Пособие по автоматизации звуков. Пособие по автоматизации звуков сказочные истории разноцветных гномов

Материалы 16.04.2024
Материалы

Чтобы ребенок с удовольствием посещал логопедические занятия и с интересом выполнял предложенные ему задания, необходимо придумывать новые, интересные дидактические игры с разными картинками, сюжетами и материалом.

Вашему вниманию я предлагаю дидактические пособия для индивидуальных логопедических занятий на автоматизацию разных звуков, формирование интонационной выразительности, развитие зрительно-моторных координаций и так далее.

Данные пособия помогают разнообразить занятие, повысить эффективность коррекционной работы.

Самодельная дидактическая игра по автоматизации звуков «Дорога приключений»

Цель: закрепление и доработка навыка правильного произношения усвоенных ранее звуков.

Задачи: развитие слухового и зрительного внимания, восприятия; развитие зрительно-моторных координаций, ориентировки в пространстве; расширение словарного запаса

Материал: большая пустая коробка из-под конфет, вырезанные картинки из старых открыток и журналов, картинки с закрепляемым звуком.

Самодельная дидактическая игра для автоматизации звуков

Ребенку предлагается отправиться в путешествие. По дороге он будет открывать волшебные двери и выполнять задания. Если все будет сделано правильно, то в конце путешествия он получит маленький сюрприз.

В конце путешествия ребенок получает маленький приз

Например, для автоматизации звука «р» можно взять маленькую машинку. Ехать по дороге, имитируя звук мотора р-р-р-рррр, подъехав к двери, открыть ее и произнести названия картинок. За последней дверью ребенок находит сюрприз – это может быть конфетка, картинка и др.

Самодельная дидактическая игра по формированию интонационной выразительности речи «Ритмическое путешествие»

Цель: формирование ритмического рисунка в серии слогов для правильного восприятия интонационной выразительности, создающей предпосылки для постановки логического ударения, правильного чтения фразы.

Логопед предлагает ребенку поиграть с белочкой. Белочка любит прыгать по веточкам и цветочкам – это у нее хорошо получается, при этом она что-то напевает. А поет белочка разные песенки: и ла-ла, и са-са-са и ши-ши. Если цветочки расположены рядом, то звуки произносятся подряд, а если на расстоянии, надо выдержать паузу. Давай сейчас вместе с белочкой попробуем попрыгать по цветочкам.

Аналогично проводятся упражнения и с другими животными.

Самодельная дидактическая игра «Волшебный мешочек»

Задачи: развитие мелкой моторики, пространственного восприятия, закрепление умение согласовывать числительные с существительным.

Описание работы с пособием:

Ребенок достает из большого мешка маленький мешочек, в котором находится лента с пришитыми к ней бусинами. Медленно вытягивает ленту и на каждой бусине считает. Например: одна шапка, две шапки, три шапки и так далее.

Задание можно усложнить, выполняя тоже упражнение с закрытыми глазами.

Самодельная дидактическая игра «Чудо-телевизор»

Цель: закрепление навыков чтения; выделение звука на фоне слогов, слов; закрепление звуко-буквенного анализа; формирование слоговой структуры слов; развитие фонематического слуха.

После того, как слово прочитано картинка переворачивается и ребенок видит, совпадает ли картинка с тем словом, что он прочитал. На нижней полоске можно предложить ребенку самостоятельно выложить название этого предмета, предварительно убрав его с верхней полоски.

Татьяна Гвоздева
«Автоматизируем звуки, играя!». Пособия для автоматизации звуков

Возросшее за последнее время количество детей с речевыми нарушениями требует от учителя-логопеда поиска эффективных форм и методов работы по их исправлению.

Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к упражнениям по коррекции звукопроизношения.

Такой формой может быть только игра – как ведущая деятельность и естественная среда ребенка дошкольного возраста. Это побуждает в ребенке желание самому активно участвовать в процессе коррекции звукопроизношения.

Приходится быть не только логопедом, но и, по совместительству, волшебником. Поколдовала немного, и в моем логопедическом сундучке появились замечательные игры:

Пособие «Логопедические головоломки»

Цель данной головоломки: автоматизация звука Ль.

Игра «Мемори»

на автоматизацию всех групп звуков

Данный вариант для автоматизации звука С.

Игра «Собери яблоки в корзину»

Цель: автоматизация звука Р.

Игра «Найди предмет».

В данном варианте автоматизация звука Р.

Игра «Помоги Буратино собраться в школу»

Цель: автоматизация и определение наличия звука Л в словах.

Игра «Забей гол Копатычу»

Цель: автоматизация и дифференциация звуков Р-Л.

Игра «Спрячь сокровища от пиратов»

Цель: автоматизация звука Ж.

Игра» Подари поросенку воздушные шарики»

Цель: автоматизация звука Ш.

Думаю, с таким багажом, автоматизация поставленных звуков будет интересной и эффективной!

Методическая разработка «Педагогические возможности использования системы игровых приёмов в коррекционной работе логопеда» Педагогические возможности использования системы игровых приёмов в коррекционной работе логопеда. Одним из направлений модернизации системы.

Виды консультативно-просветительской работы учителя-логопеда с родителями Виды консультативно-просветительской работы учителя-логопеда с родителями: 1. анкетирование родителей; 2. проведение индивидуальных бесед.

Конспект занятия по автоматизации звука [С] с использованием логопедического пособия «Заозерье»

Конспект занятия по автоматизации звука [с] с использованием авторского Многофункционального логопедического пособия «Заозерье»

Цель: Закрепление правильного произношения [с].

