Занятие по развитию речи. Конспект занятия по развитию речи: Пересказ рассказа Л

Строительство  16.04.2024
Строительство 

Развитию речи в дошкольном детстве закономерно отводится ведущая роль. Развивается речь – развивается мышление. Речь выступает коммуникативной, обучающей, воспитывающей основой, от качества речи зависит дальнейшее обучение ребенка в школе. В дошкольном возрасте важно развивать словарь ребенка, создавать условия для развития грамматики, фонетики детей. В связи с этим важно также развивать мелкую моторику пальцев как стимулирующий речь фактор. В подготовительной к школе группе важно учить детей различать звуки, развивать слуховое внимание. В целом все это служит развитию связной речи. Высокие результаты развития связной речи дошкольников - показатель работы родителей, воспитателей, логопеда.

Тематические занятия в полной мере отвечают решению вопросов развития речи. Комплексное воздействие на речь ребенка остается одним из ведущих в дошкольной практике. Поэтому логопедические занятия с группой детей целесообразно проводить именно тематическими.

Конспект 1

Тема : День стоматолога

Цель : развитие речи детей

Задачи : уточнить правильную артикуляцию звука С, закреплять умения определять положение звука С в словах, обогащать словарь детей понятиями профессия, стоматолог, польза, одобрение, развивать подвижность артикуляционного аппарата, речевое дыхание, творческое мышление, воспитывать правильное отношение к здоровью, «чувство языка».

Оборудовани е: диск с записью песни «Улыбка», диск с записью веселой музыки, муляжи продуктов, карточки – символы на этапы занятий, зубные щетки, буклеты с советами как сохранить зубы здоровыми, картинка язык – стоматолог, кукла Светлана Сергеевна в костюме доктора.

Ход занятия :

1. Орг.момент

– ребята, вы любите узнавать новое, а сами что-нибудь интересное рассказывать? Тогда я приглашаю вас на занятие, проходите, присаживайтесь на стульчики.

2. Основная часть

– в начале февраля (то есть этого месяца) во многих странах празднуют День стоматолога.

– А кто это – стоматолог? Это врач. Но врач особенный, у него своя специфика, это зубной врач.

– Значит на день стоматолога мы будем поздравлять … А как поздравляют с праздниками? (желают хорошего, дарят подарки)

– Все стоматологи лучшим подарком считают хорошие, здоровые зубы его пациентов. А кто это - пациенты? (клиенты, посетители)

– А какие зубы можно назвать здоровыми, хорошими? (не болят которые, не беспокоят)

– Мы с вами рассмотрим 4 признака здоровья зубов.

– Итак, первый признак – легкое свежее дыхание. Скажите, ребята, а когда говорят «зуб на зуб не попадает»? Когда холодно, у замерзшего человека зубы стучат и говорят, что зуб на зуб не попадает. А когда человек может сильно замёрзнуть? В какое время года? Зимой. Давайте с вами поймаем зимнее легкое облачко и приручим его. Дрессировка облачка – на вдох выпускаем облачко, надуваем живот, на выдох – зажимаем облачко, живот втягиваем.

– А сейчас запомним зимнюю чистоговорку и повторим ее все вместе стоя (на слово много – развести руки широко, щечки красные, распрекрасные – потереть щеки ладонями, прилетели – поднять и опустить руки):

Нам январский мороз
Много свежести принес.
Щечки красные, распрекрасные!
И февральские метели
Закружились, прилетели.

– У нас свежее, легкое дыхание? Значит, рядом с первым признаком поместим смайлик (любой символ – улыбающееся солнышко, рожица).

– А что обозначает следующий символ? Правильно, здоровые зубы – чистые зубы. К нам в гости пришел язык, и он поможет выполнить нам языковую разминку. Выполняйте все со мной, будьте внимательны и старательны.

Язычок знаком вам, дети,
Мы его улыбкой встретим.
Улыбнемся широко
Один разочек, да еще!
(улыбка, широко удерживаем, видны все зубы)
Стоматолог наш язык
О зубах заботиться привык.
Рот откроем широко
Простучим все зубы мы легко.
Пробежаться по зубам
Всем бесшумно нужно нам.
(чистим зубы, стучим языком по зубам)
Спрячем зубы верхние,
Спрячем зубы нижние.
Рот не станем закрывать,
Точно будем выполнять.
Посмотрел врач на часы,
Пациенты – заходи.
(часики)
Всем советует наш врач
Небо в чистоте держать.
Полоскать рот водой
Начинаем все гурьбой.
(чистим небо)
Вы послушайте меня,
Крепки зубы у коня
Поскакал коняшка в путь,
Остановился отдохнуть.
(лошадка, грибок)
Язычок наш ложкой стал
Нам сиропчик размешал.
(чашечка, крутим чашечку)
Задержал врача трусишка,
А храбрец впустил врача
У трусишки зуб болит,
У храбреца же никогда.
(зажимаем язык зубами и вталкиваем с силой на себя)
Попрощались мы с врачом.
Помахали вслед платком.
(качели)

Чистыми зубы наши стали после выполненной артикуляционной зарядки. Поставим смайлик и на этот символ.

– А что значит следующий, третий символ? Крепкими бывают только здоровые зубы. Наши зубы нуждаются в защите, и то, какую пищу мы едим, очень сильно влияет на крепость наших зубов. Вы знаете, какие продукты приносят пользу зубам, или другими словами – какие продукты одобрил бы для нас стоматолог, а про какие бы сказал, что они вредны, не приносят пользу. Я сейчас раздам вам продукты, а вы подойдите к столу и положите полезные продукты на розовое блюдо, а вредные – на коричневое блюдо. Муляжи яблока, груши, мороженого, шоколада, лука, моркови, грецкого ореха в скорлупе и без. Итак, проверяем. Я показываю продукты с розового блюда, если вы согласны, что они должны там быть – хлопайте. Проверили? Молодцы! Ставим и на этот символ смайлик.

– А следующий символ что значит? Красивую, открытую улыбку. Ребята, вы помните песню, в которой поется об улыбке? Конечно же, это песня так и называется «Улыбка». Давайте споем куплет этой песни.

– А о каком празднике мы сегодня говорим? О Дне стоматолога. А кого поздравляют в этот день? Стоматологов. Давайте еще раз произнесем это слово и послушаем какой первый звук в нем. С томатолог. Звук С. ребята, а что делают наши губы, зубы, язык, когда мы произносим этот звук? Губы улыбаются, рот приоткрыт, а язык спрятался за нижние зубы и дает воздуху пройти по серединке язычка.

– Сегодня на прием к стоматологу Светлане Сергеевне придут ребята, в именах которых есть звук С. Вы знаете таких ребят? Давайте назовем их. (Семен, Савелий, Саша, Оксана, Вася, Лариса, Денис, Сюзанна, Степа, Соня, Костя),

– Вот теперь мы всех пациентов перечислили, а скажите звук С стоит во всех словах на одинаковом месте или на разном? И действительно, звук С может быть в начале слова, в середине или в конце. Я называю слово, а вы постарайтесь определить, где стоит звук. Если в начале, то слово начинается с этого звука, если в середине, то и перед звуком С и после него есть другие звуки. А если в конце, то слово заканчивается на этот звук. Определим.

– Какие вы молодцы! У меня телефонный разговор. Стоматолог Светлана Сергеевна торопилась к нам на занятие, но в пути ее похитила злая ведьма больных зубов и не хочет отдавать ее нам. Как бы нам выручить Светлану Сергеевну? Ваши предложения. Я знаю один маленький секрет – злая ведьма больных зубов очень боится веселого танца фей зубной чистоты, и если бы нам удалось попросить фей исполнить танец, то злая ведьма больных зубов исчезла бы, и Светлана Сергеевна была бы спасена. Феи зубной чистоты согласились нам помочь, нужно лишь настроить всех на танец, а для этого нужно сказать – «ас – ас – ас – ждет танец нас». Феи и мы станцуем веселый танец, ребята, веселее танцуем, феям нужна наша помощь! От такого танца злая ведьма больных зубов исчезла.

– А вот и Светлана Сергеевна. «Здравствуйте, ребята, большое вам спасибо за помощь, я тоже для вас станцую». (Кукла танцует веселый танец).

– Ну что ж, ребята, а как на праздниках поздравляют? Желают чего-нибудь хорошего. Давайте и мы с вами поздравим Светлану Сергеевну, ведь День стоматолога – это ее профессиональный праздник (пожелаем счастья, здоровья, успехов).

– Хороший День стоматолога получился?

3. Итог

– Что вам запомнилось на сегодняшнем занятии? Что нового узнали?

Ребята, мне очень понравилось, как вы сегодня работали. Чтобы вы помнили о нашем занятии, я хочу подарить вам закладку-памятку Приложение 1 , на которой написано, что надо укреплять зубы. А зубные щетки от наших фей зубной чистоты. Будьте здоровы, ребята!

