Проект мы красиво говорим. Проект «Страна красивой речи

Полы 16.04.2024
Логопедический проект «Раз словечко, два словечко…»

В последние годы особенно остро дискутируются проблемы преемственности в работе между дошкольными и школьными образовательными учреждениями. Особая проблема таких дискуссий - суть понятия готовности к систематическому обучению, а именно: какие предпосылки, определяющие гармоническое развитие ребёнка в дошкольном учреждении, должны быть сформированы? Исследованиями последних лет доказано: чем раньше начать формирование готовности к обучению (естественно, методами, адекватными возрастным особенностям ребёнка) , тем оно эффективнее.

Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования 2014 года является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования детей.

Согласно ФГОС дошкольного образования, условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:

  • взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка;
  • непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Качество образовательного процесса в дошкольном учреждении может быть обеспечено едиными подходами к воспитанию детей со стороны родителей и педагогов, поэтому вопрос педагогической компетентности родителей является на сегодняшний день ключевым.

Один из важнейших показателей гармоничного развития ребёнка является уровень его речевого развития. Количество детей с речевыми нарушениями в дошкольных учреждениях растёт с каждым годом. К сожалению:

  • не все дети могут получить квалифицированную помощь специалиста своевременно;
  • не все родители адекватно оценивают возможности своего ребёнка и часто не видят, или не хотят видеть, проблемы в развитии своего ребёнка;
  • и многие родители просто не знают, как помочь своему ребёнку в его гар-моничном развитии.

Анализируя создавшуюся обстановку, созрела необходимость создания проекта «Раз словечко, два словечко..» , направленного на взаимодействие с родителями воспитанников средних групп в целях осуществления полноценного речевого развития ребёнка.

Актуальность и востребованность проекта определяются реальными потребностями системы отечественного дошкольного образования и существующими противоречиями между:

  • ростом количества детей с речевыми нарушениями и отсутствием возмож-ности оказания коррекционно-логопедической помощи всем нуждающимся в условиях ДОУ общеразвивающего вида;
  • необходимостью участия родителей в коррекционно-логопедическом про-цессе и отсутствием эффективных технологий взаимодействия образова-тельного учреждения и семьи по данному направлению.

Участники проекта: учитель-логопед, дети среднего дошкольного возраста, их родители,

Цель проекта: «Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей» .

Задачи:

  1. Повышение педагогической компетентности родителей дошкольников в вопросах профилактики и коррекции речевых нарушений.
  2. Обучение родителей доступным приёмам логопедического воздейст-вия на ход речевого развития своего ребёнка.
  3. Создание атмосферы доверия, взаимопонимания и сотрудничества родителей и учителя-логопеда в вопросах гармоничного развития ребёнка.

Ожидаемые результаты:

  1. Заинтересованность и активное участие родителей в работе по профилактике и коррекции речевых нарушений детей среднего дошкольного возраста.
  2. Обученность родителей доступным формам и методам коррекции звуков (артикуляционная и дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, навыки простого звукового анализа) и умение применять полученные знания в работе по исправлению произношения своих детей.
  3. Положительная динамика речевого развития детей среднего дошкольного возраста в конце года.

Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленной цели

Проектная деятельность осуществляется в три этапа.

1 этап - подготовительный (информационно-аналитический) .

  • Анкетирование родителей воспитанников средних групп с целью выявления проблемных вопросов речевого развития детей;
  • Экспресс-диагностика уровня речевого развития детей средних групп;
  • Анализ уровня педагогической компетентности родителей о речевых про-блемах детей и способах их устранения;
  • Подбор методической литературы по практической логопедии в работе с дошкольниками;
  • Презентация: информирование родителей об основных направлениях проектной деятельности «Раз словечко, два словечко» .

2 этап - основной (практический) .

подборка и апробирование системы методических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития дошкольников.

  • проведение семинара-практикума, мастер классов, консультаций, выставок методической литературы для родителей.
  • проведение индивидуальных консультаций (по необходимости) ;
  • создание информационно-методического стенда «Уголок логопеда» (ежемесячно, теоретический материал) ;

Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в обучении и воспитании ребенка.

3 этап - заключительный (аналитический) .

  • Анкетирование родителей с целью определения уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей;
  • Повторная экспресс-диагностика уровня речевого развития детей средних групп
  • Анализ эффективности проделанной работы: со стороны родителей и со стороны логопеда;
  • Творческий отчет о проекте «Раз словечко, два словечко…» на педсовете ДОУ и МО учителей-логопедов.

Список литературы:

  • Маханёва М.Д., Козлова Т.М «Основная общеобразовательная программа детского сада - начальной школы» М. 2011.
  • Федеральный Государственный Образовательный стандарт дошкольного образования.
  • Хватцев М.С. Логопедия. «Работа с дошкольниками» М. 1996.
  • Филичева Т.Б. «Основы логопедии» М.Просвещение 1989.
  • Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Г.Б. «Логопедия» . Екатеринбург, 1998.
  • Миронова С.А. «Разитиве речи дошкольников на логопедических занятиях» . М. 2007.
  • Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения» . М. Воронеж, 1997.

Представляю вашему вниманию проект: «Страна красивой речи». Название проекта выбрано не случайно, только попав в страну красивой речи – ребёнок уверенно шагнёт в страну знаний. А мы педагоги должны ему в этом помочь!

В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте, вступившим в силу с 1 января 2014 года, заложено пять основных направлений. Одно из них – речевое развитие детей. В последнее время значительно увеличивается количество детей, имеющих нарушения речи, при этом наблюдаются количественные и качественные изменения в их развитии.

Нарушения речи все чаще сопряжены с проблемами неврологического, психологического и социального порядка, что значительно утяжеляет речевую симптоматику нарушений.

С учетом данного положения разработан данный проект деятельности учителя-логопеда на логопедическом пункте ДОУ.

Проект определяет возможные пути включения деятельности учителя-логопеда в работу дошкольного образовательного учреждения по реализации федерального государственного образовательного стандарта.

«В эту страну попасть непросто
Грамота там живёт
И по тропе красивой речи
Нас она поведёт.
Надо всем детям научиться
Правильно говорить.
В эту страну тот час умчимся
Будем всегда там жить.
Маленькая страна
Правильная страна
Там говорят и пишут верно
Всех нас зовёт она!
В этой стране не будет места
Грубым и злым словам
Никакой Звукомор не приживётся там.
Мы научиться должны
Звуки произносить
Надо нам научиться срочно
Правильно говорить»

Актуальность:

Федеральный государственный образовательный стандарт к содержанию основной общеобразовательной программы дошкольного образования определил новые направления в организации речевого развития детей 3–7 лет. К 7 годам речевое развитие ребенка должно характеризоваться умениями задавать вопросы взрослому, в случаях затруднений обращаться к нему за помощью, адекватно использовать вербальные средства общения, а также владеть диалогической речью.

ФГОС дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно их центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.

Таким образом, по требованиям ФГОС речевое развитие детей, посещающих ДОУ образовательного вида, включает в себя:

  1. владение речью как средством общения и культуры;
  2. обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  3. развитие речевого творчества;
  4. развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  5. формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Также речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры:

  • активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
  • может фантазировать вслух, играть звуками и словами;
  • проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
  • обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт.

По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры.

Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика речевых нарушений у детей, поскольку многие из них имеют особенности, которые могут нарушить благоприятный ход онтогенеза речи, что наиболее явно проявляется к пятилетнему возрасту.

В последнее время значительно увеличивается количество детей, имеющих нарушения речи, при этом наблюдаются количественные и качественные изменения в их развитии. Нарушения речи все чаще сопряжены с проблемами неврологического, психологического и социального порядка, что значительно утяжеляет речевую симптоматику нарушений.

В современной практике дошкольного образования возникает ряд проблем, требующих решения.

