Обследование фонематического восприятия речи. Диагностика сформированности фонематического слуха у детей со стертой дизартрией (по Архиповой Е

Дымоход 16.04.2024
Дымоход

Ольга Залецило
Обследование фонематического слуха

Обследование фонематического слуха

1. Ребенок должен выполнить задание, данное тихим голосом или шепотом. Например : “Покажи, где висит картина”, “Подними правую руку”.

2. Выявить дифференциацию неречевых звуков. Для этого ребенок должен ответить на вопросы : “Что гудит?” (машина, “Что проехало?” (трамвай, “Кто смеется?” (девочка, “Угадай, что звучит?” (труба, свисток, льется водичка, шуршит бумага) .

3. Выявить состояние слуховой памяти и понимания речи. Для этого ребенок должен выполнить различные поручения в заданной последовательности. Например, “Дай мне кубик, а на столе возьми мяч”, “Поставь пушку на стол, а зайца посади на стул и подойди ко мне”.

4. Проверить слуховое различение слогов , слов с оппозиционными звуками. Для этого ребенок должен повторить за исследователем :

ба – па, да – та, ка – га – ка, са – ся, жа – ша, са – за;

мышка – мишка, катушка – кадушка, роза – лоза;

“семь машин на шоссе”, “пастушок быстро шел”, “висел железный замок”, “ручное зеркало упало”.

5. Проверить состояние фонематического анализа и синтеза (у детей старше четырех лет) . Для этого ребенок должен выполнить следующие задания :

а) определить, есть ли звук “с” в словах : самолет, лампа, миска, салфетка;

б) определить количество звуков в слове и место звука “с” в словах : сок, оса, нос;

в) составить слово из звуков : с, т, о, л; к, а, р; р, а, ш;

г) придумать слово на заданный звук : с, ш, л, р;

д) из общего количества картинок отобрать только те, названия которых начинаются на определенный звук.

6. Дети по очереди называют имя водящего (стоит к ним спиной) . Водящий на слух определяет и показывает, кто его позвал. Затем игра усложняется : все дети зовут водящего («Ау!» , а тот отгадывает, кто его звал.

Последний вариант усложнения этой игры состоит в том, что водящий произносит «Ау!» то громко, то тихо, а дети отгадывают, далеко или близко он находится. Затем каждый ребенок по очереди произносит «Ау!» то громко, то тихо - в зависимости от того, что скажет логопед («Далеко ушел в лес» . Или : «Близко зовет, от самой опушки» ).

7. Логопед показывает детям игрушечного котенка и просит внимательно послушать и запомнить, как он мяукает, когда находится близко (громко, и как - когда далеко (тихо) . Затем произносит «Мяу» , меняя силу голоса, а дети отгадывают, близко или далеко мяукает котенок.

Затем дети мяукают по сигналу воспитателя : «близко» или «далеко» .

Дальнейшее усложнение игры должно состоять в том, что дети будут различать мяуканье, ориентируясь на тембр и индивидуальные особенности голоса говорящего. Логопед объясняет, что котенок очень боится щенка и мяукает жалобно, дрожа и замирая от страха. Каждый ребенок по очереди мяукает, изображая страх, а водящий отгадывает.

Аналогично проводятся занятия :

гудит пароход («У-у-у» ) - далеко (тихо) или близко (громко) ;

какая дудочка играет - большая («У-у-у» произносится низким голосом) или маленькая («У-у-у» произносится высоким голосом);

кто плачет - мальчик («А-а-а» низким голосом) или девочка («А-а-а» высоким голосом) и т. п.

8. Логопед выставляет перед детьми трех медведей (игрушки или картинки) : большого, среднего, маленького. Затем рассказывает сказку «Три медведя» (в сокращенном варианте, произнося соответствующие реплики и звукоподражания то очень низким, то средним по высоте, то высоким голосом. Дети угадывают медведей.

9. Детям раздают картинки с изображениями домашних животных - взрослых и детенышей : коровы и теленка, козы и козленка, свиньи и поросенка и др. Логопед произносит каждое звукоподражание то низким, то высоким голосом («Му-у» , «Бе-е» , «Хрю-хрю» и т. д.). Дети должны, ориентируясь на характер звукоподражания и одновременно на высоту голоса, поднимать соответствующие картинки.

10. Логопед показывает детям картинку и громко, четко называет изображение : «Вагон» . Затем объясняет : «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а вы внимательно слушайте. Когда я ошибусь, вы хлопните в ладоши». Затем он произносит : «Вагон - вакон - фагон - вагон - факон - вагом» и т. д. Затем логопед показывает следующую картинку или просто чистый листок бумаги и называет : «Бумага - пумага - тумага - пумака - бумака» . И т. д. Услышав неверно сказанное логопедом слово, дети должны хлопнуть в ладоши.

Необходимо подчеркнуть, что начинать надо со слов, простых по звуковому составу, и постепенно переходить к сложным словам.

11. Логопед выставляет на наборном полотне картинки, названия которых звучат очень похоже, например : рак, лак, мак, бак, сок, сук, дом, ком, лом, сом, коза, коса, лужи, лыжи и т. д. Затем он называет 3 - 4 слова, а дети отбирают соответствующие картинки и расставляют их на наборном полотне в названном порядке (в одну линию или в столбик - в зависимости от инструкции логопеда) .

12. Логопед выставляет на наборном полотне в одну линию следующие картинки : ком, бак, сук, ветка, каток, горка. Затем он вызывает детей по одному и каждому дает по картинке. Ребенок должен поставить эту картинку под той, название которой звучит похоже. В результате на наборном полотне должны получиться примерно такие ряды картинок :

ком бак сук ветка каток горка

дом рак лук клетка платок корка

сом мак жук пятка листок норка

лом лак бук плётка моток марка

Обследование звукопроизношения

1. Ребенку предлагается набор картинок с общим звуком, который находится в начале, в середине и в конце слова.

«с» – санки, оса, нос

«сь» - семь, апельсин, гусь

«з» – замок, коза

«зь» - зима, магазин

«ц» – цапля, овца, палец

«ш» - шапка, машина, мышь

«ж» - жук, лыжи

«ч» – чайник, качели, мяч

«щ» - щука, овощи, плащ

«л» – лампа, балалайка, дятел

«ль» - лимон, пальма, фасоль

«р» – ракета, картошка, комар

«рь» - репка, карета, дверь

2. Запоминание ребенком такой фразы :

Ж-Ж-Жук Ж-Ж-Жу-Ж-Ж-Жит со звуком Ж-Ж-Ж

Комар З-З-Звенит со З-З-Звуком З-З-З

А далее играем с ребенком в «комара и жука» . Закрыв рот экраном для исключения зрительного восприятия положения губ, взрослый имитирует то жужжание жука, то писк комара. Ребенок каждый раз определяет, кто издавал звук – жук или комар.

