых цивилизаций автора Фортунатов Владимир Валентинович

§ 7. Персидская цивилизация Сложную историческую эволюцию прошла персидская (иранская) цивилизация. Основную часть территории Древнеперсидского государства составляло огромное Иранское плоскогорье, расположенное к востоку от Месопотамии. Природные условия позволяли

Из книги История мировых цивилизаций автора Фортунатов Владимир Валентинович

§ 2. Византийская цивилизация В учебниках и книгах по всемирной истории и истории мировых цивилизаций нередко возникает некоторая прерывность в изложении материала. В действительности исторические события продолжали происходить примерно на одной и той же территории,

Из книги История мировых цивилизаций автора Фортунатов Владимир Валентинович

§ 2. НТР и мировая цивилизация Под научно-технической революцией (НТР) обычно понимается качественное преобразование современных производительных сил на основе достижений науки и техники. Считается, что научно-техническая революция зародилась еще в 1930-х гг., получила

Из книги Неведомая Африка автора Непомнящий Николай Николаевич

Мероэ Руины древнего города Мероэ принадлежат к величайшим памятникам древности, чья история составляет важную часть развития человечества. Но, несмотря на заявления об интересе со стороны их потомков, о жизни Мероэ и соседних городов Куша сейчас известно не больше, чем

Из книги 100 великих тайн Древнего мира автора Непомнящий Николай Николаевич

Цивилизация Ифе В первой четверти XIX в. англичанам Хью Клаппертону и братьям Лендерам удалось добраться во внутренние области Нигерии, страну многочисленного народа йоруба. Ценою собственных жизней они исследовали ранее не доступные районы Африканского континента и

автора Дэвидсон Бэзил

Загадка Мероэ

Из книги Новое открытие древней Африки автора Дэвидсон Бэзил

Мероэ Руины города Мероэ – один из величайших памятников древности. История этого города – важная глава в истории человечества. Этого никто не оспаривает. Однако до сих пор о жизни Мероэ и других городов царства Куш нам известно не многим больше, чем узнал о них Геродот

Из книги История Африки с древнейших времен автора Бюттнер Теа

Из книги История и культурология [Изд. второе, перераб. и доп.] автора Шишова Наталья Васильевна

1.2. Культура и цивилизация Понятия «культура» и «цивилизация» относятся к одним из самых многозначных, имеющих разнообразные толкования. Впервые слово «культура» появилось в латинском языке и обозначало обработку земли, земледельческий труд. В последующем оно

Из книги Русская книга автора Автор неизвестен

Цивилизация?! Нет - цивилизация! Ах, сколько про неё говорено, писано, спорено! Сколько Гордости по теме своей первоосновности в цивилизационном ряду - и неподдельной, и фальшивой - выказано ярчайшими представителями самых разных Наций, Народов, Народностей, племен, а

Цивилизация древнего государства Мероэ долгое время оставалась мало кому знакомой из тех, кто интересовался историей античного мира. Хотя она и процветала в период с VI в. до н. э. до начала IV в. н. э. в южном Египте и на территории современного Судана, но оказалась, в сущности, забытой и неизученной вплоть до наших дней.

Сравнительно незначительный интерес к этому региону объясняется частично его географической удаленностью, которая привела к тому, что вплоть до совсем недавнего времени редко кто из ученых посвящал себя изучению этого периода времени и этого региона (рис. 1); сыграл и свою роль ошибочный взгляд, согласно которому Мероэ было всего лишь периферийной и варварской копией Египта фараонов, которая не внесла никакого вклада в общемировую культуру и не имела какого-либо значения для развития всемирной цивилизации (рис. 2). Настоящая книга призвана показать, что в свое время Мероэ было мощным государством, много сделавшим для развития материальной и духовной культуры африканского континента.

