Конспект логопедического занятия «Йотированные гласные буквы. Конспект занятия "Йотированные гласные буквы

Отделка 16.04.2024
Отделка
  • 4. Морфема в сопоставлении с морфемой и словом.
  • 5. Классификация морфем русского языка и принципы их описания.
  • 6. Характеристика корневой морфемы как компонента простой основы.
  • 7. Характеристика одноморфемной (корневой) и полиморфемной основы в качестве деривационного форманта в процессе образования слов со сложной основой. Понятие суффиксоида.
  • 8. Характеристика суффиксальной морфемы в качестве деривационного форманта.
  • 9. Характеристика префиксальной морфемы в качестве деривационного форманта.
  • 10. Характеристика постфиксальной морфемы в качестве деривационного форманта.
  • 11. Сложные деривационные форманты (конфиксы), их разновидности и особенности.
  • 12. Флексии как комплексные морфемы, их особенности.
  • 13. Вычленение нулевой морфемы в сфере формо- и словообразования. Нулевая морфема
  • 14. Вопрос о субморфах, их классификация и функциональная характеристика.
  • 15. Морфема и алломорф. Понятие позиции в сфере формо- и словообразования. Отличие морфов и их вариантов как конкретных репрезентаций морфемы.
  • 16. Системные отношения в морфемике: синонимия, антонимия, омонимия морфем.
  • 17. Цель и принципы морфемного анализа.
  • 18. Типы основ. Понятие формообразующей и лексической основ.
  • 19. Исторические изменения в структуре основы слова. Опрощение и его причины. Вопрос степени опрощения, точка зрения н.М. Шанского.
  • 20. Исторические изменения в структуре основы слова. Переразложение, его типы. Спорные вопросы, связанные с определением некоторых случаев переразложения.
  • 21. Исторические изменения в структуре основы слова. Усложнение, его типы.
  • 22. Исторические изменения в структуре основы слова. Декорреляция. Народная (ложная) этимология.
  • 33. Словообразовательный анализ. Цель словообразовательного анализа. Отличие словообразовательного анализа от морфемного.
  • 24. Типы основ, участвующих в словообразовательных отношениях. Структура мотивированной основы.
  • 25. Морфонология. Предмет морфонологии. Чередование, его типы.
  • 26. Морфонологические явления: усечение, наращение.
  • 27. Наложение (аппликация) как морфонологическое явление. Наложение и гаплология. Точка зрения в.Н. Немченко.
  • 28. Правило йотированной буквы при морфемном анализе и особенности фонемной структуры русских морфем, которые он отражает.
  • 29. Понятие деривационной мотивации. Мотивированное и мотивирующее слово. Внутренняя форма слова.
  • 30. Степень и характер мотивированности слов. Соотношение лексического и словообразовательного значения. Фразеологическое значение слова.
  • 31. Соотношение формальной и семантической сложности между членами деривационной пары. Определение направленности мотивационных отношений.
  • 32. Полимотивация. Неединственность деривационной структуры мотивированного слова и отражение этого явления в словообразовательном словаре.
  • 33. Расхождение между формальной и семантической производностью.
  • 34. Лексико-семантический и лексико-синтаксический способы словообразования.
  • 35. Морфолого-синтаксический способ словообразования: субстантивация. Переход существительных в другие части речи.
  • 35. Морфолого-синтаксический способ словообразования: адъективация, прономинализация.
  • 36. Способы образования слов с простыми основами.
  • 37. Различение префиксального и префиксально-суффиксального способов образования слов с простыми основами.
  • 39. Образование слов со сложными основами. Различение чистого сложения и сложно-суффиксального способов.
  • 40. Нулевая суффиксация в сфере образования слов с простыми и сложными основами. Вопрос о флективном и безаффиксном способах словообразования.
  • 41. Образование сложносоставных слов. Типы сложносоставных дериватов, их отличие от аппозитивных конструкций.
  • 42. Словообразование имён существительных.
  • 43. Словообразование имён прилагательных.
  • 44. Словообразование глаголов.
  • 52. Словообразование глаголов
  • 45. Словообразование наречий.
  • § 242. Лексические дериваты производятся от основ наре_чий, числительных и глаголов.
  • 46. Аббревиация как способ словообразования. Типы аббревиатур.
  • 47. Типы словообразовательных значений: понятие лексической и синтаксической деривации; транспозиционный, мутационный и модификационный типы словообразовательного значения.
  • 48. Словообразовательная система русского языка. Единицы меньше слова и равные ему. Комплексные единицы словообразования, включающие родственные слова.
  • 40. Словообразовательная категория
  • 49. Словообразовательная система русского языка. Комплексные единицы слово-образования, включающие одноструктурные слова. Понятие словообразовательной модели.
  • 50. Слова с простой основой, мотивированные словосочетанием.
  • 28. Правило йотированной буквы при морфемном анализе и особенности фонемной структуры русских морфем, которые он отражает.

