Конспект логопедического занятия «Звуки —. Занятие по логопедии: «Различай звуки З-С Парасигматизмы могут быть

Печи 16.04.2024
Когда все звуки (и свистящие, и шипящие, и аффрикаты) поставлены и автоматизированы , нужно приложить некоторые усилия к тому, чтобы они не смешивались в речи ребенка, не путались, особенно это касается случаев так называемого полиморфного нарушения звукопроизношения, при котором у ребенка было нарушено произношение многих звуков разных групп. После того как звуки отдифференцированы в определенных парах, нужно научить ребенка различать их в различных упражнениях.
Предложите ребенку повторить слоговые ряды:

жа-за-ша-са

шу-жу-зу-су

сы-жи-ши-зы

аз-аш-ас-аз

ос-ож-оз-ош

уз-уш-уж-ус

ажа-аза-аса-аша

ужу-узу-ушу-усу

ошо-осо-ожо-озо

жво-шво-сво-зво

сну-шну-жну-зну

злы-жлы-слы-шлы

ча-ца-ша-са

шу-жу-чу-щу

сы-цы-ши-чи

ач-аш-ас-ащ

ос-оч-ощ-оц

ущ-уш-уч-ус

ажа-аза-ача-аца

ужу-уцу-ушу-ущу

ошо-осо-оцо-ощо

чво-шво-цво-зво

сну-цну-жну-чну

цлы-жлы-члы-шлы

Произносите поочередно звуки [ш], [ж], [с], [з], [ц], [ч], [щ], а ребенку предложите показать картинку, в названии которой есть названный звук:


жа, ша, са, за, ча, ца, ща:

гру..., кури..., зада..., бороди..., колба..., берё..., ду..., больни..., встре..., лы..., ручи..., мимо..., ли..., ка...
жи, ши, сы, зы, цы, чи, щи:

ули..., пла..., ужа..., шала..., гара..., моро..., пле..., ланды..., зака..., кле..., леден..., воло..., эта..., вра...
жок, шок, сок, зок, чок:

дру..., крю..., голо..., гор..., огры..., творо..., стари..., ку..., ме..., гла...
жик, шик, чик, щик:

маль..., но..., ёр..., свар..., я..., паль..., ры..., гро...
цо, чо, со:

коль..., пле..., мя..., коле..., хар..., крыль...



Предложите ребенку показать на парных картинках, где:






Предложите ребенку повторить пары слов:

щель - цель

чумка - сумка

качка - каска

чётки - щётки

шок - сок

жесть - честь

качель - кашель

кружок - крючок

плач - плащ

пальчик - пайщик

ножка - ночка

цель - щель

цокот - шёпот

цирк - чирк

цоколь - сокол
Предложите ребенку повторить предложения:

У девочки на пальце золотое колечко с красным камушком.

Большая ящерица съела золотистую бабочку.

Гоша, Света и Зоя читают сказку про чудовище.

Наша дача находится далеко от станции в густом лесу.

Ночью за печкой пищал сверчок и жужжал жук.

Женя горько заплакал, потому что не справился с решением задачи.

Дедушка закрыл дверцу на щеколду и на крючок.

Положи сачок на шкаф и покажи нам бабочку.

Мама ищет сумку и ключи, которыми надо закрыть ящик со спицами.

Ученица читает хорошо, а пишет еще лучше.

Лошадь везла повозку, украшенную бубенцами и колокольчиками.

Курица утащила червяка под навес и угостила цыплят.

У свиньи густая жесткая щетина, а вместо носа - пятачок.
Предложите ребенку придумать предложения по картинкам:

Мальчик чистит зубы щеткой.

Мышка спряталась за чашкой.

Цыплята ищут червяков, а курица клюет зернышки.

М

альчики на улице запускают воздушных змеев.

са-са, ша-ша, ча-ча - санки, шарик, чайка

со-со, шо-шо, чо-чо - соки, шёпот, чёлка

су-су, шу-шу, чу-чу - сумка, шутка, чурка

сы-сы, ши-ши, чи-чи - сырник, шины, чипсы

са-са, ша-ша, ча-ча - лиса, кушак, очаг

со-со, шо-шо, чо-чо - песок, мешок, учёт

су-су, шу-шу, чу-чу - сосуд, Мишук, каучук

сы-сы, ши-ши, чи-чи - усы, пошив, мечи

ца-ца, ша-ша, ча-ча - цапля, шайба, чарка

цо-цо, шо-шо, чо-чо - цоколь, шорох, чётки

цу-цу, шу-шу, чу-чу - цугом, шутка, чудо

цы-цы, ши-ши, чи-чи - цыпки, шило, читка

ца-ца, ша-ша, ча-ча - овца, душа, печаль

цо-цо, шо-шо, чо-чо - лицо, пушок, плечо

цу-цу, шу-шу, чу-чу - к лицу, пишу, ворчун

цы-цы, ши-ши, чи-чи - гонцы, кувшин, почин

ща-ща, ша-ша, ча-ча - щавель, шарик, чаща

що-що, шо-шо, чо-чо - щёголь, шорник, чёбот

щу-щу, шу-шу, чу-чу - щука, шурин, чубчик

щи-щи, ши-ши, чи-чи - щипцы, шифер, чирей

ща-ща, ша-ша, ча-ча - праща, лошак, причал

що-що, шо-шо, чо-чо - ещё, крюшон, начёс

щу-щу, шу-шу, чу-чу - прищур, дышу, молчун

щи-щи, ши-ши, чи-чи - ямщик, аршин, врачи

жи-жи, зы-зы, цы-цы - жилка, зыбка, цыпки

жо-жо, зо-зо, цо-цо - жёлтый, зонтик, цокот

жу-жу, зу-зу, цу-цу - ажур, ползун, к лицу

жа-жа, за-за, ца-ца - жаба, зала, царь

жи-жи, зы-зы, цы-цы - ужи, тазы, птенцы

жо-жо, зо-зо, цо-цо - лужок, дозор, кольцо

жу-жу, зу-зу, цу-цу - кунжут, лизун, к бойцу

жа-жа, за-за, ца-ца - вожак, базар, пыльца
Предложите ребенку повторить:

ша-ша-ша, ча-ча-ча, ща-ща-ща - в камышах паучата пищат

шо-шо-шо, чо-чо-чо, що-що-що - есть пушок у волчонка ещё

шу-шу-шу, чу-чу-чу, щу-щу-щу - малышу я чулочки тащу

ши-ши-ши, чи-чи-чи, щи-щи-щи - не спеши, помолчи, подтащи

са-са-са, ча-ча-ча, ца-ца-ца - Саня чаем поила отца

со-со-со, чо-чо-чо, цо-цо-цо - Соня мыла плечо и лицо

су-су-су, чу-чу-чу, цу-цу-цу - сумку я подкачу молодцу

сы-сы-сы, чи-чи-чи, цы-цы-цы - сын учил стихи про огурцы
Разучите с ребенком чистоговорки и стихи:

Почему ты черен, кот?

Лазил ночью в дымоход.

Почему сейчас ты бел?

Из горшка сметану ел.

Почему ты серым стал?

Пес в пыли меня валял.

Так какого же ты цвета?

Я и сам не знаю это.

В. Левановский
Нет, не просто подарили,

В день рожденья подарили

Очень славного щенка!

Он малюсенький пока...

Он идет смешной-смешной,

Путается в лапах.

Подрастет щеночек мой -

Он поправдашний, живой.

И. Токмакова
Бежит ежик

Вдоль дорожек

Да скользит на льду.

Говорит ему лисица:

Дай, переведу.

Отвечает серый ежик:

У меня две пары ножек.

Сам я перейду!

С. Маршак
Булки, сайки, калачи,

Не шалите вы в печи!

Сильным жаром пышет печь,

Надо корочку беречь.

Ну, румяньтесь, не шалите!

А не то вы подгорите.

Будете, бедняжки,

Просто замарашки.

Напугаете народ,

И никто вас не возьмет.

О. Дриз
Месяц заблудился

У косматой чащи.

Рогом зацепился

За сучок торчащий...

Понял, что попался...

И над спящим лугом

До утра качался,

Бледный от испуга.

Т. Золотухина

Чуть побольше рукавички

Подарили мне щенка,

Он пока что с непривычки

Я придвинул ближе плошку.

