Постановка и автоматизация звука P. Приёмы, способы и советы по постановке звуков при различных видах речевых нарушений Постановка звука пь

Пропитки 16.04.2024

Егорова О.В. Звуки П, ПЬ, Б, БЬ. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет. - М.: «Издательство «Гном и Д», 2005. - 24 с.

Данное пособие адресовано логопедам, воспитателям логопеди­ческих групп, родителям. Его главная задача - помочь ребёнку ус­воить правильное произношение звуков П, ПЬ, Б, БЬ.

В пособии предлагается практический материал по постановке, автоматизации и дифференциации данных звуков. Пособие содер­жит разнообразный лексический материал, описание игр и отдель­ных упражнений.

Егорова Ольга Владимировна

Учитель-логопед ГОУ - детский сад комбинированного вида № 1547

г. Москвы

Звуки П, ПЬ, Б, БЬ

Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет

Издатель - А. Казаков

Редактор - Н. Ильякова

Корректор - И. Максимова

Обложка - Н. Залипаева

Оригинал-макет - А. Комолое

ООО «Издательство ГНОМ и Д» E-mail: gnom _ logoped @ newmail . ru

Сдано в набор 08.09.04. Подписано в печать 20.11.04. Печать офсетная. Объем 1,5 п.л. Формат 60x90/16. Тираж 2 000 экз. Заказ № 1293.

Отпечатано в соответствии с качеством предоставленных диапозитивов в ДПК Роспатента, г. Домодедово, Каширское ш., д. 4, стр. 1.

©ЕгороваО.В., 2004. ISBN 5-296-00535-Х © Оформление «Издательство «Гном и Д», 2005.

Введение

Речь является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие психичес­кие процессы, способность к понятийному мышлению. Рече­вое общение создает необходимые условия для развития раз­личных форм деятельности. Для воспитания полноценной личности необходимо устранить все, что мешает свободному общению ребенка со сверстниками и взрослыми.

Недостатки звукопроизношения значительно искажают речь ребенка. У ребенка могут наблюдаться пропуски, заме­ны, недостатки дифференциации звуков. Все это делает речь ребенка малопонятной для окружающих, ограничивает рече­вую активность малыша.

Исправление недостатков звукопроизношения - одна из важнейших задач педагога. Ребенок должен научиться пра­вильно произносить все звуки родного языка. В последнее время появляется все больше детей, у которых нарушено про­изнесение не только свистящих, шипящих или соноров, но более простых звуков, таких, как Д, Т, Н, П, Б и др.

Структура пособия

Работа по каждому звуку включает в себя 3 раздела:

    Артикуляция звука.

    Постановка звука.

    Практический материал по автоматизации и дифферен­циации звуков (слоги, слова, предложения, чистоговорки, скороговорки, пословицы, поговорки, загадки, стихотворе­ния, рассказы и игры).

Автоматизацию любого звука следует начинать со слогов.Лишь когда ребенок научится правильно произносить звук вслогах, можно переходить к словам и предложениям. При

работе со словами необходимо отработать звук в разных позициях: в начале, в середине и в конце слова; в словах со стече­нием согласных звуков.

На заключительных этапах автоматизации звука детям предлагаются чистоговорки, пословицы, скороговорки, загад­ки, стихотворения, рассказы, игры. Чистоговорки, послови­цы проговаривать в спокойном темпе, обращая внимание на то, чтобы автоматизируемый звук произносился чётко и пра­вильно. Скороговорки вначале произносить медленно, четко артикулируя звуки, затем в обычном темпе. Только тогда, когда ребенок сможет безошибочно произнести скороговор­ку, можно повторить её в быстром темпе. В работе с загадка­ми предлагать детям не только отгадывать их, но и повторять, так как в тексте загадок встречается автоматизируемый звук. Стихотворения желательно учить. Это способствует не толь­ко закреплению звука, но и развитию памяти. Рассказы чи­тать ребёнку спокойно, выразительно, чтобы он смог их за­помнить и пересказать. Игры проводить в оживлённой фор­ме, поощряя правильные ответы малыша.

Когда звуки, близкие по произношению, автоматизирова­ны, необходимо провести работу по их дифференциации. Диф­ференциацию звуков нужно начинать со слогов, постепенно переходя к словам, предложениям, стихотворениям и т.д.

Настоящее пособие предназначено для логопедов, воспи­тателей логопедических групп, родителей детей, имеющих недостатки в звукопроизношении.

Артикуляция звука

Губы вначале спокойно сомкнуты, потом раскрываются мгновенным выдохом воздуха. Расстояние между резцами и положение языка зависит от следующего гласного звука. Мягкое нёбо поднято, голосовые складки разомкнуты, воз­душная струя толчкообразная.

Постановка звука

    способ: по подражанию.

    способ: логопед просит ребенка произнести слог па, под­дувая комочек ваты или полоску цветной бумаги.

Практический материал по автоматизации звука П

1. Повтори слоги.

Па - па - па Па - по - пу - пы Ап - оп - уп

По - по - по Пы - по - пу - па Уп - ып - ап

Пу - пу - пу По - па - пу - пы Ып - ап - оп

Пы - пы - пы Пу - пы - по - па Уп - оп - ап

2. Повтори слова.

Звук в начале слова: Пан, пай, пас, паж, паук, падать, пакет, паста, палец, Павел, палата, палка, пакля, пар, парк; пыль, пылить, пылесос, пыжик, пышка; пой, пот, пол, пост, поезд, помощь, почка, почва, почта, полк, полка, ползать, помидор, порт, порка; пуд, пух, путь, пуф, пуфик, пуск, пушка, пучок, пуля, пугало, пудра.

Звук в середине слова: Анапа, упаду, топать, капать, копать, купать, покупать, нападать, стопа, лапа, хлопать, толпа, тюльпаны, шляпа, запор, запарка, царапать, крупа, тропа; окопы, копыто, напылить; копоть, сапог, лапоть, напор.

Звук в конце слова: Топ, этап, тяп-ляп, сап, цап, арап, храп, драп, трап.

Стечение согласных звуков в слогах и словах : Пка, пна, мпа; пла, плы, пло, плу; пра, пры, про, пру Топка, сопка, лапка, копна, лампа; пламя, планета, плавать, плавки, плакать, пластика, пластилин; плыть, плывун; плот, плод, плохо, плохой, дупло, сопло, плошка; плут, плуг, плутать; правда, правило; прыгать, прыгун; просто, простыня; прут, пруд.

3. Повтори предложения.

Паша пас овец. Паж поднял палец. Полк идет в порт. В парке на деревьях появились почки. Паровоз выпустил пар. На почте горит лампа. Павел поехал в Анапу. Толпа хлопала. Пылесос глотает пыль. У Пушка намокли лапки. Из дупла упали ягоды. Павел учит правило. Пугало охраняет плоды. Пушка стреляет: пуф. Папа покупает крупу. Павел отправился в путь. На полу пыль, нужен пылесос.

4. Повтори чистоговорки.

Па - па - па - мелкая крупа.

Пу - пу - пу - купили мы крупу.

Пы - пы - пы - нет уже крупы.

Па - па - па - идет папа.

Пу - пу - пу - еду в Анапу.

5. Повтори пословицы, поговорки.

Попал пальцем в небо.

От топота копыт пыль по полю летит.

Поздно поднялся - день потерял.

В молодости не учился - жизнь потерял.

Признание - половина исправления.

6. Повтори скороговорки.

Стоит поп на копне, колпак на попе, Копна под попом, поп под колпаком.

Пара птиц порхала, порхала -Да и выпорхнула.

Поле-то не полото, Поле-то не полито, Просит полюшко попить -Нужно полюшко полить.

7. Повтори загадки.

Кто пасет овец и коз, Из-под снега вышел друг,

Там, где луг травой зарос? И весной запахло вдруг.

(Пастух). (Подснежник)

Золотое решето черных домиков полно. (Подсолнух) Без рук, без топоренка построена избенка. (Гнездо)

8. Выучи стихотворения.

Пошли, пошли, поехали Паучок приехал на базар,

За спелыми орехами, Мухам паучок привез товар.

За орехами, грибами, Он его развесил на осинке:

Что родятся под дубами, - Кто из вас желает паутинки? Что растут под кленами, Под липами зелеными. (В. Орлов)

9. Игра «Подскажи словечко».

Взрослый предлагает ребенку подсказать нужное рлово в конце каждого стихотворения.

И от ветра, и от зноя, Я в красной шапочке расту

От дождя тебя укроет. Среди корней осиновых.

А как спать в ней сладко! Меня увидишь за версту -

Что это?.. (Палатка). Зовусь я... (подосиновик).

Подготовлен самолет,

Он отправится в... (полет).

10. Игра «Один-много».

Взрослый называет предмет в единственном числе, ребенок - во множественном.

Помидор - (помидоры). Пушка - (пушки).

Паук - (пауки). Подушка - (подушки).

Полка - (полки). Палатка - (палатки).

11. Перескажи рассказ.

Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ, а затем пере­сказать его.

Степа отправился в поход. Сначала Стёпа доехал на по­езде до леса. По тропке спустился в лес. Там он нашёл кра­сивую поляну и поставил на ней палатку. Возле палатки протекала река. Стёпа поплавал в реке и лёг на траву заго­рать. Как же хорошо отдыхать!

Артикуляция звука

См. звук П. Разница в том, что при произнесении звука ПЬ губы напряжены гораздо сильнее, а язык выгнут, его кон­чик упирается в нижние резцы.

Постановка звука

    способ: по подражанию.

