Слитное и раздельное написание приставок в наречиях (2 ч) план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему. Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных

Предбанник 29.03.2024

Особенность наречия в русском языке такова, что эта часть речи не имеет спряжения и не меняется по родам, падежам и числам. Правописание наречий зависит от нескольких факторов, каждый из которых описан в данной статье. Кроме того, здесь приведены доступные примеры к каждому правилу, а также исключения из них.

Особенности правописания наречий

Наречие в русском языке - это самостоятельная часть речи, которая не изменяется по числам, родам и падежам и не имеет спряжения. В словосочетаниях может примыкать к другим наречиям, глаголам, прилагательным и существительным. Правописание наречий зависит от способа их образования и того, на какой слог приходится ударение в слове.

Слитное и раздельное написание наречий

Таблица Слитное и раздельное написание наречий включает правила, примеры и исключения.

Пишутся слитно

Пишутся раздельно

Наречия, образованные от наречий, местоимений или прилагательных с помощью приставок

Донельзя, навсегда, зачем, потому, сгоряча, начисто, вручную, напрямую

Наречия с предлогами, образованные от слов, которые начинаются на гласную

Под утро, в открытую, без ума

Наречия, образованные от неиспользуемых в современной речи существительных

Вдребезги, встарь, наземь, спозаранку

Наречия, образованные от предлогов без, до, с, под и существительных

На бегу, без удержу, до отвала, с размаху

Исключения : дотла, донизу, доверху, сроду, сдуру, сплеча, подряд, подчас

Наречия с приставками в-, на- , образованные от собирательных числительных

Натрое, вчетверо, всемеро

Наречия, образованные от собирательных числительных и предлога по

По четверо, по сто

Наречия со значением пространства и времени

Вперед, ввысь, сначала

Если существительное в составе наречия сохранило падежную форму

На поруки (на поруках), под мышки (под мышку), на совесть (по совести)

Наречия, в которых к существительному нельзя поставить вопрос

Вслух, наполовину, поутру

Наречия, в которых между предлогом и существительным можно добавить определяющее слово

На скаку (на всем скаку), в тупик (в жизненный тупик)

Наречия, образованные с помощью предлога в , частицы пол и существительного

Исключения : в пол-лица, в пол-яблока, в пол-яйца

Наречия, состоящие из предлогов в, на и существительных с окончаниями -ах(-ях)

В сердцах, в головах, на радостях

Исключения : впопыхах, впотьмах, второпях

Дефисное (полуслитное) написание наречий

Через дефис пишутся следующие наречия:

  • Образованные от местоимений и полных прилагательных с помощью приставки по- (по-японски, по-другому, по-твоему) .
  • Образованные от порядковых числительных с помощью приставки в-(во-) (во-вторых, в-третьих, в-пятых) .
  • Наречия с частицами -нибудь, -либо, -то, таки-, кое- (откуда-нибудь, кто-либо, кое-что) .
  • Сложные наречия, образованные повторением того же слова либо двух синонимов (мало-помалу, давным-давно, чуть-чуть) .

Нужно запомнить: на-гора (термин), точь-в-точь, бок о бок , по одному, потому, поэтому, посему .

Написание суффиксов на конце наречий

1. В конце наречий, образованных от полных прилагательных пишутся:

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

  • суффикс после твердых согласных (холодный - холодно, крепкий - крепко, громкий - громко) ;
  • суффикс после мягких согласных (блестяще - блестящий, внутренний - внутренне, искренний - искренне) .

2. На конце наречий после шипящих в безударной позиции пишется -е (ярче, звонче, крепче) . Под ударением - -о (горячо, хорошо, светло) . Исключение - еще .

3. На конце наречий, образованных от кратких прилагательных пишется:

  • суффикс в-, за-, на (влево, заново, надолго) ;
  • суффикс , если наречие имеет приставки до- из-(-ис), с-(со-) (издалека, справа, дочиста) .

4. На конце наречий после шипящих ч и ш пишется ь (вскачь, наотмашь, сплошь) . Исключения : настежь, уж, замуж, невтерпеж .