    Отсутствие полного соответствия между фонетическим и графическим обликом слова создает трудности при морфемном анализе как в школьной, так и в вузовской учебной практике. Речь идет прежде всего о йотированных гласных буквах, которые, будучи расположены на морфемных швах, делают последние «непрозрачными».

    Разграничение буквы и звука, получившее научное разрешение уже к концу XIX века, до сих пор не стало необходимым компонентом знаний образованной части носителей русского языка. Проблема, решенная фонетикой, фонологией и графикой и решаемая постоянно при преподавании этих разделов учебного курса, оказалась за пределами внимания при изучении фактов словообразования и морфологии как в вузе, так и в школе.

    Несоответствие между фонетическим и графическим оформлением обнаруживает себя уже в самом способе письменного представления морфем. Так, например, при обозначении суффиксов причастий настоящего времени -ащ (-ящ), -ущ (-ющ) не принимается во внимание то, что взятые в скобки графические варианты наименования морфем отражают различные фонетические ситуации: с одной стороны, молящийся, борющийся, где йотированные буквы обозначают один звук (соответственно [а], [у]) и мягкость предшествующих согласных звуков (фонем); с другой стороны, стоящий, умеющий, где те же йотированные буквы обозначают два звука (соответственно [йа], [йу]).

    Всё это делает достаточно очевидным необходимость в таком правиле (алгоритме), которое бы помогало определять границы морфем звучащего слова в ситуации графического и фонетического несоответствия без обращения к справочной литературе. Это правило можно сформулировать следующим образом:

    Йотированная гласная буква, расположенная на морфемном шве в графической позиции после гласной буквы и разделительного мягкого знака, обозначает -j-, относящийся к предшествующей морфеме.

    Сфера применения данного правила – посткорневая часть слова, т.к. морфемные границы, находящиеся перед корнем, не затемняются.

    С посткорневой частью связано формирование парадигмы слова и, следовательно, в первую очередь разграничение основы и флексии, для чего едва ли не единственным руководством является определение основы и флексии как, соответственно, неизменяемой и изменяемой части слова. Данное правило, обращенное к фонетической стороне слова, не содержит специальной оговорки на этот счет и применяется к графическому слову. В результате этого выделяются графическая основа и графическое окончание, которые могут совпадать или не совпадать с соответствующими фонетическими частями слова. Причина такого несовпадения в наличии в русском алфавите йотированных букв е, ё, и, ю, я, которые в зависимости от графической позиции по отношению к другим буквам в слове могут обозначать либо один звук (одну фонему), либо два звука (две фонемы). Так, например, в случаях во[л"]-я, во[л"]и, во[л"]-ей; ве[л"]-ю, ве[л"]-ишь, ве[л"]-ят графическая основа количественно соответствует фонетической, поскольку йотированные буквы, отнесенные к графическому окончанию, в графической позиции после согласной буквы обозначают мягкость предшествующего согласного звука (фонемы) и один гласный звук (фонему). По аналогии с приведенными выше фактами часто производят членение слово- и форм типа белъ-ё, бель-я, бель-ю, бель-ём, (о) белъ-е; по-ю, по-ёшь, по-ём, no -ют, не задумываясь над тем, что в данном случае и графическая основа, и графическая; флексия не равны соответствующим частям произнесенной словоформы, поскольку йотированные буквы, входящие в состав графической флексии, находясь в графической позиции либо после разделительного мягкого знака (бельё), либо после гласной буквы (пою), обозначают два звука (фонемы) – сочетание йота с тем или иным гласным звуком (фонемой). В подобной ситуации морфемная граница между фонетической основой и фонетической флексией пролегает «под буквой». Согласный [j] относится к неизменяемой части фонетического слова.