Конспект 2

Тема: Цирк.

Цель : дифференциация звуков С – Ц, развитие словаря, речевого дыхания, подвижности артикуляционного аппарата, звукоразличения, воспитание правильного произношения, любознательности, активности.

Оборудование: афиша, обезьяны – тренажер (настольная игра «Поймай обезьянку» фирмы Самёнок), ловкачики, рисунок языка-циркача, раскраски клоун, клоун для рефлексии.

Ход занятия:

1. Орг.момент

– Срочное объявленье:
цирк готовит представленье!

Ребята, а что такое цирк? А вы хотите в цирк попасть? Тогда добро пожаловать на занятие!

2. Основная часть

– А как называется сцена в цирке? Арена. Я приглашаю вас занять свои места, а билеты в цирк при вас? Как же называется человек, который смотрит наличие билета? Билетер, контролер.

– Начинается программа, первый гость наш – факир. А кто это, ребята, чем он в цирке занимается? Да, он колдует и управляет огнем – очень мужественная профессия. А мы с вами, посмотрев представление факира, будем огонь гасить, его разгоряченное тело студить. Огонь на ладонях, подносим ко рту, задуваем, следим, чтобы щеки не надувались. Вдох носом, выдох через рот. А сейчас интересный номер – на вдох наклониться и сделать ласточку, задержать дыхание и, выдохнув через рот, опустить ногу на пол. Три раза.

Вот в цирке публика шумит
Вот фокусник уже стоит.
Он настоящий акробат
И очень видеть всех нас рад!

Выполним зарядку для язычка, а наш акробат нам поможет.

Язычок – циркач у нас,
Нам покажет высший класс

  1. В цирк пойдем мы с ним теперь,
    Открываем шире дверь,
    Улыбнемся широко,
    Очень ловко и легко!
    Улыбка-заборчик
  2. Нас встречает добрый слон,
    Длинный хобот тянет он.
    Дрессирован лихо слон,
    Хоботом вертеть учен!
    Трубочка
  3. Облизнулся тигр Фред,
    Завтрак ждет он и обед.
    Вкусное варенье
  4. К нам на лошади спешит
    Цирковой лихой джигит!
    Лошадка
  5. Клоун Петя словно мячик
    За зубами сверху скачет!
    Мостик ловко сделал он,
    Настоящий чемпион.
    Парус-горка
  6. На арене – йог известный,
    Очень нам он интересный.
    Полежал он на гвоздях,
    Не шелохнувшись даже, «ах!»
    Лопатка-ветерок
  7. До свиданья, скажем мы
    И помашем раз, два, три!
    Качели
  8. Циркач умеет гарцевать,
    Зверей и птиц дрессировать,
    И на трапеции вертеться
    И на канате танцевать!

А еще циркач умеет наклоняться и очень сильно изгибаться. Ребята, на какую букву мы стали похожи. С. А давайте проговорим звук С. Что делает наш язык, губы и зубы, когда мы произносим этот звук. Очень хорошо. А теперь послушайте, как я вас назову, и вы услышите, какой звук я выделила. Добры молодЦы и девиЦы – красавиЦы. Какой звук я выделила? Звук Ц. А когда его мы произносим, что делают наши зубы, губы, язык. А чем отличаются два названных нами звука? А что в них общего? Оба свистят, оба глухие, язычок у обоих звуков внизу, за нижними зубами. Но когда говорим С, улыбка в постоянном положении, а Ц – рот открывается шире.

– Вот услышите С – хлопните, услышите Ц – топните. ССЦСПИСЦАЦС

– Услышите в слоге с – хлопайте, Ц – топайте. са со ца цы си цу

– А в слове какой звук из этих: цапля, сыр, цыпленок, цирк, свекла, цыц, шапка.

– Исправьте предложения: Света и Сережа пришли в сирк. Как звали ребят. Что общего в именах ребят? Начинаются с одного и того же звука.

Цаплю съела лягушка.

– Выучим чистоговорку:

Ца-ца-ца, бежит овца
А за ней два порося.

– А кто это – дрессировщики? А кого в цирке можно дрессировать? Назовите. Мы с вами сегодня будем обезьянок дрессировать. Разделимся на две команды. Каждый должен добежать с обезьянкой до стульчика напротив и принести товарищу удочку. Кто будет настоящими дрессировщиками.

– А еще мы сегодня потренируем наши ручки: споем цирк – шапито. Но сначала вспомним, какие звуки мы поем – а о у и ы э. Добро пожаловать, арена, тигр, лев, ослик, котик, клоун. (Использование пособия Т.С. Овчинниковой «Логопедические распевки»)

– Ой, а к нам кто-то идет. Под музыку заходит клоун. Вы меня узнали? А что я в цирке делаю, знаете? Я умею делать все, что и обычный циркач, но все это я делаю смешно. Давайте жонглировать, а вы, ребята знаете, кто такой жонглер? Это человек, который перебирает в руках различные предметы с большой скоростью, заставляя предметы летать в воздухе. (Детям предлагаются «Ловкачики» – тренажеры, изготовленные из пластиковых бутылок, в качестве валанчика можно использовать мячи, пробки от пластиковых бутылок)

– А давайте штангу поднимать, но только она очень тяжелая. Психогимнастика. Представляем, как нам тяжело поднять штангу, как мы наклоняемся под тяжестью то в одну, то в другую сторону. А теперь командами канат перетягивать будем, да? В руках у нас вообразим канат, и все вместе дружно перетягиваем его.

– Клоун прощается с нами, ведь его ждут еще представления, а в подарок он вам припас раскраски. Смотрите, какие они чудесные.

3. Итог

– вам понравилось занятие? А что на занятии вам понравилось? Нашему клоуну недостает чего-то на лице, нарисуйте такого клоуна (грустного или веселого), какое настроение у вас было на занятии.

Текущая страница: 1 (всего у книги 13 страниц) [доступный отрывок для чтения: 9 страниц]

Шрифт:

100% +

В.В. Гербова

Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада

Планы занятий

Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду» под общей редакцией М. А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т. С. Комаровой

Гербова Валентина Викторовна – кандидат педагогических наук, автор пособий по методике развития речи детей и приобщения их к художественной литературе.

Успешная реализация программных задач зависит от ряда факторов и прежде всего от уклада жизни дошкольного учреждения, той атмосферы, в которой воспитывается ребенок, от специально заданной, продуманной развивающей среды.

Эффективность воспитания и обучения достигается путем кропотливого труда педагогов, непосредственно работающих с детьми, и всех сотрудников дошкольного учреждения, общающихся с дошкольниками в течение дня.

Система работы по обучению детей родному языку, ознакомлению их с художественной литературой представлена в работах В.В. Гербовой «Развитие речи в детском саду» (М.: Мозаика-Синтез, 2008), «Приобщение детей к художественной литературе» (М.: Мозаика-Синтез, 2008).

Пособие «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада», написанное в рамках «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, дополняет рекомендации по важнейшему направлению педагогической деятельности – целенаправленному и планомерному обучению дошкольников на занятиях. Практическое назначение книги – дать воспитателям примерные ориентиры по планированию занятий (определение тем и целей обучения, способов их реализации).

Особенности развития речи детей шестого года жизни

Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Обучая ребенка речи, взрослые одновременно способствуют развитию его интеллекта. Развитие интеллекта – центральная задача в обучении и воспитании детей старшего дошкольного возраста.

Сила родного языка как фактора, развивающего интеллект и воспитывающего эмоции и волю, заключена в его природе – в свойстве служить средством связи между человеком и окружающим миром. Знаковая система языка – морфемы, слова, словосочетания, предложения – кодирует (шифрует) окружающую человека действительность.

Темпы развития речи зависят от совершенства речевых навыков (особенно фонетических и грамматических). Каковы речевые навыки у детей 5–6 лет и что обусловливает их успешное формирование на этом возрастном этапе?

Как известно, период наивысшей речевой активности – пятый год жизни. По данным А. Гвоздева, к пяти годам дети овладевают сложной системой грамматики , включая синтаксические и морфологические закономерности, и на интуитивном уровне правильно употребляют слова, которые являются исключениями из правил.

Достаточно высок и уровень развития лексики . В речи детей появляются синонимы, антонимы, образные сравнения и противопоставления. Дошкольники без ошибок употребляют существительные с разными суффиксами (медведица – медвежонок – медвежоночек – медведушко – медвежий) . В их рассказах встречаются удивительно точные оценки объектов и явлений (притолстился, вертучий, сосульчатый) . Дети начинают использовать прилагательные в разных степенях сравнения (тяжелый – очень тяжелый – полегче – самый легкий) , а также обозначения оттенков цветов (сиреневый, сиреневатый, малиновый, темно-серый и др.) . Заметно возрастает число глаголов, причем дошкольники употребляют синонимы с разной эмоциональной окраской (идет – шагает – вышагивает – плетется – бредет) . В высказываниях детей появляется множество слов, относящихся к разным частям речи и обозначающих деятельность людей, их взаимоотношения, поступки, поведение, переживания. По всей видимости, это связано с тем, что период с пяти до семи лет является возрастом оформления социально-стандартизированной речи (П. Блонский и др.).

