Логопедическое занятие комнатные растения старшая группа. Конспект занятия по развитию речи на тему: «Комнатные растения» в старшей логопедической группе

Печи 16.04.2024

Алеся Макаренко
Логопедическое занятие «Комнатные растения»

Конспект логопедического занятия «Уход за комнатными растениями »

в средней группе.

Цель : развивать интерес к комнатным растениям ;

Задачи :

Уточнять представления детей о строении растений , о функциональном значении частей растения ;

Закреплять знания детей о потребностях растений в воде , свете, тепле.

Познакомить детей со способами содержания листьев в чистоте.

Воспитывать у детей бережное отношение к растениям и уходу за ними .

Развитие лексического и грамматического строя речи

Развитие моторики и координации речи с движением

Словарная работа : фикус, фиалка, папоротник, пульверизатор.

Предварительная работа : рассматривание комнатных растений , совместная работа по уходу за растениями , работа по схемам «Потребности растений » , «Полив комнатных растений » , «Строение цветка» , заучивание пословиц о труде, чтение стихотворений и загадок о растениях .

Ход занятия:

Логопед : Вы узнали, кто это к нам пришел? Незнайка принес письмо, и хочет загадать вам загадку :

«Воздух очищает, создают уют. На окнах зеленеют, и зимой цветут»

Правильно это комнатные растения .

Воспитатель : Для чего нужны комнатные растения ? (для красоты, для уюта, они очищают воздух) .

Логопед : А ты, Незнайка, знаешь, из чего состоят наши растения ?

Сейчас мы покажем тебе все части растений .

Логопед : Что нужно растению , чтобы оно росло.

Вода, солнце, земля, воздух, свет, доброта (схема «потребности растений » ).

Логопед : У Незнайки тоже много комнатных растений , но они почему - то они все грустные и пыльные. Он не умеет за ними ухаживать.

Незнайка принес инструменты по уходу за растениями , но не знает, как их применить. Давайте рассмотрим инструменты, которые принес Незнайка, и определим для чего они нужны (лейка – поливать, деревянная палочка - рыхлить, пульверизатор - опрыскивать, тряпочки и кисточки - стирать пыль с листочков).

Педагог напоминает правила ухода за растениями , обращается к Незнайке, чтобы он тоже смотрел и запоминал :

Рыхление. Чтобы земля была мягкой ее нужно рыхлить, глубоко нельзя, чтобы не повредить корешки.

Полив. «Носик лейки прислоню к горшку, чтобы вода текла осторожно, налью ее столько, чтобы цветок напился вдоволь. Все цветы живые, не могут жить без воды». Предлагает 2-3 детям полить цветы.

Логопед : Незнайка, ты запомнил, как надо рыхлить и поливать растения .

А теперь я напомню правила, как надо протирать листья от пыли. Мы с вами дышим носиком, а цветочки дышат листочками. Чтобы они могли дышать они должны быть чистыми.

Развитие длительного речевого выдоха «Цветочный магазин»

. Пальчиковая гимнастика :

(руки на столе с согнутыми кулачками)

Наши алые цветы распускают лепестки,

(плавно разжимают кулачки)

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

(машут перед собой руками)

Наши алые цветы закрывают лепестки.

(плавно сжимают руки в кулаки)

Головой качают, тихо засыпают.

(качают головой, кладут руки под щеку)

Фикус будем протирать влажной тряпочкой. Кладем на правую ладошку тряпочку, а на левую листочек и аккуратно от стебелька до конца листочка будем протирать.

Папоротник будем опрыскивать из пульверизатора.

Фиалку будем аккуратно сметать кисточкой, так как листья фиалки боятся воды, они могут загнить.

Игра «Мой, моя, моё»

Называйте различные предметы – ребенок должен согласовать с местоимениями «мой, моя, моё» , правильно произнося окончания : «Это чья фиалка? – Это моя фиалка. Это чей цветок? – Это мой цветок. Это чьи игрушки? – это мои игрушки» и др.

Игра «Скажи ласково»

Солнце – солнышко, цветок, лист, дождь, собака, машина, ягода, птица… и др.

Загадки о комнатных растения .

Накрыт бокал с водицей

Ежовой рукавицей

(кактус)

Лист горбочком, с желобочком

Шипы имеет а ранить не умеет

Зато лечит нас

В любой день и час.

(Алоэ)

Просит у меня дружок

Фиолетовый цветок.

Мне отдать его не жалко,

Подарю дружку. (фиалку)

Итог : Давайте вспомним, что мы сегодня делали? Для чего?

Конспект интегрированного занятия по экологии / развитие речи в старшей группе.

Воспитатель: Кравцова Анастасия

Тема: «Комнатные растения»

Цель и задачи: уточнить знания детей о приемах ухода за растениями и их последовательности. Закрепить недостаточно освоенный детьми прием рыхления. Познакомить ребят с новым видом ухода - удобрением почвы, сообщить некоторые правила внесения. Развивать речь, мышление, поддерживать интерес к комнатным растениям.