    " /Для устранения «графической слепоты» следует рекомендовать как в устной, так,и в письменной речи пользоваться одним названием аффикса, тем, естественно, который в большей мере соответствует его фонемно-звуковому составу. На вопрос о том, какой суффикс или окончание имеется в словоформах поющий, полющий, должен последовать ответ: суффикс -ущ- в первом и втором слове; в земля, армия окончание и т. д. Некоторую трудность в этом смысле представляют аффиксы, начинающиеся с буквы е и не имеющие графического соответствия с буквой э, например, в словах типа море, значение, печенье, читаешь, читаете, исследуемый, увиденный и т. д. Видимо, допустимо написание типа -е, -ешь, -ете, -ем-, -енн-, но произносить следует соответственно -[э], -[э]шь, -[э]те, -[э]л, -[э]нк- (впрочем, на наш взгляд, все же предпочтительней рекомендовать написание, соответствующее произношению: -э, -эшь, -эте, -энн-).

    Что касается буквы и, то она в этом плане проблем не создает, поскольку при отдельном написании или в абсолютном начале графического слова, к каковым относятся и наименования морфем, обозначает один звук (окончания существительных -им, -их, -ими, глаголов -ишь, -ите и т.д.). Непроизношение звука [j] ([и]) в начале наименования русских морфем соответствует их фонемно-фонетической структуре: в русском литературном языке практически отсутствуют морфемы, которые начинаются с указанного звука (хотя и имеется суффикс -j-: деревь- j - a ], коль- j - a ], зверь- и т.д.). Исключением является лишь окончание имен существительных 3-го склонения в творительном падеже, оно начинается со звука [j]: жизнь-ю(j)у]), мощь-ю, ночь-ю.

    Однако картина соотносительности графической и фонетической формы слова окажется неполной, если не продолжить разговор об особенностях фонемно-фонетического значения буквы и. Фонетическая ситуация в посткорневой части слова на месте этой буквы, находящейся на морфемных швах, несколько отличается от той, которая наблюдается на месте других йотированных букв в той же позиции. Так, например, в словах каяться, моешься, боюсь, поёшь при их произнесении мы достаточно четко ощущаем наличие звука [j] перед гласными звуками ([йа], [йэ], [йу], [йо]) на месте йотированных букв. А вот перед звуком [и] согласный йот не произносится. В форме именительного пад. мн.ч. местоимения мои буква и в графической позиции после гласной буквы, т.е. там, где все остальные йотированные гласные буквы обозначают два звука, обозначает лишь один. Возникает вопрос: куда исчез йот и исчез ли? В самом деле, он произносится в форме им.пад. ед.ч. мой, в других формах этого местоимения, ср.: моя, моё, моего. Выходит, что йот перед [и] ведет себя так же, как непроизносимые согласные в следующих словах: в поздно не произносится [д], в вестник [т], в солнце [л] и т.д. Чтобы правильно написать эти слова, мы обращаемся к проверочным словам: опоздать, весть, солнышко, в которых наличие перечисленных выше звуков не вызывает сомнения. Точно так же следует поступать и в случае с формой мои. Наличие йота в форме мой, обозначенного буквой и, позволяет ставить йот в ряд проверяемых непроизносимых согласных, от которых фонема йот отличается только тем, что она не обозначается отдельной буквой перед гласными.