Задачи:

  1. Совершенствование артикуляторных навыков посредством артикуляционной гимнастики;
  2. Закрепление навыка определения количества слогов в слове;
  3. Автоматизация звука [с] в словах, чистоговорках и предложениях;
  4. Совершенствование навыка конструирования из палочек.

Ход занятия:

I . Введение

Логопед сообщает детям, что сегодня нам предстоит отправиться в волшебную страну Заозерье.

Чтобы туда попасть, мы закроем глазки (включается релаксационная музыка), представим, что с каждым вдохом мы становимся все легче (вдох делаем носиком)…. Мы стали совсем легкими….такими легкими, что теплый ветерок подхватывает нас и несет к облакам…. И вот усевшись поудобнее на мягком облачке, мы подплываем к волшебной стране. Открываем глазки.

Посмотрите, ребята, кто нас встречает?

Это не просто Гном. Это главный житель страны Заозерье.

Ребята, посмотрите, по-моему, что-то случилось, Гном-то грустный.

II . Организация детей на игру-занятие

Логопед обращает внимание детей на грустного Гномика (главного жителя Заозерья) и рассказывает, что грустный он потому, что злая колдунья заколдовала жителей Заозерья, и теперь они блуждают по дорожкам и никак не могут найти своих домов (они заходят в чужие дома, а свои отыскать не могут). А Сова следит за всеми дорожками и никого не пускает. Но ее можно усыпить, если тихонечко насвистывать: С-с-с-с-с.

III . Артикуляционная гимнастика

Чтобы песенка получилась хорошей и усыпляющей, давайте с вами, сперва, разомнем язычки (Артикуляционная гимнастика перед озером, Гном колдует и у каждого ребенка появляется свое маленькое озерцо – зеркальце ).

Теперь наши язычки стали сильными, послушными и мы можем начать убаюкивать Сову.

IV . Изолированное произнесение звука [с]

Дети протяжно произносят звук [с] и Сова засыпает.

Ну что, ребята, сова уснула. Теперь мы можем помочь жителям страны найти свои домики. Вы готовы?

V . Автоматизация звука [с]в словах

Ребенок «идет» указательным и средним пальчиком по камешкам и длительно произносит отрабатываемый звук. Дойдя до дома, называет жителя, который поселился не в своем домике.

Например: сссс-обака, сссс-лон, сссс-ом и т.д. (картинки подбираются в соответствии с отрабатываемым звуком)

Далее Гномик объясняет, как найти дом для каждого жителя (собака, слон, соболь, сурок, барсук, сом, сыч, страус, лиса, стрекоза, сова, осел, носорог ): животное, в названии которого 1 слог помести в домик с одним окошечком, в названии которого 2 слога – в домик с двумя окошечками, 3 слога – в самый большой дом, с тремя окошечками (картинки прикрепляются с помощью крепления липучка).

VI . Логоритмическое упражнение «Зверята» (Жители поют и веселятся, радуются и мы вместе с ними - динамическая физкультминутка)

VII . Сова проснулась (автоматизация [с] в чистоговорках и предложениях)

Мы с вами так шумели, что Сова проснулась и теперь она нас не выпустит из Заозерья. Что же делать? Добрый Гном, помоги нам (Повторяем за Гномом чистоговорки – заклинания, которые сделают нас невидимыми и мы сможем незаметно пройти мимо Совы ).

VIII . Строим автобус

Вот мы и помогли жителям Заозерья, теперь пора подумать и о нашем возращении. Как же нам попасть обратно, в детский сад? (Перечисляем с детьми на чем можно добраться до дома – транспорт. Гном вспоминает, что у него есть схема строительства автобуса. Дети по этой схеме конструируют из палочек автобус, на котором поедут обратно в садик).

IX . Возвращение в детский сад

Вот автобус и построен, давайте попрощаемся с жителями Заозерья.

Гном, главный житель Заозерья, благодарит детей за старания и помощь и дарит ребятам подарки из своего волшебного мешочка.

X . Подведение итогов путешествия

Ребята, понравилось вам путешествие? Расскажите о нем своим друзьям, мамам, папам? А что вы им расскажете?

Использование логопедических игровых пособий и дидактического материала на индивидуальных и подгрупповых занятиях

Использование эффективных логопедических игровых пособий и дидактического материала на индивидуальных и подгрупповых занятиях по автоматизации звуков в слогах и словах.

Эти игры разрабатывались, составлялись, апробировались автором на протяжении времени, поэтому могу сказать с уверенностью, что они «работают» и вызывают большой интерес у детей.

Цель: автоматизировать поставленный звук в слогах, развивать зрительное внимание, расширять словарный запас.

Ход: показывать одинаковые картинки и называть определенный слог (собаки – ОЛ, поросята – АЛ, птицы – УЛ, зайцы – ИЛ). Таким образом, автоматизируются все виды слогов: прямые, обратные, со стечением согласных. Картинки могут быть как цветными, так и силуэтными, штампованными.

Цель: автоматизировать слоги и рифмуемые слова с заданным звуком.

Ход игры: логопед проговаривает рифмовку по картинкам, а ребенок повторяет за ним. Например:

Очка – очка – очка – дочка, кочка, ночка.
Учка – учка – учка – Жучка, тучка, ручка.
Ичка – ичка – ичка – яичко, птичка, рукавичка
Эчка – эчка – эчка – колечко, печка, речка.

Цель: автоматизация и дифференциация звука в словах.

Ход игры: поднимаемся и спускаемся по горе, называя слова столько раз, сколько камешков под картинкой.

«Что под листочком?»

Цель: автоматизация звука в словах, закреплять цвета, ориентироваться на листе.