В ситуациях, требующих что-то сопоставить, объяснить и доказать, речь ребенка шестого года жизни становится сложнее. Появляются громоздкие и нерасчлененные на предложения высказывания («Потом принц хотел навсегда жить у Золушки, но у него дома была такая работа, что он всегда трудился, не мог от этой работы отойти и ходил только к Золушке», – Алеша, 5 лет 8 месяцев).

К пяти годам не все дети овладевают правильным произношением звуков : у одних могут быть задержки в их усвоении, у других – неправильное их формирование (например, горловое или одноударное произнесение звука р и др.). Некоторые дети не дифференцируют на слух и в произношении свистящие и шипящие звуки, а иногда и звуки р и л . Это приводит к тому, что ребенок не всегда правильно произносит слова в предложении, содержащем несколько слов со звуками, которые для него звучат похоже (с – з, с – ц, ч – щ и др.). Причиной неправильного произношения звуков, нечеткой речи могут быть дефекты в строении речевых органов, недостаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата. Эти дети требуют особого внимания логопеда и воспитателей.

Мощные темпы овладения родным языком, характерные для пятого года жизни ребенка, на шестом году жизни замедляются. Исследователи детской речи считают, что после пяти лет речевые умения совершенствуются незначительно, а некоторые становятся даже хуже. Так, увеличивается количество кратких просьб и распоряжений (Отойди! Поставь сюда!) и сокращается число реплик доброжелательных, аргументированных, содержащих объяснения. (Не мешай мне, пожалуйста, – не видишь, я же самолет завожу!) По данным Г. Ляминой, количество случаев объяснительной речи уменьшается вдвое. Теперь дети реже сопровождают речью свои действия. Однако если дошкольнику 5–6 лет предлагается задача, при решении которой он испытывает затруднения, у него возникает внешняя речь, хотя прямо и не обращенная к собеседнику (опыты Л. Выготского, описанные А. Лурией). Психологи объясняют это тем, что в старшем дошкольном возрасте формируется новая функция речи – интеллектуальная, то есть планирующая, регулирующая практические действия (речь «для себя», речевое овладение собственным поведением). Интеллектуальная функция речи имеет коммуникативное назначение, так как планирование своего поведения, решение мыслительных задач – это составляющие деятельности общения.

Особенности работы с детьми на занятиях

Организация занятий по развитию речи

В старшей группе речь взрослых по-прежнему остается основным источником речевого развития дошкольников.

Обучая детей звукопроизношению, необходимо четко и правильно артикулировать звуки речи и их сочетания; упражнять в модулировании голосом (сила голоса, высота тона, темп речи, тембр) при выражении различных чувств: радости, досады, одобрения, ласки, недоумения и т.д.

Формирование лексических и грамматических навыков обусловлено тем, насколько серьезно педагог выслушивает ответы и рассуждения каждого ребенка, помогает ему высказать свои мысли, своевременно подсказывая более точные и уместные слова.

Различные стили речи определяются синонимией языка: лексической, грамматической, фонологической (разнообразие интонаций при произнесении одной и той же фразы). И чем больше слов-синонимов будет у детей на слуху и в обращении, тем богаче и выразительнее будет их речь.

Разнообразный словарный запас постоянно пополняется, так как ребенок обогащает свой опыт за счет новых впечатлений и информации. Вместе с тем воспитателю необходимо уточнять и активизировать словарь в процессе общения с детьми в бытовых, игровых ситуациях и на занятиях. Для этого используются специальные дидактические игры и упражнения. Одни из них проводятся с опорой на наглядность: «Вершки – корешки», «Кто лишний и почему?» («Что лишнее?»), «Определи на ощупь» (материал, из которого сделан предмет: шелк, бархат, марля и т.п.), «Что не так?» (картинки-путаницы), «Что изменилось?» и т.п. Эффективны и словесные дидактические упражнения: «Кто скажет иначе?», «Кто заметит больше?» (качеств, деталей), «Кто расскажет подробнее?», «А как наоборот?» (употребление антонимов) и т.д.

Особое место занимают упражнения, в которых воспитатель и дети составляют различные нелепицы: «Вот это да!» («Весной у животных появились детеныши: у слона – лисенок, у лисы – ежонок…» Педагог предлагает детям продолжить рассказ); «Кто как кричит» («И попали мы в дивную страну. Там слоны мяукают, лягушки кукарекают» и т. п.); «Чего на свете не бывает?» («Рыбы летают, петухи выводят цыплят, мыши охотятся на кошек» и т. д.) Эти упражнения готовят детей к участию в веселых играх («Что получится, то и получится», «Кто это был?»), эффективных как для активизации словаря, так и для развития воображения, способности шутить и смеяться.

С помощью разнообразных игр дети осваивают и морфологические средства языка . С этой целью необходимо обращать внимание на звучание грамматической формы, звуковое оформление той или иной грамматической категории. Этим требованиям отвечают упражнения, в которых нужно:

Вслушаться в звучание некоторых слов (холодильник, вездеход, судоводитель, ракетоносец) и объяснить их этимологию;

Образовать однокоренные слова (кот – коток – Котофеич и т.п.) ;

Образовать по аналогии существительные (сахарница – сухарница) , прилагательные (ушастый – глазастый – рукастый) ; правильно употребить несклоняемые имена существительные, сравнительную степень имен прилагательных (чистый – чище, сладкий – слаще и т.п.) .

В активный словарь детей следует вводить специальные языковые средства, с помощью которых можно соединять структурные части суждения (потому что, ведь) , конкретизировать мысль (например, вот) , обобщать сказанное (всегда, никогда) .

Для совершенствования синтаксической стороны речи важно в процессе обучения создавать такие ситуации, в которых ребенок должен что-то объяснить воспитателю или сверстникам (ошибку в рассказе товарища, правило игры), убедить в чем-то окружающих, что-либо доказать.

Необходимо учить детей понимать вопросы и правильно отвечать на них: как бы это сделал ты? как можно помочь? и др. Отвечая на вопросы, особенно при обсуждении нравственных и бытовых ситуаций, дети должны давать развернутые ответы. Воспитателю следует оценивать не только содержательную сторону ответа, но и его речевое оформление. («Ответ у Оли получился странный. Послушайте, как она сказала, и помогите исправить ошибки».)

Характеризуя предметы, дети шестого года жизни называют цвет, размер и другие отличительные признаки, что способствует появлению в их речи предложений с однородными членами. Важно, чтобы воспитатель отметил это. («Послушайте, как интересно рассказал Андрей об этой лисичке: рыжая красавица, веселая, очень яркая».)

Старшие дошкольники редко используют придаточные предложения, поэтому при анализе их высказываний следует повторять сложноподчиненные предложения, составленные детьми. («Ответ Димы меня порадовал. Послушайте его еще раз».)

Употреблять сложноподчиненные предложения дошкольников можно научить с помощью приема «Дополни (закончи) предложение». («Осень навевает грусть, потому что…», «Мы позвонили, чтобы…», «Мы позвонили тогда, когда…», «Мы решили сделать остановку, так как…») В этих же целях дети расшифровывают попавшее под дождь письмо, диктуют текст письма заболевшему педагогу (сверстнику).

Дети редко используют в речи глаголы в сослагательном наклонении, а если и употребляют, то обычно с ошибками. Поэтому полезно упражнять их в построении высказываний на такие темы, как: «Если бы я был воспитателем» (Дедом Морозом, клоуном, поваром и др.).

В старшей группе детей учат дифференцировать наиболее часто смешиваемые звуки: шипящие и свистящие (ш – с, ж – з, ч – ц, щ – сь), звонкие и глухие (в – ф, з – с, ж – ш, б – п, д – т, г – к), сонорные и р).

На занятиях используются специальные игры и упражнения, направленные на формирование звуковой культуры речи.

Воспитатель вперемешку произносит два сходных по звучанию звука, например, ж и з, а дети (по предварительной договоренности) показывают движения, характеризующие образ, с которым связан звук: ж – движение кистями обеих рук («летит жучок»), з – отмахивающее движение кистью руки («отпугивание комара») и т.п. Сначала педагог выясняет, как дети поняли задание, после чего работает со всей группой. Затем упражнение выполняют девочки, а мальчики наблюдают и анализируют результаты; далее задание выполняют только мальчики (или же дети, сидящие за первыми столами, и т.п.). Воспитатель берет на заметку тех, кто допускает ошибки, и выявляет причину затруднений (ребенок не дифференцирует звуки, не успевает работать в заданном темпе, что очень важно для будущего школьника). Для того чтобы задать определенный темп работы, педагог, произнеся звуки (позже – слова), считает про себя: «Раз, два, три», и поднимает правую руку, подавая детям сигнал: «Положите руки на стол!»