Правописание НЕ и НИ с наречиями

НЕ с наречиями пишется слитно в следующих случаях:

  • если наречие без НЕ не употребляется (невзрачно, невмоготу, нельзя) ;
  • если наречие с НЕ можно заменить синонимичным наречием без отрицания (неплохо - хорошо, недорого - дешево, несильно – слабо) ;
  • если НЕ находится под ударением (незачем делать, некогда позвонить, неоткуда взять) .

НИ с наречиями пишется слитно только в безударной позиции и употребляется со вторым отрицанием (никогда не закончу, никак не справится, ничем не удивить) .

Тема «Правописание наречий» изучается на уроках русского языка в 7 классе.

Оценка статьи

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 141.

Тема: Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных.

1 урок

Тип урока: изучение нового материала

1. Редактирование текста.

В данном тексте в правописании наречий допущены ошибки. Исправьте ошибки, правописание наречий объясните графически. (Работа организуется в парах.)

(в)верх и (в)низ .

(на)двое (в)дребезги расколол стеклянную посуду.

(По А. Иллюминаторской )

2. Обратите внимание на наречия, выделенные в тексте курсивом. От каких частей речи они образованы? Каким способом? Как пишутся эти наречия?

Наречия, образованные от существительных, прилагательных и числительных могут писаться не только через дефис, но слитно и раздельно. Тема нашего урока "Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных, прилагательных и количественных числительных". Сформулируйте цели нашей деятельности на уроке.

3. Работа с таблицей.

с предлогом в и корнем -пол-.

наотрез, вприпрыжку, сплеча

(Сравните: потянуться вбок - толкнуть в (правый) бок)

в краткой и полной форме

вплотную, вслепую

на гласную

в открытую

с приставками в-, на-

вдвое, надвое

с приставкой по-

по трое, по семеро, по двое

Вернемся к тексту. Как пишутся выделенные наречия? Аргументируйте свой ответ.

4. К словам данным в упр. 282 подберите однокоренные наречия, объясняя их написание. С любыми тремя наречиями составьте и запишите предложения. Наречия подчеркните как члены предложения и кажите их разряд.

5. -Особую трудность на письме вызывает правописание омонимичных частей речи. Обратите внимание на предложения и объясните правописание выделенных слов.

По зимнему небу плыли тяжелые снеговые тучи. Ветра в феврале по-зимнему холодные.

А теперь аналогично объясните слитное и раздельное написание выделенных слов в следующих предложениях.

(В)дали блестел неясный огонек.

(В)дали ржаного поля темнел лес.

Как отличить наречия от омонимичных им существительных с предлогами?

6. упр. 285: Выпишите только словосочетания с наречиями, обозначая главное и зависимое слова. Объясните правописание наречий и тех слов со скобками, которые остались не выписанными.

7. "Четвертый лишний"

а) (с)начала , (со)зла, (с)лихвой, (с)налёта;

б) (в)миг, (на)дачу, (за)глаза , (к)верх;

в) (в)волю , (в)одиночку, (без) устали, (на)глазок.

8. Самостоятельная работа по упр. 284. (Составьте словосочетания или предложения с раздельным и слитным написанием слов: (на) конец и др.)

9. Домашняя работа: сочинение по словам, данным в рамке учебника с. 116.

10. Рефлексия. Игра "Я начну, а ты продолжи".

Наречия, образованные от существительных, прилагательных и числительных могут писаться... (Ответ продолжают несколько учащихся)

2 урок

Тип урока: закрепление изученного материала

Форма урока: урок-соревнование

1. Проверка домашнего задания: несколько учащихся читают сочинения по опорным словам, анализ и оценка их работ.

Далее работа на уроке организуется в группах. Проводится урок-соревнование. Победители получают звание "Знатоки наречий". За выполнение каждого задания группа получает определенное количество баллов.

2. Игра "Я работаю волшебником" (10 баллов)

Суть игры заключается в следующем: учащимся необходимо составить и записать словосочетания, в которых данные ниже слова писали бы и слитно, и раздельно.