В античном мире Мероэ было хорошо известно. Первым писателем античности, упомянувшим Мероэ, был Геродот, хотя и более ранним авторам было известно в общих чертах об эфиопах, людях с «сожженными лицами», что весьма близко перекликается с арабским названием – Судан (от Beled es Sudan, «страна черных»), которое и стало названием страны в наше время. Геродот, чье описание известного к тому времени мира было опубликовано около 430 г. до н. э., один том целиком посвятил долине Нила. Он побывал в Египте и в ходе своего путешествия проник на юг, вплоть до города Элефантины, современного Асуана, который он описал как пограничный город между Египтом и Эфиопией и под которым он понимал Мероитское государство.


Рис. 1. Долина Нила


Это был самый южный пункт путешествия Геродота, но он, разумеется, встречал мероитов в Асуане, и можно не сомневаться в том, что большая часть приводимой им информации была получена от них. Его географическое описание далеко не полное, но в принципе достаточно точное. Он прослеживает изгибы течения Нила и хорошо информирован о Четвертом пороге, где, как он сообщает, необходимо высаживаться на берег и сорок дней идти посуху, так как подводные скалы делают продвижение по воде невозможным. Столь долгий срок путешествия вдоль непроходимого на лодке, участка течения реки представляется слишком продолжительным, но это некоторое преувеличение может быть объяснено стремлением мероитов отпугнуть иностранцев от проникновения в их страну. Затем, после двенадцати дней движения на лодке, путешественники попадали в Мероэ, которое аборигены называли столицей «других эфиопов».

После продвижения вверх по течению реки той же продолжительности, какая требуется на путешествие от Элефантины до Мероэ, человек попадал в «страну дезертиров», так называемых «асмах». Это были египтяне, дезертировавшие из армии фараона Псамметиха II во время его кампании в Судане в 591 г. до н. э. Этнографами было сделано много предположений о местонахождении района, населенного этими дезертирами, одна из самых последних гипотез гласит, что они поднялись вверх по течению Белого Нила и обосновались в южном Кордофане, неподалеку от Бар-эль-Газала.


Рис. 2. Мероитское царство


Рис. 3. Сцена из сельской жизни, выгравированная на бронзовой чаше из Каранога


В третьем томе Геродот повествует о деятельности персидского царя Камбиза , который отправил своих соглядатаев узнать, имеет ли место «трапеза Солнца» в стране Эфиопии. Если такие соглядатаи и в самом деле были посланы, то, вероятнее всего, для разведки местности перед будущей военной экспедицией. Геродот сообщает, что эта «трапеза» происходила на лугу, за окраиной города Мероэ, куда городские служащие каждую ночь выносили вареное мясо. В течение дня каждый желающий мог его есть. Рассказ этот, по всей вероятности, соответствует действительности, поскольку известно, что обожествление Солнца было одним из культов, существовавших в Мероэ, и Гэрстенг во время своих раскопок открыл храм неподалеку от города, что вполне соответствует местоположению «за окраиной», в котором, как он считает, и отправлялся культ Солнца.

Остальная же информация, которую сообщает нам Геродот, носит несколько мифологический характер. Он рассказывает о том, как соглядатаи Камбиза предстали перед эфиопским царем с различными подношениями – пурпурной мантией, золотым ожерельем, амфорой вина и прочими дарами, но не смогли ввести царя Мероэ в заблуждение. Он поведал им, сколь могущественна его страна, и передал соглядатаям лук, который, как он сказал, персидский царь может попытаться натянуть, хотя он и сомневается, что это тому удастся сделать. Еще он рассказал посланцам Камбиза о долгой жизни людей в его царстве, которые живут до 120 лет, питаясь вареным мясом и молоком. Им были показаны церемония «трапезы Солнца» и другие чудеса, после чего посланцы вернулись к своему персидскому владыке. По их возвращении Камбиз со своей армией выступил в поход против Эфиопии, но нашел эту страну такой суровой, что повернул обратно, даже не достигнув ее столицы.

В дальнейшем о Мероэ нет никаких упоминаний на протяжении почти 400 лет, вплоть до Диодора Сицилийского , который описывает течение Нила и сообщает, что его истоки находятся в Эфиопии и что он проходит через ряд каменистых порогов. На Ниле имеется несколько островов, в том числе один, известный как Мероэ. Диодор как курьез отмечает, что город с тем же названием был обнаружен Камбизом. В описании Мероэ как острова нет противоречия: этот район с трех сторон окружен водами реки, поэтому он часто упоминается как «остров Мероэ».