Воспитатель произносит 9 – 11 слов со сходными звуками, например, ж – з, а дети, как и в предыдущем задании, показывают соответствующие движения. Педагог подбирает не только существительные, но и глаголы, прилагательные, наречия (журавль, зонт, жмуриться, зеленый, желтый, завтра, издалека, жилет, жужжит и др.).

Воспитатель 2 – 3 раза читает рифмовку целиком или нужный для работы отрывок.


Мышка в кружечке зеленой
Наварила каши пшенной.
Ребятишек дюжина
Ожидает ужина.

Чешская песенка, перевод С. Маршака

Педагог предлагает назвать слова со звуком ж . Детям легче выполнять это задание, если используются опорные предметы. («Я поставила на стол три пирамидки. Значит, надо назвать три слова со звуком ж , которые встречаются в предложении: „Ребятишек дюжина ожидает ужина“».) По мере их называния воспитатель убирает предметы.

Воспитатель просит детей вспомнить и назвать слова, содержащие определенный звук (названия предметов, действий, качеств и т.д.).

Воспитатель предлагает детям подобрать близкие по звучанию (рифмующиеся) слова: ромашка – букашка – замарашка – неваляшка; волчок – бычок – сучок – сверчок – старичок – каблучок – казачок; птичка – певичка – невеличка – голубичка – земляничка – ежевичка – крупеничка .

Педагог проводит игру «Доскажи (подскажи) словечко». (Речевой материал для этого упражнения можно взять из самых разных развивающих книг для детей дошкольного возраста, детских журналов.)


Закричал охотник: «Ой!
Двери (звери) гонятся за мной!
На болоте нет дорог.
Я по кошкам(кочкам) – скок да скок!»

А. Шибаев «Буква заблудилась»

Дети (с опорой на картинки) составляют «цепочку слов». Догадавшись, на какой звук заканчивается слово автобус , ребята называют вторую картинку, на которой изображен предмет, название которого начинается с последнего звука первого слова (санки). Далее дети самостоятельно выбирают картинки. Важно, чтобы каждый ребенок мог составить свою цепочку слов, получив исходную картинку от педагога или выбрав ее самостоятельно. (В распоряжении детей должно быть много картинок .) Выигрывает тот ребенок, который за определенный отрезок времени правильно составил самую длинную цепочку.

Старшие дошкольники часто нарушают плавность речи, так как, добирая воздух, заканчивают длинное предложение на выдохе. Поэтому надо следить за их дыханием и упражнять в негромком, протяжном произношении звуков и, у , звукоподражания ау , слова эхо .

Развитию речевого дыхания способствует проговаривание скороговорок. Сначала педагог напоминает текст, затем дети несколько раз проговаривают его хором в разном темпе. После этого можно приступать к индивидуальным упражнениям (проговаривание в быстром темпе).

В дошкольном учреждении рекомендуется иметь словари . Для пятилетних детей больше подойдет орфографический. Педагог должен показать его детям, рассказать о том, какая это замечательная и необычная книга, предоставить возможность исследовать словарь: «Может быть, вы догадаетесь, почему я так хвалю эту книгу со странным расположением текста и без картинок».

Выслушав рассуждения и соображения детей, воспитатель рассказывает им о том, что такое словарь, показывает столбцы слов, начинающихся на определенную букву алфавита. Можно поиграть с детьми. Приведем пример.

...

Игра «Кто назовет больше слов, начинающихся на букву (А)»?

«Итак, вы смогли вспомнить двенадцать слов на букву А, – говорит педагог. – Это много, но в словаре их значительно больше, быть может, сто или двести. Сейчас я буду называть слова на букву А, которые мне особенно приятно произносить, а вы попытаетесь объяснить, что они обозначают: абажур, абрикос, август, авиация, автограф, алфавит, адажио, адмирал, адъютант, ажурный, аметист… Итак, вам пока знакомы только пять слов из одиннадцати, но уверена, что в конце года вы будете знать смысл значительно большего числа слов. Вот, должно быть, удивится наш музыкальный работник, услышав из ваших уст слово „адажио“. Давайте попросим его дать нам прослушать запись адажио из балета».

Обращаться к словарям можно в любое удобное дошкольникам и воспитателю время: в помещении и на улице, общаясь со всеми детьми или только с желающими услышать разные слова на знакомую букву. Выслушивая толкование слов детьми, педагог не должен забывать исправлять их речь, подсказывать, какое слово уместно употребить в данном случае и как правильнее построить фразу или небольшое высказывание. Упражнения, основанные на зачитывании детям слов из словаря и их толковании, на первый взгляд носят формальный характер. Однако они нравятся старшим дошкольникам, а их результативность поразительна: обогащается словарь детей, появляется устойчивый интерес к значению слов; они иначе начинают слушать и слышать рассказ воспитателя, воспринимая не только его смысл, но и речевое оформление. В результате у детей появляются вопросы типа: «Как вы его назвали?», «Что вы сейчас сказали?», «Вы произнесли новое слово?»

В процессе общения с детьми на занятиях и в повседневной жизни необходимо совершенствовать диалогическую речь . И хотя диалог – это произвольная контекстная речь, ему надо учить, используя для этого разнообразные игры и упражнения, привлекая к взаимодействию с педагогом – носителем коммуникативной культуры. В данном пособии представлены занятия, на которых дети осваивают правила поведения и учатся культурному речевому взаимодействию. На занятиях можно использовать наглядно-дидактические пособия, позволяющие детям решать практические задачи, оперируя накопленным жизненным опытом (например: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Наглядно-дидактическое пособие для занятий с детьми 4–6 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.)

Серьезное внимание следует уделять обучению детей рассказыванию : пересказу, описанию предмета, составлению рассказа по картине и картинкам с последовательно развивающимся действием.

В старшей группе детей начинают обучать пересказу . Очень важно правильно подобрать текст для этого вида работы. Текст должен так эмоционально захватить ребенка, чтобы он с интересом слушал его много раз, как в исполнении взрослого, так и в пересказе сверстников (например, рассказ В. Бианки «Купание медвежат»).

В начале года многие дети при пересказывании нуждаются в помощи взрослого. Он должен начать рассказ, а ребенок его продолжить. В процессе пересказа, если необходимо, уместно подсказать ребенку нужную фразу. Во второй половине года дети учатся пересказывать текст вдвоем-втроем. Ребенок должен сам решить, когда остановиться, чтобы второй рассказчик (он выбирается самим ребенком) мог принять эстафету. Умение делить текст на части, соблюдая логическую завершенность отрывков, будет необходимо детям в школе.

В старшей группе много внимания уделяется работе с картинками . Совершенствуется умение детей озаглавливать отдельные картинки и несколько картинок одновременно; рассказывать содержательно и последовательно, руководствуясь планом.

План составляется при первом знакомстве детей с картиной. Приведем пример.

...

Воспитатель, настраивая детей на рассматривание, предлагает вниманию начальную фразу (фразы) будущего рассказа: «В теплый летний вечер ежиха вывела ежат на лесную поляну. Все заняты, кто чем». Далее педагог подсказывает ребятам, с чего удобнее начать рассматривание картины: «У ежат масса дел. Они разбежались по всей полянке. Ведь так? Расскажите об этом…»

Выслушивая детей, педагог задает уточняющие вопросы, подсказывает более точные слова, характеризующие ситуацию, обобщает сказанное в небольшом рассказе.

Затем педагог обращает внимание детей на другую часть картины: «Ежиха не мешает малышам. У нее свои дела, не так ли? Расскажите, что это за дела?»

Воспитатель вновь обобщает рассказы дошкольников и переключает их внимание на восприятие последнего объекта (красота поляны). Педагог завершает рассматривание заключительной фразой, передающей его отношение к картине: «Хорошо ежам на лесной полянке в теплый летний вечер!»

При такой организации работы дети рассказывают о картине без повторов и пропусков, так как воспитатель ненавязчиво подсказал им план, состоящий всего из трех пунктов.

В старшей группе закрепляется и развивается умение детей создавать картины с помощью картины-матрицы и раздаточных картинок.

Рассматривая картинки с фабульным развитием сюжета (с последовательно развивающимся действием) , дети с удовольствием выстраивают их в определенной последовательности и комментируют свои действия, употребляя довольно много сложных предложений. Логичность, полнота и образность рассказов детей определяются как содержанием картинок, так и характером вопросов и заданий, предусмотренных воспитателем. Картинки с фабульным развитием действия побуждают детей к составлению творческих рассказов, активизируют их воображение.