(Во) время, (на)встречу, (в)глубь, (за) тем, (в) пустую.

После выполнения задания проводится взаимопроверка.

3. Игра "Помоги Пете Ошибкину" (Каждая группа получает свое задание) (1 балл)

а) Петя Ошибкин написал наречие бок (о) бок через дефис. Правописание этого слова он объяснил так: "Данное наречие образовано повтором корней, поэтому оно пишется через дефис". Согласны вы с этим ответом или нет? Аргументируйте свой ответ.

б) В предложении (В)дали дорога взбиралась (в)верх горы правописание слов со скобками Петя Ошибкин объяснил так: "Вдали и вверх - это наречия, поэтому оба слова пишутся слитно". Согласны ли вы с мнением Пети? Аргументируйте свой ответ.

в) Правописание слов (по)пятеро, (по)семеро, (по) трое Петя Ошибкин объяснил так: "Попятеро, посемеро, потрое - наречия, образованные от собирательных количественных числительных, поэтому они пишутся слитно". Прав ли Петя?

г) В предложении Какая-то сила (не)ожиданно подхватила его и понесла обратно (на)верх правописание слов со скобками Петя Ошибкин объяснил так: "Наречие неожиданно пишется слитно, так как без не не употребляется, а существительное верх с предлогом на пишется раздельно". Согласны ли вы с Петей?

4. Игра "Обмен любезностями" (2 балла): группы предлагают своим соседям 2 наречия, с которыми нужно составить предложения. Во время проверки объяснить написание наречий.

5. Игра"Грамотей" (8 баллов): игра строится по принципу выборочного диктанта. Учитель диктует предложения, учащиеся выписывают словосочетания с наречиями и объясняют написание наречий.

1) Где больше двух, говорят вслух. 2) Вперед горя не ищут. 3) Всякий человек вперед смотрит. 4) Грозит мышь кошке, да издалека. 5) Работай с налету до седьмого поту. 6) За морем светло, а у нас посветлее будет. 7) На чужой стороне родина милей вдвойне. 8) Скажет вдоль, а сделает поперек. 9) Хорошая работа ввек не умрет.

6. Тест. 10 баллов. (Учащиеся могут воспользоваться орфографическим словарем)

1) (в)одиночку 2) (в)крутую 3) (в)открытую 4) (в)обхват

1) глядел (в)даль 2) пропал (в)дали туманной 3) виднелся (в)далеке

1) (в)добавок 2) (в)ряд 3) (в)отместку 4) (в)тупик

1) (без)удержи 2) (в)обтяжку 3) (без)устали 4) (в)рассыпную

5. Укажите вариант ответа с раздельным написанием:

1) (в)перегонки 2) (в)трое 3) (в)двойне 4) (в)обмен

1) (в)пустую 2) (на)глазок 3) (на)бегу 4) (на)износ

1) (на)изнанку 2) (на)утек 3) (на)ходу 4) (на)распашку

1) (на)лету 2) (на)скаку 3) (во)время 4) (с)разбегу

1) (в)прок2) (на)крепко 3) (без)ведома 4) (на)верх

1) (на)славу 2) (за)глаза 3) (к)месту 4) (в)двоем

Ответы. 1-2, 2-2, 3-1, 4-4, 5-4, 6-1, 7-3, 8-3, 9-3, 10-4.

Подведение итогов соревнования. Награждение победителей.

7. Домашнее задание: подготовиться к зачету по теме "Наречие", упр. 286.

8. Рефлексия.

9. Итог урока.

Я надолга запомнил этот ясный по весеннему и тёплый по летнему день. Коегде уже появились едва-едва заметные зелёные листочки. По-новому выглядел город. Во-первых, чуть чуть дул ветерок, во-вторых, почти все окна открыты настеж, в-третьих, солнце светило по царски, но не горячё, а ласково, подоброму. На дорожках было видимо невидимо воробьёв, и они по прежнему сновали (в)верх и (в)низ .