Хорошо пошел урок.

Лижет плошку мой щенок.

А. Шлыгин
У котенка шерстка гладкая,

И она, наверно, сладкая,

Потому что Васька рыжий

Часто-часто шерстку лижет.

Р. Селянин

Заключение

Итак, дорогие читатели, вы подошли к концу нашей книги. Значит, у вас хватило терпения и времени ознакомиться с предложенным автором материалом. А может быть, вы уже начали выполнять упражнения? И это, наверное, оказалось непросто. Но разве любящих родителей остановят трудности, когда нужно помочь своему ребенку? И мы надеемся, что наш опыт, знания помогут вам преодолеть все преграды и наш совместный труд не пропадет даром.

Успехов вам!

Как развивается речь? 6

Почему ребенок неправильно
произносит звуки? 9

Проверяем звукопроизношение 13

Учимся слышать и различать звуки речи 35

Узнавание и различение неречевых звуков 35

Различение на слух длительности звучания, темпа, ритма, громкости, высоты голоса 37

Узнавание и различение слов, близких по звуковому составу 40

Различение и дифференциация слогов 46

Узнавание и дифференциация звуков 49

Развитие фонематического (звукового) анализа 70

Гимнастика для правильного произношения 81

Упражнения для губ 83

Упражнения для нижней челюсти 84

Упражнения для языка 84

Упражнения для мягкого нёба 85

Жевательные упражнения 85

Развиваем речевое дыхание 86

Дыхательные упражнения 86

Исправляем нарушения звукопроизношения 88

Исправление недостатков звукопроизношения 90

Нарушения произношения звуков [с] и [з] 90

Исправление нарушений произношения звуков [с] и [з] 91

Закрепление (автоматизация) звуков [с] и [з] 93

Закрепление (автоматизация) звука [с] 94

Закрепление (автоматизация) звука [с"] 100

Закрепление (автоматизация) звука [з] 104

Закрепление (автоматизация) звука [з"] 109

Нарушения произношения звуков [ш] и [ж] 111

Исправление нарушений произношения звуков [ш] и [ж] 112

Закрепление (автоматизация) звука [ш] 114

Закрепление (автоматизация) звука [ж] 119

Нарушения произношения звука [ц] 124

Исправление нарушений произношения звука [ц] 125

Закрепление (автоматизация) звука [ц] 126

Нарушения произношения звука [ч] 130

Исправление нарушения произношения звука [ч] 132

Закрепление (автоматизация) звука [ч] 134

Нарушения произношения звука [щ] 141

Исправление нарушений произношения звука [щ] 142

Закрепление (автоматизация) звука [щ] 144

Нарушения произношения звука [л] 148

Исправление нарушений произношения звука [л] 149

Нарушения произношения звука [л] 151

Исправление нарушений произношения звука [л] 152

Закрепление (автоматизация) звука [л"] 155

Нарушения произношения звука [р] 160

Исправление нарушений произношения звука [р] 161

Исправление нарушений произношения звука [р"] 165

Закрепление (автоматизация) звука [р] 165

Закрепление (автоматизация) звука [р"] 171

Чтобы звуки не смешивались 176

Дифференциация звуков [с-ш], [з-ж] 176

Дифференциация звуков [з-ж] 181

Дифференциация звуков [ш-ч] 186

Дифференциация звуков [ч-ц] 192

Дифференциация звуков [с-ц] 196

Дифференциация звуков [ч-т"] 201

Дифференциация звуков [ц-т"] 205

Дифференциация звуков [л-р] 210

Дифференциация звуков [з-с] 216

Дифференциация звуков [ж-ш] 221

Дифференциация звуков [с-ш-ж-з-ц-ч-щ] 226

Как научить ребенка правильно говорить звук с и другие свистящие звуки: артикуляционная гимнастика, постановка звука с, видео — демонстрация простых и доступных способов постановки звука с, песенки со звуком с.

Многие дети ошибочно произносят трудный для них звук С и другие свистящие звуки (сь. з, зь, ц). Они могут пропускать этот звук или заменять его на другие звуки.
В норме речевого развития к пяти годам дети правильно произносят все звуки родного язык а (за исключением, может быть, звука р, который может появиться чуть позже – в 5,5 лет). Но сейчас редко кто из детей достигает этой нормы. В чем причина?
1. Раньше в каждом детском саду с трех лет и до выпуска из детского сада регулярно проводилась артикуляционная гимнастика со всеми детьми до завтрака, а вечером – индивидуальные упражнения с детьми, которые затрудняются в звукопроизношении. И это делал не логопед, а самый обычный обученный воспитатель! И это были не единичные комплексы, упражнения и игры, а строго обоснованная система обучения речи и произношению звуков. Потому что без системы задачи не решить. Сейчас это уже история, и редко где можно встретить так четко и последовательно выстроенную систему работы воспитателя по звукопроизношению с малышами. Наверное, именно поэтому у современных детей больше проблем с речью.
2. Сейчас намного меньше внимания родители обращают на речь малышей. Часто от ребенка требуют лишь показать что-то: «Где Сатурн? Где Юпитер? Где Эрмитаж?», а не умения выразить СВОИ мысли, СВОИ чувства. Очень часто я слышу: «Да какая разница как он говорит. Главное – понять его можно, и все!». Но ведь речь – это средство самовыражения, общения, познания. И от ее развития зависит успешность всех видов деятельности человека.

Ребенок неправильно произносит звук с и другие свистящие звуки. Что делать?

Как помочь ребенку, если он неправильно произносит звук с и других свистящие звуки? Могут ли родители помочь малышу?
Как правильно, родители ждут 5-летнего возраста и ведут затем малыша к логопеду. Хотя иногда достаточно одного толчка, который вызовет правильный звук у ребенка и поможет закрепить его в речи, не дожидаясь пятилетнего возраста. И этот «толчок» нужно делать не в 5-6 лет, когда уже опоздали, а гораздо раньше – в 4-летнем возрасте. А самое главное, что чтобы дать такой толчок совсем не нужно быть экспертом-специалистом! Нужно только знать точную технологию обучения малышей звукопроизношению и ее нюансы.
Для формирования у детей правильного произношения всех звуков родного языка в детских садах проводятся специальные занятия по звукопроизношению для всех детей (Примечание — даже не в логопедических детских садах, а в самых обычных садиках должны регулярно проводиться занятия по звукопроизношению). Если же таких занятий по каким-либо причинам нет, то и дома можно помочь малышу.
Я знаю многих мам и бабушек, которые живя вдали от логопеда, сами справились с проблемой трудных звуков и помогли своим малышам. И знаю многих воспитателей, которые умеют предупредить нарушения речи и помочь ребенку правильно заговорить и научиться выговаривать все звуки родной речи. Все мы в силах помочь малышу и подсказать ему правильный путь!
Но хочу предупредить:
Если у ребенка нет сложных нарушений речи, то тех приемов, о которых я расскажу в этой статье, будет достаточно. И он обрадует и Вас, и себя вдруг появившимся в его речи правильным звуком с или з. И таких детей много! Останется лишь задача сделать правильное произношение звука автоматическим, т.е. автоматизировать правильное произношение данного звука.
Но если у ребенка нарушены все звуки, он делает много грамматических ошибок, речь его невнятная, он говорит с трудом, то без логопеда не обойтись. И чем раньше Вы обратитесь к специалисту, тем лучше будут результаты.
Все артикуляционные упражнения полезны не только детям, у которых звукопроизношение нарушено, но всем дошкольникам, т.к. они развивают артикуляционный аппарат, делают его более подвижным, гибким, учат управлять им осознанно.

Этапы работы над звуком.

Работа над новым звуком, который ребенок неправильно произносит, включает в себя ряд этапов:
1. Уточнение движений органов артикуляционного аппарата , нужных для произнесения данного звука, тренировка движений артикуляционного аппарата — артикуляционная гимнастика,
2. Появление звука — постановка звука,
3. Усвоение звука — закрепление правильного произношения звука в речи ребенка (изолированно, в слогах, в словах, во фразах и текстах – стихах, рассказах, играх, потешках). Я расскажу обо всех этих этапах подробнее.