Предварительная работа : рыхление почвы.

Оборудование и материалы: комнатные растения, плакат с изображением строения растений. Инвентарь для ухода: клеенки, палочки для рыхления, тряпочки, на каждом столе миска с водой, пульверизатор, ножницы, лейка, таз и миска. У воспитателя пакет с удобрениями и стаканчиками с раствором, полными и налитыми до половины.

Виды деятельности: экспериментирование

Место проведения: уголок природы

Ввести в словарный запас детей слова: удобрение, подкормка.

Ход занятия:

Приветствие:

Предлагает встать в круг и улыбнуться друг другу, поприветствовать гостей

Сюрпризный момент.

Воспитатель: Дети, сегодня утром придя в детский сад, что я увидела! К нам в гости приходил Незнайка и очень удивился, увидев много комнатных растений в нашем детском саду. Незнайка был рад тому, что растения выглядят ухоженными.

И поэтому оставил вам подарок.

Воспитатель коробку на стол.

Предлагаю открыть коробку и посмотреть, что там.

Дети вместе с воспитателем открывают коробку.

Воспитатель: - Да это же цветок. А тут ещё есть письмо, сейчас мы узнаем, какое послание нам оставил наш гость.

« Здравствуйте ребята. Пишет вам Незнайка. Я живу в Цветочном городе. У нас растет много прекрасных цветов. Этот цветок я вырастил сам, и решил прислать его вам в детский сад. Он называется каланхоэ. Надеюсь, вы будете хорошо за ним ухаживать, а он будет радовать вас своими цветами. До свидания. Желаю удачи».

Воспитатель: - Какое интересное растение, сколько на нем красивых листьев на длинных стеблях. Называют этот цветок – каланхоэ. Растение любит свет, но боится интенсивного полуденного солнца. Так что наилучшим местом для каланхоэ будут восточные или западные окна. Растение любит прохладу. Поливать растение нужно умеренно. Между поливами верхняя часть грунта должна подсохнуть. Обычно в летний период достаточно одного - двух поливов в неделю. Каланхоэ не любит влажный воздух. Но при высокой температуре допускается опрыскивание. Все каланхоэ – суккуленты. Т.е. растения имеют свойство накапливать воду в листьях и стеблях и регулировать запасы влаги

Воспитатель: - Посмотрите, на столе стоит и другой цветок. Как он называется?

Ребенок: - Герань.

Воспитатель: - Что общего у герани и каланхоэ?

Ребенок: - Есть стебель, листья,

Воспитатель: - Хорошо, но вы забыли назвать очень важную часть растения. Какую

Ребенок: - Корни. Они находятся в земле.

Воспитатель: - Для чего нужны растению корни?

Дети затрудняются с ответом.

Воспитатель: - Они высасывают из почвы влагу, питательные вещества, а ещё корни удерживают растение над землей.

Воспитатель: Чем отличаются эти растения?

Ребенок: стебли разной толщины

Ребенок: листочки разной формы и окраски

Воспитатель: - Какие условия нужны для растений, чтобы они хорошо росли и цвели?

Воспитатель: - Нужно их поливать, рыхлить землю.

Физкультминутка:

Говорит цветку цветок:

«Подними-ка свой листок». (Дети поднимают и опускают руки)

Выйди на дорожку

Да притопни ножкой (Дети шагают на месте, высоко поднимая колени)

Да головкой покачай

Утром солнышко встречай (Вращение головой)

Стебель наклони слегка-

Вот зарядка для цветка. (Наклоны)

А теперь росой умойся,

Отряхнись и успокойся. (Встряхивание кистями рук)

Наконец готовы все

День встречать во всей красе.


Воспитатель: - Дети, сегодня мы будем ухаживать за комнатными растениями, но сначала давайте вспомним, что для этого надо делать.

Ребенок: дети перечисляют приемы и порядок уход

Воспитатель: - Чему вы научились на прошлом занятии?
Ребенок: рыхлить землю
Воспитатель: - Для чего надо рыхлить землю?
Ребенок: - чтобы хорошо проходила вода, и чтобы корням было легче расти в рыхлой земле
Воспитатель: - Чем вы рыхлите землю? Почему именно такие палочки?
Ребенок: чтобы не поранить корни
Воспитатель: - Как нужно правильно рыхлить? Арина покажи.
(Ребенок выполняет задание, воспитатель держит горшок с растением наклонно, чтобы всем детям было видно)
Воспитатель: - Правильно Арина делает? Правильно, ближе к стеблю она рыхлит не глубоко, а дальше от стебля - немного глубже. А как надо мыть растения?