Для занятий со старшими дошкольниками можно использовать следующие пособия: Гербова В.В. Картинки по развитию речи детей старшего дошкольного возраста (М.: Просвещение, любое издание), Радлов Н. Рассказы в картинках (любое издание). Можно также использовать соответствующие картинки, которые периодически печатаются в детских иллюстрированных журналах.

В ходе работы по картинкам с последовательно развивающимся действием необходимо учитывать следующие особенности.

Предлагая детям выстроить картинки в правильной последовательности, необходимо предоставить им возможность обсудить свои действия. Этот момент наиболее благоприятен для отработки таких речевых формул, как: «Считаю (думаю, уверен, полагаю), что ряд выстроен правильно»; «У меня есть некоторые сомнения (есть возражения)»; «Мне кажется, что Саша допустил небольшую ошибку»; «Я бы хотел (я попытаюсь) объяснить свои действия». Сначала воспитателю придется долго и настойчиво рассказывать детям о том, какие слова уместны в том или ином обращении, о том, как они обогащают речь человека. Со временем дети начнут сами подсказывать воспитателю, как в том или ином случае можно обратиться ко взрослому или сверстнику. А затем в самостоятельной речи детей появятся нестандартные речевые обороты.

Занятие по составлению рассказа по картинкам следует строить следующим образом.

Утвердив последовательность картинок, воспитатель приглашает ребенка (из числа желающих) составить повествовательный рассказ по первой картинке. Педагог выслушивает ответ и выясняет у детей, что еще можно было бы включить в рассказ, чтобы он стал интереснее и содержательнее. («Я считаю, что…»; «Мне кажется, что…»; «Я не уверен, но мне кажется, что…») Затем воспитатель приглашает другого ребенка (по желанию) составить рассказ по второй картинке. И так далее.

В заключение кто-нибудь из детей составляет рассказ по всем картинкам. Воспитатель выясняет, есть ли еще желающие составить рассказ. Если необходимо, педагог предлагает ребятам послушать свой рассказ и просит их обратить внимание на необычные и редко встречающиеся слова.

Картинки с последовательно развивающимся действием – прекрасный материал для творческого рассказывания . Выстраивая картинки в определенной последовательности, дети обнаруживают, что отсутствует какой-то важный кульминационный сюжет (чаще – это третья картинка). Это активизирует их воображение, заставляет поразмышлять над тем, что же произошло с героями.

Полезно упражнять детей в составлении концовок к хорошо известным им народным сказкам . Например, воспитатель читает или рассказывает русскую народную сказку «Заяц-хвастун» (обработка О. Капицы) до слов: «Увидел заяц, как собаки ворону треплют, и думает…» О чем именно подумал заяц, рискнул он помочь вороне или струсил, если помог, то каким образом, а если не помог, то, как потом оправдывался – все это сочиняют дети. Затем педагог читает конец сказки.

Или воспитатель рассказывает детям ненецкую народную сказку «Кукушка» (перевод К. Шаврова) до слов: «„Братья, смотрите, смотрите, улетает наша мать птицей!“ – закричал старший сын». Дети продолжают сказку.

Можно сочинить концовку к сказке Д. Биссета «Про тигренка Бинки, у которого исчезли полоски» (пересказ с английского Н. Шерешевской). Дети придумывают, где тигренок искал полоски, кого просил одолжить их ему или нарисовать, чем закончились его приключения.

А сказки Дж. Родари, у которых три конца («Собака, которая не умела лаять» и др.), – хороший дидактический материал, ориентирующий на творческое рассказывание.

Вне занятий полезно упражнять детей в сочинении небольших сказок без опоры на литературные тексты. Воспитатель задает детям тему, помогает им составить рассказ и понятно для слушателей изложить его. Можно предложить детям следующие темы:

Сказка о том, как медвежонок ловил луну;

Сказка о том, как белый медведь забрел в Африку, и что из этого вышло;

Сказка о том, как ежонок-грубиян и заинька-паинька путешествовали;

Сказка о том, как барсучишка храбрости набирался.

В старшей группе продолжается совершенствование умения составлять рассказы на темы из личного опыта . Здесь тоже очень важен выбор темы и наличие плана рассказа. Можно предложить детям следующие темы: «Как мы поздравляли сотрудников детского сада с праздником», «Как мы следы осени искали» (коллективный опыт); «Моя любимая игрушка (любимый мультфильм)», «Наша проказница кошка (мой знакомый пес)» и т.п.

Чистая и правильная речь является важной составляющей для формирования полноценной личности. Ведь человек с замечательно развитой речью не боится общения, а также понятно для окружающих его людей выражает собственные мысли и желания. Нечеткая речь часто является причиной развития у человека большого количества комплексов, затрудняет процесс общения и его самореализацию.

Следует отметить, что правильная речь дошкольника является основным показателем его готовности к обучению в школе. Если у ребенка существуют определенные дефекты речи, то в дальнейшем это может привести к неуспеваемости, проблемам в общении со сверстниками и формированию неуверенности в собственных силах. Таким образом, современные родители должны начинать заботиться о развитии речи своего чада с самого раннего возраста . Логопеды и дефектологи предупреждают родителей о том, что нарушения речи у малыша не исчезнут самопроизвольно по мере его роста и развития. Если вы выявили у ребенка задержку речевого развития или дефект речи, следует сразу обращаться за помощью к специалистам. Ведь со временем данные речевые проблемы могут усугубиться и перейти в стойкие нарушения.

Особое значение для развития у ребенка речи имеет общение с родителями и совместные систематические занятия с ними. Чтобы занятия для развития речи были эффективными родители должны знать основные этапы развития речи ребенка.

Этапы развития речи дошкольника

Специалисты отмечают следующие этапы развития речи у детей дошкольного возраста:

  1. 3-4 года. В данном возрастном диапазоне малыш называет форму, цвет, величину и качество предмета. Использует обобщающие слова: мебель, одежда, инструменты, овощи и т.д. В процессе рассматривания картинки или предмета на вопросы взрослого отвечает односложно. Может с родителями составить 3-4 предложения описательного характера по иллюстрации. Малыш активно пересказывает любимые сказки.
  2. 4-5 лет. Малыш употребляет в процессе общения прилагательные, которые обозначают свойства предметов, глаголы, характеризующие трудовые действия, а также существительные. Легко ориентируется в месторасположении предметов, времени суток, а также отлично описывает настроение людей. Малыш в этот период совершенствует навыки общения с помощью диалога, а также активно задает вопросы и на них отвечает. Ребенок уже умеет пересказывать небольшие рассказы и составлять по сюжетной картинке короткие истории.
  3. 5-6 лет. Дети в этом возрастом диапазоне употребляют в правильной форме и точно по смыслу все части речи. Кроме этого, ребенок связно и последовательно пересказывает литературные произведения небольших объемов, а также составляет самостоятельно маленькие рассказы. Может непринужденно общаться с взрослым, задавая вопросы по теме и правильно на них отвечать.
  4. 6-7 лет. Для этого возрастного периода характерен богатый словарный запас, а также использование в процессе общения антонимов и синонимов. У ребенка вырабатывается культура речевого общения. Он может самостоятельно и с выразительностью передать содержание услышанного произведения. Кроме этого, ребенок легко составляет по картинке или серии картинок связный рассказ творческого характера.

Следует отметить, что данные этапы развития речи являются условными и не учитывают индивидуальные особенности каждого малыша. Если вы зафиксировали у ребенка определенные проблемы формирования речи, то систематические занятия помогут исправить ситуацию.

Занятия для развития речи дошкольников: игра

Каждый родитель должен обязательно найти время для своего чада и в легкой игровой форме проводить короткие занятия для развития речи . Педагоги рекомендуют в процессе занятия преследовать следующие цели:

  • формировать и пополнять словарный запас ребенка, развивать его логическое мышление;
  • помочь овладеть навыками связной речи и научить строить предложения;
  • корректировать звуковую сторону речи в тесной взаимосвязи с развитием звукового анализа слов и формировании фонематического слуха.

С ребенком лучше всего осуществлять занятия в игровой форме.

Предлагаем варианты игр с малышом, которые помогут активнее развить речь ребенка:

Игры с разными словами

Данная подборка занимательных игр поможет ребенку развить речь, научит сравнивать и анализировать, а также будет способствовать развитию внимания и памяти. Кроме этого, малыш сможет в будущем самостоятельно описывать и характеризовать по внешним признакам различные предметы.

«Выбираем прилагательные»

Эта игра пользуется у детей большой популярностью, независимо от возрастной категории. Суть игры состоит в том, что родители демонстрируют малышу игрушку или картинку, а он должен назвать максимальное количество признаков, характеризующие данный объект. Например, «лиса» - рыжая, хитрая, быстрая, красивая и т.д. Игру рекомендуется со временем усложнить. Ребенок должен подобрать к исходному прилагательному актуальные существительные. Например: «красный» - томат, мак, роза, яблоко и т.д.