Но неожидано небо потемнело. Не брежно, не ряшливо поползли растрёпанные тучи. Сначало мелькнула неяркая молния и разрезала (на)двое тёмно-серое небо. Потом вспугнул птиц сильный раскат грома, как будто где то кто-то (в)дребезги расколол стеклянную посуду.

И хлынул ливень, точ в точ занавес опустился на землю, и закрыл всё вокруг. Пропал кудато город, а по улицам торопливо побежали мутные потоки воды.

Дождь шел долго, а утром вымытый город выглядел по праздничному весело.

(По А. Иллюминаторской )

Исправьте ошибки в правописании наречий, объясните графически.

Я надолга запомнил этот ясный по весеннему и тёплый по летнему день. Коегде уже появились едва-едва заметные зелёные листочки. По-новому выглядел город. Во-первых, чуть чуть дул ветерок, во-вторых, почти все окна открыты настеж, в-третьих, солнце светило по царски, но не горячё, а ласково, подоброму. На дорожках было видимо невидимо воробьёв, и они по прежнему сновали (в)верх и (в)низ .

Но неожидано небо потемнело. Не брежно, не ряшливо поползли растрёпанные тучи. Сначало мелькнула неяркая молния и разрезала (на)двое тёмно-серое небо. Потом вспугнул птиц сильный раскат грома, как будто где то кто-то (в)дребезги расколол стеклянную посуду.

И хлынул ливень, точ в точ занавес опустился на землю, и закрыл всё вокруг. Пропал кудато город, а по улицам торопливо побежали мутные потоки воды.

Дождь шел долго, а утром вымытый город выглядел по праздничному весело.

(По А. Иллюминаторской )

Исправьте ошибки в правописании наречий, объясните графически.

Я надолга запомнил этот ясный по весеннему и тёплый по летнему день. Коегде уже появились едва-едва заметные зелёные листочки. По-новому выглядел город. Во-первых, чуть чуть дул ветерок, во-вторых, почти все окна открыты настеж, в-третьих, солнце светило по царски, но не горячё, а ласково, подоброму. На дорожках было видимо невидимо воробьёв, и они по прежнему сновали (в)верх и (в)низ .

Но неожидано небо потемнело. Не брежно, не ряшливо поползли растрёпанные тучи. Сначало мелькнула неяркая молния и разрезала (на)двое тёмно-серое небо. Потом вспугнул птиц сильный раскат грома, как будто где то кто-то (в)дребезги расколол стеклянную посуду.

И хлынул ливень, точ в точ занавес опустился на землю, и закрыл всё вокруг. Пропал кудато город, а по улицам торопливо побежали мутные потоки воды.

Дождь шел долго, а утром вымытый город выглядел по праздничному весело.

(По А. Иллюминаторской )

Тест по теме «Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных»

(Учащиеся могут воспользоваться орфографическим словарем)

1. Укажите вариант ответа со слитным написанием:

1) (в)одиночку

2) (в)крутую

3) (в)открытую

4) (в)обхват

2. Укажите вариант ответа с раздельным написанием:

1) глядел (в)даль

2) пропал (в)дали туманной

3) виднелся (в)далеке

3. Укажите вариант ответа со слитным написанием:

1) (в)добавок

2) (в)ряд

3) (в)отместку

4) (в)тупик

4. Укажите вариант ответа со слитным написанием:

1) (без)удержи

2) (в)обтяжку

3) (без)устали

4) (в)рассыпную

5. Укажите вариант ответа с раздельным написанием :

1) (в)перегонки

2) (в)трое

3) (в)двойне

4) (в)обмен

6. Укажите вариант ответа со слитным написанием:

1) (в)пустую

2) (на)глазок

3) (на)бегу

4) (на)износ

7. Укажите вариант ответа с раздельным написанием:

1) (на)изнанку

2) (на)утек

3) (на)ходу

4) (на)распашку

8. Укажите вариант ответа со слитным написанием:

1) (на)лету

2) (на)скаку

3) (во)время

4) (с)разбегу

9. Укажите вариант ответа с раздельным написанием:

1) (в)прок

2) (на)крепко

3) (без)ведома

4) (на)верх

10. Укажите вариант ответа со слитным написанием:

1) (на)славу

2) (за)глаза

3) (к)месту

4) (в)двоем

не употребляемых без предлогов в современном русском языке

вдребезги, исподтишка, наутек

с предлогами без, до, под, в, на, за, с.