    способ: ребенок произносит слог пи. Постепенно звук И произносится более кратко и глухо, губы сильно не растяги­вать, получается звук ПЬ.

Практический материал по автоматизации звука ПЬ

ПОСТАНОВКА ЗВУКА [М], ЗВУКА [МЬ]

Губы вначале спокойно сомкнуты, затем раскрываются мгновенным выдохом воздуха. Расстояние между резцами и положение языка зависит от следующего гласного звука. При произнесении звука М ощущается вибрация щек и носа.

МЬ – разница заключается в том, что при произнесении звука МЬ губы напряжены гораздо сильнее, язык выгнут, его кончик упирается в нижние резцы.

Характеристика звука.

5.М – твердый, МЬ – мягкий (по степени подъема и напряжения средней части (спинки) языка)

Дефекты произношения звука.

    Артикуляционная гимнастика для губ.

    Артикуляционная гимнастика для языка.

    Артикуляционная гимнастика для нижней челюсти.

    Артикуляционная гимнастика для выработки правильной воздушной струи.

Способы постановки звука.

По подражанию: Логопед прижимает одну руку ребёнка к своей щеке, другую к щеке ребёнка. Ребёнок должен ощутить вибрацию и воспроизвести её путём тактильного контроля через свою ладошку.

ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Н], ЗВУКА [НЬ]

Правильная артикуляция звука.

Губы в нейтральном положении, принимают положение следующего гласного звука. Кончик языка поднят и упирается в верхние резцы. При произнесении звука ощущается вибрация носовой полости.

МЬ – разница заключается в том, что при произнесении звука НЬ кончик языка опущен за нижние резцы.

Характеристика звука.

1.Согласный (по наличию или отсутствию преграды в ротовой полости)

2.Носовой (по участию в артикуляции мягкого неба и резонатору)

4.Смычно-проходной (по способу образования)

5.Звук Н – твердый, НЬ – мягкий (по степени подъема и напряжения средней части (спинки) языка)

Дефекты произношения звука.

Отсутствие звука, замены, смешение.

Комплекс артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика в строгой последовательности:

Способы постановки звука.

1способ: по подражанию. Приложить один палец ребёнка к носу логопеда, другой – к носу ребёнка. При этом нужно показать ребёнку положение языка.

2 способ: на базе звука М. Протяжно произнести звук М при широко просунутом между сомкнутыми губами языке. Отработать межзубное произнесение, затем завести язык за верхние резцы.

НЬ – по подражанию; от звука Н – завести (опустить) шпателем кончик языка за нижние резцы.

ПОСТАНОВКА ЗВУКА [П], ЗВУКА [ПЬ]

Правильная артикуляция звука.

Губы вначале спокойно сомкнуты, затем раскрываются мгновенным выдохом воздуха. Расстояние между резцами и положение языка зависит от следующего гласного звука. Мягкое небо поднято, голосовые связки разомкнуты, воздушная струя толчкообразная.

ПЬ – разница заключается в том, что при произнесении звука ПЬ губы напряжены гораздо сильнее, а язык выгнут, его кончик упирается в нижние резцы.

Характеристика звука.

3.Губно-губной (по месту образования)

5.П–твердый, ПЬ–мягкий (по степени подъема и напряжения средней части (спинки) языка)

Дефекты произношения звука.

Комплекс артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика в строгой последовательности:

1.Артикуляционная гимнастика для губ.

2.Артикуляционная гимнастика для языка.

3.Артикуляционная гимнастика для нижней челюсти.

4.Артикуляционная гимнастика для выработки правильной воздушной струи.

Способы постановки звука.

1 способ: по подражанию.

2 способ: Логопед просит произнести слог ПА, поддувая комочек ваты или полоску бумаги.

3способ: Губы облизнуть, нос зажать и при тихом дутье пошлепать губами.

4способ: Произнесение звука, зажав полоску бумаги.

ПЬ – по подражанию и аналогично от слога ПИ.

ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Б], ЗВУКА [БЬ]

Правильная артикуляция звука.

Губы вначале спокойно сомкнуты, затем раскрываются мгновенным выдохом воздуха. Расстояние между резцами и положение языка зависит от следующего гласного звука. Мягкое небо опущено, голосовые связки сомкнуты, добавляя голос, воздушная струя толчкообразная. Ощущается вибрации гортани и щек.

БЬ – разница заключается в том, что при произнесении звука БЬ губы напряжены гораздо сильнее, а язык выгнут, его кончик упирается в нижние резцы.

Характеристика звука.

1.Согласный 2.Ротовой 3.Губно-губной 4.Смычно-взрывной

5.Б–твердый, БЬ–мягкий 6. Звонкий

Дефекты произношения звука.

Отсутствие звука, замены, нарушение дифференциации.

Комплекс артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика в строгой последовательности:

1.Артикуляционная гимнастика для губ.

2.Артикуляционная гимнастика для языка.

3.Артикуляционная гимнастика для нижней челюсти.

4.Артикуляционная гимнастика для выработки правильной воздушной струи.

Способы постановки звука.

1 способ: по подражанию. Произнести БА-БА-БА, слегка раздувая щёки.

2 способ: На базе звука П путём добавления голоса, ощущая вибрацию голоса при произнесении.

3способ: Подуть сквозь сближенные напряжённые губы, слегка раздувая щёки и подключая голос. Логопед (ребёнок) кладет указательный палец под нижнюю губу и совершает движения вверх-вниз. Постепенно палец убирается.

4способ: Произнесение звука У и вибрация пальцем вверх-вниз.

ПЬ – по подражанию и аналогично от слога БИ.

ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Т], ЗВУКА [ТЬ]

Правильная артикуляция звука.

Губы в нейтральном положении принимают позицию следующего гласного звука. Расстояние между зубами 5 мм. Кончик языка при произнесении с гласными звуками А, О, У, Ы упирается в верхние зубы или альвеолы, образуя смычку. При произнесении с гласными звуками Е, Ё, Ю, И, Я кончик языка упирается в нижние резцы, образует смычку. Мягкое небо поднято, голосовые связки разомкнуты, воздушная струя толчкообразная.

ТЬ – разница заключается в том, что при произнесении звука ТЬ язык выгнут, его кончик упирается в нижние резцы.

Характеристика звука.

1.Согласный (по наличию-отсутствию преграды в ротовой полости)

2.Ротовой (по участию в артикуляции мягкого неба и резонатору)

3.Переднеязычный (по месту образования)

4.Смычно-взрывной (по способу образования)

Дефекты произношения звука.

Отсутствие звука, замены, нарушение дифференциации.

Комплекс артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика в строгой последовательности:

1.Артикуляционная гимнастика для губ.

2.Артикуляционная гимнастика для языка.

3.Артикуляционная гимнастика для нижней челюсти.

4.Артикуляционная гимнастика для выработки правильной воздушной струи.

Способы постановки звука.

1 способ: по подражанию. Лучше в слове или в слоге. В основном от слога ТА.

2 способ: исходить из межзубной позиции. Закусить язык зубами и сильно выдыхать. Получится межзубный Т. Затем убрать язык за верхние зубы. Или «сплюнуть» с кончика языка.

3 способ: Положить кончик языка на нижнюю губу и покусать язычок слогом ПА-ПА-ПА. Получится ТА-ТА-ТА.

4 способ: Переднюю часть спинки языка прижать к верхней губе, шпателем осторожно отодвинуть язык к верхней десне и резко подуть на полоску бумаги.

5 способ: Кончик языка развивается, как при звуке Р. Загнуть язык в форму «Чашечки» и резко выдохнуть: Т-Т-Т.

ТЬ – При произнесении слога ТА, шпателем нажать на кончик языка и опустить его за нижние зубы, получится ТЯ.

ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Д], ЗВУКА [ДЬ]

Правильная артикуляция звука.

Губы в нейтральном положении принимают позицию следующего гласного звука. Расстояние между зубами 5 мм. Кончик языка при произнесении с гласными звуками А, О, У, Ы упирается в верхние зубы или альвеолы, образуя смычку. При произнесении с гласными звуками Е, Ё, Ю, И, Я кончик языка упирается в нижние резцы, образует смычку. Мягкое небо опущено, голосовые связки сомкнуты, добавляя голос. Ощущается вибрация гортани.

ДЬ – разница заключается в том, что при произнесении звука ДЬ язык выгнут, его кончик упирается в нижние резцы.

Характеристика звука.

1.Согласный (по наличию-отсутствию преграды в ротовой полости)

2.Ротовой (по участию в артикуляции мягкого неба и резонатору)

3.Переднеязычный (по месту образования)

4.Смычно-взрывной (по способу образования)

5.Т–твердый, ТЬ–мягкий (по степени подъема и напряжения средней части (спинки) языка)

Дефекты произношения звука.

Отсутствие звука, замены, нарушение дифференциации.

Комплекс артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика в строгой последовательности:

1.Артикуляционная гимнастика для губ.

2.Артикуляционная гимнастика для языка.

3.Артикуляционная гимнастика для нижней челюсти.

4.Артикуляционная гимнастика для выработки правильной воздушной струи.

Способы постановки звука.

1 способ: по подражанию. Лучше в слове или в слоге. В основном от слога ДА.

2 способ: от звука Т. Ребенок кладет одну руку на гортань логопеда, другую - на свою. Логопед по очереди произносит звуки Т-Д. Обращает внимание на разницу в произнесении и вибрацию звука Д.

3 способ: От слога БА. Произносить БА-БА-БА, затем завести язык за верхние зубы, получится ДА-ДА-ДА.