    У буквы и имеется еще одна индивидуальная особенность. Дело в том, что и в позиции после гласной буквы в отличие от остальных йотированных гласных букв не всегда обозначает йот, т.е. может в указанной графической позиции вообще не иметь бифонемного значения, поэтому предлагаемое в работе правило должно применяться к названной букве с учетом возможных исключений. Так, в производных словах с суффиксами типа -ист, -ирова-, -изм значение и определяется наличием/отсутствием йота у.мотивирующей основы, например: хоккеист (хоккей), лицеист (лицей), героизировать (герой), конвоировать (конвой), где и на границе морфем обозначает йот, ср.: эссеист (эссе), дзюдоист (дзюдо), интервьюировать (интервью), где и обозначает один гласный звук, хотя произношение в одном и другом случае совершенно одинаково. Буква и имеет монофонемное значение в словах со связанными корнями и теми же суффиксами: те-изм (ср. с производным от него: те-ист), альтруизм (ср.: альтру-ист), эваку-ироватъ (ср.: эваку-ация), репатри-ировать (ср.: репатри-ация) и т.д. Впрочем, случаи, когда и в рассматриваемой графической позиции на стыке морфем не обозначает йота, встречаются довольно редко, речь идет о сравнительно небольшом количестве преимущественно заимствованных слов.

    И лишь в одной графической позиции – после разделительного ь буква и, наконец, «ведет себя» на морфемных границах совершенно так же, как все другие йотированные буквы, т.е. всегда обозначает фонему и его звуковую реализацию: воробь j -и], медвежь[ j -и], лись[ j -и]х, волчь[ j -и]м, попрыгунь[ j -к], варь[ j -и]ровать и т.п.

    Таким образом, сфера применения предлагаемого в работе правила йотированной буквы при морфемном анализе очень широка. Оно позволяет, не прибегая к справочным пособиям, безошибочно устанавливать наличие на границах морфем, «закрытых» йотированными буквами на письме. В его основе хорошо известный позиционный (слоговой) принцип русской графики. Речь идет о способе актуализации знаний фонетики и графики при изучении фактов грамматики. Предлагаемое правило носит не теоретический, а методический характер и имеет своей целью установление преемственности в преподавании фонетики и грамматики как в школе, так и в вузе. Проблема не новая, но все еще относится к злобе дня.

    , Начальная школа , Логопедия , Конкурс «Презентация к уроку» , Коррекционная педагогика

    Презентация к уроку










    Назад Вперёд

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Цель: закрепить знания о йотированных гласных стоящих в начале слова.

    I. Организационный момент

    II. Основная часть

    Однажды братья-звуки Й пошли в лес. Бродили-бродили и заблудились.

    Один вышел на полянку и встретила звук А, он тоже заблудился. Взялись они за руки и пошли вместе искать дорогу домой.

    Й+А…./дети произносят хором слитно звуки/.

    Какой буквой мы можем обозначить эти два звука? (Я) /выставляется картинка/

    По дороге к дому они собирали ягоды.

    Другой братец Й вышел к речке и встретила там звук Э, который рыбачил. Он согласился проводить Й до дома. И они пошли вместе
    Й+Э…/дети произносят хором слитно звуки/.

    Какой буквой мы можем обозначить эти два звука? (Е) /выставляется картинка/

    Домой они взяли наловленных ершей.

    Третий брат в чаще леса повстречала звук О, который собирал грибы.

    Вместе они пошли по тропинке, встретили ёжика и он показал им дорогу к дому.

    Й+О…./дети произносят хором слитно звуки/.

    Какой буквой мы можем обозначить эти два звука? (Ё) /выставляется картинка/

    А еще один Й вышел к ручью, где набирал воду звук У. Он с радостью согласился вывести Й из леса.

    Й+У…/дети произносят хором слитно звуки/.

    Какой буквой мы обозначаем эти два звука? (Ю) /выставляется картинка/

    Повстречали они юрких мышек и белку, которая крутилась как юла.

    Все братья-звуки удачно добрались до дома и были очень рады встрече. Познакомили они друг друга и с новыми звуками-друзьями.

    Рассказали, что видели по дороге. /Предложения записываются на доске/

    Мы собирали ягоды.
    Мы наловили ершей.
    Мы встретили ёжика.
    Мы видели юрких мышей.

    Давайте повторим какие два звук могут обозначать буквы Е, Ё, Ю, Я. /Разбор на доске и в тетрадях/

    А теперь вспомним, когда наши буквы обозначаются двумя звуками.

    В начале слова (приведите примеры слов)

    После гласной буквы (приведите примеры слов)

    После Ь и Ъ знаков (приведите примеры слов)

    Потренируемся.