Во-первых , дети достаточно поздно попадают в поле профессиональной деятельности учителя-логопеда.

Во-вторых , к данному возрасту, ребенок уже приобретает ряд вторичных и третичных нарушений развития, значительно снижающих уровень его обучаемости.

В-третьих , профилактика и коррекция нарушений речи у дошкольников остается недостаточно эффективной, если речевое нарушение не является предметом комплексного воздействия всех специалистов ДОУ.

Исходя из следующего, мной была выделена педагогическая проблема:

Сегодня перед учителем-логопедом в условиях дошкольного логопедического пункта, когда в минимальные сроки коррекционной работы мы решаем максимальное количество задач при одновременно усложняющемся уровне нарушений речи, необходимо найти формы работы направленные на профилактику и коррекцию речевых и личностных нарушений.

Чтобы найти выход из сложившейся ситуации, мной, как специалистом, работающей с детьми с нарушением речи был разработан проект «Страна красивой речи - научите меня говорить правильно».

Цель :

  • Организация и создание условий для профилактической работы учителя — логопеда в МБДОУ «Сказка» с детьми 5-6 лет.

Задачи:

  • выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
  • развитие всех компонентов речи (артикуляционной моторики; физиологического дыхания; развитие темпа, ритма речи, координации речи с движением; развитие слухового внимания и фонематического восприятия; уточнение, расширение и обогащение лексической стороны речи; формирование грамматического строя речи; развитие связной речи дошкольников 5-6 лет);
  • осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников и сотрудниками ДОУ;
  • забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
  • творческая организация воспитательно-образовательного процесса.

Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следующих принципов:

  • принцип опережающего подхода, диктующий необходимость выявления детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку адекватного логопедического воздействия — с другой;
  • принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка;
  • принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей детей. Перед ребёнком необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный опыт. Этот принцип способствует более интенсивному психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребёнком материала и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем;
  • принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса;
  • принцип постепенного повышения требований, предполагающий постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков;
  • принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.

С учетом этих приоритетных цели, задач и принципов разработан данный проект деятельности учителя-логопеда на логопедическом пункте МБДОУ «Сказка». Проект определяет возможные пути включения деятельности учителя-логопеда МБДОУ в работу дошкольного образовательного учреждения по реализации федерального государственного образовательного стандарта к содержанию основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Методы:

  • словесный (индивидуальные беседы, консультации,);
  • практический (проведение семинаров-практикумов);
  • наглядный (подборка речевого материала на лексические темы, показ мультимедийных презентаций, демонстрация дидактического материала, памятки для родителей, журнал для родителей «Мой говорун»);
  • игровой (игры, физкультминутки, артикуляционные, дыхательные и пальчиковые гимнастики).

Материально-техническое обеспечение:

  • Компьютер, мультимидийная установка, дидактические игры по развитию речи, зеркала, игрушки для развития дыхания, музыкальные инструменты, аудио записи с различными звуками, баночки – «бренчалочки», шнуровки, пазлы, мозаика и т.д.)

Кадровое обеспечение:

  • Учитель-логопед;
  • воспитатели МБДОУ,
  • музыкальный работник,
  • руководитель физического воспитания,
  • дети и родители старшей группы.

Технологии:

  • Технология совместной деятельности;
  • Технология логопедического обследования;
  • Технологии формирования речевого дыхания;
  • Технологии развития интонационной стороны речи;
  • Технологии коррекции темпо-ритмической организации устной речи;
  • Компьютерные технологии.

Ожидаемый результат:

Проект является долгосрочным. Срок реализации – 1 год.

1 этап – подготовительный (диагностический; информационно- аналитический).

  • Провести мониторинг развития речи детей 5-6 лет.

Выяснить образовательные потребности педагогов и родителей, уровень их компетентности в вопросах речевого развития, установить с ними контакт, согласовать воспитательное воздействие на детей.

2 этап – основной (практический).

  • разработать и апробировать систему методических мероприятий для педагогов и родителей по вопросам речевого развития дошкольников 5-6 лет через организацию и проведение мероприятий.

3 этап – заключительный (контрольно-диагностический).

  • Проанализировать эффективность профилактической работы учителя-логопеда с педагогами и родителями по вопросам речевого развития детей 5-6 лет.

Диагностическая работа проводится по разделам согласно методике Н. В. Серебряковой включает логопедическое обследование детей старшего дошкольного возраста ДОУ (начало и конец года), с целью постановки логопедических заключений, а также определений приоритетных направлений профилактической работы.

Систему коррекционно-профилактического процесса можно изобразить в виде круга специалистов: учитель-логопед, воспитатели и родители. Причем родители должны стоять на одном уровне со специалистами. А это можно добиться только через просветительскую деятельность о развитии ребенка в норме и возможные патологии, т.к. это одно из условий полноценного речевого развития дошкольников.

Наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды, воспитатели и родители действуют согласованно. В рамках проекта в работе с педагогами и родителями важно сформировать многостороннее взаимодействие всех участников коррекционно-профилактического процесса.

Для достижения этой цели мною был определен круг задач, которые необходимо решить. Чтобы добиться этого педагоги и родители:

  1. должны четко представлять цель своей деятельности, которая заключается в полноценном развитии ребенка и в слаженном взаимодействии между собой.
  2. должны быть вооружены необходимым инструментарием для работы (специальные знания, необходимые для понимания важности и механизма влияния на развитие речи ребенка, практические умения по оказанию ребенку помощи в коррекции и профилактики развития речи).

Взаимодействие специалистов и родителей

Просветительский блок

  • Знакомство с возрастными особенностями нервно-психического развития, этапами становления детской речи;
  • Ознакомление с результатами диагностики речевого развития детей;
  • Создание пятиминуток с играми, упражнениями;
  • Оформление стендов с общими рекомендациями;

Практический блок

  • Демонстрация приёмов работы по коррекции и развитию речи на консультациях;
  • Проведение тематических семинаров – практикумов, совместных развлечений.

Формы работы логопеда с воспитателями в МБДОУ по профилактике речевых недостатков у детей

  • консультации мастер – классы;
  • семинары – практикумы;
  • еженедельное предоставление календарного планирования на лексические темы;
  • организация мини-библиотеки «Коррекционная работа по речевому развитию дошкольников».

Формы работы логопеда с родителями

  • анкетирование;
  • родительские собрания;
  • семинары – практикумы;
  • консультации;
  • логопедические пятиминутки на лексические темы;
  • Оформление информационно-методического стенда «Советы логопеда» («Игры на кухне», «По дороге в детский сад» и т.д.)
  • памятки для родителей;
  • журнал «Мой говорун»;
  • индивидуальные консультации.

Вся эта работа позволяет создать положительный эмоциональный настрой родителей на совместную работу по воспитанию и обучению детей, так как родители могут увидеть наглядно проблемы собственных детей и методы их решения.

Оценка качества деятельности

Эффективность проекта можно проследить в следующем:

  • Повышение эффективности и качества предоставляемых коррекционно-профилактических услуг.
  • Модернизация коррекционно-профилактического процесса путем внедрения компьютерных технологий, технологии совместной деятельности. Показатели эффективности проекта.

Увеличение количества детей с нормой речевого развития и уменьшение показателя с низким уровнем развития речи детей 5-6 лет.