ДЬ – При произнесении слога ДА, шпателем нажать на кончик языка и опустить его за нижние зубы, получится ДЯ.

ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Ф], ЗВУКА [ФЬ]

Правильная артикуляция звука.

Нижняя губа приближена к краям верхних резцов, посередине остаётся узкая щель для прохода воздуха, верхняя губа слегка приподнята. Верхние резцы видны, нижние резцы закрыты нижней губой. Положение языка зависит от следующего гласного звука. Мягкое небо поднято, голосовые связки разомкнуты, воздушная струя рассеянная.

ФЬ – разница заключается в том, что при произнесении звука ФЬ нижняя губа менее напряжена.

Характеристика звука.

5.Ф–твердый, ФЬ–мягкий 6. Глухой

Дефекты произношения звука.

Отсутствие звука, замены, нарушение дифференциации.

Комплекс артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика в строгой последовательности:

1.Артикуляционная гимнастика для губ.

2.Артикуляционная гимнастика для языка.

3.Артикуляционная гимнастика для нижней челюсти.

4.Артикуляционная гимнастика для выработки правильной воздушной струи.

Способы постановки звука.

1 способ: по подражанию.

2 способ: Подтянуть нижнюю губу к верхним резцам, помогая пальцем под нижней губой.

3 способ: Сблизить верхнюю и нижнюю губы и подуть: Ф-Ф-Ф.

ФЬ – от слога ФИ, произнося постепенно звук И кратко.

ПОСТАНОВКА ЗВУКА [В], ЗВУКА [ВЬ]

Правильная артикуляция звука.

Нижняя губа приближена к краям верхних резцов, посередине остаётся узкая щель для прохода воздуха, верхняя губа слегка приподнята. Верхние резцы видны, нижние резцы закрыты нижней губой. Положение языка зависит от следующего гласного звука. Мягкое небо поднято, голосовые связки сомкнуты, вибрируют, добавляя голос, воздушная струя рассеянная. Ощущается вибрация гортани и подбородка.

ВЬ – разница заключается в том, что при произнесении звука ВЬ нижняя губа менее напряжена.

Характеристика звука.

1.Согласный 2.Ротовой 3.Губно-зубной 4.Щелевой

5.В–твердый, ВЬ–мягкий 6. Звонкий

Дефекты произношения звука.

Отсутствие звука, замены, нарушение дифференциации.

Комплекс артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика в строгой последовательности:

1.Артикуляционная гимнастика для губ.

2.Артикуляционная гимнастика для языка.

3.Артикуляционная гимнастика для нижней челюсти.

4.Артикуляционная гимнастика для выработки правильной воздушной струи.

Способы постановки звука.

1 способ: по подражанию.

2 способ: Подтянуть нижнюю губу к верхним резцам, помогая пальцем под нижней губой. Добавляя голос.

3 способ: От звука У, добавляя вибрацию пальцем.

4 способ: От звука Л, опустив язычок вниз за нижние резцы и поднимая нижнюю губу вверх.

ВЬ – от слога ФИ, произнося постепенно звук И кратко и добавляя голос.

СВИСТЯЩИЕ ЗВУКИ – С, СЬ, З, ЗЬ, Ц (базовый звук в группе – С)

ПОСТАНОВКА ЗВУКА [С], ЗВУКА [СЬ]

Правильная артикуляция звука.

Губы слегка растянуты в улыбку. Зубы сближены на расстояние 1-2 мм, но не сжаты. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края языка загнуты и прижаты к верхним коренным зубам, препятствуя проходу воздуха по бокам. По середине языка образуется щель «Желобок», по которой проходит выдыхаемая воздушная струя – узкая, холодная. Голосовые связки разомкнуты (не работают), мягкое небо поднято.

СЬ – спинка языка дополнительно приподнята, весь язык больше напряжен. Кончик языка сильнее упирается в нижние резцы.

Характеристика звука.

1.Согласный (по наличию-отсутствию преграды в ротовой полости)

2.Ротовой (по участию в артикуляции мягкого неба и резонатору)

3.Переднеязычный (по месту образования)

5.С–твердый, СЬ–мягкий (по степени подъема и напряжения средней части (спинки) языка)

Дефекты произношения звука.

ВИДЫ СИГМАТИЗМА (ИСКАЖЕНИЕ):

1.Межзубный сигматизм

2.Призубный сигматизм

3.Шипящий сигматизм

4.Губно-зубной сигматизм

5.

6.Носовой сигматизм

Ш, Ч, ТЬ, Х… и т.д.

Комплекс артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика в строгой последовательности:

Способы постановки звука.

1 – по подражанию «Насос» - подуть на высунутый язычок.

3 – от опорных звуков:

И + Ф – язык в форме «Блинчика» лежит на нижних зубах, длительно произносить И-И-И-Ф-Ф-Ф, поднимая пальцем нижнюю губу вверх.

Ш – опустить язык вниз.

Ц – длительное произнесение.

Звук СЬ ставится по аналогии, только от мягких звуков.

ПОСТАНОВКА ЗВУКА [З], ЗВУКА [ЗЬ]

Правильная артикуляция звука.

Губы слегка растянуты в улыбку. Зубы сближены на расстояние 1-2 мм, но не сжаты. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края языка загнуты и прижаты к верхним коренным зубам, препятствуя проходу воздуха по бокам. По середине языка образуется щель «Желобок», по которой проходит выдыхаемая воздушная струя – узкая, холодная. Голосовые связки сомкнуты (работают), мягкое небо поднято.

ЗЬ – спинка языка дополнительно приподнята, весь язык больше напряжен. Кончик языка сильнее упирается в нижние резцы.

Характеристика звука.

1.Согласный (по наличию-отсутствию преграды в ротовой полости)

2.Ротовой (по участию в артикуляции мягкого неба и резонатору)

3.Переднеязычный (по месту образования)

4.Щелевой (по способу образования)

5.З–твердый, ЗЬ–мягкий (по степени подъема и напряжения средней части (спинки) языка)

Дефекты произношения звука.

ВИДЫ СИГМАТИЗМА (ИСКАЖЕНИЕ):

1.Межзубный сигматизм - кончик языка просовывается между передними зубами, придавая звуку оттенок шепелявости.

2.Призубный сигматизм – кончик языка упирается в зубы, преграждая свободный выдох воздуха через межзубную щель, так что вместо звука З слышится притупленный звук, близкий к Т.

3.Шипящий сигматизм – кончик языка упирается в нижние десны или несколько оттянут от них, а спинка языка выгнута горбом к небу – слышится отчетливый, мягкий, шипящий звук, подобный ШЬ (шябака).

4.Губно-зубной сигматизм – нижняя губа подтягивается к верхним резцам. Струя воздуха рассеивается по всей полости спинки языка,

раздувая щеки («Щечный сигматизм») с призвуком Ф.

5.Боковой (латеральный) сигматизм – 1 форма: голосовыдыхательная струя проходит через один или оба прохода между боковыми зубами и краями языка, кончик языка поднят кверху, 2 форма: спинка языка горбом плотно прикасается к небу, а выдыхательный ток проходит по одной или обеим сторонам рта, слышится неприятный хлюпающий шум – ЛЬХЬ.

6.Носовой сигматизм – при произнесении звука корень языка поднимается к опущенному мягкому небу, которое открывает проход в носовую полость, слышится храпящий звук с гнусавым оттенком последующих гласных.

ПАРАСИГМАТИЗМ (ЗАМЕНА ЗВУКА НА ДРУГОЙ):

Ш, Ч, ТЬ, Х… и т.д.

Комплекс артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика в строгой последовательности:

1.Для губ: «Улыбка» - «Спокойное положение».

2.Для языка: «Блинчик», «Трубочка».

3.Для нижней челюсти: «Обезьянки».

4.Для выработки правильной воздушной струи: «Волшебный пузырек», «Загоним мяч в ворота», «Кто дальше загонит мяч».

Способы постановки звука.

1 – по подражанию «Комарик»

2 – механическая помощь: зонд, спичка, шпатель, соломинка, палец.

3 – от опорных звуков:

В – просунуть широкий язык между верхними резцами и нижней губой, подуть на язык.

И + В – язык в форме «Блинчика» лежит на нижних зубах, длительно произносить И-И-И-Ф-Ф-Ф, поднимая пальцем нижнюю губу вверх.

Звук ЗЬ ставится по аналогии, только от мягких звуков.

ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Ц]

Правильная артикуляция звука.

Губы растянуты в улыбку, слегка прижаты к зубам. Зубы сближены на расстояние 1-2 мм, но не сжаты. Кончик языка упирается в твердую часть переднего неба, затем опускается в нижние резцы. Начинается смычным элементом Т, переходя, в щелевой элемент С. Воздушная струя сильная, холодная. Мягкое небо поднято, голосовые связки разомкнуты.

Характеристика звука.

1.Согласный (по наличию-отсутствию преграды в ротовой полости)

2.Ротовой (по участию в артикуляции мягкого неба и резонатору)

3.Переднеязычный (по месту образования)

4.Смычно - щелевой (по способу образования)

5.Ц–твердый (по степени подъема и напряжения средней части (спинки) языка)

Дефекты произношения звука.

ВИДЫ СИГМАТИЗМА (ИСКАЖЕНИЕ):

1.Межзубный сигматизм - кончик языка просовывается между передними зубами, придавая звуку оттенок шепелявости.