«Кто что делает»

Данная игра помогает обогатить словарный запас глаголами. Для занятия нужно приготовить тематические карточки. Далее родитель демонстрирует ребенку карточку и задает вопрос: «Что можно с ним делать?» или «Для чего это необходимо?». Игру через время рекомендуется усложнить, добавив в нее мимику и жесты. Например. Дети должны назвать род деятельности по определенным действиям взрослого.

«Объект и его действия»

Игра способствует интенсивному развитию речи ребенка. Ее смысл заключается в том, что малышу предлагается определить объекты, совершающие определенные действия. Например: «Что и кто летает?» - птица, самолет, муха, снежинка, пух и т.д.

Игры на тему: «На что похоже»

Данная категория игр является эффективным методом развития речи у детей любой возрастной категории. На первоначальном этапе для занятия потребуется определенный игровой материал: муляжи овощей, ракушка, сосновая шишка, лоскуток ткани, кусочек меха и т.д. В дальнейшем для игры можно использовать только слова. Правила игры заключаются в том, что ребенок отвечает на вопросы, аргументируя собственный ответ. Например: «На что похож сухой листок или кусочек меха?». Далее родители задают дополнительные вопросы: «Почему?», «Чем?». Вариаций этой игры большое количество. Рассмотрим самые популярные из них.

«Буквы и цифры»

Эта игра замечательно развивает речь, образное мышление, фантазию и умение концентрировать внимание на необходимом объекте. Для занятия потребуются изображения букв и цифр, которые находятся на отдельных больших листах. Ребенку предлагается рассмотреть сначала одну букву или цифру, а потом назвать предметы, явления, на которые данные изображения похожи. Кроме этого, малыш может нарисовать собственные ассоциации или придумать историю об увиденном объекте. Далее количество детских ассоциаций на один объект должно постепенно увеличиваться.

«Дорисуй картинку»

Смысл этой игры заключается в следующем: ребенку предлагают рассмотреть нарисованную на альбомном листе какую-либо незаконченную геометрическую фигуру и просят по-своему усмотрению дорисовать необходимые элементы к фигуре. На следующем занятии можно увеличить количество фигур или линий на рисунке.

«Аргументируй»

Эта игра используется на занятиях для развития речи с дошкольниками возрастной категории 5-7 лет. Для занятия потребуются предметные карточки разнообразной тематики. Лучше всего проводить данную игру с небольшой группой детей. Ведущий выбирает одну предметную карточку и, никому не показывая, рассматривает изображение. Далее ребенок задает участникам игры ряд вопросов: «На что это похоже?», «Какой у него цвет?» и т.д. Каждый из детей должен предложить собственный вариант ответа. После этого, ведущий открывает перевернутое изображение и предлагает игрокам «защитить» свои версии с помощью аргументаций.

Эта игра замечательно развивает речь, а также формирует умения правильно строить предложения, делать выводы и учит навыкам доказывать собственную точку зрения с помощью конкретных фактов.

Игра на тему: «Кто откуда»

Эта игра эффективно развивает речевые навыки ребенка, учит определять взаимосвязь и общие закономерности между объектами. Для этого нужно подготовить тематические карточки и ознакомить ребенка с ними. Например, если вы демонстрируете малышу изображения животных, то обратите внимание на их внешние характеристики, среду обитания и умения к ней приспосабливаться. Птицы используют крылья, рыбы - плавники и т.д.

Занятие для развития речи проводится следующим образом: ребенку показывают изображения моря и леса, на данные среды обитания нужно выбрать и распределить картинки с различными животными, аргументируя собственные действия. Далее покажите ребенку часть какого-либо животного: хвост, лапы, уши, и предложить ему определить данное животное и место его обитание. После аргументаций ребенку демонстрируют целостную картинку этого животного, и он формулирует вывод о правильности собственных доводов.

Игра на тему «Лавина слов»

«В корзину я положил…»

Взрослый начинает игру следующей фразой: «В корзину я положил грушу». Малыш повторяет это предложение и добавляет собственный вариант: «В корзину я положил грушу и персик». Следующий игрок добавляет свой вариант, повторяя предыдущую фразу.

Для детей старшего возраста рекомендуется добавлять слова, начинающие на одну букву: «В корзину я положил ананас, абрикос, авокадо…». Кроме этого, играть можно, сохраняя последовательность букв в алфавите: «В корзину я положил апельсин, баклажан, виноград…». Для наглядности перед ребенком должен находиться плакат с изображениями букв алфавита.

«Бесконечная история»

Данная игра направлена не только на запоминание слов и их последовательности , но и сохранения смысла предложения . Для игры выбирается любое слово и к нему добавляются другие слова, которые формируют небольшой рассказ. Новые слова можно ставить в любой части предложения. Например: выбираем слово - цветок. Один ребенок придумывает начало истории - вырос цветок. Другой ребенок продолжает - на поляне вырос цветок. Третий малыш - на поляне вырос прекрасный цветок и т.д.

Все занятия для развития речи, которые проводятся в игровой форме разнообразные и носят творческий характер. Благодаря играм у ребенка формируется культура речи, стимулируется речевая активность и навыки общения.

Малыш также учится грамотно произносить слова и четко ставить в них ударения.

Чтобы занятия для развития речи дошкольников были эффективными и приносили максимум пользы, родители должны следить за настроением ребенка, не подавлять его эмоции и учитывать его речевые возможности. Взрослые не должны думать, что после нескольких игр малыш начнет использовать в процессе общения правильные формы слова на морфологическом, синтаксическом и грамматическом уровне. Данный процесс является постепенным и требует определенного времени.

Занятия для развития речи дошкольников: скороговорки, детские стихи, загадки

Для развития, активизации речевого аппарата ребенка и избавления от «каши во рту» рекомендуется на занятиях проговаривать скороговорки . Родители первоначально должны малышу прочитать скороговорку медленно и выговаривая четко каждый звук. Далее предложите проговорить ее вместе с вами, а потом попросите рассказать скороговорку самостоятельно. Не ругайте ребенка, если у него не будет получаться. Превратите ваше занятие в увлекательную игру, чтобы ребенку хотелось много раз повторять скороговорку. Останавливайте свой выбор на простых, коротких и несложных в произношении скороговорках.

Например: У нашего мишки в мешке большие шишки или Серая кошка сидит на окошке. Через время можно учить более усложненные в произношении скороговорки.

Кроме этого, для развития речи чаще читайте ребенку детские стихи и загадки, которые расширяют его кругозор, помогают развивать мышление, внимание, память.

Занятия для развития речи дошкольников: дыхательная, артикуляционная, пальчиковая гимнастики

Одним из основных условий красивой и правильной речи у человека является ненапряженная артикуляция с плавным, длительным выдохом. У детей с различными дефектами речи дыхание аритмичное и поверхностное. Логопеды рекомендуют родителям выполнять с ребенком систематически несложную дыхательную гимнастику , которая будет способствовать формированию длительного выдоха и как следствие, правильному развитию речи.

Например, можно выполнить упражнение «Снегопад» . Для этого нужно скатать из ваты маленькие комочки и положить их ребенку на ладонь. Далее предложите малышу сдуть вату с ладошки, как снежинку. Затем поместите комочек ваты ребенку под нос и попросите его подуть вверх.

Для развития правильного дыхания замечательно подойдет упражнение «Буря в стакане» . Для его выполнения приготовьте стакан с водой и трубочку для коктейлей. Ребенок должен поместить один конец трубочки по центру широкой части языка, а другой конец - в стакан с водой. Потом малыш начинает дуть через трубочку, делая настоящую бурю. Родители должны контролировать данный процесс, чтобы щеки у ребенка не надувались, а губы находились в неподвижном состоянии.

Следует отметить, что автором дыхательной гимнастики является известный педагог и вокалист А.Н. Стрельникова. Ее авторская методика не только восстанавливает дыхание, но и положительно влияет на функционирование всех систем организма.

Для развития речи дошкольников также популярна артикуляционная гимнастика, направленная на основной мышечный орган речи - язык . Гимнастика для языка просто необходима, так как способствует формированию правильного звукопроизношения . Ведь дефекты звукопроизношения нарушают эмоционально-психическое равновесие ребенка, а также отрицательно влияют на полноценное общение со сверстниками.

Артикуляционная гимнастика выполняется перед зеркалом , чтобы ребенок видел движения собственного языка. Длительность занятия не должна быть больше 10 минут в день . При этом не предлагайте ребенку сразу выполнить большое количество упражнений. Для одного занятия подойдет 2-3 упражнения . Не расстраивайтесь, если у ребенка не получилось повторить за вами упражнение. Будьте спокойны, последовательны и терпеливы с малышом и у него обязательно все получится. Проводите артикуляционную гимнастику в игровой форме . Положительные эмоции от занятия помогут ребенку быстрее освоить новые упражнения.