Весь третий том его книги целиком посвящен Эфиопии – так классические авторы называли территорию современного Судана. Для нас интерес представляет описание ритуального убийства царя Мероэ жрецами. Диодор сообщает, что этот обычай подошел к концу в период правления царя Эргамена, современника Птолемея II Египетского; Эргамен, который, по его словам, был приобщен к греческой культуре и не чуждался философии, привел свои войска к храму и перебил жрецов. Можно предположить, что Эргамен получил образование у греков в Египте, но прямых свидетельств этого в тексте нет.

Другим греческим писателем, который сообщает нам важные сведения об этом регионе, является Страбон . В его труде «География», написанном около 7 г. до н. э., собрана информация о Египте и Эфиопии с 25-го по 19 г. до н. э., то есть в период его жизни в Египте. Он сообщает нам, что проделал путешествие на юг до Фил, следующего города за Сиеной (Асуаном), вместе со своим другом, римским губернатором.

Основное внимание Страбон уделяет географическому описанию местности, во многих отношениях весьма точному. Как и Диодор, он называет Мероэ островом и сообщает, что эта местность расположена выше (то есть выше по течению) того пункта, где Астабора (река Атбара) впадает в Нил. Он также упоминает о месте слияния Нила и Астасобаса, что означает слияние нынешнего Голубого и Белого Нила в районе Хартума, почти в 120 милях далее к югу.

Страбон сообщает целый ряд интересных подробностей, хотя и не совсем верно. Так, он говорит, что в Мероэ не бывает дождей, однако в действительности некоторое количество осадков выпадает почти каждый год, хотя несколько севернее дожди весьма редки. Он приводит много отдельных штрихов из быта местного населения, сообщая, что основой их жизни является просо, из которого они делают также и питье. Это имеет место до сих пор – напиток этот представляет собой род местного пива, который в современном арабском языке Судана носит название marisa. Большую часть местных жителей, читаем мы у Страбона, составляют бедные кочевники, передвигающиеся с места на место со своими стадами, – это и ныне справедливо в отношении многих жителей Батана (современное название «острова Мероэ»). Он сообщает также, что в этих местах нет фруктовых деревьев, за исключением финиковых пальм, и много других весьма верных наблюдений. Упоминает Страбон также и дезертиров, говоря, что они живут в месте, называемом Тенессис, которое не поддается идентификации. Он также считает Камбиза значительным лицом для Мероэ, поскольку именно он дал городу это название. Самой важной информацией о Мероэ, которую мы получаем у Страбона, является его сообщение о войне между Мероэ и римлянами в период пребывания Гая Петрония в должности римского префекта Египта (с 25-го по 21 г. до н. э.). Подробности этой войны будут приведены ниже, а пока заметим, что в описании хода этой кампании Страбон сообщает, что во главе мероитской армии стоял генерал Кандак, о котором мы знаем из других античных источников. В течение долгого времени слово «Кандак» понималось как имя собственное. Ныне же, по изучении мероитских источников, мы узнаем, что это было не имя, а скорее звание или титул, значение которого не вполне ясно, скорее всего, это нечто вроде «государя». В мероитских надписях оно встречается в нескольких местах, из которых важнее всего наскальная надпись из Кавы – в ней имя Аманиренас следует за титулом «кандак». Вероятно, она была царицей, правившей во время римского вторжения. Древнегреческий писатель Дио Кассий вкратце упоминает эту кампанию и также говорит о предводителе мероитов «кандаке».

Плиний в своей «Естественной истории» (VI.35) также упоминает о Мероэ и сообщает о кампании Петрония, дает ряд географических описаний и перечень городов этой страны, большинство из которых остаются не отождествленными и которые еще во времена Плиния уже не существовали. Источником этих сведений, по его словам, было донесение отряда преторианской гвардии, который был отправлен в Эфиопию императором Нероном в 61 г. н. э.