2.Призубный сигматизм – кончик языка упирается в зубы, преграждая свободный выдох воздуха через межзубную щель, так что вместо звука С слышится притупленный звук, близкий к Т.

3.Шипящий сигматизм – кончик языка упирается в нижние десны или несколько оттянут от них, а спинка языка выгнута горбом к небу – слышится отчетливый, мягкий, шипящий звук, подобный ШЬ (шябака).

4.Губно-зубной сигматизм – нижняя губа подтягивается к верхним резцам. Струя воздуха рассеивается по всей полости спинки языка,

раздувая щеки («Щечный сигматизм») с призвуком Ф.

5.Боковой (латеральный) сигматизм – 1 форма: голосовыдыхатель-ная струя проходит через один или оба прохода между боковыми

зубами и краями языка, кончик языка поднят кверху, 2 форма: спинка языка горбом плотно прикасается к небу, а выдыхательный ток проходит по одной или обеим сторонам рта, слышится неприятный хлюпающий шум – ЛЬХЬ.

6.Носовой сигматизм – при произнесении звука корень языка поднимается к опущенному мягкому небу, которое открывает проход в носовую полость, слышится храпящий звук с гнусавым оттенком последующих гласных.

ПАРАСИГМАТИЗМ (ЗАМЕНА ЗВУКА НА ДРУГОЙ):

1.Вместо Ц произносится один из его компонентов: Т или ТЬ, С или СЬ

(куритя, куриса).

2.Между двумя компонентами слышится редуцированный гласный: ТЭС, ТЫС (куритыса).

Комплекс артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика в строгой последовательности:

1.Для губ: «Улыбка» - «Спокойное положение», «Оскал».

2.Для языка: «Блинчик», «Трубочка», «Вкусное варенье», «Молоток».

3.Для нижней челюсти: «Обезьянки».

4.Для выработки правильной воздушной струи: «Волшебный пузырек», «Загоним мяч в ворота», «Кто дальше загонит мяч».

Способы постановки звука. (В практических целях работу над звуком рекомендуют начинать, после того как звуки Ш-Ж будут поставлены и закреплены)

1 способ – по подражанию «Цоканье», «Буратино спит», «Паровоз: тс»

2 способ – механическая помощь: зонд, шпатель.

3 способ – от опорных звуков:

От обратных слогов: АТ + С, ОТ + С, УТ + С, ЭТ + С.

Сильно растянуть губы и сплюнуть сквозь оскаленные зубы – Ц.

ТА – придерживая зондом или шпателем у нижних резцов язык, произносить с сильным выдохом, в момент произнесения слегка нажимая на язык.

ШИПЯЩИЕ ЗВУКИ – Ш, Ж, Ч, Щ (базовый в группе – Ш)

ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Ш]

Правильная артикуляция звука.

Губы вытянуты вперед и округлены. Зубы на расстоянии 1-4 мм. Язык в форме «Чашечки» поднят к верхним альвеолам (бугоркам), но, не касаясь твердого неба, образует с ним щель. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Воздушная струя выходит в щель между передней частью языка и твердым небом. Выдыхаемая струя теплая, обильная. Голосовые связки разомкнуты (не работают), мягкое небо поднято.

Характеристика звука.

1.Согласный 2.Ротовой 3.Переднеязычный 4.Щелевой 5.Ш–твердый 6. Глухой

Дефекты произношения звука.

1.Межзубно-боковой сигматизм

2.Боковой сигматизм

3.Межзубный сигматизм

4.Губно-зубной сигматизм

5.Щечный -

6.Смягченное произнесение – нижняя артикуляция звука или близ-

кое

7.Носовой сигматизм

8. Нижнее произнесение

9.Заднеязычное произнесение

С, Ф, Х, СЬ, Й, Т, Щ… и т.д.

Комплекс артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика в строгой последовательности:

1.Для губ: «Рупор», «Бублик».

Способы постановки звука.

1способ – по подражанию «Песенка гуся».

3способ – от опорных звуков:

С, СА – поднятие языка вверх.

Р – затормозить вибрацию языка Р-Р-Ш-Ш зондом.

Ж – шепотная речь.

Х – язык в форме «Чашечки».

Т – длительное произнесение, язык в форме «Чашечки».

ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Ж]

Правильная артикуляция звука.

Губы вытянуты вперед и округлены. Зубы на расстоянии 1-4 мм. Язык в форме «Чашечки» поднят к верхним альвеолам (бугоркам), но, не касаясь твердого неба, образует с ним щель. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Воздушная струя выходит в щель между передней частью языка и твердым небом. Выдыхаемая струя теплая, обильная. Голосовые связки сомкнуты (работают), мягкое небо поднято.

Характеристика звука.

1.Согласный 2.Ротовой 3.Переднеязычный 4.Щелевой 5.Ж–твердый 6. Звонкий

Дефекты произношения звука.

I .ВИДЫ СИГМАТИЗМА (ИСКАЖЕНИЕ):

1.Межзубно-боковой сигматизм - кончик языка просовывается между передними зубами, а один край языка (правый или левый) отрывается от коренных зубов, отчего весь язык разворачивается набок.

2.Боковой сигматизм – оба края языка (или один) отрывается от коренных зубов, отчего образуется щель между краями (краем) языка и коренными зубами. В образовавшуюся щель устремляется воздух, а кончик языка упирается в небо, отчего получается неприятный хлюпающий звук.

3.Межзубный сигматизм – шепелявый оттенок при произнесении.

4.Губно-зубной сигматизм – зубы сильно выпячиваются вперед, верхние резцы прижимаются к нижней губе, образуя с ней щель, куда устремляется ток воздуха, язык в образовании звука участия не принимает, слышится звук близкий к Ф.

5.Щечный - язык не принимает участия в артикуляции, образуется тупой шум между зубами и прижатыми к ним с боков углами рта. Воздух раздувает обе щеки.

6.Смягченное произнесение

положение кончика языка к передним зубам.

7.Носовой сигматизм – мягкое небо опускается и воздух попадает в носовую полость (частичная гнусавость).

8. Нижнее произнесение – мягкий оттенок, напоминающий Щ, так как щель передней части спинки языка и твердого неба.

9.Заднеязычное произнесение – шум как при звуке Х, щель между задней частью спинки языка и твердым небом.

II .ПАРАСИГМАТИЗМ (ЗАМЕНА ЗВУКА):

С, Ф, Х, СЬ, Й, Т, Щ… и т.д.

Комплекс артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика в строгой последовательности:

1.Для губ: «Рупор», «Бублик».

2.Для языка: «Чашечка», «Грибок», «Фокус», «Конфетка», «Почистим верхние зубки», «Вкусное варенье».

3.Для нижней челюсти: «Обезьянки», «Под счет».

4.Для выработки правильной воздушной струи: «Фокус», «Загоним мяч в ворота», «Кто дальше загонит мяч».

Способы постановки звука.

1способ – по подражанию «Песенка жука».

2способ – механическая помощь: зонд.

3способ – от опорных звуков:

З, ЗА – поднятие языка вверх.

ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Ч]

Правильная артикуляция звука.

Губы вытянуты вперед и округлены. Зубы на расстоянии 1-2 мм. Начинается смычным элементом Т – кончик языка упирается в верхние зубы, заканчивается щелевым элементом Щ – передняя часть спинки языка прижата к верхнему небу, Т + Щ = Ч. Теплая воздушная струя проходит через щель. Мягкое небо поднято, голосовые связки разомкнуты.

Характеристика звука.

1.Согласный 2.Ротовой 3.Переднеязычный 4.Щелевой 5.Ч–мягкий 6. Глухой

Дефекты произношения звука.

I .ВИДЫ СИГМАТИЗМА (ИСКАЖЕНИЕ):

1.Межзубно-боковой сигматизм - кончик языка просовывается между передними зубами, а один край языка (правый или левый) отрывается от коренных зубов, отчего весь язык разворачивается набок.

2.Боковой сигматизм – оба края языка (или один) отрывается от коренных зубов, отчего образуется щель между краями (краем) языка и коренными зубами. В образовавшуюся щель устремляется воздух, а кончик языка упирается в небо, отчего получается неприятный хлюпающий звук.

3.Межзубный сигматизм – шепелявый оттенок при произнесении.

4.Губно-зубной сигматизм – зубы сильно выпячиваются вперед, верхние резцы прижимаются к нижней губе, образуя с ней щель, куда устремляется ток воздуха, язык в образовании звука участия не принимает, слышится звук близкий к Ф.

5.Щечный - язык не принимает участия в артикуляции, образуется тупой шум между зубами и прижатыми к ним с боков углами рта. Воздух раздувает обе щеки.

6.Смягченное произнесение – нижняя артикуляция звука или близкое

положение кончика языка к передним зубам.

7.Носовой сигматизм – мягкое небо опускается и воздух попадает в носовую полость (частичная гнусавость).

8. Нижнее произнесение – мягкий оттенок, напоминающий Щ, так как щель передней части спинки языка и твердого неба.

9.Заднеязычное произнесение – шум как при звуке Х, щель между задней частью спинки языка и твердым небом.

II .СПЕЦИФИЧЕСКИЕ НЕДОСТАТКИ ПРОИЗНОШЕНИЯ:

1.Расщепление звука на составляющие ТЬ и ШЬ, где слышится между компонентами редуцированный гласный Ы или Е (мяч – мятешь, чай – тыщай).

2.Выпадение из звука щелевого момента (мячик – мятик, чай – тяй).

3.Выпадение из звука смычного момента (мячик – мящик, чай – щай).