Механизм оценки:

  • Диагностика речевого развития детей старшего возраста;
  • Анализ речевого развития детей.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ–ЛОГОПЕДА
МБДОУ «СКАЗКА» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Период

Примечание

сентябрь 1.Анкетирование родителей Приложение №1

2.Мониторинг развития речи детей старшей группы Приложение №2

3.Анализ результатов мониторинга и определение приоритетных направлений развития речи детей

4. Родительское собрание на тему: «Развитие речи детей 5-6 лет»; Результаты мониторинга Приложение №3

1.Проводит учитель-логопед

2.Учитель-логопед и воспитатели

3.Учитель-логопед

4.Учитель-логопед и воспитатели

октябрь 1.Еженедельное предоставление календарного планирования воспитателям и специалистам МБДОУ и логопедических пятиминуток для родителей по лексическим темам согласно поблочному планированию. Приложение №4

2. Семинар-практикум для родителей детей старшего возраста «Учите детей говорить правильно» Приложение №5

3.Стендовая консультация для родителей «Для чего нужна пальчиковая гимнастика» Приложение№6

4. Организация мини-библиотеки «Коррекционная работа по речевому развитию дошкольников»

2.Учитель-логопед

и родители

3.Учитель-логопед

4.Учитель-логопед

5.Воспитатели

ноябрь

2. Выпуск журнала «Мой говорун» 1№

3.Индивидуальные консультации

4. Еженедельное проведение занятий по развитию речи, объединенных единой лексической темой и идеей путешествия в страну красивой речи.

1.Разрабатывает учитель-логопед, проводят воспитатели и специалисты МБДОУ

3.Учитель-логопед и воспитатели

4.Воспитатель

декабрь 1.Еженедельное предоставление календарного планирования воспитателям и специалистам МБДОУ и логопедических пятиминуток для родителей по лексическим темам согласно поблочному планированию.

2.Мастер-класс для педагогов на тему: «Артикуляционная гимнастика»

3.Стендовая консультация для родителей на тему: «Для чего нужна артикуляционная гимнастика» Приложение №7

4. Памятки для родителей Приложение №8

5.Еженедельное проведение занятий по развитию речи, объединенных единой лексической темой и идеей путешествия в страну красивой речи.

1.Разрабатывает учитель-логопед, проводят воспитатели и специалисты МБДОУ

2.Учитель-логопед

3.учитель -логопед

4. учитель-логопед

5.воспитатель

январь 1.Еженедельное предоставление календарного планирования воспитателям и специалистам МБДОУ и логопедических пятиминуток для родителей по лексическим темам согласно поблочному планированию.

2.Индивидуальные консультации

1.Разрабатывает учитель-логопед, проводят воспитатели и специалисты МБДОУ

2.учитель-логопед и воспитатели

3.воспитатель

февраль 1.Еженедельное предоставление календарного планирования воспитателям и специалистам МБДОУ и логопедических пятиминуток для родителей по лексическим темам согласно поблочному планированию.

2. Выпуск журнала «Мой говорун» 2№

3.Стендовая консультация для родителей на тему: «Для чего нужно уметь правильно и красиво говорить» Приложение №9

4. Еженедельное проведение занятий по развитию речи, объединенных единой лексической темой и идеей путешествия в страну красивой речи.

1.Разрабатывает учитель-логопед, проводят воспитатели и специалисты МБДОУ

2.Совместно учитель-логопед и воспитатели

3. Учитель-логопед

4.воспитатель

март 1.Еженедельное предоставление календарного планирования воспитателям и специалистам МБДОУ и логопедических пятиминуток для родителей по лексическим темам согласно поблочному планированию.

2.Стендовая консультация для родителей на тему: «По дороге в детский сад»

3. Еженедельное проведение занятий по развитию речи, объединенных единой лексической темой и идеей путешествия в страну красивой речи.

1.Разрабатывает учитель-логопед, проводят воспитатели и специалисты МБДОУ

2.Учитель-логопед

3.воспитатель

апрель 1.Еженедельное предоставление календарного планирования воспитателям и специалистам МБДОУ и логопедических пятиминуток для родителей по лексическим темам согласно поблочному планированию.

2.Стендовая консультация для родителей на тему: «Игры на кухне»

3. Еженедельное проведение занятий по развитию речи, объединенных единой лексической темой и идеей путешествия в страну красивой речи.

4. Развлечение на тему: «Праздник красивой речи»

1.Разрабатывает учитель-логопед, проводят воспитатели и специалисты МБДОУ

2.учитель-логопед

3. воспитатель

4. Совместно учитель-логопед, воспитатели,

музыкальный руководитель дети и их родители

май 1.Еженедельное предоставление календарного планирования воспитателям и специалистам МБДОУ и логопедических пятиминуток для родителей по лексическим темам согласно поблочному планированию.

2. Еженедельное проведение занятий по развитию речи, объединенных единой лексической темой и идеей путешествия в страну красивой речи.

3. Выпуск журнала «Мой говорун» 3№

4.Мониторинг развития речи детей старшей группы

5.Анализ речевого мониторинга и эффективности реализации проекта

1.Разрабатывает учитель-логопед, проводят воспитатели и специалисты МБДОУ

2. воспитатель

3.Совместно

учитель-логопед, воспитатели и специалисты

4. Учитель-логопед

5. Учитель-логопед, воспитатели и специалисты МБДОУ.

ПОБЛОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ЕЖЕНЕДЕЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

ОКТЯБРЬ

1 неделя «Осень. Признаки осени», «Деревья осенью»
2 неделя «Овощи», «Огород»
3 неделя «Фрукты», «Сад»
4 неделя «Грибы, ягоды, лес»

НОЯБРЬ

1 неделя «Одежда»
2неделя «Обувь»
3 неделя «Игрушки»
4 неделя «Посуда»

ДЕКАБРЬ

1 неделя «Зима», «Зимующие птицы»
2 неделя «Домашние животные зимой»
3 неделя «Дикие животные зимой»
4 неделя «Новый год»

ЯНВАРЬ

2 неделя «Мебель», «Части мебели»
3 неделя «Транспорт грузовой и пассажирский»
4 неделя «Профессии на транспорте»

ФЕВРАЛЬ

1 неделя «Детский сад. Профессии. Трудовые действия.»
2 неделя «Ателье. Швея. Закройщица. Трудовые действия»
3 неделя «Стройка. Профессии. Трудовые действия»
4 неделя «Наша армия»

МАРТ

1 неделя «Весна. Приметы весны. Прилет птиц»
2 неделя «Комнатные растения»
3 неделя «Речные, озерные и аквариумные рыбки»
4 неделя «Моя малая Родина – Междуреченский»

АПРЕЛЬ

1 неделя «Наш дом – Югра»
2 неделя «Космос»
3 неделя «Откуда хлеб пришел?»
4 неделя «Почта»
1 неделя «Правила дорожного движения»
2 неделя «Насекомые»
3 неделя «Скоро лето»

Используемая литература:

  1. Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова,М.А. Васильева.
  2. Программа «От рождения до школы» М.-МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2010
  3. Н.В. Нищева Программа коррекционно развивающей работы в логопедической группе детского садя для детей с общим недоразвитием речи СПб ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007
  4. Н.В. Нищева «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи» СПб ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005

Без помощи родителей работа логопеда бывает очень длительной и даже бесполезной.
Все что на занятии с логопедом изучаем, дома обязательно с мамой, папой закрепляем!!!

Проект направлен на повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития младшего школьника

Анализ ситуации

В настоящие время ни для кого не секрет, что с каждым годом все острее встает вопрос об обучении детей с речевой патологией. Является очевидным, что для полноценной логопедической работы необходимо тесное сотрудничество логопеда, учителя и родителей. Прежде всего, стоит отметить необходимость формирования мотивации к занятиям среди родителей. Многие родители имеют весьма отстраненные сведения о том, кем является логопед и каким образом осуществляется коррекционная работа. Необходимо проводить просветительскую работу, настроить и привлечь внимание родителей к проблеме ребенка. С целью преодоления перечисленных проблем был разработан этот проект.

Актуальность и востребованность проекта заключается в том, что с участие родителей в коррекционно-логопедическом процессе необходимо.

Участники проекта: учитель-логопед, дети младшего школьного возраста, родители, психолог, учителя начальных классов.