3. Игра «Будь внимательным»

Взрослый последовательно произносит ряд слов, а ребенок должен поднять руку (или хлопнуть в ладоши, или показать лежащую перед ним карточку с буквой Ш) только в том случае, если в каком-либо м

из этих слов он услышит звук Ш : кошка, каша, лампа, трактор, шарф, мука, ромашка. рак и т. д.

4. Ребенок должен показать букву С или Ш, когда в слове будет слышен соответствующий звук. В отличии от предыдущей игры здесь ребенок должен реагировать сразу на два звука, что труднее. Примерные слова : роса, шатер, шило, сушка, мышка, весы, нос, машина, сосна, шишка и т. д.

5. Игра «Назови слова»

Детям предлагаются слова с заданным звуком, который находится в начале слова. Когда дети назовут 15-20 слов, им предлагается назвать слова с другим звуком. В конце игры определяется победитель.

6. Игра в кругу с мячом «Назови братца»

Педагог : «Я буду называть большого братца (твердый звук, а тот, кому я брошу мяч, должен назвать его маленького братца (мягкий звук) ». Затем задание меняется - педагог называет маленького братца, а дети – его пару.

7. Игра «Звуковое лото»

Ребенку раздаются карточки с различными картинками. Ему предлагается молча показать или закрыть бумажным квадратиком лишь те картинки, в названиях которых имеется звук Р (П,Д,С,Ш, и т. д.)

8. Игра «Скажи как я»

Логопед предлагает детям встать в круг, сам встает в середину с мячом. Игра заключается в том, что логопед бросает мяч кому-либо из ребят, называя слова интонационно выделяя любой согласный звук (ррука, саммолет, трубба, домм и т. д.) Ребенок должен повторить слово так, как его произнес взрослый, перебрасывая назад мяч.

9. Игра «Кто внимательнее»

Дети сидят за столами. Педагог говорит : «Сейчас я покажу картинки и назову их, а вы послушайте и отгадайте, какой звук встречается во всех произнесенных мною словах. Кто угадает, тот поднимет руку». Затем педагог показывает и называет картинки, которые начинаются со звука С : санки, стакан, слон, скамейка. Педагог : «Правильно, все эти слова начинались со звука С. Назовите мне их» . Дети вспоминают и называют их. А потом они должны сами придумать слова с этим звуком.

10. Игра «Измени слово»

Детям предлагается изменить предложенное слово путем замены, прибавления какого-либо звука.

Например : в слове БЫК заменить звук [Ы] на звук [А] – БАК; в слове КОТ заменить второй звук звуком [И] - КИТ; добавить к слову РАК звук [И] РАКИ и т. д.

11. Игра «Кто больше»

Нахождение звука в названиях предметов по картине. Педагог показывает детям картинку, например, «Огород» . После рассматривания картины педагог предлагает рассказать, что собирают дети на огороде. затем перед детьми ставится задача сказать, в названии каких предметов имеется звук Р (С,Ж,Ш,З и другие) . За каждое слово детям дается фишка. В конце игры определяется победитель.

12. Ребёнку предлагалось договаривать слова – произнося последний звук. При этом ребенок должен был выбрать нужную картинку.

Ча (с) тру (с)

Ле (с) голо (с)

Но (с) ква (с)

Ри (с) мар (с)

13. «Магазин»

Детям предлагалось поиграть в магазин. Для этого дети должны были, придя в магазин выбрать игрушку (в названии которой есть звук, с, которую хотят купить, показывая всем детям громко её назвать. Вызывались сначала те дети, которые хорошо произносят звук.

«Что есть в магазине?» (сахар, сок, соль, колбаса, масло, весы)

14. «Знаешь ли ты?»

Детям предлагались вопросы, на которые помогали ответить картинки лежащие на столах. Тот, кто находил правильный ответ на вопрос, выходил и чётко называл предмет, изображённый на картинке. Вопросы :

«На чём можно ездить?» (самокат, санки, коляска, и т. д.)

«Кто живёт в зоопарке?» (сова, сом, слон, лиса, суслик)

После того как дети назвали правильно предметы и животных, изображённых на картинках, они должны были ответить на вопрос : «Какой звук повторялся во всех этих словах?»

15. «Замени первый звук в слове на звук с»

Инструкция : Мы даем детям по две карточки, сначала ребенок произносит первую карточку, затем вторую и мы спрашиваем, в чем разница, какой мы звук заменили на какой и где (вначале?

Бок – сок бор – сор

Дом – сом лук – сук

Кон – сон мода – сода

Инструкция : Мы даем детям по две карточки, сначала ребенок произносит первую карточку, затем вторую и мы спрашиваем, в чем разница, какой мы звук заменили на какой и где (в конце?

бак – бас, нож – нос, пёк – пёс, морж – морс, Рим – рис, голод – голос

16. Игра «Покажи» .

Детям показывались и назывались предметные картинки, ребёнок должен был показать ту картинку, которая соответствует названию. (Миска – мишка, каска – кашка, маска – Машка, крыса – крыша) .

17. Игра «Кто больше»

Из имеющихся в комнате предметов ребенок должен сначала назвать те, в названии которых есть звук Р, а затем те, где имеется звук Л. (На других занятиях детям предлагаются другие пары звуков : С – Ш, З – Ж, Б – П, К – Г и т. д.

18. Игра «Звуковая линейка»

Здесь дети должны определить порядковый номер звука или звук по порядковому номеру. У каждого ребенка лежит «звуковая линейка» , где каждая клеточка – домик для звука, а вся линейка – слово. Перед детьми лежат также фигурки из киндер – сюрпризов, которые «ходит в гости» либо к какому-то конкретному звуку, либо в какой-то конкретный домик. (В каком домике живет звук, какой звук живет в домике № 5)

19. Игра «Цепочка изменений»

Как вариант игры «измени слово» , но усложненный : берем за основу какое-либо слово и, изменяя по одному звуку, зарисовываем получающиеся слова. Далее детям предлагается ответить на вопрос, какие звуки и на какие мы заменили в каждом конкретном случае. Затем детям дается установка на запоминание рисунков слов в течение 10 сек., после чего рисунки стираются, а дети вспоминают последовательность слов.

Например : ДАЧКА – ПАЧКА – ПОЧКА – ТОЧКА- ТУЧКА - РУЧКА – РЕЧКА- РЕЧКА- ПЕЧКА – ПАЧКА – ДАЧКА.

20. Игра «Строители»

Собираем и разбираем слова по звукам. Логопед предлагает детям собрать слова, которое он произносит по звукам. Б-А-Р-А-Н-К-А = баранка. Затем дети сами разбирают по звукам предложенные слова. Кот = К-О-Т.