III .ПАРАСИГМАТИЗМ (ЗАМЕНА ЗВУКА):

С, Ц… и т.д.

Комплекс артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика в строгой последовательности:

1.Для губ: «Рупор», «Бублик».

2.Для языка: «Чашечка», «Грибок», «Фокус», «Конфетка», «Почистим верхние зубки», «Вкусное варенье».

3.Для нижней челюсти: «Обезьянки», «Под счет».

1способ – по подражанию «Остановка поезда».

2способ – механическая помощь: зонд.

3способ – от опорных звуков:

ТЬ, АТЬ – слегка отодвинуть кончик языка или положить зонд под язык и отодвинуть

Ц – отодвигать кончик языка назад до получения Ч-Ч-Ч.

Сочетания Т+Ш, ТЬ+ШЬ.

ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Щ]

Правильная артикуляция звука.

Губы вытянуты вперед и округлены. Зубы сближены на расстоянии 1-4 мм. Кончик языка поднят до уровня верхних зубов. Передняя часть спинки несколько прогибается. Теплая воздушная струя проходит через две щели: средней частью спинки и твердым небом; кончиком языка и передними зубами. Голосовые связки не работают.

Характеристика звука.

1.Согласный 2.Ротовой 3.Переднеязычный 4.Щелевой 5.Мягкий 6. Глухой

Дефекты произношения звука.

I .ВИДЫ СИГМАТИЗМА (ИСКАЖЕНИЕ):

1.Межзубно-боковой сигматизм - кончик языка просовывается между передними зубами, а один край языка (правый или левый) отрывается от коренных зубов, отчего весь язык разворачивается набок.

2.Боковой сигматизм – оба края языка (или один) отрывается от коренных зубов, отчего образуется щель между краями (краем) языка и коренными зубами. В образовавшуюся щель устремляется воздух, а кончик языка упирается в небо, отчего получается неприятный хлюпающий звук.

3.Межзубный сигматизм – шепелявый оттенок при произнесении.

4.Губно-зубной сигматизм – зубы сильно выпячиваются вперед, верхние резцы прижимаются к нижней губе, образуя с ней щель, куда устремляется ток воздуха, язык в образовании звука участия не принимает, слышится звук близкий к Ф.

5.Щечный - язык не принимает участия в артикуляции, образуется тупой шум между зубами и прижатыми к ним с боков углами рта. Воздух раздувает обе щеки.

6.Смягченное произнесение – нижняя артикуляция звука или близкое

положение кончика языка к передним зубам.

7.Носовой сигматизм – мягкое небо опускается и воздух попадает в носовую полость (частичная гнусавость).

8. Нижнее произнесение – мягкий оттенок, напоминающий Щ, так как щель передней части спинки языка и твердого неба.

9.Заднеязычное произнесение – шум как при звуке Х, щель между задней частью спинки языка и твердым небом.

II .ПАРАСИГМАТИЗМ (ЗАМЕНА ЗВУКА):

Ш, Ч, СЬ, ЦЬ, СЬТЬ, СЧ, ШЧ… и т.д.

Комплекс артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика в строгой последовательности:

1.Для губ: «Рупор», «Бублик».

2.Для языка: «Чашечка», «Грибок», «Фокус», «Конфетка», «Почистим верхние зубки», «Вкусное варенье».

3.Для нижней челюсти: «Обезьянки», «Под счет».

4.Для выработки правильной воздушной струи: «Фокус», «Загоним мяч в ворота», «Кто дальше загонит мяч».

Способы постановки звука.

1способ – по подражанию «Яичница шипит на сковородке».

2способ – механическая помощь: зонд.

3способ – от опорных звуков:

СЬ+И, СЬ+А – с протяжным свистящим элементом СЬ-СЬ-СЬ-А, в момент произнесения шпателем или зондом слегка приподнять язычок, несколько отодвинуть его назад.

Ч – протянуть звук до Щ: Ч-Ч-Ч-Ч-Ч-Ч-Щ-Щ-Щ.

- «Грибок» - большим пальцем прижать язык к твердому небу и подуть на него: Щ-Щ-Щ.

Ускоренное произнесение Ш + Ч.

Ш – присосать язык и натянуть уздечку, пальцем прижать к альвеолам в средней части, и с силой выдыхать, произнося Ш-Ш-Ш-Щ-Щ-Щ.

ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Й]

Правильная артикуляция звука.

Губы растянуты в улыбке. Зубы сближены на расстоянии 1-2 мм., но не сжаты. Кончик языка лежит у нижних резцов. Средняя часть спинки языка сильно выгнута, поднята к твердому небу. Края упираются в верхние боковые зубы. Воздушная струя теплая, слабая. Голосовые связки сомкнуты, работают.

Характеристика звука.

1.Согласный 2.Ротовой 3.Среднеязычный 4.Щелевой 5.Мягкий

6. Сонорный

Дефекты произношения звука.

1.Недостатки артикуляции – йотацизм.

2.Замены – парайотацизм: А, ЛЬ

Комплекс артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика в строгой последовательности:

1.Для губ: «Улыбка», «Спокойное положение».

2.Для языка: «Горка», «Катушка».

3.Для нижней челюсти: «Обезьянки», «Под счет».

4.Для выработки правильной воздушной струи: «Загоним мяч в ворота», «Кто дальше загонит мяч».

Способы постановки звука.

1способ – сочетания ИА или АИА произносить, усиливая выдох в момент произнесения И и сразу же без перерыва перейти на А.

2способ – произносить ЗЯ-ЗЯ-ЗЯ, шпателем нажать на переднюю часть языка и отодвинуть его немного назад до получения нужного звучания.

ПОСТАНОВКА ЗВУКА [К], ЗВУКА [КЬ]

Правильная артикуляция звука.

Губы раскрыты, занимают нейтральное положение. Зубы разомкну-ты. Кончик языка лежит у нижних зубов, не касаясь их. Передняя и средняя часть спинки опущена, задняя часть спинки поднята и упирается в мягкое небо, боковые края языка слегка касаются задней части твердого неба. Мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость. Воздушная струя выходит через ротовую полость и взрывает смычку между задней частью спинки языка и мягким небом, выдох сильный. Голосовые связки не напряжены, разомкнуты, голос не образуется.

КЬ – Губы растягиваются в легкой улыбке и открывают зубы. Кончик языка продвигается ближе к нижним зубам, но не касается их. Передняя часть спинки языка опущена, средняя часть приближается к твердому небу, и весь язык продвигается вперед, производя смычку с твердым небом, боковые края языка касаются средне-задней части твердого неба.

Характеристика звука.

5. К - твердый, КЬ - мягкий 6. Глухой

Дефекты произношения звука.

1.Каппацизм:

2.паракаппацизм: замена звука на Т, Х.

Комплекс артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика в строгой последовательности:

3.Для нижней челюсти: «Обезьянки», «Под счет».

Способы постановки звука.

От ТА – в момент произнесения шпателем постепенно отодвигать язык назад нажимом на переднюю часть спинки языка. По ходу движения слышится ТЯ-КЯ-КА.

ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Г], ЗВУКА [ГЬ]

Правильная артикуляция звука.

Губы раскрыты, занимают нейтральное положение. Зубы разомкну-ты. Кончик языка лежит у нижних зубов, не касаясь их. Передняя и средняя часть спинки опущена, задняя часть спинки поднята и упирается в мягкое небо, боковые края языка слегка касаются задней части твердого неба. Мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость. Воздушная струя выходит через ротовую полость и взрывает смычку между задней частью спинки языка и мягким небом, выдох слабый. Голосовые связки сомкнуты, голос образуется.

ГЬ – Губы растягиваются в легкой улыбке и открывают зубы. Кончик языка продвигается ближе к нижним зубам, но не касается их. Передняя часть спинки языка опущена, средняя часть приближается к твердому небу, и весь язык продвигается вперед, производя смычку с твердым небом, боковые края языка касаются средне-задней части твердого неба.

Характеристика звука.

1.Согласный 2.Ротовой 3.Заднеязычный 4.Взрывной

5. Г - твердый, ГЬ - мягкий 6. Глухой

Дефекты произношения звука.

1.Гаммацизм:

Искажение звука: носовое, боковое произношение.

2.Парагаммацизм: замена звука на Д, К, ДЬ, КЬ.

Комплекс артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика в строгой последовательности:

1.Для губ: «Улыбка», «Беззвучное пропевание гласных Ы-И».

2.Для языка: «Горка», «Кто сильнее» - соревнование между языком ребенка и пальцем логопеда.

3.Для нижней челюсти: «Обезьянки», «Под счет».

4.Для выработки правильной воздушной струи: «Горка» + сдувание ватного шарика, дыхание носом с широко раскрытым ртом.

Способы постановки звука.

2.От ДА – в момент произнесения шпателем постепенно отодвигать язык назад нажимом на переднюю часть спинки языка. По ходу движения слышится ДА-ДА- ДЯ-ДЯ- ГЯ-ГЯ- ГА-ГА.

ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Х], ЗВУКА [ХЬ]

Правильная артикуляция звука.

Губы раскрыты, занимают нейтральное положение. Зубы разомкну-ты. Кончик языка лежит у нижних зубов, не касаясь их. Передняя и средняя часть спинки опущена, задняя часть спинки поднята и упирается в мягкое небо, боковые края языка слегка касаются задней части твердого неба. Мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость. Воздушная струя выходит через ротовую полость и образует щель между задней частью спинки языка и мягким небом, выдох сильный. Голосовые связки не напряжены, разомкнуты, голос не образуется.