Цель проекта: повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

Задачи:
-выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития,
- разъяснить и показать родителям, в чем заключается работа учителя-логопеда в школе.
- повысить интерес родителей к вопросам речевого развития детей и предоставить необходимую информацию.
- выработать и принять единые требования, предъявляемые к ребёнку, общего подхода к воспитанию.

Ожидаемые результаты: Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка.
Родители активно включены в коррекционно-развивающий процесс, выполняют рекомендации логопеда, самостоятельно используют материалы с информационно-методического стенда «Советы логопеда», с сайта школы в разделе «Страничка логопеда.

Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенная система поэтапного включения родителей в коррекционно-логопедический процесс может быть использована логопедами.

Сроки - учебный год
Описание проекта:
Работа по взаимодействию логопеда и родителей по вопросам речевого развития детей проходит в 3 этапа:

1 этап — подготовительный (информационно-аналитический).
Результат : получение реальной картины, анализ особенностей семьи и семейного воспитания ребенка, выработка тактики своего общения с каждым родителем.

2 этап — основной (практический).
Результат :
Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей

3 этап — заключительный (контрольно-диагностический).
Результат :
анализ эффективности работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей и эффективности коррекционной работы с детьми.

Перспективный план реализации проекта

Формы и методы работы

1 этап. Подготовительный этап

Сентябрь

Анкетирование родителей

«Я и
мой
ребёнок»

Познакомиться с родителями;
-собрать анамнестические данные о ходе разбития ребенка;
- -изучить адекватность позиции родителей по отношению к ребенку и его речевому дефекту
-изучить уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития

2 этап. Основной

сентябрь

Индивидуальные консультации

«Результаты диагностики»

Познакомить родителей с результатами диагностического обследования учащихся, наметить пути преодоления речевого дефекта;
-рассказать о требованиях, предъявляемых к учащимся, посещающим логопедические занятия.

Публикация на сайте школы «Страница логопеда"

«Нормы речевого развития детей 7 лет»
«Организация работы логопеда на школьном логопункте

Познакомить родителей с нормами речевого развития детей, с основными направлениями логопедической работы в рамках школьного логопункта.



Индивидуальные консультации

«План коррекционно-развивающей работы с ребёнком»

Познакомить родителей с основными направлениями коррекционно-развивающей работы с детьми

Публикация на сайте

«ФНР.
ФФНР.
ОНР.
ЛГНР»

Познакомить родителей с основными понятиями коррекционной работы, специальной терминологией;

Форум обратной связи

« Вопрос-ответ»

Ответить на вопросы, которые задают родители.

Индивидуальные консультации

«Разное»

Ответить на вопросы, волнующие родителей

Публикация на сайте

«Дисграфия-что это такое? Виды дисграфии»

Познакомить родителей с понятием дисграфия, с основными видами дисграфии»;
-показать родителям примеры работ детей с дисграфией.

Форум обратной связи

« Вопрос-ответ»

проконсультировать родителей в режиме онлайн при помощи форума обратной связи на сайте;

Публикация на сайте

«Дислексия-что это такое? Виды дислексии»

Познакомить родителей с понятием «дислексия», с основными видами дислексии

Форум обратной связи

« Вопрос-ответ»

проконсультировать родителей в режиме онлайн при помощи форума обратной связи на сайте;

День открытых дверей

«Открытое занятие»

Посещение индивидуальных и подгрупповых занятий родителями.

Родительское собрание

«Подведение итогов первого полугодия»

Познакомить родителей с динамикой речевого развития детей, наметить план работы на следующее полугодие

Январь, февраль, март, апрель

Мастер-класс

«Ребёнок-дисграфик. Как правильно себя вести»

Форум обратной связи

« Вопрос-ответ»

проконсультировать родителей в режиме онлайн при помощи форума обратной связи на сайте;
-ответить на вопросы, которые оставляют родители.

Индивидуальные консультации

«Разное»

ответить на вопросы, волнующие родителей.

Публикация на сайте

«Развиваем речь ребёнка на кухне, на прогулке, на даче»

Познакомить родителей с понятием «логопедизация» семейной среды.

Индивидуальные консультации

«Итоги года. Вопрос-ответ»

Ответить на вопросы, волнующие родителей.

Публикация на сайте

«Работа с ребёнком на летних каникулах»

Познакомить родителей с методами работы на летних каникулах;
-донести до родителей необходимость занятий по закреплению имеющихся знаний и умений детей на летних каникулах, вызвать интерес родителей заниматься с ребенком летом.

Родительское собрание

«Итоги года»
«Работа летом»

Продемонстрировать презентацию, в которой освещены методы и формы работы с детьми на летних каникулах;
- осветить результаты работы за год, проанализировать эффективность взаимодействия учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей и эффективность коррекционной работы с детьми.
- обсудить списки детей, продолжающих работу на школьном логопункте, а так же список выпускников.

Собрание для родителей будущих первоклассников

«Нормы речевого развития детей седьмого года жизни»
«Профилактика нарушений письменной речи»

познакомить родителей с нормами речевого развития детей семи лет;
продемонстрировать презентацию, в которой освещается методика профилактика нарушений речи;

выявить детей, имеющих речевую патологию;
ответить на имеющиеся у родителей вопросы.

Ежемесячно

Оформление информационно-методического стенда «Уголок логопеда»

«А знаете ли вы?»

Теоретический материал, направленный на формирование знаний родителей о развития речи детей

Заключительный этап

Мониторинг
родителей

«Анкетирование родителей»

Выявление уровня родительской компетентности в вопросах речевого развития детей

Проект «Мы красиво говорим»

Аннотация проекта

Современное дошкольное образовательное учреждение – это детский сад, который имеет возможность устойчиво развиваться и составлять программу коррекционно-развивающей работы в соответствии с потребностями дошкольников и запросами родителей.

Данный проект направлен на оказание коррекционно-развивающей логопедической помощи детям и их родителям (законным представителям), заинтересованным в развитии ребенка. Проект рассчитан на детей от 3 до 5 лет, посещающих дошкольное учреждение. Он позволяет снять напряженность и обеспечить доступность логопедической помощи в сензитивный период развития и формирования речи дошкольников в условиях логопедического пункта ДОУ.

Проект «Мы красиво говорим» носит открытый характер: изучив запросы родителей детей посещающих младшие и средние группы детского сада по результатам анкетирования, решено ввести и предложить заинтересованным родителям посещать логопедические занятия вместе с детьми, что окажет педагогическую помощь и повысит компетентность родителей. Таким образом, достигается индивидуализация оказываемой логопедической помощи по определенному запросу родителей и конкретного ребенка с речевым недоразвитием, разрабатывается индивидуальный маршрут, направленный на коррекцию речевой патологии.

Реализация проекта будет осуществляться через различные формы организации предоставления услуги:

1. Коллективная на базе ДОУ (родительские собрания, клуб)

2. Индивидуальная на базе ДОУ в кабинете логопеда

Данный проект предполагается реализовать в четыре этапа:

I этап – подготовительный: сентябрь - октябрь 2016 года.

II этап – организационно – проектировочный: ноябрь 2016 г. – февраль 2017 г.

III этап – практический: 11.02.2017 – 30.05.2017 г.

IV этап – аналитический: сентябрь 2017 года.

2. Актуальность темы и проблема, на решение которой направлен проект.

Нормативно-правовая база и положение о логопедическом пункте ДОУ даёт возможность пересмотреть приоритеты оказания логопедической помощи и привлечения родителей, что будет способствовать более эффективной и качественной работе логопеда с детьми до 5 лет в условиях логопедического пункта ДОУ.

Для оценки возможностей данной работы были проведены различные исследования, обобщив результаты которых можно сделать следующие выводы:

1. Родители младших дошкольников заинтересованы в улучшении качества речи детей.

2. В среднем более 50 % семей, имеющих детей младшего и среднего дошкольного возраста нуждаются в оказании данной помощи.