Ход игры: перед ребенком листочки разного цвета, нужно поднять листок и назвать картинку. Листочки можно поднимать произвольно, по цвету, по ориентировке на листе (верхняя строчка, нижняя, перед желтым листиком, после зеленого и т. д.).

Цель: автоматизация звука в словах, ориентировка в пространстве, расширение словаря («живое – неживое») .

Важно. Для сонорных звуков пособие изготавливается для трех позиций данного звука: открытый, закрытый слог и со стечением согласных.

Ход игры: картинки раскладываются в форме змейки, у игроков фишки (мелкие игрушки) и кубик от 1 до 3 точек. Считалкой выбирается тот, кто будет первым бросать кубик и ходить. По количеству точек на кубике передвигается фишка и называются картинки. кто первым перейдет последнюю картинку, тот победил.

Цель: автоматизация звука в словах, развивать силу дыхания, зрительную память память.

Ход игры: перед ребенком карточка с картинками, закрытыми «снежным сугробом», сделанным из белой салфетки. Нужно подуть на «сугроб», чтобы он разлетелся, и можно было увидеть и назвать картинки. Потом сугроб закрывается и ребенок называет увиденные картинки по памяти.

Цель: автоматизация звука в словах, развитие мелкой моторики.

Ход игры: в небольшой емкости с сухим горохом находятся мелкие игрушки (от киндер-сюрпризов) на заданный звук. Ребенок на ощупь находит игрушку, достает ее и называет.

Вариант I: ребенок ощупывает игрушку, называет, а потом достает.

Вариант II: поверх емкости надевается матерчатая «крышка» с одним отверстием; ребенок опускает туда одну руку и без зрительного контроля называет игрушку, а потом достает.

Цель: автоматизация звука в словах, развитие координации движений.

Ход игры: ребенок «ловит рыбку (со скрепкой)» на удочку с магнитом. Кто поймает больше, тот победил.

Цель: автоматизация звука в словах, развитие зрительного внимания, ориентировки на листе.

Ход игры: на листе картона нарисован лабиринт, ведущий от картинки с изображением героя к другим картинкам, куда должен прийти герой. Прослеживать путь можно с помощью указки или только зрительно. В зависимости от возможностей детей, лабиринт может быть разноцветным или одноцветным.

Маховик Татьяна Сергеевна,
учитель-логопед высшей кв. категории
ГБОУ специальный коррекционный Детский дом
г. Клинцы Брянской обл.

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ СКАЧИВАНИЯ — Детский сайт ПЧЁЛКА.

При копировании и размещении на другом сайте указывайте активную ссылку: http://www.detiam.com/логопедия/

Пособие по обучению чтению 5-7-летних детей. Формирует навык слогозвукового анализа слов, способствует развитию фонематического слуха, формированию навыка плавного чтения по слогам, а затем — целыми словами. Сочетание проверенной временем методики и особая последовательность изучения букв позволяют обучать чтению детей с нарушениями произношения звуков.

Для родителей, логопедов, воспитателей детских садов, педагогов частных школ и центров по подготовке детей к школе.

«Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками»

В пособии освещены структура, содержание и формы проведе­ния индивидуальных занятий с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи. Большое внимание уделено формулированию темы и целей занятий, их этапности, использованию разнообразно­го и красочного наглядного материала, созданию положительного эмоционального фона и постепенному увеличению сложности изла­гаемого материала. Занимательная форма занятий, игровые при­ёмы, смена видов заданий, система поощрения помогут удержать внимание детей на протяжении всего занятия и формировать инте­рес к продолжению работы с логопедом.

Пособие адресуется логопедам, воспитателям логопедических групп ДОУ.

«Уроки логопеда. Исправление нарушений речи»

Надежда Сергеевна Жукова — известный логопед с тридцатилетним стажем работы, кандидат педагогических наук. Ей принадлежат оригинальные исследования развития речи у дошкольников. Лучшие традиции таких известных советских педагогов, логопедов-практиков, как Е.Ф.Рау, А.Г.Ипполитова, нашли своё продолжение и в новой книге Н.С.Жуковой: «Уроки логопеда».

Эта специализированная книга для исправления произношения настолько просто и обстоятельно написана, что пользоваться ею могут и логопеды, и педагоги, и родители. Несколько десятилетий научно-практической деятельности нашли своё воплощение в детальной разработке методик и приёмов, позволяющих добиться уникальной чистоты речи у каждого ребёнка, независимо от уровня запущенности, с которого придётся начинать исправление. Специально разработанные упражнения позволяют концентрировать внимание на отработке одного конкретного звука, что значительно повышает эффективность занятий. Это тем более важно, что набор имеющихся у ребёнка речевых дефектов может быть самым разным.

Учебник «Уроки логопеда» решит речевые проблемы в любом возрасте научно, обстоятельно, кардинально и навсегда.