ХЬ – Губы растягиваются в легкой улыбке и открывают зубы. Кончик языка продвигается ближе к нижним зубам, но не касается их. Передняя часть спинки языка опущена, средняя часть приближается к твердому небу, и весь язык продвигается вперед, производя смычку с твердым небом, боковые края языка касаются средне-задней части твердого неба.

Характеристика звука.

1.Согласный 2.Ротовой 3.Заднеязычный 4.Щелевой

5. Х - твердый, ХЬ - мягкий 6. Глухой

Дефекты произношения звука.

Отсутствие звука – встречается редко.

2.Парахитизм: замена звука на К, С, Т, КЬ, СЬ, ТЬ.

Комплекс артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика в строгой последовательности:

1.Для губ: «Улыбка», «Беззвучное пропевание гласных Ы-И».

2.Для языка: «Горка», «Кто сильнее» - соревнование между языком ребенка и пальцем логопеда.

3.Для нижней челюсти: «Обезьянки», «Под счет».

4.Для выработки правильной воздушной струи: «Горка» + сдувание ватного шарика, дыхание носом с широко раскрытым ртом.

Способы постановки звука.

1.По подражанию – «Погреем ручки», «подуем теплым воздухом».

2.от СА – в момент произнесения шпателем постепенно отодвигать язык назад нажимом на переднюю часть спинки языка. По ходу движения слышится СА-СА – СЯ-СЯ – ХЯ-ХЯ – ХА-ХА.

3. от К – длительное произнесение с предыханием.

ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Л], ЗВУКА [ЛЬ]

Правильная артикуляция звука.

Губы раскрыты, занимают нейтральное положение, ориентированы на следующий гласный звук. Кончик языка слегка поднят и смыкается с верхними резцами, корень языка в положении гласного звука Ы – приподнят и отодвинут назад. Средняя часть спинки опущена и принимает ложкообразную форму или форму седла. Края языка не примыкают к коренным зубам, оставляя проход для воздуха. Мягкое небо поднято. Голосовые связки напряжены, сомкнуты, голос образуется. Воздушная струя при выдохе попадает в ротовую полость и выходит по бокам языка.

ЛЬ – Губы растягиваются в легкой улыбке и открывают зубы. Кончик языка поднят несколько выше и упирается в альвеолы, средняя и задняя части спинки языка подняты и продвигаются вперед к концу твердого и началу мягкого неба, что и дает смягчение.

Характеристика звука.

1.Согласный 2.Ротовой 3.Переднеязычный 4.Смычно-проходной

5.Л - твердый, ЛЬ - мягкий 6. Сонорный

Дефекты произношения звука.

1.Ламбдацизм:

Полное отсутствие звука.

Полусмягченное произнесение звука Л – передняя часть спинки языка приподнята, корень опущен.

Межзубное произношение – кончик языка высовывается между зубами.

Губно-губное – отсутствие смычки языка с зубами.

Носовое – мягкое небо опущено, корень языка поднимается до мягкого неба, воздух уходит в нос, слышится неприятный гнусавый звук.

2.Параламбдацизм: замена звука на В, У, Р, Д, Ы, Й.

Комплекс артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика в строгой последовательности:

1.Для губ: «Улыбка», «Беззвучное пропевание гласных Ы-И», «Оскал».

2.Для языка: «Качели», «Маляр», «Вкусное варенье», «Индюки».

3.Для нижней челюсти: «Обезьянки», «Под счет».

4.Для выработки правильной воздушной струи: «Фокус».

Способы постановки звука.

1.От сочетания ЫА – при этом Ы произносится кратко на твердой атаке, затем произнести тоже самое при зажатом между зубами языке.

2.От ЛЯ – в момент произнесения ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ шпателем или зондом между твердым небом и средней частью спинки языка постепенно нажать на язык вниз и отодвигать язык вправо-влево, регулировать произнесение ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ до ЛА-ЛА-ЛА.

3. От В – перенося язычок вверх за верхние зубы, затормозить вибрацию губ.

4.От А – закусив язычок, резко отодвинуть челюсть вниз, произнеся ЛА.

5. От Ы – закусить язык и резко опустить челюсть вниз, произнеся ЛЫ.

6. Пожевать кончик язычка нараспев звуком А, получается – ЛА.

7.От У – просунуть язык между губами, пропевая У-У-У и быстро спрятать язык за верхние зубы.

ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Р], ЗВУКА [РЬ]

Правильная артикуляция звука.

Губы раскрыты, занимают нейтральное положение. Зубы разомкну-ты. Язык широкий, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Передний край языка поднят к альвеолам и соприкасается с ними во время вибрации. Вибрация кончика языка происходит под напором воздуха, поступающего из гортани в ротовую полость. Мягкое небо поднято, закрывает проход в носовую полость. Голосовые связки напряжены, сомкнуты, вибрируют. Напряжение выдыхаемого тока воздуха сильное.

РЬ – дополнительный подъем средней части спинки языка к небу и некоторое продвижение его вперед.

Характеристика звука.

1.Согласный 2.Ротовой 3.Переднеязычный 4.Дрожащий (вибрант)

5. Р - твердый, РЬ - мягкий 6. Сонорный

Дефекты произношения звука.

1.Ротацизм:

Отсутствие звука.

Горловое произношение – картавость – язык оттянут назад и своей корневой частью сближается с мягким небом. Если выдыхаемый воздух, проходя через желобок, приводит в колебание маленький язычок, то такой звук называется увулярным (грассирующим). А если образован вибрацией мягкого неба – велярный, слышится грубый рокот.

Доральное произношение – передний край языка опущен, вибрация образуется спинкой языка, которая ударяется в переднюю часть неба или альвеолы. Вместе с языком дрожит вся нижняя челюсть. Слышен грубый рокот.

Боковое – переднеязычная вибрация заменяется отрывом бокового края языка, обычно с одной стороны, от верхних коренных зубов.

В образовавшуюся щель прорывается выдыхаемый воздух. Слышит-

ся хлюпающий звук. В наиболее тяжелых случаях в момент вибрации вовлекается щека и верхняя губа.

2.Параротацизм: замена звука на Л, Д, Т, Й.

Комплекс артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика в строгой последовательности:

1.Для губ: «Улыбка», «Беззвучное пропевание гласных А-Э-Ы».

2.Для языка: «Лошадка», «Грибок», «Маляр», «Барабанщики».

3.Для нижней челюсти: «Обезьянки», «Под счет».

4.Для выработки правильной воздушной струи: «Фокус».

Способы постановки звука.

1.от З, ЗА – выработка фрикативного Р, язык в форме чашечки, произносить утрированно З-З-З, З-З-ЗА, затем слова: З-З-Зыба (Рыба), З-З-Забота (работа), З-З-Закета (ракета).

2.от З – с помощью зонда или шпателя, движения вправо-влево в момент произнесения. Зонд под языком.

3.При поднятом вверх языке в форме «Чашечки», дуть на лежащий карандаш.

4.От звука Д – языком прыгать по бугоркам-альвеолам, а зондом производить движения вправо-влево.

5. От звука Т - языком прыгать по бугоркам-альвеолам, а зондом производить движения вправо-влево.

6. «Барабан» - стучим по небу Д-Д-Д от середины до верхних резцов с сильным выдохом в конце.

7. «Балалайка» - стучать язычком на бугорках-альвеолах: ТДНЬ-ТДНЬ.

8. «Балалайка с ветерком» - стучать язычком на бугорках-альвеолах: ТЗНЬ-ТЗНЬ-ТЗНЬ.

9.От звука Ж – протяжное произнесение с перемещением переднего края языка вперед, чтобы была маленькая щель.

10. Ж+Д – быстрый темп, сильный выдох на Д - Ж-Ж-Ж-Д!

Постановка РЬ от мягких звуков.

Уклад органов артикуляции. Губы разомкнуты и принимают положение следующего гласного звука, расстояние между зубами 4-5мм. Кончик языка поднимается к основанию верхних зубов. Он напряжен и вибрирует в проходящей воздушной струе. Переднесредняя часть спинки языка прогибается. Задняя часть языка отодвинута назад и слегка поднимается к мягкому небу. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, голосовыдыхательная струя проходит посередине. Мягкое небо поднято и закрывает проход в нос, голосовые складки колеблются, производя голос.

Мягкий звук р отличается от твердого тем, что при его артикулировании средняя часть спинки языка поднимается к твердому небу (примерно как при гласном и ), кончик языка находится несколько ниже, чем при р , задняя часть спинки языка вместе с корнем продвинута вперед.

Приемы постановки звука.

По подражанию. Этот прием лишь изредка приводит к положительным результатам, поэтому чаще приходится применять другие.

Наиболее распространенным приемом является постановка звука р от д, повторяющегося на одном выдохе: ддд, ддд, с последующим более форсированным произнесение последнего. Применяется также чередующееся произношение звуков т и д в сочетании тд, тд или тдд, тдд в быстром темпе, ритмично. Они артикулируются при слегка открытом рте и при смыкании языка не с резцами, а с деснами верхних резцов или альвеолами. При многократном произнесении серий звуков д и т ребенка просят сильно подуть на кончик языка, и в этот момент возникает вибрация.

Постановка р в два этапа. На первом этапе ставится фрикативный р без вибрации от звука ж при его протяжном произнесении без округления губ и с перемещением переднего края языка несколько вперед, к деснам верхних зубов или альвеолам. При этом звук произносится со значительным напором воздуха (как при произнесении глухого звука) и минимальной щелью между передним краем языка и деснами.