История этой экспедиции представляет интерес. Численность отряда нам неизвестна, но командовал им трибун, так что вряд ли отряд был небольшим. Плиний сообщает о пути следования в Мероэ и приводит слова участников экспедиции о том, что вокруг собственно Мероэ растет более яркая зелень, ближе к горизонту можно различить нечто вроде лесов, а на земле заметны следы носорогов и слонов. Более яркая зелень, действительно, появляется там, где и в самом деле начинается область с более обильными осадками, а Мероэ расположено в границах этой области. В наши дни лесов там уже больше не существует, но растет много деревьев, и можно не сомневаться, что до того, как деятельность человека опустошила окрестности города, весь этот регион был гораздо более лесистым. Слонов и носорогов также больше не наблюдается, но нет причин, по которым они не могли существовать здесь в былые времена. Изображения слонов в мероитском искусстве весьма часты, поэтому нет сомнений в том, что для жителей этой территории они представляли собой весьма знакомое зрелище. Плиний также утверждает, что город Мероэ расположен в семидесяти милях от того места, где они пересекли границу «острова» (предположительно от форсирования отрядом реки Атбара), и эта оценка близка к истине. В самом городе, повествует он, возвышается храм Амона , а страной правит царица, которую он называет «кэндас». Это имя, говорит Плиний, передается от царицы к царице, и этим он гораздо больше приближается к истине, чем другие писатели.

Постоянство традиции, согласно которой правителем Мероэ была всегда царица, довольно любопытно. О ней говорится также и в единственном упоминании о Мероэ в Новом Завете, где в книге Деяний святых апостолов (VIII: 26 – 39) рассказывается о том, как Филиппом был окрещен «муж Ефиоплянин, евнух, вельможа Кандакии, царицы Ефиопской». Это является еще одним свидетельством того, как широко была распространена осведомленность о Мероэ в первые века нашей эры. Мы знаем, что в Римской империи правителем обычно был мужчина, хотя и женщина играла весьма значительную роль в обществе и часто изображалась на стенах храмах и погребальных надгробиях. Свидетельство же о том, что Мероэ правила царица, должно отражать ту значительную роль, которая принадлежала женщинам в мероитском обществе.

Еще одно сообщение об экспедиции в Судан мы находим у Сенеки, который пишет со слов двух центурионов, что они совершили экспедицию по приказу императора Нерона, которая должна была найти истоки Нила. Они утверждали, что с помощью царя (на этот раз не царицы) они отправились в самое сердце Африки и добрались до обширных болот, причем река была так покрыта растительностью, что по ней могла пройти лишь лодка с одним человеком. Похоже, что это является первым известным нам свидетельством о местечке Судд на юге Судана, где заросли на реке становились главным препятствием для всех позднейших исследователей. В сообщении говорится также, что эти люди видели две скалы, из которых изливался поток – исток Нила, но, несмотря на все попытки, это место так и не удалось идентифицировать.

В свое время было общепризнанным мнение, что эти два сообщения относятся к одной и той же экспедиции и что вариант Сенеки более точен, поскольку, по его словам, он слышал приводимые им сведения из уст самих ее участников. В современных же публикациях, однако, существует предположение, что это описания двух самостоятельных экспедиций с различными участниками. Плиний сообщает об отряде преторианцев под командованием трибуна, тогда как у Сенеки речь идет только о двух центурионах. Задачи экспедиций представляются различными: у Плиния речь идет о военной рекогносцировке местности, а у Сенеки об исследованиях истоков Нила. Сенека пишет о том, как, после появления в Мероэ, участники экспедиции получили помощь царя для дальнейшего следования к югу, в то время как трибун Плиния утверждает, что во главе страны находилась царица.