Обследование слоговой структуры слова

1. Пришла вьюга и замела половину слова. Составьте слово из полубуковок. Возьмите карандаш, допишите. Кто же к нам пришёл вместе с вьюгой?

Проверьте свою работу. Разделим слово на слоги, какой гласный в первом слоге? Из чего сделан снеговик?

Снеговик о чем-то хочет попросить. Надо дорисовать недостающие детали. Сможете помочь Снеговику?

2. «Повтори слоговые цепочки»

Инструкция : Мы предлагаем слоги, ребенок повторяет и зарисовывает себе в тетрадь.

ша – са шо – со ши – сы

ос – ош ус – уш ыс – ыш

ас – ос – ус – ыс

ыс – ус – ос – ас

яс – ёс – юс – ис

ес – ис – ос – ёс

са – ша – ша,

со – со – шо,

шу – су – шу,

су – шу – су.

3. «Произнеси слоги»

Инструкция : Мы показываем ребенку карточку со слогом, он должен слог проговорить четко, медленно и при этом придумать слова с этим слогом или показать картинку. Например : Со – собака и т. д.

Са, со, су, сы, сэ

4. «Доскажи словечко» .

Ребёнку предлагалось договорить слово, произнося слог (са) .

Инструкция : Мы показываем ребенку картинку, даем устную инструкцию «я начинаю, а ты продолжи»

Ли (са) ро (са)

Вак (са) плак (са)

Ко (са) кра (са)

5. Добавляя слог (сы)

Инструкция : На столе лежат картинки в единственном числе у логопеда, во множественном числе у ребенка. Мы показываем ребенку картинку, где нарисовано в единственном числе, выбери картинку, где будет во множественном числе.

Например : Оса - осы

О (сы) ко (сы)

У (сы) ве (сы)

Бу (сы) но (сы)

6. «Произнеси слово»

Инструкция : Прелагается наглядный материал картинки. Просим ребенка произнести слова четко, медленно, что нарисовано на картинке.

Сад, сам вас, квас

Сок, сом нос, рос

Суд, сук ус, вкус

Сын, сыт мыс, кумыс

7. «Назови второй слог, а потом всё слово»

Инструкция : Прелагается наглядный материал картинки (слоги) . Логопед показывает ребенку слоги, он повторяет и раскладывает перед ним, полученное слово проговаривает. Просим ребенка произнести слова четко, медленно, что нарисовано на картинке. И еще раз произнести второй слог.

Ко – су – ля ко – сын – ка

По – су – да ле – со – чек

Ри – су – нок ку – со чек

8.«Повтори»

Инструкция : Мы проговариваем вместе с детьми слоги, а затем показывается картинка и ребенок самостоятельно проговаривает это слово.

Са – са – коса са – са – колбаса

Са – са – оса су – су – понесу

Сы – сы – бусы со – со – колесо

Со – со – соки сы – сы – осы

9. Составь словосочетание

Инструкция : Мы предлагаем ребенку словосочетания, где первое слово говорим мы, а второе показываем на картинке и ребенок продолжает. Например : Карие глаза, большой класс, красный флаг и т. д.

глаза, класс, слабый, пламя, плавать

злак, флаг, шла, вышла, сладкий

10. «Закончи предложение» - дополнить предложения по картинкам. Ребёнку предлагалось закончить предложение, найдя соответствующую картинку. Например :

Дядя Лука копает клумбу (лопатой) .

Володя и Слава плывут на (лодке) .

Клава мыла ладони (мылом) .

Володя поехал на (велосипеде) .

11. «Закончи предложение» - ребёнку предлагалось закончить предложение, произнося последнее слово в нём, отчётливо проговаривая звук.

Я иду, и ты (идёшь) .

Я пою, и ты (поёшь) .

Я несу, и ты (несёшь) .

Я беру, и ты (берёшь) .

12. «Исправь ошибку»

Ребёнку предлагается послушать стихи, в которых надо исправить ошибку, меняя последнее слово.

С другом мы играем в … чашки,

Пили чай из бело … шашки!

Вылезла из норки … шишка,

На неё упала … мышка!

Мы с сестрой посуды …шили,

И наряды куклам … мыли!

13. Игра «Хлопочки»

Детям предлагается отхлопывать слоги в слове, «укладывая» слоги на ладошки.

14. Игра «Строители»

Детям предлагается собрать слово по слогам или разобрать :

а) ВА-РЕЖ- КА - варежка; б) Буратино – БУ-РА-ТИ-НО.

15. Игра «Составь предложение»

Детям предлагается из набора форм слов составить предложения :

а) слова даны в грамматически верной форме, но перепутаны местами.

Например : НАШЕГО, ХИЩНИК. ЛЕСА, КУНИЦА = Куница – хищник нашего леса.

б) слова даны в начальной форме и перепутаны между собой.

Например : НАШ, ХИЩНИК, ЛЕС, КУНИЦА = Куница – хищник нашего леса.

16. Игра «Подбери словечко»

Детям предлагается :

а) определить по схеме, какое слово предложено логопедом к схеме или

б) для данного слова выбрать одну из предложенных схем.

На более позднем этапе слова вслух не произносятся , а детям предлагается ряд картинок, из которых необходимо выбрать нужную и объяснить свой выбор.

17. Игра «Волшебники»

Детям предлагается «превратить» слово, имеющее определенное количество слогов, в слово с большим или меньшим количеством слогов.

Например : КОТ - КО - ТИК

ЛИСТОК – ЛИСТ

18. ИГРА : «Добавь слог»

Дети играют парами : один ребенок называет слог, другой составляет с этим слогом слово.

Основным принципом при подборе материала для обследования фонематических процессов, являлся принцип последовательного перехода от простого к более сложному.

Логопед при обследовании предлагает ребенку внимательно рассмотреть картинку и выполнить соответствующее ей задание, которые находятся на обороте каждого рисунка. Результаты выполнения фиксируются в протоколе обследования или речевой карте ребенка.

1) Обследование фонематического восприятия.

Здесь даны задания типа:

Определить наличие или отсутствие заданного звука в слове;

Показать картинки с заданным звуком;

Услышать слово с заданным звуком;

Подобрать пары картинок к словам- паронимам.

2) Обследование фонематического анализа.

В основу обследования фонематического анализа положена методика Л.Ф.Спировой, которая рекомендует начинать обследование с выделения гласных звуков, стоящих в начале слова под ударением, и согласного звуков, стоящих в конце слова, переходя постепенно к более сложным для детей позициям звуков.

Определи место звука в слове;

Аналогично обследуется способность определить место согласного звука в слове, но, только начиная с позиции, когда он находится в конце слова.