  • Закон "О национальной безопасности Украины" вступит в силу 8 июля Документ регулирует основы и принципы политики в сфере безопасности и обороны с учетом курса страны на членство в ЕС и НАТО КИЕВ, 7 июля. /ТАСС/. Закон "О национальной безопасности Украины", подтверждающий курс страны в […]
  • Инкапсуляция, полиморфизм, наследование Все языки OOP, включая С++, основаны на трёх основополагающих концепциях, называемых инкапсуляцией, полиморфизмом и наследованием. Рассмотрим эти концепции. 1. Инкапсуляция Инкапсуляция (encapsulation) - это механизм, который объединяет данные и […]
  • Как правильно сдать анализы: рекомендации для пациента Практически все исследования проводятся натощак (не менее 8 часов после последнего приема пищи), поэтому чтобы провести анализы утром можно выпить небольшое количество воды. Чай и кофе - это не вода, пожалуйста, потерпите. […]
  • § 2. Виды административных наказаний Статья 3.2 КоАП устанавливает следующие виды административных наказаний: 3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; 7) административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без […]
  • Пенсия полицейским в 2018 году Сотрудники полиции приравнены к военным и взаимодействие с ними регулируется соответствующими законами. Какая пенсия у полицейских, особенности расчета стажа и нюансы оформления – об этом наша статья. В 2018 году (начиная с января) - планируется […] Запись на стене Ребята,а кто разбирается в семейном праве,помогите,пожалуйста с задачами)Ооооочень нужно!!Задача 3И. С. Максимова обратилась в суд с иском к Ю. Н. Мак¬симову о взыскании алиментов на двоих детей, сына и дочь, указав, что сын не достиг совершеннолетия - ему 16 лет, а […]





ВВЕДЕНИЕ


Вашему вниманию предлагается комплект пособий по автоматизации звуков, поставленных логопедом. Он состоит из десяти альбомов:

Автоматизация звука С в игровых упражнениях

Автоматизация звука 3 в игровых упражнениях

Автоматизация звука Ц в игровых упражнениях

Автоматизация звука Ш в игровых упражнениях

Автоматизация звука ^ Ж в игровых упражнениях

Автоматизация звуков Ч, Щ в игровых упражне­ниях

Автоматизация звука Л в игровых упражнениях

Автоматизация звука ^ Ль в игровых упражнениях (Автоматизация звука Р в игровых упражнениях Автоматизация звука Рь в игровых упражнениях

В данном альбоме представлена система упраж­нений по автоматизации звуков Ч, Щ. Материал, предложенный автором, превращает однообразную и монотонную работу по закреплению произношения звуков в интересную игру. Одновременно с автома­тизацией звуков у ребенка совершенствуется навык чтения, развивается мелкая моторика, творческое воображение.

Работа по данному пособию способствует более быстрой автоматизации звуков в спонтанной речи, развитию фонематического слуха, совершенствова­нию слоговой структуры слова, коррекции лексико-грамматического строя речи, закреплению знаний об автоматизируемых звуках и соответствующих буквах, формированию навыка звукобуквенного анализа сло­гов и слов. Одновременно с этим происходит развитие мелкой моторики пальцев рук; активизация памяти, вни­мания, мышления. Всё это является в свою очередь сво­евременной профилактикой дисграфии и дислексии. В зависимости от сложности речевого дефекта ребен­ка и этапа коррекционной работы игры и задания мо­гут использоваться логопедом комбинированно.

Автоматизация звуков 4, Щ проводится по тради­ционной в логопедии схеме. Сначала проводится ком­плекс упражнений артикуляционной гимнастики. Затем предлагаются упражнения на автоматизацию звуков 4, Щ изолированно, на материале слогов, слов, предло­жений, стихотворных и прозаических текстов.

Для того чтобы сделать процесс автоматизации звуков в словах более увлекательным и эффектив­ным, предлагается ряд вспомогательных приёмов.


Одним из них является использование в работе мелких объёмных (например, от киндер-сюрпризов) или плос­ких игрушек, названия которых содержат автоматизи­руемые звуки*. Этот приём также помогает активизи­ровать внимание малыша и максимально поддерживает его интерес к изучаемому материалу на протяжении всего занятия, доставляя радость самовыражения и, безусловно, вызывая положительные эмоции. Игровая ситуация создаёт непринужденную обстановку на за­нятии, освобождает ребёнка от скованности, побуж­дает его к общению, способствует быстрому контакту с логопедом. Работа с игрушкой проводится при про­ведении следующих игр:


  1. Лабиринт. Ребенок, чётко произнося изучаемый звук, называет в заданном порядке представленные на каждой странице альбома картинки, перемещая по ним выбранную игрушку. Движение начинается с клетки, отмеченной звёздочкой. Если слово назы­вается ребенком неправильно, то следующий ход делать нельзя до тех пор, пока слово не будет на­звано верно.

  2. ^ Лабиринт с проговариванием. Ребёнок при движении по лабиринту должен не только на­звать картинки, но и указывать направление сле­дующего хода. Например, чай - вправо, чайка - вправо, чайник - вниз...» %

  3. ^ Лабиринт с пропуском хода. Игра проводится в два этапа. Сначала ребёнок называет все картинки по порядку, а затем, начиная с картинки, отмечен­ной звёздочкой, - через одну.

  4. ^ Лабиринт наоборот. Сначала ребёнок прогова­ривает все слова - названия картинок лабиринта. Затем ставит игрушку на последнюю картинку ла­биринта и двигается в обратном направлении, на­зывая слова.
Данные игры рекомендуется проводить с каждым лабиринтом (с. 4-5, 20-21). Если при прохождении лабиринта игрушка попадает на клетку с вопроситель­ным знаком, ребёнок должен придумать слово с авто­матизируемым звуком в определенной позиции.

В дальнейшем закрепление произношения звуков происходит в словосочетаниях, предложениях, рас­сказах и стихотворных текстах.

Будьте терпеливы и доброжелательны. Тогда ре­зультаты занятий с ребёнком вас обязательно пора­дуют.


* На обороте обложки представлены следующие пло­ские игрушки: Дюймовочка, черепаха, щенок, гонщик.


^ АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Все упражнения выполняются перед зеркалом. Упражнения 1, 2, 4, предполагают удержание статической позы под счёт до 5 (до 10); упражнения 3, 5, б выполняются 10-15 раз.