Ребенок крупные листья протирать тряпочками, растения с мелкими листьями ставить в таз, закрыть землю клеенкой, чтобы не размыть её, и поливать из лейки
Воспитатель: - Для чего мы ухаживаем за растениями?
Ребенок: чтобы они стали красивыми, хорошо росли и цвели.
Обращаем внимание ребят на растения, за которыми они уже ухаживали, замечают ли они какие-нибудь изменения в их внешнем виде?
Ребенок:
у герани появились новые листья, у бальзамина - бутоны
Целевая установка: Воспитатель: - Сейчас начинается весна, наши растения начинают расти. Чтобы они лучше росли и цвели их нужно удобрять, подкармливать. Для этого есть специальное удобрение-порошок (показывает пакет с порошком). Но сыпать порошок на землю нельзя, его прежде надо растворить в воде. Таким раствором подкармливают растения один раз в неделю, после его поливки, чтобы раствор лучше впитался в почву. У меня стоят стаканчики с раствором удобрения. В некоторых стаканчиках половина раствора, а в других - до краев. После того, как вы у своих растений протрете листья, разрыхлите землю и опрыскаете их, а растения с мелкими листьями вымоете в тазу из лейки - вы возьмете у меня стаканчики с удобрениями. Но каждый должен подумать, с каким количеством раствора он возьмет стаканчик - полный, или с половиной жидкости?
Ребенок: если растение большое - полный, для растений меньшего размера потребуется меньшее количество раствора
Воспитатель: - Когда польете удобрением, поставьте стаканчики на место

Детям предлагается убрать свои рабочие места, растения унести туда, где они стояли Ребята начинают работу. Во время деятельности детей воспитатель помогает им советами, отмечает тех, кто успешно справляется с делом.
Подведение итогов:

После того, как дети справились с заданием, воспитатель подводит итог и спрашивает ребят:

Воспитатель: - Чему вы сегодня научились?
Ребенок: подкармливать растения
Воспитатель: - Для чего их надо подкармливать?
Ребенок: чтобы они лучше росли и цвели
Воспитатель: - На какую землю должно попадать удобрение? Сколько удобрения надо лить в горшок с растением?
Ребенок:- На мокрую землю, удобрять после поливки, наливать удобрение в зависимости от размера растения
Воспитатель: - Сегодня мы подкормили растения вместе, а дальше эту работу будут выполнять дежурные - один раз в неделю. Накануне я буду разводить удобрение в ведре, а дежурные будут их разливать в горшки с растениями. Теперь мы будем наблюдать за растениями, чтобы увидеть в них изменения после подкормки. Дома расскажите мамам чему вы сегодня научились, и ухаживайте дома за растениями так же, как в детском саду.

Логопедическое занятие. Тема «Комнатные цветы»

Подготовительная к школе группа

Цель . Развитие речи.

Коррекционно-о бразовательные задачи. Уточнение и расширение представлений о комнатных растениях и уходе за ними. Активизация и актуали­зация словаря по теме «Комнатные растения». Совершенствова­ние навыка звукового анализа и синтеза. Совершенствование на­выка чтения слогов и слов . Профилактика нарушений письменной речи. Совершенствование грамматического строя речи. Совер­шенствование навыков звукового анализа слов (выделение со­гласного на фоне слова). Совершенствование навыков звукобуквенного анализа.

Коррекционно-развивающие задачи. Развитие связной речи, фо­нематических представлений (выделение различных знакомых звуков; подбор слов на заданный звук), зрительного и внимания и восприятия, мышле­ния, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Коррекционно -воспитательные задачи. Формирование взаимопо­нимания, доброжелательности, самостоятельности, инициатив­ности, ответственности. Воспитание любви и бережного отноше­ния к природе.

Оборудование. Наборное полотно, альбом «Живая природа. В мире растений», предметные картинки по теме «Комнатные растения», тетради для занятий, контейнер с карандашами, горшок с геранью карточка с ребусом, фломастер. Магнитная доска, комплект фломастеров к ней, предметные картинки с изображениями комнатных растений, алгоритм рассказа о комнатном растении, контурные картинки с изображениями комнатных растений.

Предварительная работа. Беседа о комнатных растениях, спо­собах их размножения, уходе за ними на занятии по ознакомле­нию с окружающим. Экскурсия по детскому саду в целях наблюдений различных растений. Рас­сматривание изображений комнатных растений в альбоме «Живая природа. В мире расте­ний», расширение словаря по теме. Создание выставки «мой любимый домашний цветок»

Ход занятия

    Организационный момент (дети стоят в кругу)

Игра с мячом, предаем друг другу.

Логопед. Вспомните экскурсии в уто­лок природы нашей детского сада, в зимний сад детского сада и подбе­рите названия комнатных растений, начинающиеся со звука [К|.

К актус, к олеус, к амнеломка, к ливия.

Логопед. Посмотрите на картину «Уголок природы». Кого вы видите на ней?

Дети: Мы видим воспитателя и детей.

Логопед. Куда они пришли? Что они делают?

Дети: Они пришли в уголок природы и ухаживают за комнатными растениями.

Логопед. Что делает воспитатель?

Дети: Воспитатель показывает мальчику, как надо рыхлить землю в горшках с цветами маленькими грабельками.

Логопед. Что делают мальчики на заднем плане?