Выделить согласный звук из стечения двух звуков;

Определить количество гласных или согласных звуков в слове;

Определить из скольких звуков состоит слово;

Выделить все одинаковые звуки в двух названных словах;

Определить место звука в слове;

Определить последовательность звуков в слове.

3) Обследование фонематического синтеза.

При обследовании фонематического синтеза определяется способность детей составлять слова из разного количества звуков, стоящих в различной последовательности:

Составить слова из заданного количества звуков;

Составить слова из звуков, данных в нарушенной последовательности.

4) Обследование фонематических представлений.

Это обследование дает возможность логопеду выявить способность детей оперировать результатами фонематического анализа:

Подобрать слова определенной тематики;

Подобрать слово на заданный звук;

Подобрать слово на заданный звук с указанием его место в слове;

Подобрать слово, которое начинается на тот же звук, что и названное логопедом.

Обследование фонематического синтеза.

Задание 1 . Составить слова из заданного количества звуков:

С, У, М, К, А

П, О, Л, К, А

Ш, А, П, К, А

Задание 2. Составить слова из звуков, данных в нарушенной последовательности:

Обследование фонематических представлений.

Задание 1. Подобрать слово, которое будет начинаться на тот же звук, что и названное логопедом.

СТОЛ- СУМКА

ЗИМА- ЗЕБРА

Задание: Выделить согласный звук, стоящий в начале слова.

Задание: Определить количество (гласных или согласных) звуков в слове.

Задание: Подобрать пары картинок к названным словам паронимам.

Задание: Показать картинки с заданным звуком.

Задание: услышать слово с заданным звуком.

(в) На заборе сидит ворона.

У Вовы новые валенки.

(н) Наташа хорошо поет.

У Насти болит нога.

(м) Маша ела кашу.

Мальчик пьет молоко.

(ж) Ира увидела жука.

В лесу живут медвежата.

(з) На полянке заяц.

У Зои розовый бант.

(п) Мама варит суп.

Паша нарисовал пальму.

(к) У Нины сок.

На картине нарисован мак.

(ш) Маша купила ленту.

У Лены большой шар.

(с) Летит сова.

Логопедические тесты для проверки фонем. слуха у учащихся младших классов

Введение.

    Устный анализ предложений по словам.

    Слоговой анализ и синтез.

    Звуковой анализ.

3.3.Выделение и дифференциация согласных звуков.

3.5.Преобразование слов путем замены, наращивания и отнимания

звуков и букв.

3.6.Звук и буква Й.

Введение.

В последние десятилетия постоянно растет число детей с не резко выраженными отклонениями в развитии. Эти отклонения наблюдаются, в том числе и в речевом развитии детей. Речевые нарушения становятся тормозом в развитии ребенка. В случаях не оказания логопедической помощи детям общее недоразвитие речи способствует формированию специфических нарушений в письменной речи.

Неспособность ребенка младшего школьного возраста в течение длительного времени овладеть письмом и чтением известно под названием дисграфия (растройство письма) и дислексия (расстройство чтения).

Для такой категории учеников характерны не умения сливать буквы и слоги, а слоги в слова, т. е. они не представляют звукового состава слова, что оставляет основу чтения и письма. Чтобы добиться повышения качественной успеваемости учеников необходимо, прежде всего, развивать фонематический слух.

Практическая работа с данной категорией детей показывает, что работа над развитием фонематического слуха должна одновременно проводиться и над произносительной стороной речи. Кроме того для детей с ОНР необходимы систематические специальные занятия по развитию памяти, внимания.

Считаем, что полноценная коррекционная работа невозможна без помощи родителей ученика. Учитель-логопед отбирает для домашней работы наиболее эффективные упражнения, способствующие развитию у детей фонематического слуха. Важно, чтобы родители в ходе выполнения ребенком заданий логопеда стимулировали его волю и активность, побуждали объяснять свои действия, направляли и подсказывали, если у него возникнут затруднения. Кроме того, необходимо элементарно контролировать выполнение ребенком заданий логопеда. Для этой цели, как нельзя лучше подходят логопедические тесты. Эффективность в работе достигается активной помощью членов семьи ребенка с нарушениями речи. Современной школе необходимы грамотные родители. Логопеду нужно настроить и привлечь их внимание к проблеме ребенка, научить родителей совместно с учителем - логопедом предъявлять детям одинаковые требования для успешной коррекции речевого нарушения. Педагогическое сопровождение семьи является неотъемлемой частью коррекционного логопедического процесса. Успех логопедической работы во многом определяется тем, насколько четко организованна работа логопеда и родителей. Они должны стать коллегами, помощниками друг другу, решающими общие задачи. Важно правильно понять причину затруднений и целенаправленно работать над их преодолением. Педагогическое сопровождение семьи ребенка младших классов с недоразвитием речи является важным фактором повышения успеваемости учащихся. На современном этапе состояния образования педагогическое сопровождение семьи актуально .

Основная цель данного сборника логопедических тестов – предупредить неуспеваемость учащихся с общим недоразвитием речи.

Целенаправленная работа по преодолению учебных затруднений у детей с нарушенным фонематическим слухом, путем повышения педагогической грамотности родителей позволяет решать следующие задачи: развить фонематический слух и предупредить специфические ошибки в письменной речи; развить умение управлять вниманием, темпом деятельности, сформировать навыки самоконтроля;повысить мотивацию к обучению, научить преодолевать учебные затруднения.

Для решения поставленных задач необходимо опираться на основные принципы сопровождения: «всегда на стороне ребенка»; непрерывность и комплексный подход; на обще дидактические принципы; на основные принципы логопедии: системность, комплексность развития; рассмотрение нарушений речи во взаимосвязи с другими сторонами психического развития; деятельный подход; поиск обходных путей и опора на сохранное.

Данный сборник логопедических тестов представляет собой систематизацию опыта целенаправленной работы по устранению недостатков развития фонематического слуха. Тесты составлены в соответствии с последними нормативными документами по логопедической службе. (Положения о логопедических пунктах, проекта нового Положения Министерства образования РФ, письма Министерства образования Российской Федерации от 14 декабря 2000, №2. «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения».

Данным материалом могут пользоваться учителя – логопеды, учителя младших классов, родители.

Развитие фонематического слуха.

1.Устный анализ предложений по словам.

1.1.Сколько слов в предложении. (Записать цифрами.)

Цветы растут. (2) Мальчик удит рыбу.(3) Ученик читает книгу. (3) Бабочка летит. (2) Маша ловит бабочку. (3) Маша ловит бабочку сачком (4) Маша на полянке ловит бабочку. (5)

1.2. Указать на каком месте стоит в предложении стоит слово «поливает».