2. ЧАШЕЧКА


1. ЛОПАТОЧКА


Рот открыть. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Занести «лопатку» в рот, стараясь не напрягать язык.


Открыть рот. Широкий расслабленный язык поднять к верхней губе. Прогнуть среднюю часть языка, загнув кверху боковые края.







3. ЛОШАДКА


4. ГРИБОК


Улыбнуться (зубы видны), приоткрыть рот. Присосать широкий язык всей плоскостью к нёбу и открыть рот.


Присасывать язык к нёбу, растягивая подъязычную связку. Щёлкать языком медленно и сильно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна!







6. ПОЧИСТИМ ЗУБКИ

Сначала выполнять с закрытым ртом, затем - с открытым.


^ 5. ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ


«Почистить» кончиком языка верхние зубы с внутренней стороны (слева - направо, сверху вниз). Нижняя челюсть неподвижна!


Рот приоткрыть. Широким языком облизывать верхнюю губу, делая движения сверху вниз. Нижняя челюсть неподвижна!


^ Упражнение «Паровозик». Помоги паровозику доехать до вокзала. Проводи пальчиком по до­рожке, произнося отчетливо: Ч-Ч-Ч... (Губы выдвинуты вперёд и округлены. Кончик языка касается нёба. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. При произнесении звука кончик языка отрывается от нёба.)





^ Упражнение «Песенки». Дюймовочка решила научить тебя правильно произносить свой лю­бимый звук Ч. Для этого она придумала слоговые песенки! Слушай внимательно и повто­ряй песенки вместе с Дюймовочкой. Постарайся не ошибаться. (Следите за отчётливым произнесением звука Ч в рядах слогов. Если ребёнок допустил ошибку, предложите ему повторить ряд слогов ещё раз.)














Лабиринт 1

Прежде чем начать работу с лабиринтами, внимательно прочитайте введение!

^ Упражнение «Живое - неживое»*. Сначала назови слова, обозначающие живые предметы, а за­тем - неживые предметы.

Упражнение «Волшебная палочка»*. Дотрагиваясь волшебной палочкой до картинок, измени их названия по образцу. ^ Образец: чайка - чайки. Какие слова не изменились?

Упражнение «Угадай». Я назову слово-действие, а ты подбери к нему подходящее слово-предмет и проговори оба слова вместе. ^ Образец: Пьют... (чай).

Упражнение «Фотограф»*. С помощью волшебного фотоаппарата «сфотографируй» (запомни) как можно больше картинок. Закрой альбом и назови эти картинки.



Лабиринт 2

Упражнение «Эхо»*. Послушай слова. (Взрослый называет любые 2-5картинок.) Запомни их и повтори в том же порядке вместе с игрушкой, выделяя звук Ч.

^ Упражнение «Чего не стало?»* Рассмотри и запомни картинки. Я закрою одну картинку вол­шебным экраном, а ты посмотри и скажи, чего не стало. (Упражнение повторяется не­сколько раз.)

^ Упражнение «Хлопушки»*. Следуя по лабиринту, назови картинки по слогам, определяя количест­во слогов хлопками. Затем я загадаю слово, прохлопаю его по слогам, а ты отгадай это слово.

^ Упражнение «Составь предложение»*. Выбери любое слово-картинку и составь с ним пред­ложение. Образец: В больнице девочку встретил врач .




Найди в каждой рамочке лишнюю картинку и обведи её в кружок. Объясни свой выбор. Назови лишние картинки, чётко произнося звук Ч.






^ Упражнение «Посчитай». К Мухе-Цокотухе пришли гости. Посчитай бабочек, кузнечиков и пчёл. Образец: одна бабочка, две бабочки... Кого пришло больше? Кого - меньше? Посчитай насе­комых в обратном порядке. Образец: четыре бабочки, три бабочки...






^ Упражнение «У кого кто?» Закончи предложения по картинкам. Назови детёнышей животных, четко проговаривая звук Ч.




^ Упражнение «Новые слова». Чиполлино узнал, что если заменить в слове хотя бы одну букву, его смысл изменится. Проверь, так ли это?




Замени в словах последний звук на звук Ч. Образец: мел - ... (меч).

МЕЛ - ...
ВРАГ...

ПЛАН - ... КУЛИК - ... ГРАММ - ...


Замени в словах первый звук на звук Ч. Образец: худо -... (чудо). Какие слова у тебя получились?

ХУДО - ... БАС - ...

ГАЙКА - ... ШАРЫ - ... ТАЙНИК - ...


^ Составь предложения о Ванечке и Танечке по схемам с опорой на картинки. Образец: Ванечка ... часы. - Ванечке подарили часы.




^ Черепашонок придумал предложения. Но перепутал в них все слова. Послушай предложения. Найди и исправь ошибки черепашонка.


Почта принесла почтальона.

Задача решила ученика.

Овечки пасут чабана.

Черника собирала внучку в лесу.

Мы взяли на чемодан дачу с вещами.

Бабочка ловит девочку сачком.

Рыбка поймала Вовочку на удочку.











Миша живёт в деревне у бабуш­ки и дедушки. Утром он пасёт овечку. У овечки на шее звонкий колокольчик. Мише помогает собачка Жучка.

Днем Миша берёт удочку и идет с Жучкой на речку. Там друзья рыбачат и играют в мяч.

Вечером Миша с бабушкой и дедуш­кой садятся около печки и пьют чай.





^ Упражнение «Сложи картинку». Отгадай загадки. Сложи из счётных палочек (спичек) картинки по образцу. Вспомни и повтори каждую загадку.