    Найдите в предложениях наших братцев слова, в которых их друзья гласные будут обозначать два звука.

    Ягоды, ершей, ёжика, юрких.

    В тетрадях, с раскладыванием гласных на два звука (Й – пишем зеленой ручкой, гласную рядом – красной):

    1) Дети по цепочке придумывают слова, которые начинаются на Е, Ё, Ю, Я. Записывают и раскладывают буквы на звуки.

    Например: яблоко, якорь, ядро, ясень, Егор, енот, ель, ёж, ёлка, ёмкость, юла, юность, Юпитер, юнга…

    2) Запись в тетрадь предложений с последующим разбором наших гласных на звуки.

    Яна и Юля пошли за ягодами.
    Егор ест яблоки и абрикосы.
    Яша наряжает ёлку.
    Елисей едет на автобусе.
    Ящерица очень юркая.
    Елене купили яркую юбку.

    3) Выкладывание слов из разрезных букв.

    4) Разделить слова на два столбика: 1 – где наши гласные будут обозначать один звук, 2 – обозначают два звука. Слова могут быть даны на карточках, записаны на доске или продиктованы.

    Например: яма, лето, Егор, юнга, лютик, лёд, ёжик, пряжа…

    III. Подведение итогов

    О каких звуках и буквах мы говорили?

    В каких случаях они образуют два звука?

    Йотированные гласные в начале слова (Е, Ё, Ю, Я)

    Цель: закрепить знания о йотированных гласных стоящих в начале слова.

    Организационный момент

    Основная часть

    Однажды братья-звуки Й пошли в лес. Бродили-бродили и заблудились.

    Один вышел на полянку и встретила звук А, он тоже заблудился. Взялись они за руки и пошли вместе искать дорогу домой.

    Й+А…./дети произносят хором слитно звуки/.

    Какой буквой мы можем обозначить эти два звука? (Я) /выставляется картинка/

    По дороге к дому они собирали ягоды.

    Другой братец Й вышел к речке и встретила там звук Э, который рыбачил. Он согласился проводить Й до дома. И они пошли вместе

    Й+Э…/дети произносят хором слитно звуки/.

    Какой буквой мы можем обозначить эти два звука? (Е) /выставляется картинка/

    Домой они взяли наловленных ершей.

    Третий брат в чаще леса повстречала звук О, который собирал грибы.

    Вместе они пошли по тропинке, встретили ёжика и он показал им дорогу к дому.

    Й+О…./дети произносят хором слитно звуки/.

    Какой буквой мы можем обозначить эти два звука? (Ё) /выставляется картинка/

    А еще один Й вышел к ручью, где набирал воду звук У. Он с радостью согласился вывести Й из леса.

    Й+У…/дети произносят хором слитно звуки/.

    Какой буквой мы обозначаем эти два звука? (Ю) /выставляется картинка/

    Повстречали они юрких мышек и белку, которая крутилась как юла.

    Все братья-звуки удачно добрались до дома и были очень рады встрече. Познакомили они друг друга и с новыми звуками-друзьями. Рассказали, что видели по дороге. /Предложения записываются на доске/

    Мы собирали ягоды.

    Мы наловили ершей.

    Мы встретили ёжика.

    Мы видели юрких мышей.

    Давайте повторим какие два звук могут обозначать буквы Е, Ё, Ю, Я. /Разбор на доске и в тетрадях/

    [й] [э] [й] [о] [й] [у] [й] [а]

    А теперь вспомним, когда наши буквы обозначаются двумя звуками.

    В начале слова (приведите примеры слов)

    После гласной буквы (приведите примеры слов)

    После Ь и Ъ знаков (приведите примеры слов)

    Потренируемся.

    Найдите в предложениях наших братцев слова, в которых их друзья гласные будут обозначать два звука.

    Ягоды, ершей, ёжика, юрких.