В связи с чем, появилась необходимость в концептуально новой организации работы логопедического пункта ДОУ, которая была бы направлена на оказание логопедической коррекционно-развивающей помощи младшим дошкольникам и их родителям.

Отсюда вытекают следующие противоречия.

1. В ДОУ задача коррекционно-развивающей деятельности при реализации программы является дополнительной. В расписании НОД нет времени, специально отведенного для коррекционно-развивающей деятельности логопеда, поэтому приходится очень тщательно составлять расписание и заниматься с детьми таким образом, чтобы не помешать усвоению образовательной программы и не нарушать СанПин.

2. В логопедический пункт зачисляются дети старшего дошкольного возраста, хотя статистические данные показывают необходимость оказания коррекционной помощи в более ранний период, когда недостатки не закрепились в активной речи ребёнка.

3. Повышается необходимость оказания ранней квалифицированной помощи постоянно возрастающему количеству детей в соответствии с социальным заказом родителей.

4. Наблюдается недостаточная морально-психологическая и профессиональная подготовленность воспитателей в оказании коррекционной помощи детям с ОВЗ.

5. Основными формами организации работы с детьми, имеющими недостатки в речевом развитии, являются индивидуальная и подгрупповая непосредственно организованная деятельность. НОД кратковременная (15-20минут), краткосрочная (1-2 раза в неделю) и рассчитана на 6-ти или 12 месячный срок обучения, при необходимости сопровождения некоторых детей в течение 2-3 лет.

6. Учитель-логопед вынужден вклиниваться в процесс обучения в тот день, когда ребенок посещает его занятия. Сами дети получают коррекционную помощь порционно, а не ежедневно.

7. Востребованность родителями услуг раннего развития детей, и отсутствие альтернативных моделей.

8. Желание семьи получить гарантированную и квалифицированную психолого-педагогическую поддержку в ДОУ которое посещает ребёнок.

Новизна проекта состоит в разработке новой системы взаимодействия с семьями, чьи дети посещают младшие и средние группы ДОУ, в применении новых форм сотрудничества с семьей, в осуществлении особого подхода к коррекции и развитию речи ребенка.

3. Цели и задачи проекта.

Цель проекта - создание и организация коррекционной непосредственно организованной деятельности (далее КНОД) на базе логопедического пункта МК ДОУ Павловский детский сад №8, обеспечивающего индивидуальный подход к ребёнку с речевой патологией и последующие равные стартовые возможности при поступлении в школу и максимально удовлетворяющего запросы родителей.

Задачи проекта:

1. Разработать организационную базу для создания и функционирования КНОД логопункта МК ДОУ, апробировать организационно – содержательные и методические условия индивидуальных КНОД в присутствии родителей.

2. Изучить потребительский спрос на КНОД среди семей, имеющих детей дошкольного возраста3-4х лет посещающих ДОУ.

3. Спроектировать модель логопункта ДОУ, направления и виды деятельности, формы предоставления услуги.

4. Обеспечить функционирование инновационных моделей работы логопункта МКДОУ (в первую, вторую половину дня).

5. Создать программно-методическое обеспечение предоставляемых логопунктом услуг.

6. Оценить возможности пространственной среды логопункта и материально-технического оснащения коррекционно-развивающего процесса и создать условия для организации коррекционной непосредственно организованной деятельности с детьми 3-5 лет, посещающих ДОУ, и оказания помощи при подготовке к обучению грамоте и поступлению в школу.

7. Совершенствовать материально–техническую базу логопункта МК ДОУ.

Ценность проекта:

Создание условий для оказания своевременной коррекционно-развивающей логопедической помощи в условиях логопедического пункта МК ДОУ и изменения материально-технического и дидактического оснащения коррекционно-образовательного процесса МК ДОУ.

Оказание помощи родителям детей с ОВЗ в условиях дошкольного логопедического пункта.

Реализация инновационной деятельности по проекту позволит обобщить многолетний педагогический опыт учителя-логопеда, что в свою очередь, будет способствовать изменению социально – педагогического имиджа МК ДОУ в районе.

Подготовительная (исследовательская) часть проекта.

Успешность построения механизма реализации проекта на основании сформулированной актуальности требует определения объекта и предмета работы.

Объектом проекта является логопедический пункт МК ДОУ в условиях повышения качества и развития дополнительных форм дошкольного образования.

Предмет проекта - комплекс организационно-развивающих мероприятий, направленных на повышение речевых возможностей дошкольников.

Методы исследования – анализ средового пространства, анкетирование, мониторинг потребностей и возможностей социума.

Анкетирование родителей младших и средних групп показало, что 100 % родителей считают важной проблему развития речевых функций ребёнка. Из них отметили что:

· речевые нарушения затрудняют общение со сверстниками в д/с - 21 %;

· послужат причиной будущих проблем при обучении в школе - 35 % семей;

· помешают полноценному общению с людьми в будущем - 44 % опрошенных.

Для преодоления трудностей: 72 % - считают целесообразной консультацию и занятия со специалистом д/с; 47 % - видят проблемы в развитии своего ребёнка; в то же время 40 % - не придают значения недостаткам речевого развития в этом возрасте.

4. Возможные риски и пути их преодоления.

В ходе нашего исследования мы просчитали возможные риски и предусмотрели пути их преодоления.

Факторы, представляющие возможности (благоприятные факторы) внешней среды:

Семьи и дети получат своевременную помощь специалиста учителя-логопеда.

Имеется потенциальная возможность (при необходимости) раннего вмешательства, консультирования ребёнка у узких специалистов (невропатолога, психиатра, ЛОР и т.д.)

Интернет-ресурсы дают возможность подобрать методическое сопровождение образовательной услуги.

Возможности изучения опыта инновационной деятельности других ДОУ города (района);

Конкурсы проектов, проводимые в области образования различными фондами и организациями, могут оказать финансовую и организационную поддержку в осуществлении планов ОУ

Факторы, представляющие угрозы для ОУ:

Низкая компетентность родителей в вопросах развития и воспитания ребенка раннего и дошкольного возраста ведет к смещению приоритетов в воспитании ребенка в сторону раннего обучения, а не развития ребенка.

Неудовлетворительное материально – техническое состояние

Маленькая площадь логопедического кабинета – не позволяет проводить подгрупповые занятия с детьми

Сильные стороны ОУ:

У учителя-логопеда имеется большой опыт работы с детьми раннего дошкольного возраста

Режим работы детского сада позволяет организовать предоставление услуги в утреннее и вечернее время.

Потенциал педагогического коллектива достаточно высок, т.е. педагоги работающие в с детьми способны к внедрению инноваций и работе в проектной деятельности.

Система стимулирования работников ДОУ позволяет выплатить вознаграждение за инновационную деятельность, разработку и реализацию логопедических программ и пополнение материальной базы и развивающей среды.

В практике ДОУ используются парциальные программы, а также имеются различные программы, что облегчает разработку логопедических программ и их индивидуализации под конкретного ребенка.

Функционирует сайт ДОУ, имеется электронная почта, что позволит обеспечить открытость деятельности учреждения по оказанию логопедической помощи детям 3-5 лет.

На базе сада существует психологическая служба

Слабые стороны ОУ:

Недостаточный уровень квалификации некоторых воспитателей для выполнения отдельных видов работ, внедрения инноваций.

Высокая степень загруженности педагогов и администрации детского сада текущей работой

Определение возможной стратегии реализации проекта:

Использование сильных сторон для извлечения преимуществ из новых возможностей:

Организовать и провести родительское собрание с предоставлением данных обследования речи детей, обозначить проблемы и приоритетные направления их преодоления.

Познакомить родителей и педагогов учреждения с проектом, пригласить их к сотрудничеству.

Провести опрос родителей младших и средних групп МК ДОУ через анкетирование с целью выявления востребованности услуг в рамках проекта.