^ Что за чудо? Вот так чудо: Сверху блюдо, снизу блюдо. Ходит чудо по дороге. Голова торчит да ноги.

Л. Ульяницкая

Какие слова со звуком Ч ты запомнил из этого стихотворения?





^ Из горячего колодца Через край водица льётся.

А. Рождественская Составь предложение со словом чайник.




^ Упражнение «Найди слово». Назови картинки, выделяя звук Ч. Найди слова, в которых звук Ч находится в начале (в середине, в конце). Соедини каждую картинку с соответствующей схемой. Составь предложение с каждым словом - названием картинки. Придумай свои примеры слов для каждой схемы.






^






^ Образец: ча - чайник, чашка, чайка.



^ Помоги черепашке добраться домой. Для этого прочитай слоги и слова на волшебной дорожке. Составь предложения с прочитанными словами.





^ Упражнение «Загадочные слова». Расставь буквы по порядку. Запиши слова, которые у тебя получились. Выполнить задание тебе помогут картинки.






^






^ Упражнение «Собери слово». Помоги Зайчонку собрать слова. Запиши получившиеся слова в пустые клеточки. Составь по 2-3 предложения с каждым словом.

красной звёздочкой.

Второй ход - три клетки вправо.

Третий ход - три клетка вниз.

Четвёртый ход - одна клетка вправо.

Пятый ход - три клетки вверх.

Шестой ход - три клетки влево.


Первый ход - буква, отмеченная

зелёной звёздочкой.

Второй ход - одна клетка вниз.

Четвёртый ход - две клетки вниз.

Пятый ход - одна клетка влево.

Шестой ход - четыре клетки вверх.




^ Упражнение «Расшифруй слова». Какие слова загадала бабочка? Расшифруй их. Составь их из первых букв слов - названий картинок - и запиши в пустые клетки.






^ Упражнение «Лестница».






^ Упражнение «Почистим дорожку». Помоги маме Медведице почистить дорожку около доми­ка. Проводи пальчиком по дорожке, произнося отчетливо: Щ-Щ-Щ... - ведь именно этот звук слышится, когда подметают щёткой. (Губы выдвинуты вперёд и округлены. Кончик языка прижат к бугоркам за верхними зубами. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка поднята. Язык напряжён.)





Упражнение «Песенки». Щегол очень любит петь разные слоговые песенки. Слушай вниматель­но и повторяй песенки вместе со щеглом. Постарайся не ошибаться. (Следите за отчётли­вым произнесением звука Щ в рядах слогов. Если ребёнок допустил ошибку, предложите ему повторить ряд слогов ещё раз.)














Лабиринт 1

Упражнение «Загадки». Я назову тебе слова-признаки, а ты покажи соответствующую картинку и назови слово. Образец: надежный, большой, красивый... - щит.

^ Упражнение «Мой, моя, мои»*. Назови только те картинки, про которые можно сказать мой (моя, мои). (Составь словосочетания по образцу. Образец: мои щипцы...)

Упражнение «Придумай сам». Послушай мои вопросы. Подбери к ним как можно больше отве­тов. ^ Образец: Щека какая? - Розовая, пухлая, теплая...

Упражнение «Вчера, сегодня, завтра»*. Выбери любое слово-картинку и составь с ним пред­ложения по образцу. ^ Образец: Вчера щенок играл. Сегодня щенок играет. Завтра щенок будет играть.




Лабиринт 2

Упражнение «В гостях у гномов». Я назову большой предмет, а ты назови маленький. ^ Образец: вещи - вещички. Есть ли такие слова, которые не изменились?

Упражнение «Половинки»*. Я загадаю слово и назову его часть (начало или конец). А ты до-
бавь недостающую часть слова и проговори его целиком. Образец: я щик, ящик.

Упражнение «Найди меня»*. Посмотри на звуковую схему и найди нужное слово. (Логопед выкла­дывает звуковую схему, а ребёнок проводит звуковой анализ и находит нужное слово.)

^ Упражнение «Измени порядок слов в предложении». Придумай предложение с каждой из картинок. Измени порядок слов и назови новое предложение. (Упражнение выполняется с опорой на схему.) Например: Овощи сложили в ящики. - В ящики сложили овощи.




^ Упражнение «Четвёртый - лишний». Найди в каждой рамочке лишнюю картинку и обведи её в кружок. Объясни свой выбор. Назови лишние картинки, чётко произнося звук Щ.






^ Упражнение «Посчитай». К золотой рыбке приплыли гости. Посчитай щук, лещей. Образец: один лещ, два леща... Кого приплыло больше? Кого - меньше? Посчитай рыб в обратном порядке. Образец: шесть лещей, пять лещей...






Упражнение «Закончи предложения по картинкам». Послушай (прочитай) предложения. За­кончи их по картинкам. Повтори предложения целиком, четко проговаривая звук Щ.




^ Упражнение «Исправь предложение». Весёлый щенок учился составлять предложения. Но пе­репутал в них все слова. Послушай предложения. Найди и исправь ошибки щенка.


На щеке есть лицо.

Из борща готовят овощи. Ящик лежит в клещах. Щётка тащит щенка. Плащ надевает Катю. Роща поёт в щегле. Вещи ищут Вову.





^ Упражнение «Составь предложение». Составь предложения о Коле и Оле по схемам с опорой на картинки. Образец: Коля... щука. - Коля поймал щуку.



Кого щенок встретил во дворе? Куда убежала от щенка ящерища? Почему Таня унесла щенка домой?