Дети: Мальчики поливают растения из маленьких леечек.

Логопед. Что делают девочки?

Дети: Девочки рассматривают бальзамин и гортен­зию и сравнивают цветы и листья этих растений.

Логопед. Какие растения у ребят в уголке природы? По­чему?

Дети: Растения в уголке природы красивые, потому что ребята правильно за ними ухаживают. Они любят свой уголок природы.

2 . Игра «Что лишнее?» (Развитие зрительного и слухового внимания, вос­приятия, мышления, связной речи.)

Рассматривание альбома «Живая природа. В мире растений».

Логопед. Рассмотрите и назовите комнатные растения.

Дети. Герань, фикус, сансивьера, фиалка (сенполия), кактус, бегония, камнеломка, тра­десканция.

Логопед. Подумайте, какое из растений лишнее и почему.

Дети: Лишний кактус, потому что это единственное колючее растение.

Логопед: А по звучанию? (проговариваем несколько раз, пока дети не услышат)

Дети: Лишние фикус, фиалка и кактус, потому что в его названии нет буквы Н, а во всех остальных названиях она есть.

3 Артикуляционная гимнастика общая.

«Чашечка» (правильная форма языка для произношения звуков Ш, Ж).

Мы чаек горячий

Будем пить на даче

Чашечку мы держим

Крепче, крепче, крепче

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу (при необходимости, распластать язык, пошлепав по нему верхней губой со звуком «пя-пя-пя»), приподнять все края языка вверх. Удерживать 5-10 секунд.

Внимание: Следить, чтобы язык был широким, без выраженного кончика языка, все края языка равномерно подняты.

«Улыбка – Трубочка» (развитие подвижности губ).

Тянем губы мы к ушам,

Улыбнемся малышам.

А потом тяни вперед,

Как у слоненка хоботок.

Описание: Поставить верхние зубы на нижние, растянуть губы в улыбке, показав все зубы, удерживать улыбку 3 – 5 секунд, вытянуть губы вперед трубочкой, удерживать губы в таком положении 3 – 5 секунд. Выполнять переключения с одной позиции на другую 5 – 7 раз.

Внимание: Следить, чтобы в процессе переключения зубы не размыкались и не сдвигались.

«Маляр » (отрабатывать движения языка вверх и его подвижность).

Язык – как кисточка моя,

И ею нёбо крашу я.

Описание: Улыбнуться, открыть рот и погладить кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад.

Внимание: Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперёд, но не высовывался изо рта.

4 Разгадывание ребуса

Логопед помещает на магнитную доску картонку с ребусом, готовит фломастер.

Логопед. Давайте отгадаем ребус.

Логопед. Как вы разгадаете первую часть ребуса?

Дети. В слове МАК надо букву М заменить на букву К. Полу­чится часть слова КАК

Логопед. Давайте запишем эту часть слова

Логопед. Как разгадать вторую часть ребуса?

Д е т и. Из слова ТУЧА надо убрать две последних буквы. Оста­нется ТУ.

Один из детей пишет часть слова на доске.

Д е т и. И теперь надо добавить букву С. Один из детей дописывает букву.

Дети. Кактус.

5. Подвижная игра «Комнатные растения». (Развитие общей мо­торики, регуляция мышечного тонуса).

Предложить детям пройти на ковер и встать свободно.

Показать упражнения для регуляции мышечного тону­са и провести с детьми игру.

Логопед. Давайте вспомним игру, в которую мы уже играли в прошлом году. Присядьте на корточки и представьте, что вы ма­ленькие растения.

То растение, к которому я подойду и «полью» из лейки, начнет подниматься, расти, тянуться вверх к солнышку. Нуж­но встать на носочки, поднять руки вверх и потянуться.

Когда я отой­ду, растение станет постепенно вянуть, опускать листочки.

Нужно медленно расслабить и уронить руки, согнуться, опустив голову.

6. Развитие навыка звукового анализа слов

Дети садятся за столы и логопед, раздает им тетради, ставит на стол контейнер с карандашами.

Откройте тетради там, где лежит закладка.

Посмотрите на верхнюю часть левой странички. Выполните звуковой анализ слова ФИКУС и раскрасить кружки в схеме, а потом раскрасить цветок

Дети самостоятельно выполняют задание и комментируют его выполнение по просьбе логопеда. Можно задать детям не­сколько вопросов в ходе выполнения задания:

    Почему ты раскрашиваешь первый кружок синим карандашом? (Он обозначает твердый согласный звук [Ф].

    Почему в твоей схеме три синих кружка? (В этом слове три согласных твердых звука: [Ф], |К], |С].

    Сколько в слове гласных звуков? (два)

Молодцы, справились с заданием.

7. Пальчиковая гимнастика

«Цветы» выполняется стоя

Наши красные цветочки

Распускают лепесточки. потом раскрываются в виде чаши, перед лицо)

Ветерок немножко дышит, кисти движутся по кругу

Лепестки колышет. кисти рук наклоняются влево и вправо

Наши красные цветочки прижимаем локти друг к другу, смыкаем кисти в виде лодочки

Закрывают лепесточки, показать пальчиками, как лепестки закрываются

Они тихо засыпают,

И головкою кивают.