Первый этап. Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков (с, сь, з, зь, ц)

Как правило, у ребенка, не говорящего звук с или неправильно его произносящего, нарушено и звукопроизношение других свистящих звуков (к свистящим звукам относятся звуки с, з, ц и мягкий вариант звуков – сь, зь). Одной из причин неправильного произношения звука является недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата. Поэтому для правильного произношения нужна особая «регулярная тренировка-зарядка» – артикуляционная гимнастика.
В комплекс артикуляционной гимнастики объединяются упражнения, которые готовят строго определенные движения артикуляционного аппарата и положения языка, губ, нужные для данной группы звуков, вырабатывают правильную воздушную струю. Поэтому я очень не рекомендую мамам, папам, бабушкам, дедушкам придумывать свои комплексы артикуляционной гимнастики из разных книг и из Интернета. Ведь все комплексы артикуляционной гимнастики составлены отнюдь не случайным образом! Нельзя формировать одновременно противоположные друг другу движения, поэтому в комплексе артикуляционной гимнастики все упражнения дополняют друг друга и нацелены на одну цель – одну группу звуков!
Артикуляционная гимнастика должна выполняться ежедневно без перерывов. Самое удобное время – перед завтраком утром. На проведение такой гимнастики требуется всего лишь 3-5 минут Вашего времени.
Каждый раз артикуляционная гимнастика проводится в игровой форме – в форме сказки или рассказа, сопровождаемого упражнениями. Вот здесь Ваша фантазия приветствуется – Вы можете придумать любой сюжет, в который включите данные упражнения, и менять сюжет и героев в соответствии с интересами Вашего малыша!

Советы по проведению артикуляционной гимнастики — это важно знать и выполнять:

За один раз выполняется обычно 2-3 упражнения. Каждое упражнение выполняется многократно.
Если Вы добавляете в комплекс новое упражнение , то оно только одно, а все другие упражнения должны быть к этому времени уже знакомы ребенку.
Если ребенку трудно даются старые знакомые ему упражнения , то новое упражнение не вводится, а закрепляются старые. Но закрепление идет в новой для ребенка форме – в новом сюжете, с новыми героями.
Артикуляционную гимнастику надо делать сидя перед зеркалом – Вы сидите рядом с ребенком лицом к зеркалу и показываете все движения, ребенку хорошо видно Ваше лицо.
Обязательно нужно следить за симметрией лица при выполнении движений гимнастики (движения ребенка должны быть симметричны левой и правой половине лица). Это хорошо видно ребенку в зеркало, и он может отследить, правильно ли он выполняет движение.
Нужно следить во время артикуляционной гимнастики за точностью, плавностью движений, давать ребенку четкие критерии правильности и неправильности выполнения упражнения, исправлять его ошибки, следить за отсутствием лишних побочных движений, за хорошим темпом гимнастики и умением переходить от одного движения к другому. Если же просто формально проводить упражнения, то их проведение бесполезно или малополезно! Ведь артикуляционная гимнастика не зря так называется. Это действительно «гимнастика», в которой важна правильность движений, а не просто игра с язычком! По аналогии: если Вы будете просто лениво крутить руками, то это не будет физкультура или фитнес и не будет иметь хорошего результата для Вашего здоровья! Так же и в артикуляционной гимнастике. Для результата важно качество движений, а не любое движение само по себе.
Упражнения артикуляционной гимнастики, если их выполнять правильно и точно, не легки для большинства детей. Поэтому ни в коем случае не ругайте ребенка, не горюйте, что у него не получается с первого раза. Всему нужно учиться! И есть один жизненный закон — всё то, что развивают, развивается! Поэтому всё у Вас еще впереди! Похвалите малыша за то, что у него уже получается – уже можешь делать язык широким, твой язычок уже стал быстро двигаться и т.д.

Подготовительный комплекс артикуляционной гимнастики включает упражнения, нужные для произношения любых звуков. Именно с такого подготовительного комплекса лучше всего начать заниматься в детском саду или дома артикуляционной гимнастикой. Базовый вариант такого комплекса, который можно начать делать дома:
Улыбка и удержание губ в улыбке. При этом передние зубы обнажены и хорошо видны.
Трубочка. Вытягивание губ вперед трубочкой. При этом движении двигаются только губы!
Колечко. Губы в форме колечка.
Чередование: улыбка – колечко – трубочка.
Спокойное открывание и закрывание рта , губы в улыбке. Не должно быть других лишних движений!
Язык широкий.
Язык узкий.
Чередование: язык широкий – язык узкий.
Подъем языка за верхние зубы.
Чередование движений языка вверх – вниз.
Чередование движений языка при опущенном вниз кончике языка: отодвинуть язык вглубь рта – приблизить к зубам.

Если ребенку легко даются эти движения, то можно сразу же переходить к комплексу для свистящих звуков. Если же есть затруднения, то нужно тренировать базовые движения из подготовительного комплекса. Если ребенок не может сделать упражнение с чередованием «улыбка – колечко – трубочка», то очень советую проконсультироваться с логопедом.

Комплекс артикуляционных упражнений для свистящих звуков с. з, ц (Разработан Фомичевой М. В.).

Полезные советы:

  • В каждом упражнении я даю описание движений и типичных ошибок (см. «На что надо обратить внимание»). После описания Вы найдете видео всех упражнений.
  • Сначала выполните все эти упражнения сами перед зеркалом, обращая внимание на все нюансы, освойте их, а потом уже разучите их с детьми.
  • Никогда не ругайте ребенка за ошибку, просто покажите еще раз сами правильный вариант выполнения упражнения, акцентировав внимание на нужном нюансе, опишите ребенку словами, как надо выполнять движений, за чем следить. Дети совершенно спокойно относятся к «ошибкам веселого язычка» и с удовольствием «учат» его делать движения правильно.

Упражнение 1. Загнать мяч в ворота.

Наша задача: в этом упражнении ребенок будет учиться направлять длинную направленную струю воздуха.
Выполнение упражнения:
Положите на стол два кубика – это ворота. И рядом с воротами на стол перед ребенком положите ватный шарик. Ребенок вытягивает вперед губы трубочкой, дует на шарик и пытается загнать его в ворота из кубиков.

Щеки не надувать! Малыш может придержать их руками, чтобы проконтролировать себя.
Струя воздуха должна быть длительной и без перерывов – один длинный выдох.

Упражнение 2. Накажи непослушный язычок.

Наша задача: научить ребенка удерживать язык широким и расслабленным. И продолжать вырабатывать направленную воздушную струю.
Выполнение упражнения:
Ребенок, приоткрывая рот, кладет язык на нижнюю губу и, пошлепывая губами, произносит пя-пя-пя. Затем он открывает рот и держит язык расслабленным, широким и лежащим на нижней губе.
Я не люблю «наказывать» с детьми язычок, который и так старается изо всех сил заниматься, поэтому делаю это упражнение с малышами в другом сюжете – язычок отдыхает и поет песенку пя-пя-пя. Или предлагаю ребенку сделать массаж язычку: пя-пя-пя. Вы можете придумать и свой сюжет.
На что надо обратить внимание:
Края языка касаются уголков рта – язык действительно очень широкий.
Похлопываем язычок губами несколько раз на одном выдохе, при этом струя воздуха идет плавно, не прерываясь, без задержки дыхания.
Ребенок может проверить правильность выполнения упражнения так — поднесите к его рту ватку, и она будет отклоняться. Детям такая самопроверка всегда очень нравится.

Упражнение 3. Широкий язычок – блинчик.

Наша задача: мы будем учить ребенка удерживать язык в спокойном расслабленном состоянии.
Выполнение упражнения:
Нужно улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в этом состоянии под счет от одного до пяти – десяти. Попробуйте сначала сами!
На что надо обратить внимание, следя за выполнением упражнения в зеркале:
Губы не должны быть в напряженной улыбке – гримасе, они должны быть расслаблены в улыбке.
Нижняя губа не должна подворачиваться.
Язык не должен «убегать» далеко – он просто прикрывает нижнюю губу.
Боковые края языка касаются уголков рта – он расслаблен.
Если упражнение не получится, то надо продолжать делать предыдущее – «накажи язычок». А к этому упражнению вернуться позже.

Упражнение 5. Кто дальше загонит мяч?