Хотя и другие античные авторы пишут о Мероэ, они ничего не прибавляют к нашим познаниям об этой стране, либо вскользь упоминая о ней, либо приводя сведения совершенно мифического характера. Но и эти разбросанные упоминания свидетельствуют о том, что мероитское государство было хорошо известно в Римской империи и сохраняло немалое значение по крайней мере до конца II в. н. э. Ювенал упоминает о нем дважды; в первый раз говоря о том, что женщины Мероэ имеют большие груди (что было реалией мероитской жизни, ясно представленной на храмовых барельефах), и в другом месте, сообщая о том, что некоторые суеверные женщины отправлялись в Мероэ за священной водой, которой они кропили храм Исиды в Риме.

Мероэ упоминается также и в отдельных литературных произведениях, из которых самым известным является «Эфиопика» Гелиодора . Эта повесть, написанная в III в. н. э., свидетельствует о том, что ее автор знал о Мероэ, поскольку он сделал главной героиней повести дочь царя. Описания местной жизни, приведенные в ней, ничего нового не добавляют к нашим знаниям о Мероэ, но автор сообщает, что мероиты внешностью отличаются от египтян и персов, а его описание осады Сиены донесло до нас память о нападении мероитов на этот город. Он также слышал нечто о военной тактике мероитов и описывает использование легковооруженных троглодитов в качестве лучников.

Этим ограничиваются наши знания о Мероэ из авторов античности, но для нас важно их свидетельство о том, что, несмотря на географическую отдаленность Мероэ от основных центров цивилизации античного мира, о нем знали в древности и поддерживали связи между Средиземноморьем и Верхним Нилом. Мы находим сведения о посольствах мероитов в Рим в наскальных надписях из Додекэшонаса , а также в сообщениях Страбона о миссии к Августу на Самосе , направленной мероитами после поражения, нанесенного им Петронием. Путешественники из Средиземноморья в Мероэ не оставили об этом никаких сведений, кроме приведенных Сенекой, и никаких следов их поездок обнаружить не удалось, хотя наличие предметов из Средиземноморья в мероитских погребениях свидетельствует о том, что торговля между этими регионами существовала. Двумя исключениями из этого ряда являются барабан колонны из Мероэ, находящийся ныне в Ливерпуле, надпись на котором, до сих пор не опубликованная, представляет собой греческий алфавит и свидетельствует о попытках приобщить мероитских детей к элементам греческой культуры; сюда же относится и приводимая в литературе (рис. 4) надпись из Муссаварат-эс-Софры:

BONA FORTUNA DOMINAE

REGINAE IN MULTOS AN

NOS FELICITER VENIT

E URBE MENSE APR

DIE XV VIDI TACITUS

Текст в публикациях приводится обычно в таком виде, но многочисленные попытки перевода приносят мало ясности.

После этих более или менее известных сведений о Мероэ наступает полоса забвения. Никаких дополнительных знаний о стране не удается добыть до тех пор, пока в этом регионе уже в сравнительно близкие к нам времена не появляются европейские путешественники и археологи. Общее забвение Африки, которое существовало в науке вплоть до значительных работ по ее изучению, предпринятых в конце XVIII и в XIX в., коснулось и древнего Мероэ, и даже местоположение его столицы было забыто, пока Джеймс Брюс (1730 – 1794) не предпринял путешествия в эти места в 1722 г. (ошибка в тексте, он не мог путешествовать за восемь лет до своего рождения. Энциклопедия «Британника» дает период его путешествия в эти места 1770 – 1772 гг. – Примеч. пер.).


Рис. 4. Латинская надпись из Мусавварат-эс-Софры


Брюс возвращался после своего двухгодичного пребывания в Абиссинии и поднялся от Сеннара вверх по Голубому Нилу, где он некоторое время пробыл при дворе короля Фанджа . Его маршрут проходил по Голубому Нилу, а затем вниз по течению реки, ниже того места, где он сливается с Белым Нилом и где ныне располагается город Хартум. В ходе своего путешествия к северу от этого места по восточному берегу реки он миновал селение Бегаравийя и развалины Мероэ, где он увидел «груды разрушенных пьедесталов и обломков памятников» и записал в своем дневнике: «Невозможно отделаться от мысли, что это и есть город Мероэ античности». Довольно странно, что ему не удалось заметить пирамид, хотя они ясно видны на возвышенности, проходящей несколько дальше к востоку. Его предположение о том, что руины, виденные им, принадлежат древнему Мероэ, основывалось на его знании античных авторов, но предположению суждено было дожидаться подтверждения более ста лет.