8. Д.И. «Придумай название из одного слога, двух слогов.…»

Сначала сядут те дети, которые вспомнят назва­ния растений, состоящие из двух слогов. Прохлопайте задание.

Дети : Ге-рань, фи-кус,

Логопед. Теперь сядут те дети, которые вспомнят названия растений из 3 слогов.

Дети: Баль-за-мин, кли-ви-я, фи-ал-ка, гор-тен- зия.

9. Игра «Что лишнее?» (Развитие речевого слуха.)

Предложить детям сесть правильно и быть вниматель­ными.

Логопед. А сейчас я хочу проверить, умеете ли вы внима­тельно слушать. Я буду произносить ряд слов, а вы будете опреде­лять, какое слово лишнее и почему.

    гортензия, стебель, колеус, фикус, бальзамин. Что лишнее?

Дети. Лишнее слово стебель . Это часть растения. А все ос­тальные слова - названия комнатных растений.

    ухаживать, поливать, пересаживать, высушивать , рыхлить, опрыскивать;

    сочный, зеленый, гладкий, приземистый, опушенный, ко­лючий;

    комнатные, домашние, луковичные , лесные, садовые, клумбовые;

    . Итог . Молодцы, ребята, много интересного мы сегодня узнали про цветы, звуки, буквы . разгадали такие сложные шифровки . Что вам сегодня запомнилось? А что не понравилось или было очень сложно?

Конспект итогового занятия по лексической теме: «Комнатные растения».

Открытый городской просмотр логопедического занятия.

Год обучения : второй

Возраст : 5-6 лет

Форма занятия : итоговое фронтальное занятие.

По лексической теме : «Комнатные растения»

Кто проводил : учитель-логопед Колесникова Ирина Анатольевна

Источники :

1. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. – СПб.: «Детство-пресс», 2007.

3. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников. (Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр). – М.: «Вако», 2005.

4. Лопухина И.С. Логопедия, речь, движение. – 2-е изд. – СПб.: Корона принт, 2004.

Организационный момент, цель которого создание положительного настроя на занятие, были взяты из книги Лопухиной И.С. «Логопедия, речь, движение».

В работе я использовала пособие Нищевой Н.В. «Конспекты подгрупповых занятий для детей старшей логопедической группы» оно входит в методический комплект к «Программе коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4-7 лет)». Пособие отражает все направления работы логопеда.

Материал пособия рассчитан на детей шестого года жизни с III уровнем речевого развития при общем недоразвитии речи (второго года обучения).

В своей работе я так же использовала пособие Ковалько В.И. «Азбука физкультминуток для дошкольников». В настоящем пособии рассматриваются вопросы использования физкультурных минуток. Они проводятся с целью снижения утомления и снятия статического напряжения у детей дошкольного возраста, и рассчитаны на все возрастные группы.

Данные пособия содержат интересный материал для дошкольников, могут стать подспорьем в работе педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад компенсирующего вида

Конспект

Итогового фронтального логопедического

занятия по лексической теме:

«Комнатные растения»

Дата: 20.03.12

Время: 9час.30мин.

Кол-во детей: 6 человек

Кто проводил:

учитель-логопед Колесникова

Ирина Анатольевна

г. Красный Сулин

2012г

Конспект итогового занятия по лексической теме: «Комнатные растения».

Открытый городской просмотр логопедического занятия.

Год обучения : второй

Возраст : 5-6 лет

Форма занятия : итоговое фронтальное занятие.

По лексической теме : «Комнатные растения»

Кто проводил : учитель-логопед Колесникова Ирина Анатольевна

Источники :

1. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. – СПб.: «Детство-пресс», 2007.

3. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников. (Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр). – М.: «Вако», 2005.

4. Лопухина И.С. Логопедия, речь, движение. – 2-е изд. – СПб.: Корона принт, 2004.

Организационный момент, цель которого создание положительного настроя на занятие, были взяты из книги Лопухиной И.С. «Логопедия, речь, движение».

В работе я использовала пособие Нищевой Н.В. «Конспекты подгрупповых занятий для детей старшей логопедической группы» оно входит в методический комплект к «Программе коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4-7 лет)». Пособие отражает все направления работы логопеда.

Материал пособия рассчитан на детей шестого года жизни с III уровнем речевого развития при общем недоразвитии речи (второго года обучения).

В своей работе я так же использовала пособие Ковалько В.И. «Азбука физкультминуток для дошкольников». В настоящем пособии рассматриваются вопросы использования физкультурных минуток. Они проводятся с целью снижения утомления и снятия статического напряжения у детей дошкольного возраста, и рассчитаны на все возрастные группы.

Данные пособия содержат интересный материал для дошкольников, могут стать подспорьем в работе педагогов.