^ Упражнение «Весёлый поезд»*. Помоги пассажирам отправиться в путешествие на весёлом поезде. Назови каждого пассажира, выделяя звук Щ. Прохлопай в ладоши количество сло­гов в каждом слове, и ты узнаешь, кто в каком вагоне поедет (количество слогов в слове совпадает с количеством окошек вагончика). Проведи линию-дорожку от каждого пасса­жира к его вагончику.



^ Упражнение «Найди слово». Назови картинки, выделяя звук Щ. Найди слова, в которых звук Щ находится в начале (в середине, в конце). Соедини каждую картинку с соответствующей схемой. Составь предложение с каждым словом - названием картинки. Придумай свои примеры слов для каждой схемы.






^ Упражнение «Раскрась звуковую схему». Раскрась звуковую схему каждого слова. Синим цве­том обозначь твёрдые согласные звуки, зелёным - мягкие согласные, красным - гласные.






^ Упражнение «Подбери слова на слоги». Прочитай слоги. Найди картинки, названия ко­торых начинаются на эти слоги. Назови эти картинки. Тебе помогут стрелки. Сколь­ко стрелок идёт от слога, столько и картинок начинается на данный слог. Образец: ща - щавель. Придумай ещё слова на каждый слог.



^ Упражнение «Волшебная дорожка». Помоги ящерице добежать до пещеры. Для этого прочи­тай слоги и слова на волшебной дорожке. Составь предложения с прочитанными словами.





^ Упражнение «Слово рассыпалось». Посмотри на картинки. В пустых клетках запиши их назва­ния из рассыпанных букв. Придумай по 2-3 предложения с каждым словом.





Упражнение «Собери слово». Злой Кощей спрятал слова в лабиринте. Собери слова. Запиши их в пустые клеточки. Составь по 2-3 предложения с каждым словом.


Первый ход - буква, отмеченная

красной звёздочкой.

Второй ход - две клетки вниз.

Третий ход - одна клетка вправо.

Четвёртый ход - три клетки вверх.

Пятый ход - две клетки влево.

Шестой ход - одна клетка влево.


Первый ход - буква, отмеченная

зелёной звёздочкой.

Второй ход - две клетки вверх.

Третий ход - одна клетка вправо.

Четвёртый ход - две клетки вверх.

Пятый ход - три клетки вправо.

Шестой ход - четыре клетки вниз.







^ Упражнение «Лестница». Рассмотри и назови картинки. Посчитай количество звуков в каждом слове и запиши слова в соответствующие клетки кроссворда-«лестницы».





УДК 376.1-058.264 ББК 74.3 К63


Рекомендовано Ученым Советом Педагогического общества России Издание развивающего обучения
Комарова, Л.А.

К63 Автоматизация звуков Ч, Щ в игровых упражнениях. Альбом дошкольника / Л.А. Комарова. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009. - 32 с.

15ВЫ 978-5-296-00931-9

В пособии предлагается система упражнений по автоматизации звуков Ч, Щ у дошкольников 4-7 лет, которая превращает однообразную и монотонную работу по закреплению произношения звуков в интересную игру. Вместе с их автоматизацией у ребенка совершенствуется навык чтения, развивается мелкая моторика, творческое воображение.

Автоматизация звуков Ч, Щ проводится по традиционной в логопедии схеме. Эффективность коррек-ционной работы обеспечивается использованием ряда вспомогательных приемов (работа с объемными и плоскими игрушками, счетными палочками, создание на занятии игровых ситуаций).

Игровое пособие для автоматизации и дифференциации звуков [Р] - [Л]. Это пособие удобно тем, что не требует специальной подготовки картинок и позволяет внести разнообразие в затяжной этап автоматизации звуков у дизартриков.

Кроме того, игровые задания направлены на коррекцию грамматического и синтаксического строя речи. Пособие надо распечатать на цветном принтере, на листе А4 и вставить в файл или заламинировать, тогда оно прослужит не один год. Прилагаются текстовый файл с инструкцией и речевым материалом, и игровое поле в формате jpg.

Ходилка. Помоги Карлсону добраться до варенья.

Автоматизация звуков [Р] - [Л].

Цель: дифференциация звуков [Р] - [Л] в словах и фразе.

Начинаем ходить по картинкам от Карлсона по стрелочкам до банки с вареньем, изменяя слова и придумывая предложения. При ошибке (неправильном произнесении звуков) можно придумать штрафы: сделать ход назад или произнести слоговую цепочку и т.д. Варианты: ребенок бросает игральную кость и перемещается по стрелкам в соответствии с выпавшим числом; или играют несколько детей, бросая игральную кость и делая ходы (выигрывает тот, кто быстрее доберется до варенья).

Условные обозначения:

- значок жадины. Составить словосочетание со словами мой/моя/моё/мои.
нет чего?/ нет кого?
- придумать предложение с заданным словом или словосочетанием
- изменить слово, ответив на вопрос какой? /какая?/ какое?/
какие?
Или чей, чья, чьё, чьи (образование прилагательных от существительных).
- изменить слово, ответив на вопрос что делал?/ что делала?
- изменить слово, ответив на вопрос любуюсь кем?/ чем?
- У гномика маленький … Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
- посчитать предмет до пяти. Например, один журнал, два журнала…. пять журналов
- составить словосочетание со словами один…. и два…
- изменить слово: один - много. Например, ведро - ведра


Пособие для автоматизации звуков [с], [ш], [л] и [р]