Наша задача – мы будем отрабатывать правильную воздушную струю – воздух идет посередине языка, струя воздуха плавная, длительная, непрерывная.
Выполнение упражнения:
Вам понадобится ватка, которую мы будем пытаться загнать подальше. Ватка – это наш «мяч». Нужно улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Далее произносить долго звук ф. И сдуть ватку на противоположный край стола.
На что надо обратить внимание:
Нижняя губа не должна натягиваться на нижные зубы.
Щеки не надувать!
Произносить надо звук ф, а не х – именно при звуке ф струя воздуха узкая, как нам и требуется.

Упражнение 6. Почистим зубы.

Наша задача: мы будем учить ребенка удерживать кончик языка за нижними зубами – это требуется для произношения свистящих звуков.
Выполнение упражнения:
Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка почистить нижние зубы. Делать сначала движения языком из стороны в стороны, а затем снизу вверх.
На что надо обратить внимание:
Губы в улыбке и неподвижны в течение всего упражнения.
При движении из стороны в стороны язык находится у десен, а не у верхнего края зубов.
При движении снизу вверх, кончик языка должны быть широким и двигаться от корня зубов вверх.

Иногда взрослым артикуляционная гимнастика кажется занудной и неинтересной. Но не для детей! Знаю по собственному опыту, что детям очень нравится смотреть на себя в зеркало, «учить непослушный язычок» и совершенствовать технику выполнения упражнения. Причем всем детям! А если сюжет упражнений менять тогда интерес к ним остается всегда очень большим, и есть своеобразная интрига – что новое будет в этот раз? Ведь сам малыш видит наглядно свои результаты, видит, что у него с каждым разом движение получается всё лучше и лучше, всё точнее и точнее. А еще таким образом малыш исследует самого себя, строение своего тела, что тоже очень увлекает дошкольников.

Сколько времени потребуется на подготовительную работу, сказать заочно просто невозможно. Для одного ребенка достаточно трех раз, для другого – неделю, для третьего – месяц. Но чем лучше развиты органы артикуляционного аппарата, тем быстрее малыш научится произносить правильно все звуки. Поэтому «жалеть» на это времени и спешить не стоит!

Выполнение упражнений комплекса артикуляционной гимнастики для свистящих звуков Вы можете увидеть в видео ниже.

Видео. Артикуляционная гимастика для свистящих звуков (с, з, ц)

Второй этап. Постановка звука.

На втором этапе те дети, кто правильно произносит звук с, уточняют его артикуляцию и произношение, закрепляют свои умения. Те же дети, которые не умели его выговаривать, учатся произносить данный звук – «свистеть».
Очень важно, чтобы ребенок осознавал правильность артикуляции звука и мог себя сам проверить. Это возможно уже с 4 лет. И на занятиях по развитию речи всех детей этому обучают (по крайней мере, должны обучать даже в самом обычном детском саду).
Зачем нужны эти знания и умения детям с хорошим звукопроизношением? Для развития у них умения сознательно управлять органами артикуляционного аппарата, для уточнения и закрепления правильного произношения, для более четкой и быстрой работы органов артикуляции, для хорошей подвижности органов артикуляционного аппарата. Все эти умения развиваются постепенно и требуют тренировки.

В 4 года ребенок узнает как работают при произношении звуков зубы, губы, язычок в форме сказки – игры «Сказки Веселого язычка».

С 5 лет можно объяснять детям правильную артикуляцию звука уже в привычной нам форме (без сказки) и задавать малышу вопросы: «Как работает ротик? Что делает язычок» и т.д. В старшем дошкольном возрасте уже важно не просто сделать движение и уметь рассказать о правильном выполнении упражнения, но и следить за плавностью и точностью движений, за быстрой переключаемостью к новому движению, за легкостью движений.

Артикуляционную гимнастику с детьми любого возраста можно заканчивать упражнением или игрой со звукоподражанием с данным звуком, которые Вы найдете ниже.

При постановке звука малыш узнает и правильную артикуляцию звука.

Правильная артикуляция звука с.

При правильном произнесении звука с:
Ротик улыбается (углы рта слегка оттянуты),
Зубы сомкнуты,
Кончик языка упирается в нижние резцы (т.е. находится внизу, а не вверху),
Передняя часть спинки языка приближена к альвеолам и образует щель с ними (дети знают альвеолы как «бугорки» на небе, вверху рта),
Посередине языка при произнесении звука образуется желобок, по которому идет воздух.
В отличие от шипящих звуков при произнесении свистящих звуков струя воздуха холодная ! Для того, чтобы определить, какая струя воздуха идет из ротика, нужно поднести ко рту руку ладошкой вниз. Сами произнесите в таком положении звук Ш, а потом звук С, и Вы увидите разницу. Можно показать малышу это различие, подув на его руку при произнесении этих двух звуков. А потом он сам с удовольствием поэкспериментирует, как у него получается – холодная струя воздуха или нет.

Для четырехлетних детей можно провести постановку звука С в форме игры. Предложите малышу покататься на велосипеде. Для этого нам нужно накачать воздухом шины, которые немного спустили воздух. Будем работать насосом и накачивать шины воздухом: ссссс. Покажите сами, как «работает насос» – ссс (покажите артикуляцию этого звука, чтобы ребенок четко видел Ваше лицо). Спросите ребенка: какое положение губ, когда насос свистит? (В улыбке). Видны ли зубы? (Да). Где находится кончик языка? (Внизу, спрятался за нижние зубы). Какой воздух идет – прохладный или горячий? (Прохладный) – поднесите тыльную часть кисти руки ко рту. Сравните со звуком Х – когда воздух теплее при звуке Х или звуке насоса С?
Предложите ребенку «взять насос» (пантомима — воображаемое действие) и «накачать шины насосом» — посвистеть сссс.
Очень часто даже такого уточнения правильного звукопроизношения звука С в игре в «Насос» бывает достаточно, чтобы четырехлетний ребенок начал произносить звук правильно!

Бывает, что «игры в насос» недостаточно и нужно уточнить артикуляцию звука индивидуально, перед зеркалом. При постановке звука по подражанию можно предложить малышу подуть на слегка высунутый широкий язык, подражая Вам. После этого нужно перевести язык за нижние зубы. «Посмотри, где у меня лежит язычок. Ты видишь зубы? Сделай так же. Улыбнись, чтобы были видны зубы. Прижми широкий язык к передним зубам вверху. Молодец! А теперь прикрой рот и давай подуем. Поднеси руку к подбородку – чувствуешь, как воздух идет?» Приложите ватку к подбородку ребенка так, чтобы на нее попадала струя воздуха. Если ребенок дует слабо, то попросите его подуть сильнее, но щеки не надувать. Так по подражанию у ребенка получится правильный звук с. Повторите такой звук 5-6 раз с паузами.

Не нужно рассчитывать, что появившийся по подражанию звук С сразу же появится в речи ребенка. Для ребенка это всего лишь — звук насоса в игре! Даже на следующий день малыш уже может всё забыть, и Вам придется показать упражнение по постановке звука снова. И попросить его посвистеть как насос, пошуметь как пылесос, подуть и засвистеть как ветер и т.д. Для того, чтобы звук с вошел в речь ребенка, нужны игры и игровые упражнения для его автоматизации, о которых я рассказу в следующей статье. Ведь просто так повторять слова и фразы со звуком малышу совсем не интересно! А еще нужно научить ребенка различать близкие и похожие друг на друга звуки, чтобы их не путать в речи. Об этом мы тоже поговорим в продолжении этой статьи.

А в конце я хочу предложить Вам два видео о постановке свистящих звуков с демонстрацией простых и доступных приемов.

Как научить ребенка 3-4 лет правильно говорить свистящие звуки С и З? Видео

Если у ребенка хорошо получаются движения артикуляционной гимнастики, то, как правило, несколько нехитрых приемов позволяют ему практически сразу научиться правильно говорить свистящие звуки с и з. О том, как можно научить ребенка дома правильно говорить звук с и исправить его произношение, Вы узнаете из видео Ирины Денисовой. Она делится некоторыми профессиональными логопедическими секретами с родителями.