Девочка поливает цветы. (2). Моя бабушка поливает цветы. (3).

Бабушка рано утром поливает огород, (4). Сильный дождь

поливает землю. (3).

1.3. Указать первое слово в предложении. (Записать его).

1.4. Указать первое слово в предложении. (Назвать слово устно)

Мама молчит. Миша пишет. Катя рисует. Цветы растут.

1.5. Указать третье (четвертое, пятое) слово в предложении. (Назвать

слово устно).

Учитель рассказывает смешную историю. Маленький Миша

прочитал много историй. На поляне цветут красивые цветы. На

дереве сидели черные птицы.

1.6. Добавь предложение одним словом и запиши его.

Мышка убегает от ….(кошки). Лодка плывет по…..(реке).

Самолет летит над…(городом). Маша идет в ….(школу).

1.7. Придумай предложение из двух, трех, четырех слов.

1.8. Придумай предложение из четырех, пяти, шести слов, так чтобы бы

в предложении было маленькое слово(предлог).

1.9. Придумай предложение по данной схеме.

__ __. __ __ __. __ __ __ __. __ __ __ __ __.

1.10. Придумай предложение, в котором на третьем месте будет слово

«красивые».

2.Слоговой анализ и синтез.

2.1.Сколько слогов в словах.

Ма- ма, ла-па, ру-ка, сом, ры-ба, мак, нос, но-сы, Да-ша.

2.2. Сколько слогов в словах

О-ля, стол, и-гры, лук, о-сы, лес, Ю-ра, сын, у-хо, И-ра, мак.

2.3. Сколько слогов в словах.

Во-ро-на, по-ми-до-ры, до-ро-га, ко-ро-ва, И-ри-на, иг-руш-ка.

2.4. Сколько слогов в словах.

Аб-ри-ко-сы, лод-ка, гу-сак, за-мок, ка- пус-та, пуш-ка,суш-ка.

2.5. Прослушай слово и назови его первый (второй, третий, четвертый)

Мама, зима, небо, дома, люди, руки;

кожа, жаба, рука, цветы, земля, мыло, мысли;

сорока, лопата, зимушка, орехи, бумага, карандаш, мышонок;

тетрадочка, помидоры, поляночка, столовая, витамины, рубашечка.

2.6. Добавь один слог и получи слово.

Ра(ма), но(ра), гу(си), жу(ки), ру(ка), кни(га), сто(лы)

2.7. Добавь два слога и получи слово.

Бу(мага), ко(рова), мо(локо), во(рона),со(рока),ло(шадка);

2.8. Добавь три слога и получи слово.

Ко(ровушка), во(ронушка), сто(ронушка), сто(ловая), ло(паточка).

2.9. Услышь в слове слог «ты» и подними руку.

2.10.Услышь в слове слог «ты» и укажи цифрой на каком он месте..

Цветы, ракета, лопаты, ракеты, тычинка, киты, тыква, тыл.

3.Звуковой анализ.

3.1.Выделение гласных в словах.

На каком месте стоит гласный звук (А) в словах.

Сад, град, рука, сало, рак, Маша, сажа, мама.

На каком месте стоит гласный звук (О) в словах.

Мох, дом, Оля, село, море, крот, радио, солнышко.

На каком месте стоит гласный звук (У) в словах.

Муха, ухо, шум, труба, сумка, обруч, уроки.

На каком месте стоит гласный звук (Ы) в словах.

Дым, бык, дубы, дырка, штык, крыша, прыжок.

На каком месте стоит гласный звук (И) в словах.

Мила, Ира, сани, капли, битва, крик, брюки.

3.2.Выделение согласных в словах.

На каком месте стоит согласный звук (С) в словах.

Соль, нос. коса. листок, собака, насос, доска рассада.

На каком месте стоит согласный звук (Ш) в словах.

Шаль, каша, мушка, малыши, шашки, шалаш, карандаши.

На каком месте стоит согласный звук (З) в словах.

Зина, коза, Зоя, корзина, узкий, гвозди, мороз, зазнайка.

На каком месте стоит согласный звук (Ж) в словах.

Жук, лыжи, важный, дрожжи, дружит, жужжит.

На каком месте стоит согласный звук (Ч) в словах.

Чай, почка, ученик, силач, бахча, кузнечик, листочек, дочечка.

На каком месте стоит согласный звук (Ц) в словах.

Цирк, овца, водица, огурец, хитрец, красавица, созерцать.

На каком месте стоит согласный звук (Щ) в словах.

Щи, роща, лещ, клещ, утащить, разобщить, защищать.

3.3.Выделение и дифференциация согласных звуков и букв.

Прослушайте слово и определите, на каком месте находятся звуки

С или Ш. (Запишите цифрами.)

Кувшин (Ш-4), слива (С-1), калоши (Ш-5), волосы (С-5), машина

(Ш-3), пастушок (С-3, Ш-6), пушистый (Ш-3, С-5).

Вставьте пропущенные буквы С, Ш.

Арик, до. ка, мы. ка, ко. ка, ка. ка, . ала., .у. лик, . ме. ной

Прослушайте слово и определите на каком месте находятся звуки З

или Ж. (Запишите цифрами).

Зубы (З-1), Лиза (З-3), рыжик (Ж-3), жар (Ж-1), ножницы (Ж-3).

Сережа (Ж-5), магазин (З-5), заржаветь (З-1, Ж-4), раздражение (З-3,

Вставьте пропущенные буквы З-Ж.

Фла. ок, ко. очка, кор. ина, мор. и, . автра, пры. ок, ва. ы,

Еле. о, . а. ить.

или Ш. (Запишите цифрами.)

Маска (С-3), змей (З-1), лиса (С-3), роза (З-3), сад (С-1), масло (С-3),

озеро (З-2), замерзать (З-1, З-6), жужжать (Ж-1, Ж-3, Ж-4).

Вставьте пропущенные буквы С, З.

Катерть, ло. а, . ад, ко. а, . автра, . ано. а, . ук, ко. а, ро. а,

ра. . ка. ать, пока з ать.

Прослушайте слово и определите на каком месте находятся звуки Ш

или Ж. (Запишите цифрами.)

Каша (Ш-3), пожар (Ж-3), дружок (Ж-4),кошка (Ш-3), жаба (Ж-1),

ужин (Ж-2), жужелица (Ж-1, Ж-2), шуршать (Ш-1, Ш-4).

Вставьте пропущенные буквы Ж, Ш.

Кру. ить, кру. ить, . а. дать, лап.а, . ала. , . ара. ение,

Уми. ь, .утка, разло. жить.

Прослушайте слово и определите на каком месте находятся звуки Ц

или Ч. (Запишите цифрами.)