без ведома, до отказа, в старину, на бегу, за полночь

с предлогом в и корнем -пол-.

на гласную, если предлог заканчивается на согласную.

в охапку, без устали, без оглядки

внутрь наречия нельзя вставить определение

наотрез, вприпрыжку, сплеча

(Сравните: потянуться вбок - толкнуть в (правый) бок)

от двух существительных с предлогами

в конце концов, бок о бок, из века в век

предлог в, на +существительное во мн.ч. на днях, в сердцах, на радостях

Наречия, образованные от прилагательных

в краткой и полной форме

вплотную, вслепую

на гласную

в открытую

Наречия, образованные от собирательных количественных числительных

с приставками в-, на-

вдвое, надвое

с приставкой по-

по трое, по семеро, по двое

Наречия с пространственным и временным значением

вверху, ввысь, вдали, вначале

Слитно

Раздельно

Наречия, образованные от существительных

не употребляемых без предлогов в современном русском языке

вдребезги, исподтишка, наутек

с предлогами без, до, под, в, на, за, с.

без ведома, до отказа, в старину, на бегу, за полночь

с предлогом в и корнем -пол-.

на гласную, если предлог заканчивается на согласную.

в охапку, без устали, без оглядки

внутрь наречия нельзя вставить определение

наотрез, вприпрыжку, сплеча

(Сравните: потянуться вбок - толкнуть в (правый) бок)

от двух существительных с предлогами

в конце концов, бок о бок, из века в век

предлог в, на +существительное во мн.ч. на днях, в сердцах, на радостях

Наречия, образованные от прилагательных

в краткой и полной форме

вплотную, вслепую

на гласную

в открытую

Наречия, образованные от собирательных количественных числительных

с приставками в-, на-

вдвое, надвое

с приставкой по-

по трое, по семеро, по двое

Наречия с пространственным и временным значением

вверху, ввысь, вдали, вначале

I. Сначала выучи правила; с начала весны; пойти на встречу с друзьями; бежать навстречу; подняться наверх; посмотреть на верх мачты; в дали моря; нырнуть вглубь; в глубь реки; надеяться на удачу; шли наудачу; во время урока; сделать работу вовремя; виднеться в дали голубой.

II. Подойти вплотную; сложить вчетверо; броситься врассыпную; стояли втроем; сидели по двое; оказаться в тупике; носить книги под мышками; смотреть в упор; сказать в сердцах; передвигаться с трудом; сохранить на века; остаться в памяти навеки; разлететься вдребезги; бежать наперегонки; идти вразвалку; говорить вполголоса; идти на попятную; подойти поближе; перекусить наскоро; сделать в насмешку; встать на цыпочки; насилу уговорил; увидел неподалеку.

Предупредительные диктанты

I. 1) Невдалеке время от времени вспыхивал красный фонарь светофора. (В. Пронин) 2) Теперь нужно быть вдвое осторожнее. 3) В начале февраля весна сделала свой первый налет. (Ф. Абрамов) 4) Надо было спешить на встречу с аквалангистами. 5) Иссиня-зеленая трава. Такая бывает только в начале лета. (Ф. Абрамов) 6) Навстречу по посыпанной гравием дорожке спешил парень в кожаной куртке нараспашку. 7) Около двух часов поднимались мы все-таки кверху. (В. Короленко) 8) Она ловко, но мягко подхватила его под мышки, приподняла, усадила. (В. Катаев) 9) С обоих берегов вплотную к воде подступала тайга, вдали подернутая фиолетовой дымкой. (А. Казанцев) 10) Жалобно выл ветер, словно навеки прощаясь с землей. (А. Казанцев) 11) Люди бросились врассыпную. 12) Вместе с зонтиком под мышкой у него был зажат какой-то небольшой предмет. (А. Казанцев) 13) Я сделал несколько нелегких шагов навстречу прямо-таки озверевшему ветру и вышел на самый берег. (В. Попов) 14) Мальчик, по-взрослому щурясь, грозил ему измазанным в шоколаде пальцем. (Стругацкие) 15) Он, по-видимому, удивился и некоторое время молчал. (Стругацкие)