    В тетрадях, с раскладыванием гласных на два звука (Й - пишем зеленой ручкой, гласную рядом - красной):

    1) Дети по цепочке придумывают слова, которые начинаются на Е, Ё, Ю, Я. Записывают и раскладывают буквы на звуки.
    Например: яблоко, якорь, ядро, ясень, Егор, енот, ель, ёж, ёлка, ёмкость, юла, юность, Юпитер, юнга…

    2) Запись в тетрадь предложений с последующим разбором наших гласных на звуки.

    Яна и Юля пошли за ягодами.

    Егор ест яблоки и абрикосы.

    Яша наряжает ёлку.

    Елисей едет на автобусе.

    Ящерица очень юркая.

    Елене купили яркую юбку.

    3) Выкладывание слов из разрезных букв.

    4) Разделить слова на два столбика: 1 - где наши гласные будут обозначать один звук, 2 - обозначают два звука. Слова могут быть даны на карточках, записаны на доске или продиктованы.

    Например: яма, лето, Егор, юнга, лютик, лёд, ёжик, пряжа…

    III. Подведение итогов
    - О каких буквах говорили?
    - В каких случаях они образуют два звука?

    Цели:

    – упражнять в письме слов с йотированными гласными в трех позициях: в начале слова, после гласных и после согласных;
    – расширять словарный запас слов, привлекая справочники;
    – учить сравнивать звучание слова при произношении с его написанием и делать выводы, что они не всегда совпадают;
    – продолжить работу по развитию устной и письменной речи;
    – воспитывать аккуратность в работе, умение работать в группе.

    Оборудование: индивидуальные карточки для тестирования, "Стол-помощник", карточка “Головоломка”, карточки для групповой работы с разноуровневыми заданиями, магнитофон (танец “Яблочко”).

    Ход урока

      1. Вступление. (4-й урок темы, которая изучается в игровой форме. Класс разбит на 4 экипажа. В каждом экипаже имеется командир, который организует и направляет работу своего экипажа, и мичман, который подводит итоги работы экипажа и его членов).
      2. – На уроках русского языка мы путешествуем по морю букв и звуков. К острову каких букв мы причалили на предыдущих уроках? (е, ё, ю, я);

        – Как они называются? (йотированными);

        – Что это значит? (при произношении этих букв слышатся 2 звука [йо] [йа]…)

      3. Тестирование
      4. – Повторение того, что мы узнали об этих буквах, мы проведем через тестирование.

        Вопросы на столах. 1 ученик у дополнительной доски выбирает “Место на оценку” или “Место сомнений”.

        1. Какая буква не является йотированной?

        1. и 2. ю 3. е

        1. Йотированные гласные всегда обозначают 2 звука.
        2. Йотированные гласные могут обозначать 1 или 2 звука.
        3. Йотированные гласные всегда обозначают 1 звук.

        3. В каком из этих слов йотированная гласная обозначает 1 звук?

        Проверка: работающий у доски читает задание и объясняет свой выбор.

        Если ученик выбрал “Место на оценку”, дети оценивают его работу.

      5. Чистописание

    – Мы продолжаем путешествие вокруг острова йотированных букв.

    – Какая буква нас сегодня встречает?

    Эта буква не скромна,
    Первой хочет быть она.
    Только мудрый алфавит
    Встать последней в ряд велит.
    2/3 Я я 1/3 Упражнение в безотрывном письме

    – Отметьте точками самые красивые буквы и выберете Королеву Красоты. Оценивается каллиграфия и аккуратность.

    Физкультминутка: упражнения для глаз.

    IV. Работа со словами с йотированными гласными.

    – Какие интересные слова вы нашли, начинающиеся с этой буквы?

    На доске тоже записаны слова, в которых есть буква “я”. Прочитайте.

    Ярмарка маляр боярышник столяр

    – Подумайте, как можно разделить слова на 2 группы. По какому признаку можно их разделить?

    – Запишите каждую группу в отдельный столбик.

    "Стол-помощник".

    1. Найти слова, в которых “я” обозначает [йа]

    2. Найти слова, в которых “я” стоит после согласной и обозначает звук [а].

    Самооценка. Оценивается правильность выполнения работы.

    – В каждом из этих слов скрылось еще одно слово. Какое?

    Яр – крутой обрывистый берег.

    – В какой столбик вы могли бы его записать? Почему?