В апреле 1814 г. Буркхардт также миновал это место, двигаясь от Дамера к Шенди, но не понял значимости его руин, объясняя это тем, что не имел возможности для более подробного исследования. Он записал в своем дневнике:

«...Мы миновали холмы, состоявшие из мусора и красных обожженных кирпичей; они были примерно восьмидесяти шагов в длину и тянулись вдоль полосок вспаханной земли на протяжении по крайней мере одной мили, поворачивая затем к югу и пропадая там из виду. Кирпичи были очень грубой работы, куда более грубой, чем сейчас их делают в Египте. Холмы эти напоминали внешне остатки стены, хотя от них осталось очень мало того, на основании чего можно было сделать такое заключение. Справа и слева от нас мы видели фундаменты зданий, среднего размера, сложенные из тесаного камня. Они были единственными остатками античности, которые я смог открыть; не смог я и рассмотреть камней, разбросанных там и сям среди куч мусора, насколько хватало взгляда. Более тщательное изучение и привело бы, быть может, к интересным открытиям, но, поскольку я двигался вместе с караваном и вез с ним удивительные вещи из Тебе , у меня не было никакой возможности исследовать их».

Следующими посетителями этих мест, оставившими сведения о них, были те, что пришел в Судан в составе турецко-египетской армии, направленной сюда вице-королем Египта Мохаммедом Али, под командованием своего сына Исмаила, в 1820 г. В составе этой экспедиции было несколько европейцев, среди них два француза, которые интересовались, в частности, античными древностями и оставили важные сведения о местностях, которые они видели. Из этих двух больше известен Калью, опубликовавший записки о своем путешествии в 1826 г.

В отличие от Брюса, Калью интересовался архитектурой и появился в этих местах с целью подробного исследования такого рода памятников. В 1821 г. он посетил Мероэ, где изучил и описал пирамиды, а также место, на котором расположен сам город. Затем он проследовал далее к югу, добравшись до Сеннара. На обратном пути в марте и апреле 1822 г. он направился к юго-востоку от Шенди, чтобы побывать в Наге и Мусавварат-эс-Софре. В каждом из этих мест он провел по нескольку дней и со своей обычной тщательностью снял их планы и сделал рисунки. Публикация его работы в 1826 г. привлекла внимание ученого мира к этим ранее неизвестным памятникам.

Линан де Беллефон, несколько опередивший Калью, значительно менее известен. Его дневник был опубликован сравнительно недавно , тогда как большинство из его прекрасно выполненных планов и рисунков остаются неопубликованными. Впервые он прошел через развалины Мероэ в ноябре 1821 г., но не остановился, намереваясь снова побывать в этом районе на обратном пути после своего пребывания в Сеннаре, располагавшемся много южнее. Он возвратился в эти места в феврале 1822 г. и, остановившись в Шенди, оставался в этом регионе до 2 апреля, вплоть до того дня, когда пустился в обратный путь на север, в Египет. Он, как и Калью, подробно изучал монументы, делая планы и зарисовки. Побывал он и в Мусавварат-эс-Софре, став первым европейцем, посетившим это место, где он задержался на три дня, делая зарисовки и планы. Он также скопировал многие из настенных надписей и оставил запись о своем посещении этого места, вырезав ее на западной стене центрального храма.

Линан возвратился в Шенди и несколькими днями позднее отправился в Нага, где он снова делал зарисовки. Вернувшись в Шенди, 24 марта он вышел из него, направляясь к северу, и на следующий день достиг селения Бегаравийя, на месте которого располагался город Мероэ. Большую часть времени Линан провел у пирамид, где он снова снял великолепный план и сделал ряд зарисовок как самих пирамид, так и некоторых рельефов на находящейся неподалеку от них погребальной часовне. Эти зарисовки двух первых путешественников, увидевших эти места, представляют собой очень большую ценность, демонстрируя нам состояние сохранности памятников в то время, и доносят до нас многие значительные детали, исчезнувшие с тех пор.