Полученный фрикативный звук закрепляется в слогах. Можно, не закрепляя звук в слогах, перейти ко второму этапу постановки: с механической помощью, применяя шариковый зонд. Его вводят под язык и, прикасаясь к нижней поверхности передней части языка, быстрыми движениями зонда вправо и влево вызывают колебания языка, передние его края попеременно смыкаются и размыкаются с альвеолами. Эти движения можно осуществлять и обычным плоским шпателем (деревянным или пластмассовым). Домашние тренировки ребенок может проводить с помощью черенка чайной ложки или чистого указательного пальца. Во время тренировок выдыхаемая струя должна быть сильной.

Описанным приемом пользуются в тех случаях, когда шипящие звуки у ребенка не нарушены.

Данный прием приводит к положительным результатам. Однако его недостатки в том, что звук оказывается раскатистым, произносится изолированно и ребенок с трудом овладевает переходом от него к сочетаниям звука с гласными.

Наиболее эффективным является прием постановки р от слогового сочетания за с несколько удлиненным произнесением первого звука из слога: ззза. В ходе многократного повторения слогов ребенок по инструкции логопеда перемещает переднюю часть языка вверх и вперед к альвеолам до получения акустического эффекта фрикативного р в сочетании с гласным а. После этого вводится зонд, с его помощью проводят быстрые движения слева направо и справа налево. В момент возникающей вибрации слышится достаточно чистый звук р нормальной протяженности без избыточного раската. При этом способе постановки звука не требуется специального введения звука в сочетание с гласным, так как сразу получается слог. В последующей работе важно провести тренировки в вызывании слогов ра, ру, ры.

При постановке мягкого р применяется тот же прием, но с помощью слога зи, а в дальнейшем зе, зя, зю.

Обычно при нарушениях твердого и мягкого звука р сначала ставится твердый, а потом мягкий звук, но такой порядок не является жестким, его можно произвольно менять; но рекомендуется лишь вести одновременную их постановку во избежание смещения.

Автоматизация звука (Р)

РА-РА-РА РО-РО-РО РЫ-РЫ-РЫ РУ-РУ-РУ РЭ-РЭ-РЭ

РА-РА-РО РО-РЫ-РО РЫ-РУ-РУ РУ-РА-РА РЭ-РЭ-РЫ

РО-РА-РО-РА

РЫ-РЫ-РО-РО

РУ-РА-РУ-РО

РЭ-РЫ-РА-РУ

РА-РО-РЫ-РЭ

АР-АР-АР ОР-ОР-ОР УР-УР-УР ИР-ИР-ИР ЭР-ЭР-ЭР

АР-ОР-АР ОР-АР-ОР ОР-ИР-ОР УР-АР-УР ИР-АР-ИР

АР-ОР-УР-ЫР

ЫР-УР-ОР-АР

ЕР-ИР-ЮР-ЯР

АР-ЯР-ОР-ЕР

ЫР-ИР-ЯР-АР

РАК РАМА РАНЕЦ РАДИО РАКЕТА РАДУГА РАКОВИНА РАКЕТКА

РУКИ РУКАВ РУЧКА РУЖЬЕ РУЧЕЙ РУБИН РУБАНОК РУБАШКА

РОТ РОГ РОБОТ РОЗА РЫСЬ РЫБКА РЫНОК РЫБАК

НОРА БАРАН БАРАБАН ПЕРО ВОРОТА КОРОНА ФАРЫ ГОРЫ

АРКА АРБУЗ МАРКА ПАРТА КАРТА ФАРТУК МОРКОВЬ КАРМАН

ТРАВА ТРАМВАЙ ТРОЙКА ТРУБА ВАТРУШКА ПЕТРУШКА ДРОВА

КРАСКИ КРОВАТЬ ГРАНАТ ГРУША ФРУКТЫ ПРУЖИНА КРУЖКА

КОМАР ПОВАР ТОПОР ЗАБОР ПОМИДОР МУХОМОР КАТЕР

Губы немного растягиваются и открывают зубы.

Зубы разомкнуты до 5 мм.

Кончик языка опущен и касается нижних резцов. Передняя часть языка опущена, средняя часть спинки языка приближается к твердому нёбу, язык несколько продвигается вперед и производит смычку со средней частью твердого нёба. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам.

Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в носовую полость.

Для формирования правильного произношения звука [к’] предлагаю выполнять следующие упражнения:

«Прятки».

Цель : укреплять мышцы боковых краев языка, учить втягивать и выдвигать язык, поднимать спинку языка и удерживать в этом положении.

Педагог говорит: «Наш Весёлый Язычок играет с нами в прятки. Посмотрите, как он прячется в домик, и сделайте так несколько раз».

Рот открыт. (Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.) Язык спокойно лежит, его кончик у нижних резцов. Затем язык оттягивается назад, при этом кончик языка отодвигается от нижних резцов, но находится внизу.

Необходимо следить, чтобы дети сидели спокойно, голову держали прямо, не закрывали рот, когда отодвигают язык назад. Кончик языка при этом все время находится внизу. Если у кого- либо не получается это упражнение, надо деревянным шпателем или чистым пальцем самого ребенка отодвинуть язык назад, слегка нажимая на кончик языка.



«Змейка».

Цель : укреплять мышцы языка, учить втягивать и выдвигать язык, движения выполнять ритмично.
Педагог предлагает: «Наш Язычок покажет нам змейку. Посмотрите, как он двигается вперед, назад. Сделайте это упражнение несколько раз».

Рот широко открыт. Сделать упражнение «Иголочка». Узкий язык, похожий на жало, максимально выдвигать вперед и убирать в глубь рта. Упражнение выполняется в заданном темпе.

Показала змейка жало,
Убрала и хвост поджала-
Жало вынула опять,
Хочет всех вас испугать!

Сядь перед зеркалом. Вместе со взрослым выполняй упражнение «Змейка».
Делай четко, плавно, не торопясь.
Повтори 8-10 раз.
Проверь правильность выполнения упражнения по картинке и по описанию.

Цель : учить поднимать спинку языка, кончик языка удерживать за нижними резцами.
Педагог показывает: «Наш Язычок построил горку. Посмотрите, какая крутая получилась горка. Сделайте и вы горку».

Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. В таком положении язык удерживается до 5 секунд.
Выше, горка, поднимись,
Мы помчимся с горки вниз!

«Пароход».

Цель : учить непроизвольно оттягивать язык кзади.
Педагог говорит: «Сейчас мы поплывем на пароходе. Наш пароход дает сигнал: ы-ы-ы... Как пароход дает сигнал?»

Дети по подражанию произносят: ы-ы-ы...
Рот приоткрыт. Не надо открывать его широко и растягивать губы в улыбку. Язык оттягивается назад и удерживается в этом положении.

Педагог следит за правильным выполнением упражнения, звук ы-ы-ы... произносится протяжно на одном выдохе. Все эти упражнения дети выполняют перед зеркалом.

При произнесении звука [м]:

а) губы сомкнуты без напряжения;

б) расстояние между резцами и положение языка зависят от следующего за ним гласного;

в) мягкое нёбо опущено, вследствие чего выдыхаемая струя воздуха проходит через нос и получается носовой резонанс;

Звук [п].

При произнесении звука [п]:

а) вначале губы спокойно сомкнуты, потом раскрываются мгновенным выходом воздуха;

в) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, проход в носовую полость закрыт, воздушная струя идет через рот;

Звук [б].

При произнесении звука [б]:

а) губы спокойно сомкнуты, затем под напором воздуха они раскрываются;

б) расстояние между резцами и положение языка зависит от следующего за ним гласного;

в) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, так что проход в носовую полость закрыт; воздушная струя идет через рот;

Звук [ф].

При произнесении звука [ф]:

а) нижняя губа приближена к краям верхних резцов, посередине остается узкая щель для прохода воздуха; верхняя губа слегка приподнята;

в) положение языка зависит от следующего гласного звука;

Звук [в].

При произнесении звука [в]:

а) нижняя губа приближена к краям верхних резцов, посередине образуется узкая щель для прохода воздуха; верхняя губа слегка приподнята;

б) верхние резцы видны, нижние резцы закрыты нижней губой;

в) язык принимает положение следующего гласного звука;

Звук [н].

При произнесении звука [н]:

а) губы находятся в положении следующего за [н] гласного;

б) видны передние зубы, они сближены, но не сомкнуты;

в) передняя часть спинки языка при сочетании [н] с гласными

(твердый звук [н]) прижата к верхним зубам или альвеолам, образуя с ними смычку, которая при переходе к гласному мягко размыкается. При произнесении мягкого звука [н*] кончик языка опущен и упирается в нижние резцы. Смычка в этих случаях образуется передней частью спинки языка, прижатой к альвеолам; весь язык более напряжен;


г) мягкое нёбо опущено, вследствие чего выдох происходит через нос;

Звук [т].

При произнесении звука [т]:

а) губы находятся в положении следующего за [т] гласного;

в) передняя часть спинки языка при произнесении [т] в сочетании с гласными [а, о, у, ы] (твердый [т]) прижата к верхним зубам или альвеолам и образует смычку, взрываемой струей воздуха. При произнесении мягкого звука [т*] кончик языка опущен и упирается в нижние резцы. Смычка в этих случаях образуется передней частью спинки языка, прижатой к альвеолам, весь язык более напряжен;

Звук д.