Если Вам удалось успешно вызвать звук, то остается лишь автоматизировать его правильное произношение в слогах, словах и фразах. Об играх и упражнениях для автоматизации звуков С и СЬ в речи ребенка Вы можете узнать в статье

Если же у ребенка нарушено произношение многих звуков, ему очень трудно даются артикуляционные упражнения, а вызвать «правильный» звук не удается, то Вам обязательно нужно обратиться к логопеду в детскую поликлинику или в логопедический детский сад. Адреса всех учреждений, в которых можно бесплатно получить помощь логопеда, Вы всегда может узнать в районном или городском управлении образования.

А в заключении статьи – несколько песенок для речевых занятий с детьми по звуку с.

Песенки со звуком С. Видео для речевых занятий с детьми.

Песенка про песок — песенка для произнесения изолированного звука сссссс — звукоподражание: как сыпется песок сссс. В дальнейшем ее можно использовать для автоматизации произнесения этого звука во фразах.

Песенка про букву С. Слова со звуком С. Как слепить букву С из буквы О?

До новых встреч!

Еще о формировании правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста Вы можете почитать:

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Саша, суша, сушки, шест, шесть, свыше, шерсть, шалость, спешка, шелест, слушать, слышать, Сашенька, старший, страш­но, солнышко, стёклышко, шоссе, смешок, смешинка, скошу, смешу, спешу, сушить, смешить, спешить, стишок, смешно, не­сёшь, усмешка, успешно, душистый, пушистый, послушный, бесшумный, сынишка, трусишка, старушка, расшумелась.

Ша-са

шапка-сайка шалун-салют

решать-тесать шахтёр-сапёр

мешать-писать шалаш-салат

лошадка-посадка шалфей-салфетка

Шо-со

мешок-лесок пушок-кусок вершок- песок ремешок- носок шорох- сорок мышонок- спросонок шутки-сутки шумно-сумка

Шу- су

пишу- несу пашу- пасу пляшу- плясун шуметь- суметь шитый-сытый мыши-крысы

Ши -сы, ши-си

ширь-сыр шип-сыпь шило-сила решил-спросил ваш-вас наш-нас башня-басня страшный-красный

Аш-ас

кашка-каска чашка-часто пашня-паста рубашка-колбаска

Ош - ос, ыш - ыс, яш - яс, ющ - юс

Яшка-ясный клюшка-люстра пошла-росла камыш-кумыс грош-рос

Еш - ес, иш - ис, иш - ис

пешки-песни мешки-мести мишка-миска вишня-виснет стишки-тиски стриж-рис

Шля-сля, шме-сме, што- сто, шпа-спа

шляпа-слякоть шмель-смел шторы-сторож шпалы-спали

4. Упражнение . Назвать предметы, изображенные на картинках.


мешок, шило.

У Саши машина. У Сашеньки босоножки. Саша шла со ста­рушкой. Паша - трусишка, страшно ему. Поспешишь - лю­дей насмешишь. Кошки сидят на окошке и греются;., на солнышке. Испугался петушок, упал с крыши на шесток. Сквозь цветное стёклышко я взглянул на солнышко. Шесть котят есть хотят. Расшумелись на опушке сойки да кукушки. По шоссе с шумом несутся машины. Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое! Рыбаки в шалаше пробудились. Сняли сети с шестов, вёсла к лодкам несут. Полночной порою в болотной глуши чуть слышно, бесшумно шуршат ка­мыши. Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блиста­ло, короче становился день.

6. Упражнение

У Миши на голове (шапка), в сумке (сайка).

На (крыше) труба, в подвале (крыса)

У Миши (чашка), у солдата (каска)


Потешки

Я сама братишке Лёше

Тряпкой вытерла калоши.

Чтоб не наследила кошка,

Сшила кошке я сапожки.

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шёрстку гладко,

Гребешком приглажу

И верхом поеду в гости.

Тише, тише, тише, тише,

Шелестят на крыше мыши,

Под мышиным серым флагом

Маршируют шаг за шагом.

Впереди идут старшины,

Запевают гимн мышиный:

«Тише, тише, тише, тише.

Весёлая старушка

Весь день сегодня шьёт.

За кругленькой катушкой

Следит пушистый кот.

Устала шить старушка

И села у ворот,

А с кругленькой катушкой

Играть пустился кот.

(Е. Стюарт)

Шаг ровней держите, мыши!

Люди сыты, кошки сыты,

Для мышей столы накрыты.

Затихает шорох шинный,

Наступает шаг мышиный.

Ночью пусть пируют мыши.

Тише, тише, тише, тише!»

И. Токмакова

Серый плутишка

Был у Миши котишка - серый плутишка. У котишки хвост пушистый, шёрстка мягкая. Сам он серенький, полосатенький. Голос у котишки ласковый, зубы острые. Миша давал ему молока и каши. Котишка кашу не любил, просил мясо. Котишка был ленив и мышей не ловил. Мыши его совсем не боялись. Хорошо было мышам. Хорошо было и плутишке. Поспит сладко, молока полакает. Прыгнет на окошко и греет спинку на солнышке.

8. Упражнение

Бабушкины руки

Это чья рубашка - Это чей сарафан

Синие горошинки? Белыми ромашками?

Бабушка старалась, Бабушка старалась,

Шила для Алёшеньки! Шила для Наташеньки!

(Л Браиловская)

Лиса и кувшин

(Сказка)

Вышла баба в поле косить и спрятала в кустах кувшин с молоком. Подобралась к кувшину лиса. Всунула в кувшин го­лову и вылакала молоко. Но вот беда - никак голову из кувшина не вытащит. Говорит лиса: «Пошутил кувшин, да хватит, отпусти!» Не отстаёт кувшин. Рассердилась лиса: «Не хочешь по-хорошему, я тебя утоплю». Стала лиса в реке кув­шин топить. Но кувшин утонул вместе с лисой.

Игрушечный петушок

Были в лесу медвежата. Нашли они на лесной опушке иг­рушечного петушка. Петушок смешной, яркими красками по­крашен. На голове гребешок. Петушок к доске прибит, а доска на колесиках. Понравился петушок медвежатам, и они хорошо с ним иг­рали. Потом увидели лису и решили пошутить над лисой. Поставили петушка на бугорке, а сами спрятались. Стоит пе­тушок, а красный гребешок на солнышке поблёскивает. Увидела лиса петушка. Обрадовалась. «Вот, - думает, - съем я петушка». Подошла лиса тихонько и бросилась на петушка. И тут только поняла, что петушок-то игрушечный. Весело смеялись над лисой медвежата. (По Г. Куприянову)

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ж-3

жа-за жо-зо жу-зу жи-зы

же-зе за-жа зо-жо зу-жу

зы-жи зе-же

ажна-азна ожда-озда ужно-узно
ижма-изма ежли-езли азна-ажна
озда-ожда узна-ужна изма-ижма
езли-ежли

Жизнь, железо, желтизна, залежи, зажать, забежать, задер­жать, задолжать, заржать, заряжать, заслужить, закружить.

Жа-за

жал-зал, жара-заря, баржа-база, пожар-базар, жалей-залей, держать-дерзать, лужайка-зайка, жакет-закат, лежать-лизать, лёжа-берёза, сажать-сказать, бежать-вязать

Жо-зо

Жора-Зоя, стожок -возок, должок-дозор, лужок-узор, флажок-глазок, прыжок-разок

Жу-зу

жук-зуб, грожу-грозу, вижу-снизу, вяжу-везу, брожу-грызу, хожу-ползу, гляжу-внизу

Жи-зы, жи-зи

ножи-тазы жидкий-зыбкий жир-пузырь ежи-возы кожи-козы рыжий-сизый ёжики-языки рыжики-музыка похаживать- показывать наживать- называть снежинка- корзинка лежи- вези

Другие сочетания

важный-разный каждый-гораздо монтажник-проказник дружный-грузный таёжный-слёзный тревожный-грозный дождик-гвоздик можно-поздно дорожный-паровозный пирожное-морозное обождать-опоздать денежный-полезный подожди-ка-гвоздика книжный-капризный нежный-резвый


3. Упражнение . Назвать предметы, изображённые на картинках.