Следующим европейцем, побывавшим в этих местах, о котором до нас дошли сведения, был англичанин Хокинс, путешествовавший по Судану в 1833 г.; подобно Калью и Линану, он интересовался древностями и описал многие из монументов. Хокинс прибыл в Мероэ в марте 1833 г., посетив также и Мусавварат-эс-Софру, которую он счел «...последним архитектурным достижением народа, величие которого уже миновало, чей вкус испорчен, а все проблески знаний и цивилизации уже померкли. Изящные пирамиды Мероэ в отношении вкуса и исполнения стоят столь же далеко от громадных, но хаотичных руин Вади-аль-Аватейба, как лучшие из скульптур Фив времен Рамзеса II отличаются от безвкусного стиля времен Птолемея и Цезарей».


После Мусавварат-эс-Софры Линан побывал в Вадбен-Наге, но не добрался до храмов Нага, поскольку его художник отказался сопровождать его, испуганный слухами о появлении львов, сам же Хокинс, похоже, был несколько стеснен в средствах и времени. Поэтому он вернулся более северным маршрутом, пересекая пустыню Байюда. Снова достигнув реки, он направился к Джебель-Баркалу, где сделал зарисовки руин и побывал у пирамид Нури.

Интерес, вызванный этими открытиями, был значительным, а слухи о сокровищах, скрытых в пирамидах, стали причиной по крайней мере одной раскопки, произведенной в них. Ее осуществил Ферлини, итальянский доктор медицины на египетской службе, в 1834 г. Ферлини был убежден, что в пирамидах можно найти сокровища, и поведал, что он снял вершины нескольких из них и, если верить его сообщениям, нашел изрядную добычу в виде сокровищ в пирамиде, известной под номером 6 и стоящей на северном кладбище.

В 1842 – 1844 гг. Королевская экспедиция Пруссии под руководством Лепсиуса прошла маршрутом через Египет и Судан и подробно описала большое количество памятников. Лепсиус был сведующим ученым и обладал гораздо большими знаниями египетской истории, чем кто-либо из его предшественников в этих местах. Он понимал значение цивилизации, которую исследовал, но лишь после раскопок, проведенных Гарстэнгом в городской черте Бегаравийи, было окончательно установлено место расположения известного по авторам античности Мероэ.

Гарстэнг, работавший здесь с 1910-го по 1914 г., пока его не остановила начавшаяся Первая мировая война, произвел обширные раскопки в самом городе, около храма Солнца и Львиного храма, а также погребений на равнине между городом и песчаниковой грядой, на которой были возведены пирамиды. Пирамиды эти, являющиеся гробницами королевской фамилии правителей Мероэ, были раскопаны Райснером в период с 1920-го по 1923 г. Он также произвел раскопки королевских пирамид в Курру и Нури. Результаты раскопок были опубликованы Доу Данемом. В 1907 – 1908 гг. Вулли и Макайвер вели раскопки в египетской части Нубийской пустыни неподалеку от Ареика и Каранога, ставшие первыми современными раскопками Мероэ. В 1910 – 1913 гг. Гриффит производил раскопки в районе Фараса, где очень большое погребение дало нам представление о мероитской керамике.

В период между войнами интерес археологии к Мероэ несколько ослабел, хотя важные материалы о более ранней истории этого региона были добыты в ходе раскопок экспедицией Оксфордского университета в районе Кавы. В последние годы наблюдается оживление интереса к этому региону, о чем свидетельствуют раскопки Хинце около Мусавварат-эс-Софры и работы Веркора и Тхабита Хассана около Вад-бен-Наги. Сооружение Асуанской плотины вызвало значительное оживление археологической активности в Нубии, что нашло выражение в раскопках нескольких мероитских погребений и заброшенных поселений. В 1965 г. университет Ганы начал новые раскопки города Мероэ, которые были продолжены под эгидой Хартумского университета.