При произнесении звука [д]:

а) губы находятся в положении следующего за [д] гласного;

б) зубы сближены, но не сомкнуты;

в) передняя часть спинки языка при произнесении [д] в сочетании с гласными [а, о, у, ы] (твердый звук [д]) прижата к верхним зубам или альвеолам и образует с ним смычку, взрываемую выдыхаемой струей воздуха. При произнесении мягкого звука д* кончик языка опущен и упирается в нижние резцы.

г) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки так, что закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;

Звук [к].

При произнесении звука [к]:

а) губы находятся в положении следующего за к гласного;

б) расстояние между резцами зависит от следующего за [к] гласного;

в) при произнесении к в сочетании с гласными [а, о, у, ы] (твердый звук [к]) кончик языка опущен и отодвинут от нижних резцов, задняя часть смыкается с мягким нёбом. При произнесении мягкого звука [к*] кончик языка опущен и касается основания нижних резцов, а спинка языка - твердого нёба;

Звук [г].

При произнесении звука [г]:

а) губы находятся в положении следующего за г гласного;

б) расстояние между резцами зависит от следующего за г гласного;

в) при произнесении г в сочетании с гласными а, о, у, ы (твердый звук г) кончик языка опущен и отодвинут от нижних резцов, задняя часть спинки языка смыкается с мягким нёбом. При произнесении мягкого звука г* кончик языка опущен и касается основания нижних резцов, спинка языка касается твердого нёба;

г) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки; таким образом, проход в носовую полость закрыт, воздушная струя идет через рот;

Звук [х].

При произнесении звука [х]:

а) губы находятся в положении следующего за [х] гласного;

б) расстояние между резцами зависит от следующего за [х] гласного;

в) при произнесении звука [х] в сочетании с гласными [а, о, у, ы] (твердый звук [х]) кончик языка опущен и слегка отодвинут от нижних резцов, задняя часть спинки языка, сближаясь с мягким нёбом, оставляет щель, через которую проходит выдыхаемая струя воздуха.

При произнесении мягкого звука [х*] кончик языка продвигается вперед и, сближаясь с твердым нёбом, оставляет щель, через которую проходит выдыхаемая струя воздуха;

г) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, таким образом проход в носовую полость закрыт, воздушная струя идет через рот;

Звук [с].

При произнесении звука [с];

а) губы в улыбке, зубы видны;

б) зубы сближены, но не сомкнуты;

е) посередине языка идет хорошая струя воздуха, которая хорошо ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту;

Мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;

Звук [с"]

Артикуляция звука [с"] (мягкого) такая же, как и с твердого, только средняя часть спинки языка поднята к твердому нёбу.

Звук [з].

При произнесении звука [з]:

а) губы в улыбке, зубы видны;

б) зубы сближены, но не сомкнуты;

в) широкий кончик языка находится за нижними резцами;

г) передняя часть спинки языка образует щель с верхними зубами или альвеолами;

д) боковые края спинки языка плотно прижаты к боковым зубам, и только посередине остается узкая щель в форме желобка;

е) посередине языка идет воздушная струя, которая ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту;

ж) мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;

Звук [з"].

Положение органов артикуляционного аппарата при произнесении мягкого звука [з*] такое же, как и при произнесении з твердого, только средняя часть спинки языка поднимается к нёбу.

Звук [ц].

При произнесении звука [ц]:

а) губы в улыбке, зубы видны;

б) зубы сближены, но не сомкнуты;

в) широкий кончик языка опущен за нижние резцы;

г) передняя часть спинки языка сначала образует смычку с верхними зубами, которая незаметно переходит в щель между ними;

д) посередине языка идет сильная короткая воздушная струя, которая ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту, как толчок воздуха;

е) мягкое нёбо поднято к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;

Звук [j].

Звук [j] (йот) относится к сонорным согласным, занимающим особое положение в системе звуков русского языка: они характеризуются преобладанием голоса над шумом и с этой стороны сближаются с гласными, но отличаются от последних наличием преграды в ротовой полости.

Артикуляция звука [j] почти такая же, как и [и]. Но [j] произносится с более сильной струей выдыхаемого воздуха и при большем подъеме средней части спинки языка к твердому нёбу.

При произнесении [j]:

а) губы приближены к зубам;

б) зубы сближены;

в) кончик языка находится за нижними резцами; боковые края языка прижаты с внутренней стороны к коренным зубам; средняя часть спинки языка поднимается к твердому нёбу и образует с ним щель, через которую проходит выдыхаемая струя воздуха;

г) мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;

Звук [ш].

При произнесении звука [ш]:

б) зубы сближены;

в) широкий кончик языка приподнят к альвеолам или к переднему краю твердого нёба и образует с ними щель; средняя часть спинки языка опускается, но края прижаты к боковым зубам; задняя часть спинки языка поднимается и оттягивается назад;

г) посередине языка идет теплая, широкая воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту;

д) мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость так, что воздушная струя идет через рот;

Звук [ж].

При произношении звука [ж]:

а) губы округлены и слегка выдвинуты вперед;

б) зубы сближены;

в) широкий кончик языка приподнят к альвеолам или к переднему краю твердого нёба и образует с ним щель; средняя часть спинки языка опускается, но края прижаты к боковым зубам; задняя часть спинки языка поднимается и оттягивается назад;

г) посередине языка идет теплая воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту;

д) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость; воздушная струя идет через рот;

Звук [ч].

При произнесении звука [ч]:

а) губы округлены и слегка выдвинуты вперед;

б) зубы не смыкаются;

в) кончик языка вместе со спинкой образует смычку с верхними зубами или альвеолами. Эта смычка незаметно переходит в щель между ними;

г) посередине языка идет короткая воздушная струя, которая ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту, как толчок воздуха;

Звук [щ].

При произнесении звука [щ]:

а) губы выдвинуты вперед, зубы видны;

б) зубы сближены;

в) широкий кончик языка поднят к альвеолам и образует с ними щель;

г) посередине языка идет воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту;

д) мягкое небо приподнято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;

Звук [л].

При произнесении звука [л]:

а) губы в легкой улыбке, зубы видны;

б) зубы сближены;

в) кончик языка поднимается и образует смычку с альвеолами; передняя и средняя части языка вместе с его краями опускаются; задняя часть спинки языка приподнимается к мягкому нёбу;

г) воздушная струя идет по бокам языка, между языком и щекой, отчего звук л и лазывается боковым;

д) мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;

Звук [л"]

Положение органов артикуляционного аппарата при произнесении звука [л*] (мягкого) такое же, как и при произнесении л (твердого), только добавляется подъем средней части спинки языка к нёбу.

Звук р.

При произнесении звука [р]:

а) губы находятся в положении следующего гласного;

б) зубы на расстоянии нескольких миллиметров;

в) кончик языка поднят к альвеолам, напряжен и вибрирует; края языка прижаты к боковым зубам;

г) посередине языка идет воздушная струя, которую можно ощутить ладонью руки, поднесенной ко рту;

д) мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;

Звук [р"].

Положение органов артикуляционного аппарата при произнесении [р*] (мягкого) такое же, как и при произнесении [р] (твердого), только добавляется подъем средней части языка к нёбу.

Звук [н].

При произнесении звука [н]:

а) губы в улыбке;

б) зубы сближены, но не сомкнуты, передние зубы обнажены;

в) кончик языка упирается в нижние резцы. Боковые края языка касаются верхних коренных зубов. Передняя часть спинки языка поднята к твердому нёбу, задняя часть спинки опущена;

г) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки так, что проход в носовую полость закрыт; воздушная струя идет через рот;

Звук [э].

При произнесении звука [э]:

а) губы в улыбке;

б) зубы сближены, но не смыкаются, передние зубы видны;

в) кончик языка касается нижних резцов. Боковые края языка касаются верхних коренных зубов. Спинка языка приподнята;

г) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки так, что закрывает проход в носовую полость; воздушная струя идет через рот;

Звук [ы].

При произнесении звука [ы]:

а) губы не напряжены;

б) зубы разомкнуты;

в) кончик языка отодвинут от нижних зубов, а вся спинка языка оттянута назад и высоко поднята к передней части мягкого нёба;

г) мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенки глотки, закрывает проход в носовую полость; воздушная струя идет через рот;

Звук [а].

При произнесении звука [а]:

а) губы в спокойном положении;

б) зубы на расстоянии 1 - 1,5 см;

в) широкий распластанный язык лежит спокойно внизу. Кончик языка касается нижних зубов, боковые края языка слегка касаются нижних боковых зубов;

г) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки так, что проход в носовую полость закрыт; воздушная струя идет через рот;

Звук [у].

При произнесении звука [у]:

а) губы трубочкой выдвинуты вперед;

б) зубы не смыкаются, они закрыты губами;

в) задняя часть языка высоко поднята к мягкому нёбу;

г) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки так, что проход в носовую полость закрыт; воздушная струя идет через рот;

Звук [о].

При произнесении звука [о]:

а) губы округлены немного выдвинуты вперед;

б) зубы закрыты округленными губами;

в) задняя часть спинки языка поднята к мягкому нёбу;

г) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки так, что проход в носовую полость закрыт; воздушная струя идет через рот;

Основы логопедии с практиком по звукопроизношению

/ Под редакцией Т.В. Волосовец

Вопросы для самоконтроля:

1. Возрастные особенности формирования звукопроизношения

2. Понятие нарушения звукопроизношения.

3. Общие и специфические причины нарушения звукопроизношения

4. Клиническая характеристика нарушения звукопроизношения

5. Характеристика нарушений звукопроизношения по основным формам проявления

6. Характеристика нарушений звукопроизношения по группам нарушенных звуков

Наверх