Логопеды и педагоги для развития речи у дошкольников используют пальчиковую гимнастику , способствующую активному развитию мелкой моторики рук и , соответственно, речи у ребенка. Суть данной гимнастики заключается в том, что ребенок с родителями проговаривает небольшие стихи, сопровождая их определенными движениями пальчиков . Данные упражнения важны для ребенка, так как улучшают согласованную работу речевых центров, способствуют развитию внимания, памяти и воображения, а также усиливают гибкость пальцев.

Таким образом, современная логопедия и педагогика предлагают родителям богатый выбор разнообразных занятий для развития речи дошкольников. Систематически играйте с ребенком, не критикуйте его за неправильные ответы и обязательно поддерживайте на эмоциональном уровне.

Контрольная работа

Конспект занятия по словарной работе «Дружба и друзья» (вторая младшая группа)

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Музыка», Чтение Художественной Литературы.

Демонстрационный материал: паровоз, сундучок, рукавички, заяц, лиса.

Методические приемы: игровая ситуация, физминутка, чтение художественной литературы, рефлексия.

Словарная работа: друзья, грустный, веселый.

Цель: развивать элементарные представления о дружеских взаимоотношениях. Задачи:

1. образовательные - формировать дружеские отношения в коллективе, способствовать накоплению опыта доброжелательных отношений, отрицательное отношение к грубости.

2. развивающие - развивать разговорную речь детей, обогащать словарный запас.

3. воспитательные - воспитывать коммуникативные навыки, чувство сопереживания, положительные эмоции.

Ход занятия.

Дети зашли в группу, поздоровались с гостями. Воспитатель:

Дети, какое у вас сегодня настроение?

Покажите (улыбаются).

А можем мы свое настроение кому-нибудь подарить? (да).

Давайте мы свое хорошее настроение подарим гостям (дети дарят улыбки).

Дети, сегодня я хочу предложить вам путешествие на паровозе.

Вы поедете со мной? Садитесь все в вагончик.

Песня «Паровозик».

Паровоз, паровоз

Новенький, блестящий,

Он вагоны повез,

Будто настоящий.

Кто едет в поезде?

Наши ребятишки,

В гости поехали.

Воспитатель:

Ой. Что случилось? Почему наш паровоз встал, и музыка больше не играет? Давайте выйдем из вагончика и посмотрим.

Ой, кто это? (зайчик).

Давайте поздороваемся (здороваются).

Как вы думаете, какой зайчик? (грустный, печальный).

Почему вы так решили? (не улыбается).

Как вы думаете, кто его мог обидеть? (лиса, волк).

Давайте у него спросим?

Какая лиса?

Зайка, что же она сделала? (забрала рукавички).

Дети, можно их назвать друзьями? (нет).

Почему? (обидела, забрала рукавички).

Кто такие друзья?

Друзья - это те, кого любишь, кому рад, без кого скучаешь.

А можно нас назвать друзьями? (да).

Почему? (мы не обижаем, делимся игрушками).

Игра «Хорошо - плохо».

Обижать друг друга - плохо

Делиться игрушками - хорошо

Играть вместе - хорошо

Ссориться - плохо.

Воспитатель:

Ребята, а мы сможем зайке помочь? (можем).

Давайте найдем лису и вернем зайке рукавички.

Посмотрите, здесь дорожка, давайте по ней пойдем, посмотрим, куда же она нас приведет?

Физминутка.

Шли зайки, по дорожке поднимая ножки (шагают, высоко поднимая ноги). Хвостики прижали (идут вприсядку). Лапки вверх подняли (руки вверх). Вот перед нами ручеек, зайки прыг, зайки скок (прыгают). Дальше зайки в лес пошли, в гости к лисоньки пришли.

Сидит лиса, а в лапах у нее сундучок.

Простите меня, друзья, я больше никого не буду обижать (подает сундучок).

Воспитатель:

Вот чудесный сундучок,

Всем ребятам он дружок.

Очень хочется всем нам

Посмотреть, ну что же там?

Загляните в сундучок и посмотрите, что же там? (достают рукавички).

Ой, все рукавички перепутались, давайте поможем их разобрать.

Игра «найди пару» (дети находят пары разные по размеру, цвету, одни для зайца сделанные из белого меха).

«Найди дружка».

Воспитатель:

Ребята, мы играли, а про зайчика совсем забыли.

Нужно зайчика с лисичкой помирить.

Пойдем лисонька с зайчиком мириться.

Ребята, а как мы их будем мирить?

А может, мы им танец станцуем?

Танец «Помиримся»

Воспитатель:

Зайка с лисонькой помирились, как их можно теперь назвать? (друзьями).

А мы с вами тоже друзья? (да).

Давайте всем покажем, как мы умеем дружить (берут друг друга за руки).

А теперь нам пора, уезжаем детвора (дети садятся в вагончик).

Играет музыка: загудел паровоз и вагончики повез

Чу-чу-чу, чу-чу-чу, далеко я укачу.

Дети прощаются и уходят.

Конспект занятия «Подготовка к обучению грамоте» (старшая группа)

Тема: Подготовка к обучению грамоте. «Знакомство с согласными звуками [с],[с’], буквой С».

Цель: продолжить знакомство с согласными звуками [c], и буквой С; закреплять с детьми звуки [а], [у], [о], [м], а также буквы. Задачи:

1.Обучающие - учить детей делить слова на слоги, выделять звук С и определять его место в слове; закреплять обобщающее понятие «дикие животные и домашние животные»; учить подбирать к слову соответствующую ему звуковую схему; познакомить детей с ударным гласным звуком; учить детей читать и составлять слова.

2.Развивающие - развивать умение анализировать правильное написание буквы; развивать любознательность, внимательность, сообразительность, мышление.

3.Воспитывающие - воспитывать у детей интерес к животным; воспитывать у детей умение внимательно слушать друг друга.

Материал к занятию. Полотно с буквами, домики с гласными и согласными буквами, указка, иллюстрации с изображениями животных, схемы слов, рабочие тетради Астафьевой Е.О. «Играем, читаем, пишем» простые и цветные карандаши на каждого ребенка.

Ход занятия.

(Дети сидят полукругом)

Мы знаем, что есть звуки, которые можно долго и громко произносить - тянуть, при этом во рту ничего не мешает, нет преграды. Как называют такие звуки? (Гласные [а], [о], [у]).

Как называют звуки, которые произносятся при помощи губ, зубов, языка? (согласные [м], [х], [с]).

Сегодня мы продолжим знакомство со звуками [c], и буквой С, которая обозначает эти звуки.

Если приложить тыльную сторону ладони к горлу и произнести звук [c], то горло не дрожит. Звук произносится глухо и называется глухим согласным звуком.

Покажите, где живет глухой согласный? Он может произносится твердо (сахар, сом, Саша) и мягко (сено, Василек).

Придумайте слова со звуком [c] и .

А сейчас послушайте загадку:

Я катаюсь на нем до вечерней зари,

Но ленивый мой конь везет только с горы.

А на горку всегда сам пешком я хожу

И коня своего за веревку вожу.

Чтение слова «сани».

Какой первый звук в слове «сани»?

Это гласный или согласный?

Докажите. (Когда мы произносим, во рту мешают зубы и язык, но нельзя произнести громко).

Сколько слогов в слове? Как вы догадались? (В слове «сани» два гласных звука [а], [и], значит и два слога).

Какой первый слог в слове «сани»?

Составьте предложение с этим словом.

Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре -

Топаем ногами.

Раз, два, три, четыре -

Хлопаем руками.

Руки вытянуть пошире -

Раз, два, три, четыре.

Наклониться - три, четыре

И на месте поскакать

На носок, потом на пятку

Пять, шесть - за столы тихо сесть

(Дети сели за столы).

Каких животных называют домашними? Каких вы знаете?

Каких животных называют дикими?

Какие дикие животные живут в нашей республике РБ?

Давайте поиграем в игру «Кто лишний». (свинья, кошка, лиса, собака).

(Лиса лишняя, так как она - дикое животное, все остальные - домашние).

А теперь поиграем по-другому. Лишним будет животное, в названии которого нет звука [c] (кошка).

Эти схемы обозначают слова с различным количеством слогов: два три.

К какой схеме относится название каждого животного?

Откройте рабочие тетради.

Посмотрите, как правильно пишется слово собака. Расставьте гласные над слоговой схемой этого слова, поставьте ударение.

Напишите над схемой для двухсложного слова гласные О, А (либо И,А) и определите к какому слову будет относится эта схема: кошка или лиса. Поставить ударение.