Колесникова Снежана Анатольевна, учитель-логопед МКДОУ «Никольский детский сад» Воронежской области
Назначение: материал будет интересен логопедам и заинтересованным родителям.
Цель: автоматизация звуков [с], [ш], [л] и [р] в словах и предложениях.
Задачи:
- развивать зрительное внимание
- учить детей отвечать полным ответом на вопросы
- закрепить умение употреблять существительные в винительном падеже.
После постановки звука начинается еще один немало важный этап – этап автоматизации. Для того чтобы звук появился во фразовой речи потребуется достаточно много усилий. На этом этапе вырабатывается новый навык, который требует длительной систематической тренировке. Коллеги согласятся со мной, что порой поставить звук бывает значительно быстрее, чем ввести его в обиходную речь ребенка. Детям очень быстро надоедает отраженно повторять за взрослыми слова или называть картинки. Как правило, большинство детей-логопатов - это дети дошкольники. А, как известно, ведущей деятельностью в этом является игра. Поэтому на этапе автоматизации перед логопедом и родителями стоит задача предложить ребенку как можно больше игр, играя в которые ребенок непроизвольно введет поставленный звук в свою речь.
Современный мир компьютерных технологий позволяет изготовить различные игровые пособия самостоятельно. Создавая пособие, я всегда пытаюсь сделать его максимально многофункциональным, для того чтобы была возможность использовать его несколько раз по-разному.
Вашему вниманию предлагается игра «Магазин» , которая предназначена для автоматизации звуков [с], [ш], [л] и [р]. Использовать эту игру можно во время изучения лексической темы «Магазин», «Овощи – фрукты». Пособие помогает развивать зрительное внимание ребенка.
Правила игры.
Начните беседу с ребенком, задавая ему наводящие вопросы типа «Кем работает эта женщина?», «Где работает продавец?», «Что он делает в магазине?», «Кому он продает товары?», «Продавец продает, а покупатель…?». «Сегодня первым покупателем в магазине была кто? Что она купила?». Задавая вопросы, просите ребенка отвечать полным развернутым ответом. Таким образом, поставленный звук постепенно начнет попадать во фразовую речь.
В магазин последовательно приходят три покупателя, каждый из которых совершает определенную покупку. Задача ребенка назвать покупателя и те предметы, которые он купил.
Если данное пособие понравится, я могу с удовольствием отправить на почту скиншоты, т.к. при выкладывании материала на картинках появляется логотип сайта. Вам только нужно будет распечатать и, при желании, заламинировать их.
Магазин со звуком [С].




Речевой материал: маска, часы, сапоги, кастрюля, кактус, глобус, сумка, самовар, капуста, санки. Покупатели: лиса, снеговик, снегурочка.
Магазин со звуком [Ш].





Речевой материал: шляпа, чашка, машинка, мешок, шапка, кувшин, неваляшка, подушка, башмаки, кошка. Покупатели: петушок, мышка, дедушка.
Магазин со звуком [Л].





Речевой материал: флажки, яблоко, лампа, одеяло, юла, елка, платочки, полотенца, влажные салфетки, кукла.
Покупатели: клоун, белочка, слоник.
Магазин со звук ом [Р].





Речевой материал: корзина с виноградом, морковь, корзина со смородиной, персики, арбуз, кукуруза, груши, помидоры, картофель, огурцы. .
Покупатели: Петрушка, Буратино, дракон.

Уверена, что многие из Вас найдут свое применение моему пособию. Удачи!

Пособие по автоматизации звуков

«Сказочные истории разноцветных гномов»

Цель: автоматизировать звуки поставленные логопедом: в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, чистоговорках, стихотворениях у детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Дидактические задачи:

Коррекционно-образовательные. Формировать правильную речь, совершенствовать работу артикуляционного аппарата (движений губ, языка, нижней челюсти), движений пальцев рук.

Коррекционно-развивающие. Активизация речевой деятельности детей. Развитие фонематического слуха, совершенствование слоговой структуры слова, коррекции лексико-грамматического строя речи, формирование навыка звукобуквенного анализа слогов и слов. Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти, самостоятельного мышления, творческого воображения.

Коррекционно-воспитательные. Формирование положительной установки на участие в занятии, доброжелательных отношений, инициативности.

Возраст: дети от 5 до 7 лет.

Материал: альбом, цветная бумага.

Пособие представляет собой альбом с речевым, иллюстративным материалом.

Артикуляционная гимнастика на свистящие: С, С’, З, З’, Ц;

шипящие: Ш, Ж, Ч, Щ; сонорные звуки: Л, Л’, Р, Р’.

Игра «Лабиринт» – ребёнок чётко произносит изучаемый звук, ведя пальчиком по дорожке с предлагаемыми заданиями Гномов.

На страничках альбома изображены маленькие картинки. Предлагается ребёнку показать те из них, в названии которых встречается определённый звук. Определяется место звука: в начале, в середине или конце слова. Посчитать от 1 до 10 и обратно. Если ребёнок легко справляется с заданиями, их можно усложнить, например, попросить задать вопросы по картинкам, придумать к каждой иллюстрации одно которое предложение из 3-5 слов или небольшой рассказ.

Игра «Эхо»: читается стихотворение или рифмовые строки чистоговорок, а ребёнок повторяет за вами, как эхо. Поменяв голос: говорите то громко, то тихо, то быстро, то медленно.

Шутливые стихи – чистоговорки, помогают выработке речевого дыхания, поскольку произносятся на одном выдохе. Забавные стихи, акцентирующие тот или иной звук, и короткие истории, потренируют ребёнка в различении и произнесении звуков.

Будьте терпеливы и доброжелательны. Тогда результаты занятий с ребёнком вас обязательно порадуют.

Рекомендуем почитать

Наверх