пружина

Залежи руды у нас большие. Жеребёнок забежал во двор и заржал. Захар заряжает ружьё. Женя заслужил награду. Женя помог задержать врага. Я зажал в руке железный гвоздик. Пёс лежал и лизал лапу. Мы привязали Жучку к будке, что­бы она не убежала. Он кричит на весь базар, будто сделался пожар. Не жалело солнце жара для хорошего загара, и пше­ница с рожью загорели тоже. Заседали в полдень зайки воз­ле лужи на лужайке. Мы поедем на лужок и возьмем с него стожок. Женя резал ржаной хлеб. Завизжала железная пила, застучал тяжёлый молоток. Зелёный мотылёк сел на жёлтый стебелёк.

Загадки

Зимой на земле лежал, весной в реку побежал. (Снег)

Он всегда с гвоздями дружен,

На работе людям нужен. (Молоток)

6. Упражнение . Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предло­жения.

лакал молоко языком.

(ножи) лежат в

У и у рожки.

У Женя затрубил в рожок.

За земляникой

Женя и Зина ходили в лес за земляникой. У них были кузовки. Но земляники в лесу было мало. Возле берёзы Же­ня заметил ежа. Ёжик не побежал, а свернулся клубком. Же­ня положил кузовок на землю. Он позвал Зину. Они захотели взять ежа. Зина стала держать кузовок. Женя взял палку и закатил ежа в кузовок.

Побежали Женя и Зина домой. Вместо земляники у них живой ёжик. Дома они дали ёжику молока. Зина хотела ос­тавить ежа. Но Женя отдал. его в живой уголок. Там уже был один ёжик. Вдвоём ежам веселее.

Кто хозяин?

У Жоры и Захара жила собака. Её звали Жук. Жора и Захар подобрали Жука с перебитой лапой. Они ухаживали за ним. Жук выздоровел. Кто хозяин Жука? Жора и Захар каждый день говорили об этом. Однажды они гуляли в лесу. Жук бежал впереди. Вдруг на Жука напали овчарки. Жора закричал и залез на дерево. А Захар не убежал: он взял палку и защитил Жука. Прибежал сторож и отогнал овчарок. Жора теперь не спорил, кто хозяин Жука. (По В. Осеевой)

ЗВУКИ Ш, Ж, С, 3,

шар-жар-базар-гусар
шаль-жаль-зал-сало
мешать-лежать-лизать-лиса шапка-жалко-зайка-сайка ушанка-ужасно-вязанка-санки решать-бежать-вязать-писать ноша-нажать-роза-роса мешок-рожок-мазок-песок порошок-пирожок-кузовок-голосок пушок-лужок-возок-кусок шутки-жуткий-мазут-сутки ношу-хожу-везу-несу


2. Упражнение , Назвать предметы, изображённые на картинках.

лыжи жаба

Саша, Женя и Лиза спят. Миша бежит за Соней. Наташа и Зина собирают рыжики. У Жени душистые зелёные ланды­ши. Как хороши и свежи душистые розы! За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь. Спой мне песенку-смешинку, подарю тебе снежинку. Бегут по снегу лыжи и снег пушистый лижут. Зимняя стужа сковала сушу. Шура и Женя взяли санки и лыжи. Лариса и Жора решали, Маша и Роза писали. Куст шуршит, а зайка дрожит. Над лужайкой носились шмели и стрекозы. Миша положил на сани вязанку дров. В лесу на земле лежат шишки.

Загадка

Маленькая собачка, свернувшись, лежит, не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок)

4. Упражнение . Дополнить предложения по картинкам. Произносить предложения.

в кустах, в траве.

В норе, на сене. На дубе (желудь).

Сенокос, сенокос!

Луг остался без волос!

Он пострижен косами,

Он побрызган росами.

Как причёска эта

Хороша для лета!

(И. Токмакова)

Дождик

Дождик Порезвиться захотели

Вылился на луг. Закружились,

Стало много Загалдели...

Луж вокруг. Я смотрю:

Засучив скорей штанишки На них рубашки

В лужу Стали

Прыгнули мальчишки. Словно промокашки.

(И. Винокуров)

Шишки-мышки

Жили-были на сосне
Две серьёзных шишки.

Жили-были под сосной

Две весёлых мышки. И кричали мышки:

Эй! спускайтесь, шишки!

Вы же знаете о нас

Только понаслышке.

Удивились шишки:

Глупенькие мышки!

Чем же плохо нам висеть

Здесь, на нашей вышке!

Лучше мы вас пригласим:

Залезайте, повисим!

Мыши

Стало мышам плохо жить от кота. Что ни день, то двух-трёх заест. Сошлись раз мыши и стали судить, как бы им от кота спастись. Судили, судили, ничего не могли придумать.

Вот одна мышка и сказала:

Я вам скажу, как нам от кота спастись. Ведь мы потому гибнем, что не знаем, когда он идёт. Надо коту на шею зво­нок привязать, чтобы он звенел. Тогда всякий раз, как он будет от нас близко, нам слышно станет, и мы убежим.

Это бы хорошо, - сказала старая мышь, - да надо кому-нибудь звонок надеть. Вздумала ты хорошо, а вот навя­жи звонок коту на шею, тогда мы тебе спасибо скажем.

(Л. Толстой)

В гостях у Дедушки Мороза

(Сказка)

Спит Маша в постельке и видит сон. Шагает она в лесу и видит: сидит седой Дед Мороз. Сидит он и снежные комки ест.

Здравствуй, Маша! Спасибо, что в гости пришла. Помо­жешь мне. Приготовь мне постель, да перину хорошенько взбей.

Дом у деда ледяной, а по стенам снежные звёзды. Вместо перины лежит пушистый снег. Маша стала взбивать снежок, а под ним - зелёная травка.

Зачем ты, дедушка, зелёную травку под снежной периной держишь? - спросила Маша.

Нельзя её выпускать. Зима захватит и заморозит травку. Вот я и прикрыл зелень снежком. Весной снежная перина растает. Травка вырастет, и будет славная рожь.

Тут Маша и проснулась.

Зимняя тишина

Зима не всегда злая с её морозами и снежными метелями. Бывают и хорошие деньки. Замечательно, когда падает сне­жок в тихую погоду. Несутся, слегка кружатся снежинки в воздухе. Ложатся на землю, на крыши домов... Тишина. Даже снежок не скрипит под подошвами прохожих. Прислушаешься и услышишь, как шуршат, шелестят снежинки. Подставишь ладошку - серебристые снежинки сразу тают.

6. Упражнение . Выучить наизусть стихотворение.

Осеннее утро

Жёлтый клён глядится в озеро,

Просыпаясь на заре.

За ночь землю подморозило,

Весь орешник в серебре.

Запоздалый рыжик ёжится,

Веткой сломанной прижат,

На его озябшей кожице

Капли светлые дрожат.

(О. Высотская)

Тяжёлая ноша

Купила лиса пуд зерна у медведя. Несёт домой, и что-то ей ноша лёгкой кажется. «Обманул меня медведь, - думает лиса, - насыпал зерна меньше пуда. Вернуться свешать? Скажут - отсыпала зерно». Пошла лиса дальше, а ноша ей тяжелее кажется. «Зря я косолапого оговорила: зерна, может, и больше пуда». Шагает лиса, и уже невмоготу нести мешок. Сбросила ме­шок и думает: «Тут не меньше как полтора пуда. Эх, Миша, Миша, если всем так вешать будешь - проторгуешься!...» (По И.Ракитин)

Про бабусю и лису

(Сказка)

Шла бабуся. Несла гуся. Увидела гуся лиса. Захотелось ли­се поживиться. Лиса вперёд забежала. Легла на дорогу и лапки поджала. Бабуся думает: «Вот чудеса! Да ладно, пойду. Не нужна мне лиса». А лиса снова забежала вперёд. Лежит на дороге. Бабусю ждёт. Бабуся думает: «Ну и дела!» И дальше пошла. Шла она, шла. Глядит - опять на дороге лиса лежит. Ба­буся думает: «Третья лиса! Да такое богатство во сне не при­снится. Заберу-ка я всех. Да сошью доху на пушистом лисьем меху!» Оставила бабуся гуся на дороге. И пошла собирать лисиц. Возвратилась ни с чем бабуся - ни лисы, ни гуся!