II. 1) В глубь небольшого поселка вела асфальтированная дорога. (В. Пелевин) 2) Все так же вглубь ведет тропинка, что вьется сквозь игристый снег. (В. Ленцов) 3) Свесив ноги, они сидели на высоком деревянном заборе в начале набережной. (В. Пелевин) 4) И сразу на крыльцо вышла им навстречу маленькая старушка. (А. Адамов) 5) Пошел дождь, вначале падавший редкими каплями. 6) В начале сентября вдруг ударил ранний мороз. Днем ледком начали затягиваться лужи, хрустела побелевшая трава. Ночью мороз обещал быть по-зимнему крепким. (По Э. Шиму) 7 ) Впоследствии мне много раз доводилось любоваться северным сиянием. ( И . Соколов-Микитов)

III. Совсем по-новому смотрел он теперь на своих друзей. Во-первых, долгий путь бок о бок волей-неволей проверил каждого, во-вторых, как-никак все трудности пережили вместе, в-третьих, стали по-своему ближе друг другу, точь-в-точь как в песне о друге.

(А. Иллюминаторская)

73. Правописание наречий.

1. Если наречие образовано от краткого прилагательное и имеет приставку в-, на-, или за-, то на конце пишется гласная о (направо, влево, заново),

если же наречие также образовано от краткого прилагательного, но имеет приставку до-, из-, с-, то на конце пишется гласная а (справа, изредка, добела);

2. На конце наречий после шипящей 50 всегда пишется ь (мягкий знак), Исключение: уж, замуж, невтерпеж.

3. Наречия пишутся слитно:

  • если они образованы путём соединения предлога с наречием (навсегда) или с кратким прилагательным (наглухо, влево),
  • если они образованы путем прибавления предлогов в и на к собирательному числительному (втрое, надвое),
  • если они образованы путем прибавления предлога к полному прилагательному или местоимению (вручную, напропалую, вовсю)

Исключение: если прилагательное начинается с гласной, то предлог в пишется отдельно (в открытую),

  • если существительные, от которых образованы наречия, в современном русском языке самостоятельно не употребляются (взаперти, вдребезги),
  • наречия с пространственным значением, образованные от таких существительных, как даль, высь, начало и т.д. (вдаль, сначала),

примечание: если в предложении есть пояснение к существительному, то тогда такие слова уже не наречия, а сочетания существительного с предлогом и пишутся раздельно (с начала книги),

  • если между приставкой-предлогом и существительным, от которых образовано наречие, нельзя поставить определение, если же это можно сделать, то данные слова представляют собой сочетайте существительного с предлогом и пишутся раздельно (ср.: измучить вконец - прийти в коней коридора):

4. Наречия пишутся через дефис:

  • если они образованы при помощи приставки по- от полных прилагательных или наречий, оканчи- веющихся на -оме, -ему, -ни, ьи (по-моему, no-старому, по-русски, по-кошачьи),
  • если они образованы при помощи приставки в-(во-) от порядковых числительных (во-первых, во-вторых, в-третьих),
  • если они образованы путем повторения одного или того же наречия или путем сложения синонимичных слов (еле-еле, тихо-смирно);

5. Наречные сочетания пишутся раздельно:

  • если они состоят из существительных с предлогом между ними (с газу на глаз, плечом к плену),
  • если они представляют собой сочетания с предлогами без, до, на, с и т.д. (без удержу, на бегу, сходу),
  • если существительное в составе этого сочетания сохранило некоторое значение падежной формы (за границу, на совесть),
  • если прилагательное, от которого образовано наречие, начинается с гласной, то предлог в пишется отдельно (в открытую).

Задачи и тесты по теме "Правописание наречий."

Рекомендуем почитать

Наверх