Коррекционно-образовательные цели. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Комнатные растения». Совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных с числительными два и пять ). Совершенствование синтаксической стороны речи, составление сложноподчинённых предложений со словами для того чтобы. Совершенствование звуко-слогового анализа и синтеза. Автоматизация звука [р] в предложении.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, развитие фонематических представлений (подбор слов на заданный звук), ориентировки на плоскости, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели. Воспитание навыков сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование. Предметные картинки с изображениями комнатных растений, фишки для звукового анализа, игрушка – Домовёнок Кузя, разрезные картинки (по количеству детей).

Предварительная работа. Рассматривание комнатных растений, составление словосочетаний: две традесканции, пять кактусов, три герани и т.п. Работа над сложноподчинёнными предложениями со словами для того чтобы на индивидуальных занятиях. Разучивание упражнения «Наши алые цветки».

Схема занятия

  1. Оргмомент.
  2. Упр. «Закончи предложение»
  3. Игра «Два-пять»
  4. Упр. «Угадай слово»
  5. Физ. минутка.
  6. Упр. «Божья коровка».
  7. Упр. «Собери цветок для мамы ».
  8. Окончание занятия.

Ход занятия

Л-д встречает детей, организует приветствие.

1. Оргмомент

Л-д : Придумано кем-то

Просто и мудро

При встречи здороваться:

Доброе утро.

Дети: - Доброе утро!-

Солнцу и птицам.

Доброе утро!-

Улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым, доверчивым….

Пусть доброе утро

Длится до вечера.

Л-д: Сегодня к нам в гости пришёл Домовёнок Кузя он предлагает нам совершить путешествие в страну комнатных растений.

2. Упр. «Закончи предложение». (Совершенствование синтаксической стороны речи, составление сложноподчинённых предложений со словами для того чтобы. )

А начнём мы наше путешествие с игры «Закончи предложение».

Я начинаю предложение, а вы сочиняете вторую его часть, и начинаете свой ответ со слов для того чтобы.

Комнатные растения необходимо поливать…

1-…..для того, чтобы они не завяли.

Листья на комнатных растениях нужно протирать…

2-…..для того, чтобы они могли дышать.

Комнатным растениям нужен солнечный свет…

3-… для того, чтобы они могли хорошо расти.

Комнатные растения нужны человеку…

4-…для того чтобы украшать его дом.

А для чего ещё комнатные растения нужны человеку…

5-…для того чтобы очищать воздух.

Комнатные растения нужно удобрять…

6-…для того чтобы растения росли красивыми и здоровыми.

(Кузя задаёт детям вопросы.)

Назовите своё любимое комнатное растение. Почему оно вам нравится больше других?

Ответы детей.

3. Игра «Два-пять» (совершенствование грамматического строя речи.)

(Дети берут предметные картинки со своими любимыми комнатными растениями.)

Ребята, давайте с вами представим, что у вас на картинках не одно, а два и пять растений. Расскажите об этом.

Ответы детей.

1-й – У меня два кактуса и пять кактусов.

2-й- У меня две герани и пять гераней.

3-й- У меня две традесканции и пять традесканций

4-й- У меня две бегонии и пять бегоний.

5-й-У меня две фиалки и пять фиалок

6-й-У меня две камнеломки и пять камнеломок.

Молодцы. Вы отлично выполнили первое задание.

4. Упр. «Угадай слово» (Совершенствование звуко-слогового анализа и синтеза)

А сейчас мы с Домовёнком хотим посмотреть, сумеете ли вы найти растение по первому и последнему звуку.

Вопросы задаёт логопед.

Угадайте, какое комнатное растение мы задумали, если в нём первый звук [к], последний [с]? (Кактус. ) А слово, в котором первый звук [б"], последний - [я]? (Бегония .) А в этом слове первый звук [к], последний - [а]? (Камнеломка. )

А сейчас я даю вам «рассыпанные» звуки [ л, и, ф, а, к,а. ] Какое слово можно из них составить? (Фиалка ). Обозначьте это слово кружочками.

Дети обозначают слово символами.

Сколько согласных звуков в этом слове? Сколько гласных?

Ответы детей.

Вы хорошо выполнили задание, научились слышать звуки. Теперь покажите, как вы умеете делить слова на слоги. Я назову первый слог, а вы дополните слово: ге….(рань ), тра…..(десканция ). Сколько слогов в этих словах?

Ответы детей.

5. Физминутка «Наши алые цветки». (Развитие координации речи с движением)

Домовёнок приглашает вас на зарядку.

Проговаривание хором с имитацией движений.

Наши алые цветки

Распускают лепестки.

Плавно поднимаем руки вверх.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Качание руками влево-вправо.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки,

Присели, спрятались.

Головой качают,

Движение головой влево – вправо.

Тихо засыпают.

6. Упр. «Божья коровка». (Автоматизация звука [р] в предложении.)

Домовёнок пришёл не с пустыми руками, он принёс чудесную божью коровку, предлагает вам поиграть с ней. Вы будите рассказывать, что она делает. Следите за правильным произнесением звука [р].