Курица (Р-3), дочка (Ч-3), лицо (Ц-3), водичка (Ч-5),

конец (Ц-5), ученица (Ч-2, Ц-6), учительница (Ч-2, Ц-9),

цыпленочек (Ц-1, Ч-8).

Вставьте пропущенные буквы Ц,Ч.

Полотен. е, . айка, уда. а, ко. ка, поло. ка, кури. а,

сите. , сила. , . ерта.

Прослушайте слово и определите на каком месте находятся звуки С

или Ц. (Запишите цифрами.)

Кольцо (Ц-4), сосна (С-1, С-3), компас (С-6), колесо (С-6),синица

(С-1, Ц-5), спица (С-1, Ц-4), скворец (С-1, Ц-7).

Вставьте пропущенные буквы С, Ц.

Летопи. е. , го. тини. , . . ена, ди. . иплина, ли. и. а,

три. та, паль.ы, пыль. а.

Прослушайте слово и определите на каком месте находятся звуки К

или Г. (Запишите цифрами.)

Палка (К-4), сапоги (Г-5), круги (Г-4), ложка (К-4),

голубка (Г-1, К-6), голубок (Г-1, К-7), вагон (Г-3).

Вставьте пропущенные буквы К,Г.

Чаш.а, но. а, . ай. а, бел. а, . ни. а, . рибы, доро.а,

Луб.и, . ороч. а, . роч. а.

Прослушайте слово и определите на каком месте находятся звуки П

или Б. (Запишите цифрами.)

Барабанщик (Б-1,5), балаболки (Б-1,5), попрыгать (П-1,3),

поработать (П-1, Б-5), побрататься (П-1,Б-3), почка (п-1), бочка(1).

Вставьте пропущенные буквы П, Б.

Голу. и, . етух, со. ака, . ара.ан, . а. очка, .оезд,

из.ушка, ка. уста, . очта.

Прослушайте слово и определите на каком месте находятся звуки Т

или Д. (Запишите цифрами.)

Дедушка(Д-1,3), картина(Т-4), погода(Д-5), дратва(Д-1,Т-4),

радуга(Д-3), тамада(Т-1, Д-5).

Выделение и дифференциация согласных звуков Р,Л.

Игла(Л-3), платье(Л-2), балалайка(Л-3,5), кларнет(Л-2, Р-4),

пригорок(Р-2,6), оркестр(Р-2,7).

Вставьте пропущенные буквы Р,Л

А. геб. а, п. ави. о, бе.о. ус, . або. ант, о. де. ,

К.ес. о, ха.акте.

Выделение и дифференциация согласных звуков Ч,Щ.

Почечка(Ч-3,5), зачищал(Ч-3, Щ-5), чудовище(Ч-1, Щ-7),

почта(Ч-3), стекольщик(Щ-7).

Вставьте пропущенные буквы Ч,Щ.

За.ин. щик, за.и. ать, . епо. ка, . е. ка, ве. и. ка,

то.иль.ик, вол.и. е.

3.4.Нахождение звуков со стечением согласных.

Найдите в слове первый (второй) слог и назовите в нем звуки.

Назовите в каждом слове все звуки по порядку.

Сколько звуков в словах.

Розы, лапа, луна, каша, Даша, бусы, мука, рама, куры, кони.

Анна, икра, утро, арфа, ослы, овцы, игра, окно, утки, очки, орлы.

Прослушайте и назовите первый и второй звуки в этих словах.

Два, две, три, сто, дно, стол, слух, свет, смех, крик, двор, квас, блин,

стук, слон, звон, гром, брат, грибы, грозы, скалы, труды, круги, груши.

Прослушайте и назовите третий и четвертый звуки в этих словах.

Куст, пуст, корм, мост, рост, сорт, горн, холм, писк, густ, волк, воск,

март, зонт, торф, торт, танк, холст, борт, толст.

3.5Преобразование слов путем замены, наращивания и отнимания

звуков и букв.

Подберите слово, вставляя одну букву в данное слово в его начало.

Овцы ---- , роза--- , лень--- , игры--- ,точка--- , ром--- .

кол--- , том--- , волк--- , почка--- , палка--- , честь.

Подберите слово, вставляя одну букву в данное слово в его средину.

Ком--- , сон--- , сук--- , кот--- , блок--- , щеки--- .

Подберите слово, вставляя одну букву в данное слово в его конец.

Зал--- , пар--- , бра--- ,вол--- , спор--- , стол--- .

Начала.

Кров--- , бусы--- , щель--- , укол--- , мрак--- , брак--- .

Подберите слово, убирая одну букву из данного слова из его

Седло--- , задание--- , крошка--- , кратер--- , обвал--- , ветер--- .

Подберите слово, убирая одну букву из данного слова из его

Банка--- , сорт--- , зубр--- , рыбак--- , полк--- , верстак--- .

Подберите слово, заменяя одну букву в данном слове в его

Кол--- , том--- , волк--- , почка--- , палка--- , честь.

Подберите слово, заменяя одну букву в данном слове в его середине.

Лак--- , роса--- , башня--- , миска---, пилка, уточка--- .

Подберите слово, заменяя одну букву в данном слове в его конце.

Бал--- , кот--- , ров--- , кот--- , пруд--- , плот--- .

Вставьте гласные буквы, чтобы получились новые слова.

Л. в, л. в, . л. в, л. в. , л. в. ,с. р, с. р, с. р. , с. р. .

3.6.Звук и буква Й.

Укажите сколько слогов в каждом слове. (Запишите цифрами.)

Мои(2), мой(1), бои(2), бой(1), сараи(3), сарай(2), змеи(2), змей(1).

Вставьте пропущенные буквы И,Й.

Клее. , змее. , обо. , мА. , сво. , сво. , бо. цы, п. ть, кн. га.

    Выделение в словах гласных Я,Е,Ю,Е и обозначение ими мягкости согласных.

4.1 Выделение в словах гласных Я,Е,Ю.

Укажите на каком месте буквы Я. Е, Ю.

Зоя(Я-3), Лена(Е-2), яма(Я-1), Люба(Ю-2), ящик (Я-1

клюква(Ю-3), ящик(Я-1), Валюша(Ю-4), Вера(Е-2), орех(Е-2).

Вставьте пропущенные буквы Я, Е, Ю,Е.

Б. лка, Ал. нка, козл. нок, Кат. , Кат. ша, пр. тки, п. ть,

Ст. па, пл. щ, бл. до, пол. но, р. па, кр. к, в. ник, н. н.

4.2 Обозначение мягкости согласных гласными Я.Е.Ю,Е.

Найдите в данных словах согласные, стоящие в начале, в конце и в середине слова, которые читаются мягко.

Люда, люди, Надя, Лена, шлюпка, пятна, пряник, ведра, стекла,

свекла, слюна, изюм, Коля, брюки, ветка, колено.

    Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака.

Сколько звуков и букв в данных словах. . (Запишите цифрами.)

Дал(Б.-3, Зв.-3), даль(Б-4, Зв.-3), был, быль, кон, конь, стал, сталь,

Шест, шесть, ел, ель, жал, жаль, угол, уголь, удар, ударь, мел, мель.

Измени слово так, чтобы мягкий знак оказался в середине слова.

Конь – коньки, куль -- , боль -- , ель -- , день -- , уголь -- , пень -- ,

Огонь -- , пыль -- , сталь -- .

Используемая литература.

    Городилова В. И.,Кудрявцева М. З. Чтение и письмо. «Дельта»,

Санкт-Петербург, 1995год.

    Козырева Л.М. Загадки звуков, букв и слогов. Академия развития. 2001год.

    Козырева Л.М. И свистящие, и шипящие, и самые звонкие.

Академия развития. 2003год.

Без фонематического слуха невозможно понимание речи. Как проводится диагностика его нарушений?

Фонематический слух

Звуки частей человеческой речи называются фонемами, а способность их различать - фонематическим слухом. Он относится к подвиду речевого слуха.

В любой речи есть характерные звуки, которые являются основополагающими при различении слов. В русском языке к ним относятся все гласные. Среди согласных практическое значение имеет твердость и мягкость, а также звонкость и глухость звуков. Для каждого языка характерны свои фонемы.

При несформированном слухе малыш не может понять, что ему говорят взрослые или другие дети. Кроме того, в дальнейшем у него возникают проблемы с чтением и письмом.

Ребенок путает сходные фонемы и воспринимает лишь то, что услышал. В таком виде он воспроизводит слова при чтении и отображает при письме. Они могут очень отличаться от сказанного в действительности.

При нарушении фонематического слуха речь в детском возрасте нередко оказывается бессвязной.

Диагностика нарушений

Очень важно своевременно проводить диагностику фонематического слуха у дошкольников. Это позволит выявить патологию на раннем этапе и провести необходимую коррекцию.

Из-за дефектов восприятия и различения фонем произносительная система языка у детей формируется неправильно. Такое нарушение принято обозначать термином «фонетико-фонематическое недоразвитие речи», или аббревиатурой ФФНР.

Обследование фонематического слуха проводит логопед. Впрочем, некоторые упражнения могут показать и родители.

Чаще всего специалист использует у детей следующие задания:

  1. Распознавание неречевых звуков.
  2. Различение слов, которые близки по своему звуковому составу.
  3. Различение сходных слогов.
  4. Различение фонем.
  5. Звуковой синтез и анализ.
  6. Фонематический синтез.

Логопед после детального исследования слуха подбирает основные упражнения и составляет специальную программу коррекции по индивидуальной или групповой методике. Если нарушение фонематического слуха выражено в легкой степени, он обучает родителей и в дальнейшем они могут заниматься с ребенком сами.

При тяжелых нарушениях нужна длительная совместная работа с дефектологом.

Первая встреча детей со специалистом, как правило, происходит в три года. Уже тогда он обследует ребенка и может диагностировать основные нарушения, а также определить, нужна ли коррекция.

б) Исследование фонематического слуха

Исследование дифференцировки звуков речи или фонематического слуха, сохранность которого, как мы уже говорили выше (II, 2, в), является основой как для речевого слуха, так и для возможности развития звуковой речи, следует предварить тщательным исследованием слуховых функций в целом.

Известно, что относительно незначительное снижение остроты слуха в раннем детстве приводит к невозможности различить речевые звуки, а отсюда - к недоразвитию речи (Р. М. Боскис, 1953) и нарушению внятности произношения (Ф. Ф. Pay, 1954; В. М. Бельтюков, 1960: Л. В. Нейман, 1960). Поэтому наличие достаточной остроты слуха является одним из основных условий для дифференциации звуков речи. Следует убедиться в сохранности слуха, прежде чем начинать специальное исследование импрессивной стороны речи. Это производится с помощью обычных приемов, принятых в отоневрологии, причем особое внимание должно обращаться на данные об остроте слуха, полученные не только с помощью серии камертонов или с использованием аудиометра, но и с помощью анализа восприятия шепотной речи, широко применяемой при каждом отоневрологическом исследовании.

Ценные результаты могут быть получены при исследовании возможности дифференцировать звуки не только по их относительно простым признакам (высота, интенсивность, тембр), но и по сложным сигнальным признакам, характеризующим комплексы звуков (аккорды и особенно последовательность звуков). Последнее исследование может иметь особое значение, так как оно вплотную подводит к изучению тех особенностей дифференцировки звуковых комплексов, нарушение которых лежит в основе явлений сензорной афазии. Некоторые приемы исследования дифференцировки звуков и их комплексов были изложены выше (III, 4, а), и мы не будем на них останавливаться.

Исследование различения звуков речи (фонематического слуха) производится обычно с помощью относительно простых приемов. Больному предлагается повторить простые изолированные звуки (б, р, м, д, к, с, ш) или повторить (различить) пары, включающие как резко различающиеся (дизъюнктные) фонемы (м-ρ, п-с, б-н), так и близкие по звучанию (оппозиционные или коррелирующие) фонемы (б-п и п-б, д-т и т-д, к-г и г-к, р-л и л-р).

В целях усложнения условий в данной пробе больному может быть предложена серия из трех звуков или простых слогов, включающая либо различные (дизъюнктные) фонемы (типа а-о-у, у-а-и, б-р-к, м-с-д), либо близкие (коррелирующие) фонемы (типа б-п-б, п-б-п, д-т-д, т-д-т, т-д-д и т. п.). Если первая проба направлена лишь на дифференцировку звуков речи, то вторая проба включает в свой состав удержание последовательности звуков и одновременно является пробой на сохранение звуко-артикуляторных следов.

Как мы уже говорили, проба на различение звуков речи с помощью повторения предъявленных звуков включает как слуховое различение, так и произнесение соответствующих звуков. Ясно, что однозначные данные при применении этой пробы могут быть получены лишь в тех случаях, когда сам акт произнесения остается у больного ненарушенным, иначе говоря, когда произнесение звука не связано с артикуля-торными трудностями или явлениями патологической инертности в пределах двигательной системы.

Поэтому в целях контроля, особенно важного в тех случаях, когда сохранность двигательной стороны речи сомнительна, следует проверять различение звуков речи с помощью других индикаторов.

В качестве таких проб можно использовать пробу, при которой вместо повторения звуков применяется их запись (грубые различия в записи графем «б» и «п», «д» и «т» дают возможность избежать тех трудностей, которые возникают при тонкой дифференциации соответствующих артикулем) или если предложить больному показывать те положенные перед ним буквы, которые обозначают предъявляемые звуки.