На основе ранних сведений античных авторов и по результатам раскопок более позднего времени могут быть воссозданы отдельные черты культуры древнего Мероэ. В отличие от Египта времен фараонов, она пока еще не может поведать сама о себе, и, пока мероитский язык не станет доступен нам, лишь работы археологов будут способны проливать свет на эту древнюю африканскую цивилизацию.

Пирамиды Мероэ Древней Нубии располагались на территории современного Бутана, в 30 км от Шенди, Судан. На восточном берегу Нила, примерно в 200 км к северо-востоку от Хартума, столицы Судана.

Пирамиды Нубии в Мероэ

Добыча железа была основным источником дохода для города. Его выплавляли в Мероэ и экспортировали в остальную часть Африки. Произрастающие рядом с Мероэ массивные лесные породы использовались в качестве топлива для доменных печей. Торговля вдоль дельты Нила занимала центральное место в экономики древнего Нубийского государства. Так как Мероэ был столицей , через него были проложены новые торговые пути. По ним экспортировались продукты в порты Красного моря, где их ожидали торговцы с Греции.

Считается, что в городе Мероэ проживало около 25000 жителей. Среди руин в ходе раскопок были обнаружены остатки улиц и зданий, указывающих на то, что Мероэ был достаточно крупным городом. В русле реки находилась набережная, несколько дворцов, храм Амона и храм Исиды, и один из Апедемак.

Особенности пирамид Мероэ в Нубии

Во времена нахождения центра Кушитского мира в Мероэ, население Нубии изобрело собственную буквенную систему. Нубийская письменность стала отличаться от египетских иероглифов. Стало использоваться мероитское письмо, которое до их пор не удалось расшифровать. Это свидетельствовало о повышении культурного уровня жизни и его независимости от Древнего Египта.

Королевские захоронения в современной деревне Бегаравия в Мероэ датируются периодом с 270 г. до н.э. до 350 г. н. э. Мероэ имеет три некрополя, северный, южный и западный, где расположено около 100 пирамид. Северная часть пирамидального комплекса сохранилась лучшим образом. Хотя многие из них в наши дни уже представляют собой руины, около 30 сохранились практически в отличном состоянии.

Самая крупная из них имеет высоту около 30 метров. Угол пирамиды около 70 º.

После смерти нубийские цари помещались в саркофаги человекообразной формы. Предполагается, что до этого их мумифицировали, однако, мумии никогда не были найдены в Мероэ, что может быть связано с разграблением пирамид. Погребальные камеры содержали на стенах барельефные рисунки и были полны ценностей.

Этот период развития Нубийского Царства связывается с существенными культурными изменениями и возникновением нового мероэтского языка.


История города Мероэ в Нубии

  • Около 750 г. до н.э. : Мероэ становится административным центром южного королевства Куш.
  • 591 до н.э. : столицей Кушитского царства становится Напата.
  • 580 до н.э. : король Хусию, Аспельта, перемещает царский двор в Мероэ. становится новым местом возведения пирамид.
  • Около 270 до н.э. : некрополь для правящей династии переносится в Мероэ.
  • 23 год н.э. : Мероэ едва избегает римского вторжения, в ходе которого разрушен город Напата.
  • I век н.э. : методы строительства пирамид начинают меняться на более простые. Считается, что это стало следствием слабой экономики и усиления влияния на племена Нубии культуры Судана, в которой отсутствовала традиция строительства пирамид.
  • Около 350 : падение Королевства Куш и столицы Мероэ. Основные населенные пункты были заброшены. Но племена продолжали продолжали ведение хозяйства и культурные обычаи в близлежащих населенных пунктах.
  • 1834 : Исследователь из Швейцарии, Джузеппе Ферлини разрушает многие пирамиды на северной части Мероэтского пирамидального комплекса в поисках сокровищ.
  • 1902 : Начинаются археологические раскопки.
  • 2003 :

Рекомендуем почитать

Наверх