Ответы детей.

1-й- Божья коровка сидит на горшке с геранью.

2-й-Божья коровка летает над геранью.

3-й-Божья коровка спряталась под листок герани.

4-й-Божья коровка летает вокруг герани.

5-й-Божья коровка сидит около герани.

6-й-Божья коровка спряталась за горшок с геранью.

Ребята у меня произошла неприятность, он нёс в подарок маме - цветы, которые вырастил сам, но подул ветер, и они рассыпались на части, помогите их собрать.

7. Упр. «Собери цветок для мамы». (Ориентировка на плоскости.)

Давайте соберем цветы, для мамы домовёнка Кузи:

Дети проговаривают свои действия.

Я кладу стебелёк,…………………..

8. Итог занятия.

Спасибо, дети, вы меня очень порадовали своими ответами! Мне было очень приятно работать с вами. И жаль, что занятие так быстро закончилось и приходится расставаться. А чтобы вы запомнили о нашей встречи, я хочу подарить вам «волшебные цветы» (раздаёт детям цветы).


«Комнатные растения».

Цель: Развитие связной речи.

Коррекционно-образовательные:

Вырабатывать навыки осознанного и умственного употребления слов в соответствии с картинками.

Составление краткого описания комнатных растений, используя план схему.

Коррекционно-развивающие:

Совершенствовать навык составления предложений с предлогами «на», «между» с опорой на схему.

Совершенствовать диалогическую речь, продолжать формировать умение вести координированный диалог между воспитателем ребёнком, между детьми.

Продолжать работу по обогащению словаря: называниями комнатных растений, глаголами, прилагательными.

Развивать артикуляционный аппарат, мелкую моторику, мышление, память.

Упражнять в развитии зрительно-сенсорного восприятия, практического ориентирования в пространстве.

Формировать правильное дыхание, вырабатывать направленную воздушную струю.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать самоконтроль за речью.

Оборудование: обруч с цветами для выполнения дыхательных упражнений; бабочки; комнатные цветы; схемы с графическим изображением предлогов; опрыскиватели; разрезные цветы четырёх цветов; картинки с изображением комнатных растений, опорная схема описания.

Ход

1. Организационный момент.

Учитель-логопед читает детям стихотворение.

На моем окошке

Настоящий сад!

Крупные сережки

Фуксии висят.

Лезет финик узкий -

Листики свежи.

А у пальмы русской

Листья, как ножи.

Вспыхнул угольками

Скромный огонек.

Весь под волосами

Кактуса пенек.

Прыгают синицы

Под окном моим.

Радуются птицы -

Ведь приятно им

Посмотреть на это

Милое окно,

Где зимою - лето,

Где цветов полно.

Е. Благинина

2. Объявление темы.

Учитель - логопед: - Ребята! О чем говорится в этом стихотворении? (О цветах).

Учитель-логопед: - Ребята! А как называются цветы, которые растут в комнате? (Комнатные).

Учитель - логопед: - Правильно, ребята!

Учитель - логопед: - Сегодня на занятии мы будем разговаривать о комнатных растениях и цветах.

Комнатные растения

Комнатные растения называют «зелеными друзьями» дома. Среди них имеются деревья, кустарники и травянистые растения. Одни мы ценим за красивые и вечнозеленые листья (пальмы, фикусы, другие за великолепные цветки (азалии, цикламены, орхидеи, фиалки). Эффектно выглядят в доме драцены, кордилины, аукуба, папоротники. Они не только радуют наш глаз круглый год, но и напоминают зимой об ароматах лета, о красках осенней поры. С ними в доме красиво и уютно.

3. Игра «Подбери признак к растениям».

Учитель – логопед: выставляет на доску картинки с изображением комнатных растений и цветов и просит подобрать признаки к ним.

Кактус (какой) – колючий;

Пальма (какая) – пушистая, высокая;

Фикус (какой) – высокий, широколистный;

Фиалка (какая) – цветущая, широколистная, низкорослая. И т. д.

Учитель - логопед: - Ребята! А как нужно ухаживать за комнатными растениями, чтобы они не погибли?

Дети: Их поливают, опрыскивают.

Учитель - логопед: - Люди рыхлят землю в горшочках, чтобы корни могли дышать, протирают листья влажной тряпочкой или обмахивают кисточкой. А еще растениям нужен солнечный свет, поэтому их ставят на окно или рядом с ним.

Учитель - логопед показывает детям растения, называет их и рассказывает, откуда они пришли к нам и об особенностях полива.

4. О растениях

Алоэ. Родина - Южная Африка. В комнатном цветоводстве наибольшую популярность имеет алоэ древовидное (народное название – «дурак»). Ценятся его мясистые листья с шипами по краям, сок которых имеет целебные свойства. Хорошо растет на солнечном окне. Любит умеренный полив.