В игру «Кто лишний?» можно поиграть еще и по-другому: учитывать количество слогов в слове. (Лишним будет слово собака, т.к в нем три слога, а в остальных по два).

Физминутка

А теперь следующая игра «Путешествие с буквой С».

Стрелки на рисунке обозначают путь, по которому мы пройдем в нашем путешествии; если при этом правильно произносить звуки, обозначенные буквами, то получатся слова. Важное условие надо тянуть произносимый звук, пока «идет» по стрелочке к следующему звуку (букве).

Найдите схему, соответствующую звуковому составу этого слова, запишите над схемой соответствующее слово, закрасьте схему. (ус, оса, сам, сом, суп, соки).

Подвести итог занятия

Конспект занятия по связной речи «В гостях у сказки» (подготовительная группа)

Цель занятия: развитие речи детей, через сочинение сказок по иллюстрациям, по названию, по набору игрушек. Задачи:

1 обучающие - учить связно, последовательно излагать ход придуманной сказки, используя зачины, повторы, присказки, концовки русских народных сказок; закрепить умение использовать в речи эпитеты, характеризирующие героев, использовать в речи диалоги; продолжать учить детей пересказывать по ролям сказку, передавая текст точно, последовательно, выразительно.

2 развивающие - развивать у детей творческое мышление, фантазию при составлении сказок по иллюстрациям, по сюжету, по названию сказки, по пословице, по набору игрушек.

3.Воспитательные - воспитывать умение понимать смысл пословиц.

Предварительная работа: чтение, рассказывание русских народных сказок; рассматривание иллюстраций к сказкам; просмотр мультфильмов по теме о русских народных сказок; проведение дидактических игр: «Узнай сказку по картинкам», «Чей головной убор?», «Из какой сказки герой» и т.д.; заучивание загадок; участие в интернет-конкурсе «Моя любимая сказка».

Оборудование: перфокарта, аудизапись, иллюстрации в форме слайдов, набор игрушек, настольный театр, телефон

Ход занятия.

Воспитатель:

Ребята, знаете ли вы, кто такие путешественники? А вы хотели бы ими стать? Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие, но чтобы узнать в какое, нужно отгадать зашифрованное слово на этой перфокарте. Мы будем отгадывать его по 1-м буквам слов, отгаданных вами загадок.

Красна девица грустна, ей не нравится весна.

Ей на солнце тяжко, слёзы льёт бедняжка - Снегурочка.

На сметане мешён, на окошке стужён.

Круглый бок, румяный бок, покатился - Колобок.

Всех излечит, излечит, добрый доктор - Айболит.

Она красива и мила, а имя её от слова зола? - Золушка.

Толстяк живёт на крыше, летает он всех выше - Карлсон.

В сказках он всегда простак, все зовут его дурак.

Но ум ещё покажет свой, этот сказочный герой - Иванушка.

Дети выполняют задание, читают слово, решают, куда отправятся в путешествие.

С

К

А

З

К

И

Звучит музыка. Воспитатель:

Эта музыка переносит нас в чудесный мир сказок. Мы отправляемся в путешествие по сказкам. (показ слайдов)

Кто живёт в сказках?

Как начинается сказка?

Какими словами заканчивается?

Что можно использовать, чтобы сказка была красивой (песенки, присказки, пословицы, поговорки)

Ребята, а какие присказки вы знаете? (показ слайдов)

«Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается»;

«Сказано-сделано».

Воспитатель:

А вы много знаете сказок? Сейчас проверим: (показ слайдов)

Загадывание загадок детьми.

Мышка дом себе нашла, мышка добрая была.

В доме том, в конце концов, стало множество жильцов.

Не лежалось на окошке, покатился по дорожке.

По тропе, шагая бодро, сами вёдра носят воду.

Отворили дверь козлята, и пропали все куда-то.

А дорога далека, а корзина нелегка.

Сесть бы на пенёк, съесть бы пирожок.

Колотил, да колотил по тарелке носом.

Ничего не проглотил и остался с «носом».

Воспитатель:

Вы хорошо знаете сказки. А сейчас вы сами будете придумывать разные сказки.

Выставляется иллюстрация (показ слайдов)

«Сказочная избушка»

Воспитатель:

У меня в руках волшебное колечко. Мы будем произносить слова, и у кого окажется колечко, тот и будет рассказывать сказку.

Ребёнок по иллюстрации составляет сказку.

Воспитатель:

Молодец, хорошую придумал сказку

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА - «В темном лесу есть избушка»

В темном лесу есть избушка - дети шагают

Стоит задом наперед - дети поворачиваются

В этой избушке есть старушка - Грозят пальцем

Бабушка Яга живет - грозят пальцем другой руки

Нос крючком, - показывают пальчиком

Глаза большие - показывают

Словно угольки горят- покачивают головой

Ух, сердитая какая! - бег на месте

Дыбом волосы стоят -руки вверх

Воспитатель:

Выставляется иллюстрация леса (показ слайдов) и набор игрушек: белка, ёжик, мишка.

Воспитатель:

Надо придумать сказку по игрушкам.

Покатилось, покатилось, светлое колечко

Покатилось, покатилось, с нашего крылечка.

Кто колечко возьмёт, тот и сказку начнёт.

Ребёнок составляет сказку по игрушкам.

Воспитатель:

Молодец. Давайте продолжим наше путешествие. Я вам предлагаю придумать сказку

В этом разделе представлены уроки и занятия , помогающие детям научиться правильно и красиво говорить. Уроки развития речи стимулируют речевую активность детей, способствуют развитию речи ребенка.

На сайте сайт представлено 23 занятия по развитию речи детей.

Преподаватели начальных классов отмечают, что многие дети с трудом строят фразы, часто не умеют грамматически правильно оформить предложение, имеют бедный словарный запас. Такие недочеты не заметны дома, но выявляются на уроках в школе. Это связано с недостаточным уровнем развития речи.

Для того, чтобы предотвратить эти трудности, необходимо развивать речь ребенка в дошкольном возрасте. В наших уроках по развитию речи вы можете найти задания разной степени сложности. Если у ребенка что-то не получается, помогайте ему, подсказывайте.

Все занятия по развитию речи написаны доступным языком, задания даются в игровой форме, сопровождаются красивыми иллюстрациями, которые заинтересуют любого малыша.

Все занятия были проверены и одобрены практикующим педагогом по дошкольному образованию О.А.Воловской.

Ребенок знакомится с живыми и неживыми предметами (одушевленными и неодушевленными), учится составлять предложения со словами, отвечающими на вопрос: "Кто?" или "Что?".


Ребенок учится составлять предложения со словами, отвечающими на вопрос "Чего?". Он еще пока не знает, что такое родительный падеж, но правильно склонять слова уже может.


Ребенок учится составлять предложения со словами, отвечающими на вопрос: "Кого?". Урок сопровождается большим количеством красочных фотографий животных.


Ребенку в игровой форме предлагается составить множество предложений со словами, отвечающими на вопросы дательного падежа: "Кому, чему?"


Составляем множество предложений со словами, отвечающими на вопросы творительного падежа: "Кем, чем?", вспоминаем сказку про Колобка


Составление предложений со словами, отвечающими на вопросы: "О ком, о чем, в чем, на чем?", использование предлогов "на" и "в" в зависимости от ситуации.


Животные и их детеныши - как правильно называть животных в мужском роде, женском, и их детенышей. Множество очень интересных фотографий зверей с их детками.


Подбираем уменьшительные и ласковые слова к одушевленным и неодушевленным предметам: различным животным, вещам, фруктам, ягодам.


Изучаем множество разных прилагательных и овощей, подбираем слова-описания к овощам и овощи к прилагательным. Ищем сходства и различия предметов.


Еще множество прилагательных к самым различным предметам: животным, фруктам, ягодам, посуде.


Ребенку в игровой форме предлагается составить сначала предложения, а потом небольшие рассказы по картинкам. Усложнение идет постепенно, объясняется разница между рассказом и коротким предложением


Начинаем изучать глаголы, правильно подбирать окончания глаголов к женскому, мужскому, среднему роду, словам во множественном числе. Придумываем действия животным и животных к действиям.


Изучение различных предлогов: "на, под, в" и т.д. Определение по картинкам что было вначале, что потом, что в конце, составление рассказа по нескольким картинкам


Множество длинных и коротких слов, ребенок учится определять - длинное слово или короткое, придумывать свои слова.



Повторение геометрических фигур, цветов, составление рассказа по картинке



Изучаются животные Африки, Австралии, составляются небольшие рассказы про них.



Составление рассказов по картинкам с кошками. Много интересных забавных фотографий кошек.



Учимся рассказывать какая на улице погода, какая погода была вчера и какая будет завтра. Рассматриваются варианты: светит солнце, идет дождь, на улице гроза, на улице идет снег.

Рекомендуем почитать

Наверх