Компенсация слабых сторон за счет хороших возможностей:

Провести консультации для педагогов по реализации логопедической программы в ДОУ

Использовать библиотеку учреждения и Интернет в разработке и подборе методического сопровождения КНОД в присутствии родителей.

Использование сильных сторон для смягчения угроз:

Изучить опыт по данной работе в городе Павловске и районе.

Организовать на базе учреждения консультационный пункт для родителей с целью их педагогического просвещения

5. Планирование работы по реализации проекта.

Поэтапный план – график реализации проекта

Направления

Действия по реализации задач

Ожидаемые результаты

Участники реализации

I этап – подготовительный: сентябрь - октябрь 2016 года

Изучение нормативно-правовой базы регионального и федерального уровня

Ранжирование законодательной базы по осуществлению деятельности в условиях реализации ФГОС

Оформление папки «Нормативно-правовое сопровождение дошкольников 3-5 лет с речевой патологией в логопункте ДОУ»

Учитель-логопед

Проведение маркетингового исследования потребительского спроса на образовательные услуги

Получить статистические данные по семьям

Информационный банк детей, нуждающихся в логопедическом сопровождении

II этап – организационно – проектировочный: ноябрь 2016 года

Нормативно-правовое обеспечение для создания

Разработка изменений для внедрения проекта, Положения о логопункте ДОУ;

Перспективные планы.

Пакет «Нормативно – правовые документы, регла-ментирующие деятельность логопункта ДОУ»

Учитель-логопед,

педагог-психолог и педагоги работающие с детьми 3-5 лет

Проектирование модели логопункта ДОУ

определение направлений, форм деятельности логопункта ДОУ

Модель Логопункта ДОУ

Программно-методическое обеспечение

подбор методической литературы

согласование и утверждение планов работы

Пакет документов по каждому направлению:

Индивидуальтые планы

Перспективные планы

Методическое обеспечение

Диагностические материалы

Создание комфортных условий для оказания услуг

Оснащение материально-технической базы; приобретение материалов и оборудования согласно требованиям СанПиН

Комфортная предметно – развивающая среда по всем направлениям (готовность кабинета коррекции к осуществлению деятельности)

III этап – практический: 22.02.2017 г. – 31.08.2017 г.

Организация информационной акции

Организация родительского собрания

Организация индивидуальных встреч с родителями с целью ознакомления с дополнительными услугами и формирования их заказа

Формирование банка заказчиков дополнительных услуг

Индивидуальный заказ родителя, выход на индивидуальный маршрут ребенка

Учитель-логопед,

педагог-психолог и педагоги

Проведение логопедической КНОД в присутствии родителей

КНОД проводится по предварительной записи в специальной тетради;

Формирование банка методических материалов

Организация «обратной связи» с родителями через систему анкетирования и сайт ДОУ

Ежеквартальные совещания участников проекта с целью анализа качества предоставления услуги, внесения корректировок

Утвержденные списки групп;

Утверждение расписания услуг

Определение качества оказываемой образовательной услуги

Подведение промежуточных результатов

IV этап – аналитический: сентябрь 2017 года

Промежуточный мониторинг деятельности логопедической КНОД в присутствии родителей

Анализ результатов выполнения проекта:

Анкетирование;

Опрос удовлетворенностью качеством предоставляемых услуг;

Анализ устойчивости контингента получения услуг;

Изучение спроса на предоставление услуг;

Анализ спроса заявленных услуг

Анализ эффективности работы логопедической КНОД в присутствии родителей

Учитель-логопед

6. Образ конечного результата, критерии его оценки.

Результат проекта – модель организации коррекционно-развивающей работы с детьми 3-5 лет в условиях логопедического пункта ДОУ, через успешное функционирование логопедической КНОД в присутствии родителей.

Модель деятельности логопедического пункта МК ДОУ Павловский детский сад №8

Условия

Вариативность пребывания

Логопедическая КНОД в присутствии родителей

(в течение учебного года)

Летне-оздоровительный период

Продолжительность работы

Февраль – май 2017 г.

Июнь – август 2017 г.

Режим дня

1-ая половина дня / 2-ая половина дня

Время

20 минутное индивидуальное

20 минутное индивидуальное

Недельная цикличность

1-2 раза в неделю

1-2 раза в неделю

Специальные предложения

консультации педагога-психолога

Ожидаемые результаты проекта:

Качественные

· Снижение количества детей нуждающихся в логопедическом сопровождении к старшему дошкольному возрасту (механизм оценки – количественный анализ);

· Наличие апробированной модели логопедического пункта (критерий оценки – наличие пакета «Нормативно – правовые документы, регламентирующие деятельность логопункта ДОУ по оказанию логопедической КНОД в присутствии родителей»)

· Создание банка методических материалов .

· Обогащенная пространственная и предметно-развивающая среда кабинета коррекции и групп ДОУ.

· Наличие логопедической программы психолого-педагогической поддержки семей воспитанников(критерий оценки – наличие описания опыта деятельности пед. коллектива) .

· Удовлетворенность родителей и педагогов в качестве предоставляемых услуг (критерий оценки – результаты анкетирования потребителей).

· Расширение информационного поля о деятельности логопункта ДОУ.

· Планирование работы консультационного пункта для родителей (тренинги, семинары, консультации).

Количественные

Выполнение ФГОС по повышению качества образования и предоставления равных возможностей детям с ОВЗ при поступлении в школу.

Привлечение в систему дошкольного образования родителей, как равных партнёров в проведении коррекционно-развивающей работы с детьми в возрасте от 2,5 до 5 лет (критерий оценки - показатель мониторинга по обследованию речи дошкольников) .

Высокая и регулярная посещаемость ребенком группы, снижение заболеваемости

Обучено и проконсультировано не менее 80 родителей (законных представителей)

Увеличение доли детей с нормальным речевым развитием к старшему дошкольному возрасту.

Активное участие родителей в воспитательно-образовательном процессе

Эффективность проекта мы будем оценивать

По увеличению количества запрашиваемых и предоставляемых дополнительных услуг: востребованность услуги: оказание услуг детям в возрасте 3-5 лет.

По увеличению спроса на посещение логопедической КНОД в присутствии родителей: качество услуги; положительные отзывы родителей; по стабильной привлекательности учреждения для родительского контингента микрорайона города

По интересу к опыту учреждения руководителей других ДОУ и желанию апробации в своих детских садах.

7. Ресурсное обеспечение проекта:

Информационные: кабинет коррекции оснащены большим количеством современной методической литературы, компьютером с доступом к сети Интернет, принтером, функционирует сайт ДОУ.

Временные: проект рассчитан на 7 месяцев, считаем, что данного времени достаточно для его реализации и получения первичных результатов.

Материально – технические: в ДОУ кабинет коррекции: логопеда и психолога; ИЗО студия, имеются наглядные, дидактические пособия по различным линиям развития детей, компьютерное и мультимедийное оборудование.

8. Перспективы развития проекта

В случае успешной реализации проекта можно использовать его как одну из вариативных моделей оказания дополнительных услуг семьям ДОУ. Предоставление услуги в рамках идеи данного проекта (индивидуальный заказ родителей, индивидуальные маршруты по освоению программы) позволяет реализовать современный подход к уровню дошкольного образования.

Результаты внедрения проекта будут использоваться для долгосрочного проектирования работы педагогическим коллективом (на ближайшие 5 лет). Опыт реализации проекта может быть использован другими учреждениями, так как в ходе его реализации будут разработаны нормативные и содержательные аспекты предоставления дополнительных услуг детям.

Результат проекта:

· Повысился уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития, установлен контакт с членами семьи, согласованы воспитательные и коррекционные воздействия на ребёнка.

· Разработана и апробирована система методических и практико-ориентированных мероприятий для родителей по вопросам речевого развития дошкольников 3-5 лет через организацию и проведение индивидуальной логопедической КНОД в присутствии родителей.

· Создана копилка методических, практических и электронных пособий, картотек.