Кактус. Родина - Аргентина, Перу, Боливия, Бразилия. Колючее растение, видов очень много. Необходимо держать на солнечном окне, летом рекомендуется выносить на свежий воздух. Поливают умеренно, зимой очень редко.

Фикус - крупнолистный фикус (эластика) кустообразный, достигает высоты небольшого деревца, с очень крупными кожистыми блестящими зелеными листьями. Растет в любых условиях. В жаркой плохо проветриваемой комнате листья делаются вялыми, опускаются. Любит умеренный полив.

Фиалка имеет укороченный стебель, несущий розетку волосистых сильноопушенных листьев. Листья широкоовальные или круглые. Цветы простые или махровые, различной окраски. Фиалка занимает первое место в мире среди комнатных растений. Цветы - это самые совершенные творения природы. Фиалка, олицетворяющая приход весны, оживление природы, любимый цветок у многих народов. Эти нежные маленькие цветы полны изящества, неземной красоты и совершенства. Цветет фиалка девять месяцев в году, независимо от времени года. Совершенно не прихотлива, не требует яркого освещения, хорошей земли, крупных горшков.

Хлорофитум. Родина - Южная Африка. Народное название - борода. Многолетнее травянистое растение, образует свисающие побеги - усы. Растет как на ярко освещенных, так и на слегка притененных окнах. К влажности воздуха и температуре нетребователен.

5. Подвижная игра «На окне в горшочках».

Цель: Развитие общей моторики, координации речи с движением.

Учитель – логопед: приглашает детей на ковер и предлагает им сделать упражнение.

На окне в горшочках (Дети сидят на корточках лицом в круг)

Поднялись цветочки (Медленно встают).

К солнцу потянулись (Тянутся на носочках, руки вверх).

Солнцу улыбнулись (Широко в стороны).

К солнышку листочки(Ладони повернуть вверх).

Повернут цветочки.

Повернут бутоны,(Руки соединить над головой).

В солнышке утонут (Медленно повернуть в стороны).

6. Беседа по картинке.

Учитель - логопед выставляет картинки и дает детям некоторое время на то, чтобы их рассмотреть. Затем проводит беседу.

Что вы видите на картинке?

Какое растение по величине? По цвету?

Какой у него запах?

Из каких частей состоит растение?

Какую пользу приносит людям?

7. Составление рассказа используя план схему.

Примерный рассказ

Герань – это очень красивое растение. По размеру оно не крупное. У него могут быть белые, розовые, оранжевые, красные и малиновые цветы. Цветы герани растут близко друг к другу на длинных стебельках без листьев, поэтому издалека они напоминают цветной зонтик. Многие герани приятно пахнут: апельсином, лимоном, яблоком или розой.

Герань состоит из корня, стебля, листьев, цветов. Герань – не только красивое, но и полезное растение. Ее даже называют «доктор ухо-горло-нос», потому что она помогает людям справиться с болезнями уха, горла и носа. А вот комары, мухи и моль, наоборот, не любят запах герани и улетают.

8.Учитель-лоопед: - Ребята, предложите, куда мы поставим наш цветок. Помогут в этом вам схемы.

Дети составляют предложения с предлогами «на», «между».

Учитель- логопед: Я поставлю традесканцию на клумбу между геранью и фиалкой. Да! Цветы красивые! Ими можно любоваться, украшать жилище, а вот поиграть с ними нельзя. Я приготовила для игры другие цветы.

9. Игра «Два - пять» (совершенствование грамматического строя речи.)

Дети берут предметные картинки со своими любимыми комнатными растениями.

Учитель - логопед: - Ребята, давайте с вами представим, что у вас на картинках не одно, а два и пять растений. Расскажите об этом.

Ответы детей.

1-й – У меня два кактуса и пять кактусов.

2-й - У меня две герани и пять гераней.

3-й - У меня две традесканции и пять традесканций.

4-й - У меня две бегонии и пять бегоний.

5-й - У меня две фиалки и пять фиалок

6-й - У меня две камнеломки и пять камнеломок.

Учитель - логопед Логопед: - Молодцы. Вы отлично выполнили задание.

10. Работа с разрезными картинками. Развитие зрительного гнозиса и пространственного праксиса.

Учитель – логопед: приглашает детей сесть за стол, на котором лежат конверты с целыми и разрезными предметными картинками.

Учитель - логопед: - Садитесь на стульчики и достаньте из конвертов целые картинки. Вы узнали растения? Назовите их.

Дети по очереди называют растения на картинках.

Учитель - логопед: - А теперь достаньте такие же картинки, разрезанные на части. Соберите их.

11. Итог занятия.

Учитель - логопед: - Ребята! Для чего же нам нужны комнатные цветы?

Дети: - Для уюта.

Учитель - логопед: - Конечно, цветы действительно создают в помещениуют, комфортную атмосферу, делают интерьер помещений живым и привлекательным, но не только это. Они убивают вредоносные бактерии. Самое полезное комнатное растение – это хлорофитум. За сутки это растение поглощает почти все вредные бактерии и токсины, накопившиеся в помещении.


Наверх