Как ёжик шубу менял

В лесу уже выпал снег, а ёжик к зиме не подготовился. Не натаскал в своё жильё листьев, чтобы спать было тепло. Идёт по лесу, покрытому первым снегом, а навстречу заяц. Не в серой шубе, в которой летом бегал, а в новой, белоснежной.

Ёжик спрашивает зайца:

Ты где шубу сменял?

Вот там, у старого дрозда.

А мне нельзя сменять свою шубу?

Я не знаю, сходи попроси. Пошёл ёжик к дрозду и говорит:

Я тоже хочу в белой шубе ходить.

Это у меня только для зайцев. Но так и быть, сменяю. Снимай свои иголки.

Снял ёжик шубу с иголками. Надел белую, как у зайки. Новая шуба мягкая, пушистая, тёплая.

И вдруг лиса. Хотел ёжик иголки выпустить, а их нет. По­пытался убежать от лисы - бегать быстро, как зайка, ёжик не умеет. А лиса вот-вот схватит. На ёжикино счастье, побли­зости его нора. оказалась. Юркнул он туда, сидит, от страха весь дрожит.

Дождался, когда лиса ушла, вылез из норы - и опять к старому дубу. Пришёл к дрозду.

Отдай мои иголки, возьми эту красивую шубу назад!

С тех пор и ходит ёжик в своей шубе и не меняет её. Она не такая красивая, как у зайца, но зато надёжная. В ней ёжик не боится ни лисы, ни даже самого волка. Попробуй только дотронься кто-нибудь - сам не рад будешь! (А. Суконцев)

Постановка звука Щ.

Задание 1. Рассмотри картинки, выдели начальные звуки.


Сравни звуки с и з по артикуляции.

Чем похожи эти звуки?

В чем различие этих звуков?

Задание 2 . Выдели начальный звук из слов. Логопед произносит слова, дети называют только первый звук.

Образец. Сок (с).

Сам, сани, зуб, зонт, сон, замок, сук, зал.

Задание 3 . Произнеси слоги отраженно.

СА -ЗА ЗА -СА АСА -АЗА

СО - 30 30 - СО АСО - АЗО

СУ -ЗУ ЗУ -СУ АСУ -АЗУ

СЫ - ЗЫ ЗЫ - СЫ АСЫ - АЗЫ

Игра «Наоборот»

Логопед произносит слог со звуком с, дети придумывают слог со звуком з, и наоборот.

Образец, са - за зу - су за - са

Задание 4 . Запомни и воспроизведи слоговые ряды.

СА - ЗА - СА 3 А - СА - ЗА СО - 30 - СО 30 - СО - 30 СУ -ЗУ -СУ ЗУ -СУ -ЗУ

ЗА - ЗА - СА СО - СО - 30 СА -СА -ЗА ЗУ -ЗУ -СУ 30 - 30 - СО СЫ - СЫ - ЗЫ

Задание 5 . Прослушай слова. Выдели: а) начальный слог; б) конечный слог.

Образец. Сана (са).

а) Соты, Зоя, Соня, зубы, сыты, зайка, закат, салат.

б) Коса, коза, несу, везу, носы, козы, розы, косы, весы, вози.

Задание 6 . Закончи слово, добавив слоги со звуком с или з с опорой на картинку. Произнеси слово целиком. Картинки подбирает логопед.

О б р а з е ц. та... (зы)

Ко... , ва... , ва... , у... , ро... , ро... , бу... . Картинки: тазы, косы, ваза, вазы, усы, роза, розы.

Задание 7. Произнеси слова отраженно парами.

Зайка - сайка; замок - сапог; зонт - сом.

Вязанка - санки; позови - посмотри; везу - несу.

Музыка - бусы; пузырек - сырок; грызун - плясун.

Задание 8 . Прослушай слова. Какими звуками они отли­чаются?

Зайка - сайка; Лиза - лиса; позади - посади; козу - косу.

Составь предложения с парами слов.

Задание 9 . Рассмотри картинки, назови их. Ответь на воп­рос:

Чем отличаются названия этих картинок? Картинки подбирает логопед.

коза - коса; суп - зуб; роза - роса. Придумай предложения с каждой парой слов.

Задание 10 . Произнеси слова отраженно, выделяя голосом звуки сиз.

Сазан, засыпать, застудить, записка, засада, за­снуть, созвать.

Логопед выясняет, понимают ли дети значение этих слов.

Задание 11 . Рассмотри картинки. Отбери те, в названиях которых слышим звук с, затем звук з.

Приблизительный перечень картинок: слон, звонок, незабудка, колос, замок, судак, сом, забор, звезда.

Задание 12 . Замени звук з на звук с. Назови получившее­ся слово.

Бузина, позади, зажать.

Задание 13 . К словам добавь слог за. Назови получившее­ся слово.

ВЯЗАТЬ СЕСТЬ

СВЕТИТЬ СТЕЛИТЬ

ЗА НЕСТИ ЗА СОЛИТЬ

ВОЗИТЬ СОРИТЬ

НОСИТЬ ПРОСИТЬ

Задание 14 . а) Вспомни и назови два цветка, в названиях которых слышим звуки сиз.


б) Вспомни двух животных, в названиях которых слышим
звуки сиз.

в) Вспомни части лица, в названиях которых слышим звуки С и 3.

Образец. Астра - незабудка. Коза - собака.

Зубы - нос.

Если дети затрудняются выполнить упражнение, можно предложить им картинки по указанным темам. Дети выбира­ют нужную.

Закрепление звуков с и з в предложениях

Задание 15 . Закончи словосочетание одним словом. Про­изнеси его целиком.

Образец. Вязать носок. Завязать бант.

Вязать.... Завязать.... Нести.... Занести.... Возить.... Завозить.... Сорить.... Засо­рить....

Задание 16 . Закончи предложения: а) по предметным картинкам; б) без картинок. Произнеси предложения цели­ком. Ответь на вопросы.

У Сани... (коза). У Зои... (собака). Саня гонит

Зоя зовет


У кого коза? У кого собака? Что делает Саня? Что делает Зоя?

Задание 17 . Произнеси предложения отраженно. Ответь на вопросы фразой.

Соня заснула. Соня забыла зонтик.

Что сделала Соня? Кто забыл зонтик?
Кто заснул? Что забыла Соня?

Зоя написала записку.

Кто написал записку?

Что написала Зоя?

Соня знает много сказок. Соня рассказала сказку

Кто знает много сказок? в детском саду.

Чего знает много Соня? Что рассказала в детском

саду Соня? Кто рассказал сказку в детском саду?

Задание 18 . Рассмотри картинки. Придумай по ним пред­ложения. (Картинки подбирает логопед.)

При затруднении логопед помогает детям наводящими воп­росами.

Звуки с и з в связных текстах

Задание 19 . Прослушай рассказы. Перескажи по предмет­ным картинкам.

Логопед читает текст рассказа целиком, затем дети пере­сказывают его по картинкам, расположенным в нужной по­следовательности. (Картинки подбирает логопед.)

Сойка

За домом сосна. На сосне гнездо сойки. Сойка упала из гнезда. Лиза и Саня взяли сойку и принес­ли домой. Дома они посадили сойку в клетку.

Стадо

На лугу паслись козы. Пастух заснул. Из леса показался волк. Он схватил одну козу. У пастуха была злая собака. Собака погналась за волком. Она спасла козу.

Слова для объяснения: пастух, погналась.

Задание 20 . Прослушай рассказы, перескажи, как запом­нил.

Тузик

У нас собака Тузик. Тузик сидит у забора. Зоя дает Тузику кости. Тузик грызет кости.

Коза

У Лизы коза. Лиза пасла козу. Коза грызла кору березы. Лиза прогнала козу и загнала ее в сарай.

Зайка

Зоя и Соня в лесу. Под кустом сидит зайка. Зоя зовет Соню: «Соня, там зайка!» Зайка испугался и убежал.

Береза

В саду береза. Береза сухая. На березе гнездо зяблика. Зяблик таскал в гнездо листики.

Задание 21 . Прослушай рассказ. Ответь на вопросы. Пе­рескажи, как запомнил.

В зоопарке

Лиза и Роза были в зоопарке. Там они увидели много разных зверей: зубров, полосатую зебру, за­бавных обезьян. Зубры стояли у забора. Обезьяны забрались на дерево и гримасничали. В детском са­ду Лиза и Роза рассказали обо всем, что видели в зоопарке.