Наконец, можно ограничиться простой инструкцией, предлагающей больному оценивать одинаковые или различные звуки, которые предъявляются ему в соответствующих парах (например, б-п или п-п, д-т или т-т).

Для того чтобы проводить все эти опыты в достаточно чистом виде, следует исключать возможность проговаривания больным предлагаемых звуков (которое существенно меняет механизм такого различия) или по крайней мере сравнивать результаты, получаемые при наличии и отсутствии такого проговаривания.

Проведение контрольного опыта, направленного на различение звуков при исключении артикуляций (проведение опыта с зажатым языком или раскрытым ртом больного), является весьма желательным.

В специальных случаях для изучения дифференцировки звуков можно применить условнорефлекторную методику. Для этих целей - по методике предварительной словесной инструкции или речевого подкрепления - больному предлагают при произнесении одного звука (например, «б») поднимать правую, а при произнесении другого, близкого к первому звуку (например, «п») - левую руку или же сделать первый звук положительным сигналом к поднятию руки, а второй - тормозным сигналом, требующим задержки такого движения.

«Сенсибилизированный» вариант этой пробы использует усложненные условия, при которых разные звуки - «б» и «п», «д» и «т» - произносятся с одинаковой высотой, и одинаковые звуки - «б» и «б» - с разной высотой или с различной интенсивностью. Эта проба дает возможность установить, что именно - фонематический признак или случайный, несущественный для фонемы звуковой компонент являются у больного основой для различения звуков речи.

Использование условнорефлекторной методики ·- при всех ее положительных чертах - имеет, однако, тот недостаток, что ее эффект может зависеть не только от недостатков в различении звуков, но и от иных особенностей нейродинамики испытуемого (слабость раздражительного и тормозного процессов, нарушение их подвижности в двигательном анализаторе и т. д.). Поэтому убедительные данные могут быть получены лишь при сравнении результатов дифференцировки фонем, неречевых звуков и зрительных сигналов, зарегистрированных с помощью данной методики.

Очень ценным приемом исследования наиболее высоких уровней восприятия звуков речи является отнесение данного звука (фонемы) к известной букве (графеме). Для такого исследования перед больным помещается несколько букв (например, Д-Τ-К), и ему предлагается указать, какую из фонем произносит исследующий. Нарушение сложного процесса отнесения звука речи к определенной категории может выразиться в указании на ошибочную букву. В этом случае может отчетливо выявиться, лежит ли в основе наблюдаемых трудностей смешение близких «оппозиционных» фонем (например, «д» и «т») или же нарушение имеет более глубокий характер и связано с тем, что больной выделяет одно из элементарных качеств (например, взрывность) и начинает смешивать такие фонемы, как «Т» и «К».

Нарушения фонематического слуха, составляющие, как было указано выше (II, 2, г), основной симптом поражения задневерхних отделов височной коры ведущего (левого) полушария, проявляются в этих пробах в виде отчетливых трудностей дифференциации звуков речи. Больные с массивными формами таких поражений не в состоянии достаточно четко дифференцировать даже резко различающиеся (дизъюнктные) фонемы. При менее грубых дефектах сохраняется способность дифференцировать дизъюнктные фонемы, но исчезает возможность четко различать близкие (коррелирующие или оппозиционные) фонемы.

При предъявлении пар таких звуков, как «б» и «п», «т» и «д», больной заявляет, что он слышит одинаковые или чуть-чуть отличающиеся звуки, причем нередко не может сформулировать, в чем состоит это едва намечающееся различие. Как правило, больные не могут ни четко повторить эти звуки, ни правильно записать их, ни показать, каким буквам они соответствуют. В пробе с выработкой условных двигательных реакций на различные звуки речи эти больные дают столь же нечеткие результаты и легко смешивают существенные для языка (фонематические) и несущественные (тональные) различия в произнесении этих звуков. Естественно, что усложненные пробы (например, на повторение или различение цепи из трех звуков) оказываются для таких больных невыполнимыми. Характерной особенностью этих больных является то, что они все время продолжают давать недостаточно уверенные реакции, так как отнесение предъявленных звуков к каким-либо четким фонематическим группам оказывается или недоступным или нестойким. Больные с нарушением кинестезической основы речевого акта (ср. II, 4, г) могут также дать заметные нарушения при выполнении этой пробы.

Существенное отличие этих больных от больных предыдущей группы будет заключаться, с одной стороны, в том, что нарушения фонематического слуха могут носить менее выраженный характер, а с другой стороны, в том, что здесь имеют место отчетливые затруднения и в различении звуков речи, имеющих совершенно разную акустическую характеристику, но близких по способам их артикуляции (например, звуков «б» и «м», «д» и «н»).

У больных с явлениями «эфферентной» (кинетической) моторной афазии (II, 4, е) так же, как и у больных с грубыми поражениями пре-моторных систем, может не быть отчетливых первичных нарушений различения близких фонем; однако они легко могут проявить признаки нарушения подвижности нервных процессов в слухо-артикуляторной сфере. При выполнении описанных проб эти больные испытывают затруднения в переключении от одной фонемы к другой и дают явления персеверации, которые затрудняют оценку подлинной природы обнаруженного дефекта.

Особенно отчетливые нарушения выступают у этих больных в пробах, при которых им предлагается воспроизводить серии, состоящие из трех одинаковых согласных с меняющимися гласными. Невозможность повторить серию звуков «би-ба-бо» (которую такие больные персевера-торно повторяют как «би-бо-бо» или «бо-бо-бо») или переключиться с повторения одной серии на другую (например, с «би-ба-бо» на «бо-би-ба»), с инертным повторением первой из воспроизведенных серий, являются типичными затруднениями у больных этой группы.

Отчетливые затруднения, связанные с нарушением организации относительно длинного звукового ряда и признаками изменения последовательности воспроизводимой серии звуков, проявляются и у больных с нарушениями лобно-височных систем левого полушария. Наоборот, у больных с поражением правой височной доли, нередко обнаруживающих дефекты в восприятии ритмов, сохранность различения звуков речи выступает как признак, отличающий их от больных с поражением левой височной доли и синдромом сензорной (акустической) афазии.

Интересно, что у этих больных нарушение фонематического слуха часто протекает на фоне достаточной сохранности музыкального слуха и лишь небольших затруднений, которые они обнаруживают при воспроизведении ритмических структур (III, 4, б).

Дальнейшее исследование сохранности различения звуков речи производится с помощью проб на процессы звукового анализа и синтеза предложенных больному слогов и слов; эти пробы будут рассмотрены нами ниже в связи с исследованием процесса письма (III, 10, а).

Рекомендуем почитать

Наверх