· Выработаны и приняты единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, в вопросах подхода в воспитании.

Возможности дальнейшего развития проекта:

· На основе приобретенного опыта по реализации проекта «Мы красиво говорим»: проводить логопедическую КНОД в присутствии родителей на логопункте ДОУ для детей от 2.5 до 7 лет.

· Публикации опыта работы, распространение его в городе и регионе.

· Выступления на семинарах, конференциях различного уровня

Поскольку нарушения речи отражаются на психическом развитии ребенка, формировании его личности и поведения, родители, которые могут оценить своих детей, услышать их ошибки, должны быть максимально вовлечены в коррекционную работу. Чтобы ответить на ее вопросы, родители должны не только прислушаться к речи своего ребенка, но и подумать, что именно он произносит неправильно (звуки, слова или фразы) и как произносит. Проект направлен на повышение родительской компетентности в вопросах речевого развития ребенка дошкольника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический проект «Будем говорить правильно».

Проект направлен на повышение родительской компетентности в вопросах речевого развития ребенка дошкольника.

Аннотация к проекту «Будем говорить правильно»:

«Современная школа, согласно концепции модернизации российского образования, должна стать фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности». Школа сегодня признана создать условия для развития и саморазвития личности ученика. Обществом перед школой поставлены задачи формирования нового человека вооружённого знаниями, с повышенной творческой активностью, стремящегося к познанию.

Наша школа является социокультурным центром села, поэтому слияние дошкольного образовательного учреждения и школы, которое произошло в феврале 2012 г. было принято как нормальное событие. В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие всеми участниками образовательного процесса новых условий. Реализация поставленных задач зависит от уровня сотрудничества педагогов и родителей, от разнообразия форм и методов обучения и воспитания.

Актуальность проекта:


Если ты будешь знать и верить, что ты умный, - ты станешь таким.
Если ты будешь знать и верить, что ты смелый, - ты станешь таким. Наталья Правдина

Новые федеральные образовательные стандарты и президентская инициатива «Наша новая школа» требуют от школы реализации компетентностного подхода в образовании. Именно поэтому учителю, чтобы обучать детей, необходимо самому владеть такими компетентностями как: умения критически, рефлексивно мыслить, выстраивать коммуникацию, вести переговоры, действовать в команде.
Федеральный закон «Об утверждении федеральной программы развития образования» (2000г) обязывает работников дошкольного образования развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников, так как система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на общественный образовательный спрос, на реальные потребности потребителей образовательных услуг. Своевременное адекватное реагирование родителей на проблемы воспитания и обучения детей, сотрудничество со специалистами дошкольного образования - залог успешного развития детей.
Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка. Во-первых, родители являются авторитетом для него, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении. Поскольку нарушения речи отражаются на психическом развитии ребенка, формировании его личности и поведения, родители, которые могут оценить своих детей, услышать их ошибки, должны быть максимально вовлечены в коррекционную работу. Чтобы ответить на ее вопросы, родители должны не только прислушаться к речи своего ребенка, но и подумать, что именно он произносит неправильно.
Часто родители постоянно напоминают ребенку о речевых трудностях, просят произнести слово хорошо, правильно, хотя ребенок не может этого сделать. Такое отношение к дефекту формирует у ребенка комплекс неполноценности. В результате может возникнуть комплекс явлений, обозначаемых в специальной литературе как поведенческий и речевой негативизм.
Родителям ребенка важно объяснить, что коррекция будет результативнее, если ребенок почувствует себя более спокойно, поверит в свои силы, будет испытывать радость от собственных, пусть поначалу небольших успехов.
В ходе работы необходимо:

  1. помочь родителям понять, как важно правильно формировать речь детей,
  2. разъяснить и показать им, в чем состоит логопедическая работа,
  3. подчеркнуть полезность разумных требований к ребенку, необходимость закрепления достигнутого на занятиях.

Актуальность проекта определяются реальными потребностями дошкольного образования и существующими противоречиями между:
ростом количества детей с речевыми нарушениями и отсутствием возможности оказания коррекционно-логопедической помощи в условиях ДОУ села Лучанова до февраля 2012 года;
необходимостью участия родителей в коррекционно-логопедическом процессе и отсутствием эффективных технологий взаимодействия образовательного учреждения и семьи по данному направлению;

Исходя из вышеизложенного, мы видим актуальность и значимость проблемы повышения компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

Участники проекта:
Учитель-логопед, дети старшего дошкольного возраста, их родители, воспитатели.

Педагогическое обоснование:

Вопросами семейного воспитания детей с проблемами в развитии речи занимались Г.А. Волкова, Ю.Ф. Гаркуша, Г.В. Гуровец, С.Т. Григорян, Л.Н. Ефименкова, Н.Л. Крылова, В.И. Лубовский, Е.М. Мастюкова, Э.В. Миронова, А.Г. Московкина, Н.В. Новоторцева, Л.П. Носкова, В.И. Селиверстов, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др. Они акцентировали внимание на роль ближайшего окружения (семьи) в процессе коррекционно-педагогического воздействия на дошкольников, имеющих речевые нарушения, и считают организацию правильного семейного воспитания таких детей одним из условий создания для них среды развития. Особое место в данном процессе отводят повышению психологопедагогической культуры родителей. Важнейшими предпосылками для повышения эффективности работы авторы называют формирование у родителей мотивированного отношения к коррекционной работе и активное включение в нее.
Вопросы, связанные с изучением педагогической компетентности родителей, отражены в работах П.П. Блонского, И.В. Гребенникова, П.Ф. Каптерева, Н.К. Крупской, П.Ф. Лесгафта, A.C. Макаренко, В.М. Миниярова, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого и др. Формирование педагогической компетентности родителей различными социальными институтами представлено в публикациях С.А. Беличевой, В.Г. Бочаровой, И.В. Гребенникова, A.C. Спиваковской, Л.Г. Петряевской, С.С. Пиюковой и др.
Кроме того, теоретической базой проекта явились работы, рассматривающие вопросы коррекции нарушений звукопроизношения (М.Е. Хватцева, Р.Е. Левиной, М.Ф. Фомичевой, К.Н. Ефименковой, С.Н. Шаховской, Е.Ф. Рау, Л.Ф. Спировой и других).
Изучив литературу по вопросам речевого развития и вопросам взаимодействия логопеда с семьями воспитанников, пришли к выводу о разработке педагогического проекта, в котором приняли бы участие и дети, и родители, и педагоги.

Цель проекта:
Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.


Задачи:

  1. выработать и принять единые требования в воспитании.

Ожидаемые результаты:
1. Родители активно включены в коррекционно-развивающий процесс по устранению речевых недостатков детей в домашних условиях, через рабочие тетради детей
2. Родители самостоятельно используют материалы
3. Путем анкетирования выявить педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития.
Это будет
способствовать у педагогов:
- повышению интереса к осуществлению инновационной деятельности;
-росту компетентности;
-росту уровня профессиональных навыков и умений;
-творческому росту.

Эффективность данных результатов

детям

родителям

педагогам

Образовательному учреждению

Положительная динамика речевого развития;
-успешная социальная адаптация в ДОУ и семье;
-индивидуальный подход к каждому ребенку.

Положительная оценка деятельности ОУ;
-готовность и желание помогать ОУ;
-использование знаний по развитию речи детей

Положительный психологический климат между логопедом и воспитателями;
-заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;
-удовлетворенность собственной деятельностью;

благоприятные условия для профессионального роста педагогов;
повышение статуса ОУ

Возможные риски:

  1. трудности взаимодействия с родителями, (пути решения: подключение социального педагога и психолога ).
    Практическая значимость проекта заключается в том, что предлагаемая система поэтапного включения родителей в коррекционно-логопедический процесс, методические пособия для домашнего использования,диагностический материал для выявления компетентности родителей по вопросам речевого развития могут быть реализованы педагогами, логопедами и заинтересованными родителями.

Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленной цели
Работа по взаимодействию логопеда и родителей по речевому развитию детей проходит в 3 этапа:
1 этап – подготовительный (информационно-аналитический).
Задачи:

  1. выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития, установить контакт с ее членами, согласовать воспитательное воздействие на ребенка;
  2. начать комплектацию методических материалов
  3. выработать и принять единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, в вопросах речевого развития

    Для решения этих задач начинаем работу с анкетирования. Получив реальную картину, на основе собранных данных, можно проанализировать особенности семьи и семейного воспитания ребенка, выявит уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития, выработать тактику своего общения с каждым родителем. Это поможет лучше сориентироваться в потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
    На данном этапе также необходимо начать собирать методические материалы в соответствие с психофизическими особенностями детей.
    Подготовительный этап включает в себя установление единых требований логопеда и родителей.

2 этап – основной (практический).
Задачи:

Разработать и апробировать систему методических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития
-Пополнить и дополнить методическую копилку для родителей;

Полученные во время занятий с логопедом знания, речевые умения детей закрепляются в игровой форме в повседневной жизни.

Средства и методы проекта:

  1. проведение семинара-практикума, мастер-классов, консультаций;
  1. создание информационно-методического стенда «Для родителей»

3 этап – заключительный (контрольно-диагностический).
Задачи:

  1. Проанализировать эффективность работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей.
  2. Проанализировать эффективность коррекционной работы с детьми

Перспективный план реализации проекта «Будем говорить красиво»

N
п/п

Срок

Формы и
методы работы

Результат

Ответственный

Анкетирование родителей

Изучение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития

Анкета для родителей

Логопед

Февраль 2012г

Подборка дидактических
материалов

Установление единых требований родителей и логопеда к ребенку, посещающего логопункт

Анкета для родителей

Логопед

Март

Родительское собрание «Почему ребенок говорит неправильно?"

Обмен мнениями, -анализ анкетирования, -просвещение родителей о причинах речевых отклонений

отзывы родителей

Логопед

Апрель

Мастер-класс «Упражнения для развития мышц речевого аппарата».

Логопед

Май

Семинар практикум
«Пальчиками играем- речь развиваем»

Сообщение о взаимосвязи развития речи и мелкой моторики рук, рекомендации по проведению пальчиковой гимнастики

Протокол проведения семинара-практикума, отзывы

логопед, воспитатели

Июнь

Август

Консультация «Речевое дыхание-основа правильной речи»

Родительская гостиная «Родители о своих детях»

Тематическая консультация с практической частью

Протокол проведения консультации, отзывы родителей

Протокол проведения мастер-класса, отзывы родителей


логопед, Воспитатель

Ежемесячно

Мастерская логопеда

Пополнение новыми материалами для использования в домашних условиях

Картотека игр и упражнений по темам

Логопед

Ежемесячно

Индивидуальные консультации

Оказание помощи родителям по интересующим их вопросам

Журнал регистрации консультаций для родителей

Логопед

Ежемесячно

Оформление стенда

Теоретический материал, направленный на формирование знаний родителей об особенностях развития речи детей

Май

Сентябрь

Мониторинг (анкетирование) работы логопеда с родителями

Мониторинг детей

Выявление уровня родительской компетентности в вопросах речевого развития детей
-Выявление уровня речевого развития детей
Презентация проекта

Анкета для родителей

Логопедическая диагностика

Приложение 1
Поскольку нарушения речи отражаются на психическом развитии ребенка, формировании его личности и поведения, родители, которые могут оценить своих детей, услышать их ошибки, должны быть максимально вовлечены в коррекционную работу. Чтобы ответить на ее вопросы, родители должны не только прислушаться к речи своего ребенка, но и подумать, что именно он произносит неправильно (звуки, слова или фразы) и как произносит.
Анкета для родителей
Уважаемые родители!
Ваш ребёнок зачислен в логопедическую группу. Для участия в занятиях необходимы: упаковка бумажных платков, влажные салфетки, тетрадь 48 листов (подпишите). Большая просьба выполнять домашние задания в выходные дни и приносить с собой утром по понедельникам. Обратите внимание на артикуляционную зарядку!!!

1. Фамилия, имя, дата рождения вашего ребёнка?

2.Домашний адрес: ___________________________________________________________________________

3.Состав семьи:

Мама(ФИО)________________________________________________________________________________

Папа(ФИО)________________________________________________________________________________

Место работы________________________________________________________________________________

4. Как протекала беременность?_________________________________________________________________

5. Как протекали роды?________________________________________________________________________

6. Состоял ли ребёнок на учёте у невропатолога?__________________________________________________

7.Какие заболевания перенёс ваш ребёнок?_______________________________________________________

8. Замечали ли вы отставание в речевом развитии?_________________________________________________

9.Обращались ли за помощью к логопеду?________________________________________________________

10. Когда появились первые слоги?______________________________________________________________

11.Как шло речевое развитие речи после появления первых слогов?(медленно, нормально, бурно) выберите

12. С какого возраста ребёнок посещает дошкольное учреждение?___________________________________

Приложение № 2

Приложение № 3 Памятка заботливым родителям

Для речи ребенка 4 – 5 лет характерно:

  1. Смягченное произношение согласных исчезает.
  2. Шипящие и свистящие звуки не заменяются звуками Т и Д.
  3. Шипящие звуков Ш, Ж, Ч, Щ не заменяются свистящими звуками С, З, Ц.
  4. Многие звуки ребенок произносит более правильно и четко.
  5. Некоторые дети могут недостаточно четко произносить шипящие звуки.
  6. Некоторые могут не произносить звуки Л и Р.

Развитие словаря:

  1. Употребляют существительные, обозначающие профессии.
  2. Употребляют глаголы, обозначающие трудовые действия.
  3. Определяют местоположение предмета.
  4. Характеризуют настроение людей.
  5. В речи больше употребляются глаголы, наречия, предлоги.

  1. Фраза детей стала более сложной и распространенной.
  2. Слова в предложении согласуются правильно. Совершенствуется умение правильно использовать в речи предлоги.

Развитие связной речи:

  1. Дети сами составляют и пересказывают небольшие рассказы; в рассказах могут присутствовать элементы фантазии.
  2. Совершенствуется диалогическая речь.
  1. Учите детей пересказывать сказки, рассказы.
  2. Учите составлять рассказ по сюжетной картинке и серии сюжетных картинок.
  3. Учите использовать в речи грамматически правильные формы слов.

Приложение № 4 Памятка заботливым родителям

Для речи ребёнка 5 – 6 лет характерно:

На данном этапе речевого развития дети готовы к правильному восприятию и произношению всех звуков родного языка. Однако в речи детей еще можно встретить отдельные недостатки произношения:

  1. Не всегда четко произносятся шипящие звуки.
  2. Звук Р заменяется звуком Л или Й.
  3. Звук Л заменяется звуком ЛЬ.
  4. В словах со сложной фонетической структурой наблюдается неустойчивое употребление ранее сформированных звуков.

Развитие словаря:

  1. Употребляют прилагательные, обозначающие признаки предметов.
  2. Употребляют наречия, характеризующие отношения людей к труду.
  3. Употребляют точно по смыслу слова со сходным значением, с обобщающим значением части речи.

Развитие грамматического строя речи:

  1. Количество употребляемых простых распространенных и сложных предложений возрастает.
  2. Оформляя фразу, ребенок использует такие основные части речи как: существительные, прилагательные и глаголы.
  3. Совершенствуется умение согласовывать в предложении существительные с числительными, прилагательными.

Развитие связной речи:

  1. Совершенствуется диалогическая и монологическая речь.
  2. Развивается умение связно, последовательно пересказывать литературные произведения.
  3. Развивается умение самостоятельно составлять небольшие рассказы о предмете.

Наверх