Слова для объяснения: гримасничали, забав­ные.

Где были Роза и Лиза?

Кого они видели в зоопарке?

Что делали зубры?

Что делали обезьяны?

О чем рассказали Лиза и Роза в детском саду?

Задание 22 . Перескажи рассказ «В зоопарке» от первого лица.

Задание 23 . Прослушай рассказ. Ответь на вопросы. Рас­скажи, как запомнил.

Смелый

У Зураба есть собака. Собаку зовут Смелый. Зураб и Смелый гуляли в лесу. Вдруг из-за куста вы­ползла змея. Зураб испугался, а Смелый бросился на змею и разорвал ее. Смелый спас Зураба.

Почему собаку назвали Смелым?

Как Смелый спас Зураба?




























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

С каждым годом увеличивается количество детей с различными видами дисграфии и дислексии.

Основная задача логопеда в школе состоит в том, чтобы своевременно выявить и предупредить нарушения письма и чтения, а при невозможности пропедевтической работы своевременно устранить специфические ошибки с целью не­допущения их перехода на дальнейшее обучение.

Наряду с традиционной методикой коррекционной работы по преодолению нарушений письменной речи у учащихся мною применяются обучающие компьютерные программы, которые специально разработаны для детей младшего школьного возраста: «Гарфилд второклассникам. Чтение» («Руссобит-Паблишинг», 2006), «Супердетки. Тренировка быстрого чтения» (Компания «Мультисофт», 2007) и др. Использование компьютера вызывает у учащихся повышенный интерес к логопедическим занятиям, усвоению новых знаний, активизирует работоспособность, тренирует память и логическое мышление, развивает внимательность и быстроту реакции.

С этой целью мною была разработана серия игр и упражнений в программе Power Point и успешно применяется на логопедических занятиях, предложена учащимся для домашнего задания. Конкретные виды игр и упражнений подбираются индивидуально каждому ребенку, в зависимости от возраста, уровня его речевого и интеллектуального развития.

Цели:

  • Коррекционно-развивающие :
    • закреплять умение различать звуки [З]-[С] на слух, в слогах и словах;
    • уточнять характеристику звуков [З] и [С];
    • развивать умение соотносить звуки [З]-[С] с буквами С и З;
    • обогащать словарный запас;
    • развивать оральный праксис, мимическую мускулатуру, оперативную и слуховую память, внимание, логическое мышление, общую и мелкую моторику.
  • Образовательные :
    • упражнять учащихся в проверке сомнительных согласных на конце слова.
  • Воспитательные :
    • развивать умение планировать и контролировать свои действия.

Оборудование: компьютер, экран, индивидуальные зеркала, цифры к «Цифровому ряду», наглядный материал к игре «Собери цветок», карточки «Корректурная проба», перфокарты.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1.Оргмомент

Логопед здоровается с учащимися.

– Сейчас мы будем выполнять психогимнастику. Посмотрите на эти картинки.

Логопед показывает детям картинки с изображением разных эмоций (слайды 2-5).

– Какие настроения выражают эти лица? (Огорченное и грустное, строгое и сердитое, удивленное и восхищающее, веселое и радостное).

Выполнение мимических упражнений перед зеркалом.

– Какое настроение у вас сейчас? Давайте, ребята, с таким хорошим настроением будем заниматься.

2. Работа со словами-паронимами

– Ребята, внимательно прочитайте слова: коса – коза (слайд 6).
– Сравните пары слов по звучанию и смыслу. Чем отличаются слова? (Слова отличаются только одной буквой, звуком [с]-[з], по смыслу) .
– А чем они схожи? (Остальными буквами, звуками) .
– Что будет, если вы букву З замените буквой С, и наоборот? (Изменится смысл слова) .

3. Сообщение темы занятия

– Вы догадались, какая тема нашего занятия? Сегодня мы будем с вами учиться различать буквы и звуки [З]-[С].

4. Сравнение звуков по артикуляции

Проводится работа перед индивидуальными зеркалами (слайды 7-8).

– Ребята произнесите звук [З], а теперь звук [С].
[С] – зубы почти сомкнуты и все обнажены в улыбке. Уголки рта оттянуты в сторону. Язык упирается в верхнюю часть нижних зубов – принимает положение, как при звуке (И). При этом струя воздуха направляется на передние зубы.
[З] – положение губ, зубов и языка такое же, как при звуке (С). Но этот звук – звонкий: складки сомкнуты и вибрируют, т. е. они произносятся с голосом (детям предлагается положить руку на гортань и произнести поочередно эти звуки).

– Положи ладошку на горлышко. Если чувствуется вибрация, дрожание – это звонкий звук, если дрожания нет – глухой.

5. Характеристика звуков. Игра «Цифровой ряд»

– Звук [С] – он какой? (Согласный, глухой, бывает мягким и твердым, на письме обозначается буквой С).
– На что похожа буква С? (На половину овала, луну).

Пальчиковое упражнение (слайд 9)

– Сейчас мы с вами поиграем в игру, вам нужно определить место звука в слове и поднять соответствующую цифру.

Словарный материал: сок, сосулька, лиса, действие, астра, рассказ.

– Звук [З] – он какой? (Согласный, звонкий, бывает мягким и твердым, на письме обозначается буквой З) .
– На что похожа буква З? (На змею, половину восьмерки)

Пальчиковое упражнение (слайд 10)

Словарный материал: зима, азбука, базар, слеза, пузырь, звук.

Вывод: Звуки [З]-[С] – парные (слайд №11).

6. Корректурная проба

Проводится работа по карточкам.

– Обведите букву З в кружок, букву С в квадрат:

ЗХШМЗСШЩЖЮХЦШСМOТХ
ЖСЧХЩЗШСЖХШСЩЗЮ
чзшсозшжцзмтслвдт
изплсквусждзитьюсхзфрм

– Ребята, сколько кружков и квадратиков у вас получилось? (По 10)

7. Составление и чтение слогов со звуками [З]-[С]

Учащиеся самостоятельно составляют и читают слоги по слоговой таблице.

8. Игра «Закончи слово»

СА – ЗА

Речевой материал: паруса, кукуруза, заноза, оса, береза, лиса (слайды 13-19).

СЫ – ЗЫ

Речевой материал: полосы, козы, часы, розы, усы, волосы (слайды 20-26).

9. Игра «Четвертый лишний» (слайд 27)

Материал: сова, сосулька, замок, собака

Учащимся предлагается найти лишнюю картинку и объяснить почему.

10. Физминутка «Раз, два, три»

Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – на место тихо встать.
Садитесь.

11. Дифференциация [З]-[С] в словах. Игра «Собери цветок»

На партах лежат кружки, на которых написаны буквы С и З.

Задание: собрать цветок, подобрав нужные лепестки с картинками. Учащиеся, которые сидят в первом ряду, должны найти лепестки-картинки, в названии которых есть звук [З] и собрать свой цветок. Учащиеся, которые сидят во втором ряду, должны найти лепестки-картинки, в названии которых есть звук [С] и собрать свой цветок. Затем все лепестки-картинки проговариваются и анализируются.

12. Работа по карточке «Проверь и впиши последнюю букву в слове»

– Для того чтобы правильно вписать букву, необходимо найти проверочное слово. Например: Таз, пишу букву З, проверочное слово – тазик.

Детям раздаются карточки со словами: мороз – нос – автобус, ананас – кактус – арбуз, глаз – укус – страус, голос – газ – волос.

13. Работа по перфокартам

Перед учащимися перфокарта, на которой написаны слова. Нужно вставить в слова пропущенные буквы С или З.

Речевой материал: сумка, заяц, сказка, заросли, заноза, слеза .

Учащимся предлагается провести самопроверку.

14. Итог занятия

– Ребята, вам понравилось занятие? Какое задание вам понравилось больше всего? Что было самым трудным?
– Изменилось ли ваше настроение? Какое оно сейчас? (слайд 28)

Литература :

  1. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие. – М., 1997.
  2. Барылкина Л.П., Матраева И.П. Эти трудные согласные: Как помочь ребенку с нарушениями процесса письма и чтения: Пособие для учителей, логопедов и родителей.– М., 2005.
  3. Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М, 2008 г.
Наверх