    V. Словарная работа.

    – Итак, на столах лежит листок с головоломкой. Там зашифровано слово для словарной работы.

    – Какое это слово?

    – Напишите транскрипцию на общем листе.

    – Какая группа хочет поместить свой листок на доске?

    – Попробуем записать это слово(1 ученик у доски)

    ябл(о/а)чк(о/а)

    – Как определить “а” или “о” писать?

    Дети ищут в словаре учебника, в орфографическом словаре.

    – Можно посмотреть в Толковый словарь. Здесь узнаем правописание этого слова и его значение.

    После прочтения слово записывается в тетрадях.

    – А вы знаете, что это слово многозначно? Какие значения этого слова знаете?

    1) яблоко.
    2) центр мишени “попасть в яблочко”. Сказать очень метко, угадать.
    3) матросский танец.

    Физкультпауза (под музыку “Яблочко” дети выполняют танцевальные движения)

    VI. Работа в группах.

    Творческая работа.

    Наши экипажи продолжают свою работу. Сейчас командиры выберут себе маршрутные листы и в путь!

      • От каждой команды по 1 члену экипажа садятся отдельно в “сторожевые катера” и выполняют индивидуальную работу.

    1. Разделить слова для переноса:

    ЛОДКА, КОРАБЛЬ, ЧАЙКА, ОКУНЬ, ДЕЛЬФИН.

    2. Сколько букв и звуков в слове:

    ЯХТА - ....б., .... зв.

    ГАВАНЬ - .... б, .... зв

    3. Напиши транскрипцию слова ЯКОРЬ

    Капитаны на столе заданий берут листы с заданиями и садятся на место. Задания разной сложности. (Сложность задания определяется количеством рыбок на карточке).

    Для каждой группы работает “Стол-помощник”.

    Расположить слова по алфавиту:

    Парус, Нептун, качка, акула, море, якорь, ветер, шторм, штиль, каюта.

    Подчеркнуть слова, которые нельзя перенести.

    Стол-помощник: алфавит.

    Строчки стихотворения В. Маяковского рассыпались. Подумайте, как их правильно расположить.

    (Сточки стихотворения разрезаны)

    Подчеркнуть слова, в которых йотированные буквы обозначают два звука.

    “Стол – помощник”:

    1. Посмотрите, какие слова рифмуются.
    2. Внимательно посмотрите на знаки в конце предложений.

    Списать, расшифровав слова и разделив текст на предложения. Во втором предложении подчеркнуть главные члены.

    [ноч"й"у] ночь был шторм дул сильный [в’эт’ир] грозно ухали волны тревожно гудел [май"ак] к утру шторм стих.

    “Стол - помощник”:

    ночью ветер маяк

    5 предложений

    Прочитайте текст.

    [й’ул’а] и [й"аша] пошли к морю. [й’ул’а] нашла на песке рачка.

    Волны выбросили его на берег. Он слабо шевелил лапками. Девочка опустила рачка в воду. Он закувыркался в зелёной воде и уплыл.

    Ответьте на вопросы по содержанию текста.

      1. Кто пошёл к морю?
      2. Где Юля нашла рачка?
      3. Как он оказался на берегу?
      4. Что сделала девочка?

    – В каких словах йотированные гласные обозначают 2 звука?

    – Какие слова нельзя перенести?
    - Как определяли последовательность слов “шторм” и “штиль”?

    – Что такое “шторм”?

    – Читает текст

    – Что такое “штиль”?

    Читает текст

    Что могут сказать мичманы о работе своей команды?

    Оценка сотрудничества.

    VII. Рефлексия.

    – Наш корабль взял курс к родному берегу.

    – На острове каких букв мы были?

    – Вспомнив особенности йотированных букв (тест.), встретились с буквой “я”, писали слова с ней, познакомились с новым словом и выполняли творческую работу в командах.

    – С каким настроением экипажи возвращаются к родным берегам?

    Сигналом вашего настроения являются ваши флажки (красный флажок –“я доволен своей работой”, желтый – “я испытывал небольшие трудности”, синий – “я недоволен своей работой”). Поднимите их над головой и украсьте ими наш корабль.

    Рекомендуем почитать

    Наверх